Права на земельные участки лиц, которые не являются их собственниками, могут быть прекращены в принудительном порядке в связи с ненадлежащим их использованием в порядке, который предусмотрен ст. 54 ЗК РФ. В таком случае принудительное прекращение права на земельный участок производится на основании и в порядке, которые определяют ст. ст. 284-286 ГК РФ.
Однако в соответствии со ст. 54 ЗК РФ земельный участок может быть изъят у лица, которое не является его собственником, только после привлечения этого лица к административной ответственности за нарушения земельного законодательства. При этом основания изъятия и состав административного правонарушения должны совпадать. [1]
В действующем Кодексе об административных правонарушениях установлены следующие виды правонарушений:
- уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
- самовольная переуступка права пользования землей;
- самовольный обмен земельного участка;
- проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;
- сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
- самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;
- уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
- использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
- нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.[2]
Указанные выше правонарушения необходимо отличать от тех правонарушений, которые связаны с самовольным занятием участков земли. За эти правонарушения к ответственности могут привлекаться только те лица, которые не имеют прав на используемые ими земельные участки.
В ст. 42 ЗК РФ определены обязанности собственников и пользователей земельных участков использовать их только по целевому назначению. [3]
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.[4]
В п. 3 указанной статьи установлено, что решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п. 2, принимается судом в соответствии со ст. 54 ЗК.
Как уже говорилось, для изъятия земельного участка необходимо, чтобы его владелец был привлечен к административной ответственности за его ненадлежащее использование. Совместно с наложением административного наказания в отношении виновного лица уполномоченный орган обязан выдать предупреждение о допущенных им земельных правонарушениях и уведомить предоставивший участок орган об этом. [5]
Форма такого предупреждения установлена в приложении к Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689. Так, согласно данному акту, в предупреждении должно содержаться:
- указание на совершенное правонарушение.
- срок устранения данного правонарушения.
- указание на возможность принудительного прекращения права на данный земельный участок при неустранении допущенных нарушений.
- разъяснение прав виновного лица при возбуждении процедуры принудительного изъятия земельного участка. [6]
Если указанные в предупреждении нарушения устранены в не были, то орган исполнительной власти, который вынес предупреждение, направляет материалы в орган местного самоуправления либо орган государственной власти с целью прекращения прав лица на земельный участок по причине его ненадлежащего использования. Органом государственной власти либо органом местного самоуправления подается соответствующее заявление в суд, а после вступления в силу решения суда права лица на земельный участок прекращаются, а факт прекращения права на земельный участок регистрируется в соответствующем государственном органе.
При этом прекращение прав на земельный участок не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, которое предусматривает ст. 76 ЗК РФ.
Решение об изъятии у лица земельного участка может обжаловаться им в вышестоящие судебные инстанции. [7]
Таким образом, прекратить права лиц на земельные участки можно только по установленным в законе основаниям и порядке и только по решению суда.
[1] Кылчыкбаев Т.Э. Основание принудительного прекращения права собственности на землю // Наука в современном мире: приоритеты развития. – 2016. - № 1. – С. 145.
[2] Сонина Д.Д. Правовые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации. Дисс. к.ю.н. – М., 2012. – С. 98-99.
[3] Гринь Е.А. Понятие принудительного прекращения прав на земельные участки и классификация его оснований// Уникальные исследования XXI века . – 2015. - № 1. – С. 28.
[4] "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
[5] Часовских А. В. Принудительное прекращение прав на земельные участки: правовое регулирование и проблематика / А. В. Часовских, А. А. Рыбьянов, А. Э. Плотникова // Студенческая наука XXI века : материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: Л. А. Абрамова [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 251
[6] Сонина Д.Д. Неиспользование земельного участка в течение установленного законом срока как основание прекращения прав на землю// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал . – 2011. - № 4. – С. 166.
[7] Кылчыкбаев Т.Э. Основание принудительного прекращения права собственности на землю // Наука в современном мире: приоритеты развития. – 2016. - № 1. – С. 146.
|