Вторник, 26.11.2024, 21:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Защита прав потребителей в памятниках советского права

События 1917 года кардинально изменили политическую обстановку в стране, впоследствии чего появилась страна с иной системой хозяйствования, отличной от Российской Империи, что повлекло за собой изменения в законодательстве.

С начала появления советской власти шла тенденция на улучшение качества продукции и стандартизации.

Период с 1917 по 1925 год характеризовался созданием и развитием стандартизации, метрологии и системы их контроля. Нормативными актами в этой сфере были принятые декрет СНК РСФСР от 14 сентября 1918 «О введении международной метрической системы мер и весов»[1] и Положение о Главном комитете лакокрасочной промышленности[2].

Создавались такие органы, как Временное бюро стандартизации (с 1925 года – Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны) и Центральное бюро стандартизации при НК РКИ СССР, занимающиеся руководством всех работ в сфере стандартизации и метрологии во всех ведомствах СССР, утверждением и опубликованием стандартов[3].

В 1922 году был принят первый Гражданский кодекс РСФСР[4]. Однако в нем вопросы защиты прав потребителей не выделялись в отдельный институт, а только несколько положений (статьи 195-199, 201, 203-205) зафиксированы в разделе IV «Купля-продажа».

По ГК 1922 года продавец отвечал перед покупателем за несоответствие качества проданного имущества установленному по договору, за недостатки, значительно уменьшающие его цену или пригодность к употреблению. Статья 195 закрепляла обязанность покупателя немедленного осмотра полученной вещи, в противном случае он лишался в дальнейшем права ссылаться на ее явные недостатки. В 197 статье говорится о сроках обращения потребителя к продавцу с соответствующими требованиями, а в 198 – о трех основных права покупателя в случае продажи ему некачественного товара, а именно: предоставление товара надлежащего качества, соответствующего уменьшения покупной цены, расторжение договора и возмещение всех убытков.

Помимо ГК РСФСР 1922 года в довоенное время потребительское право регламентировалось специальными указаниями Наркомторга СССР, в особенности два постановления Наркомвнуторга СССР. Первое от 8 августа 1935 года[5], которое утвердило Правила обмена недоброкачественных товаров, второе от 2 декабря 1936 года[6], установившее Правила обмена и возврата по любым мотивам промтоваров, купленных в магазинах.

Нормы по защите прав потребителей не ограничивались только положениями из ГК. Так, вместе с регулятивными нормами были и охранительные из Уголовного кодекса РСФСР 1922 года[7].

УК 1922 года содержал в себе суровые наказания за выпуск недоброкачественной, некомплектной продукции, за несоблюдение обязательных стандартов (ст. 192).

Впервые была установлена уголовная ответственность за обман покупателей в постановлении ЦИК СССР 1934 года[8], хотя отдельные положения обворовывания покупателей считались уголовно наказуемыми и до этого времени. Этому свидетельствует декрет СНК от 15 июля 1921 года «Об ответственности за нарушение декретов о натуральных налогах и об обмене»[9], где говорилось о признании сбыта фальсифицированных продуктов через торговые предприятия. Данное положение было положено в основу статьи 128 УК 1922 года.

Указания, директивы, принятые в период 20 — 40-х гг. расширяли права и возможности покупателей по сравнению с действующим в это время Граждански кодексом, т.е. улучшали положение потребителей[10].

В 60-70-е годы прошла реформа советского законодательства, что стало причиной кодификации гражданского, уголовного законодательства, развития административного права, что отразилось и на потребительском праве.

В 1961 годы были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик[11] (статьи 36, 41, 42), а в 1964 году – новый Гражданский кодекс РСФСР[12] (статьи 245-249).

Практика, сложившаяся к 60-м гг. имела обратное воздействие. К этому времени правовое регулирование торгового обслуживания осуществлялось рядом подзаконных нормативных актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными правилами, которые в ряде случаев предусматривали административные формы воздействия. Разрабатывая и утверждая данные правила министерства и ведомства, пренебрегая общими интересами и используя монопольные позиции в соответствующих отраслях, нередко в одностороннем порядке навязывали невыгодные потребителям условия, ставя их в неравноправное положение по отношению к специализированным организациям, обслуживающим население. Многие из этих правил ухудшали положение потребителя по сравнению с действующими Основами и Гражданским кодексом 1964 года. Так, например. Правила обмена промышленных товаров, предоставляют возможность обмена товара и только при отсутствии его в продаже - возможность расторжения договора с возвратом покупной цены без возмещения убытков. Тогда как гражданским законодательством предусмотрено право выбора между указанными мерами ответственности, а при расторжении договора потребитель по статье 41 Основ имеет право на безвозмездное устранение недостатков или возмещение расходов, связанных с исправлением обнаруженных недостатков.

Нормами административного права устанавливалась административная ответственность за мелкий обвес, обмер, обсчет или иной обман покупателей, такие положения закреплялись в нормативных актах различных государственных органов[13].

Принятый в 1960 году Уголовный кодекс РСФСР[14] увеличил количество деяний, признаваемыми преступными и уголовно наказуемыми. В нем были четко определены формы обмана покупателей, расширены возможности выбора видов и сроков наказания за обман покупателей, что позволяло в каждом конкретном случае назначать наказание с учетом общественной опасности совершенного ^ преступления и личности виновного.

Так, Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года устанавливал уголовную ответственность за спекуляцию товара, обмеривание, обвешивание, превышение установленных розничных цен, обсчет или иной обман покупателей в магазинах и иных торговых предприятиях или в предприятиях общественного питания (статьи 152, 154, 156, 157). Обман потребителей с квалифицирующими признаками являлся тяжким преступлением.

С принятием Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 года[15] изменилась санкция состава: отменялось наказание в виде лишении свободы за простой обман, но в то же время увеличились исправительные работы до двух лет[16].

К 80-м годам законодательство, регулирующее вопросы охраны прав потребителей, представляло собой крупный массив нормативных актов различного уровня. Прежде всего, оно содержало нормы различных отраслей права - государственного, административного, гражданского, уголовного. С принятием Конституции 1977 года оно опирается на многочисленные конституционные установления. Но в данном законодательстве обнаружен ряд противоречий, оно не соответствует международному уровню и, формально защищая потребителей, фактически ущемляет их права и интересы (18). Поэтому впервые признавалась необходимость принятия специальных норм законодательства, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей.

Первой попыткой создания специального законодательства была разработка осенью 1988 г. проекта Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей"[17]. Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Само появление этого законопроекта было первым шагом в создании потребительского законодательства.

Проект имел ряд недостатков. Во-первых, он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом. Во-вторых, все его нормы были так или иначе связаны с качеством товаров, то есть все основные права потребителей (на информацию, на возмещение вреда, право на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество. Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.

Переломным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР "О защите прав потребителей"[18]. Он так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Этот Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизмы реализации всех его норм. Закон не только не требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей.

Закон СССР "О защите прав потребителей" - один из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В то же время некоторые его положения, такие, как право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.

Таким образом, в советский период продолжалось усовершенствование потребительского права. Однако нормы по защите потребителя были разбросаны по различным нормативно-правовым актам. Законодательство в сфере защиты прав потребителя в основном регулировалось нормами гражданского права, где устанавливалось право покупателя в случае продажи ему некачественного товара, когда продавец должен возместить расходы на исправление вещи, обменять на товар надлежащего качества, иначе договор между покупателем и продавцом может быть расторгнут. Интересы потребителей в отношении качества, количества товара помимо гражданского законодательства регулировались уголовным кодексом, регулировавшим нормы с суровыми наказаниями за несоблюдение закона, а именно: сбыт некачественного товара, несоблюдение обязательных стандартов, завышение стоимости. К концу советской власти развитие законодательства в этой сфере достигло своего предела, что потребовало отделения его от гражданского права в институт защиты прав потребителей.

 

[1] Декрет СНК РСФСР от 14.09.1918 "О введении Международной Метрической системы мер и весов" // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=18724#0 (дата обращения: 19.02.2017).

[2] См. Науджина Е.В. Исторический аспект становления защиты прав потребителей в России // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2009. № 6. С. 142.

[3] Науджина Е.В. Исторический аспект становления защиты прав потребителей в России // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2009. № 6. С. 140-144.

[4] Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 года «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР» (вместе с Гражданским кодексом РСФСР) // СПС «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=2863#0 (дата обращения 15.02 2017).

[5] См. Науджина Е.В. Исторический аспект становления защиты прав потребителей в России // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2009. № 6. С. 142.

[6] Там же.

[7] Постановление ВЦИК от 1 июня 1922 года «О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР» (вместе с Уголовным кодексом РСФСР) // СПС «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3006#0 (дата обращения 15.02 2017).

[8] См. Науджина Е.В. Исторический аспект становления защиты прав потребителей в России // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2009. № 6. С. 142.

[9] Декрет СНК РСФСР от 15 июля 1921 года "Об ответственности за нарушение декретов о натуральных налогах и об обмене" // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=10331#0 (дата обращения: 20.02.2017).

[10] Бычко М.А. - Развитие законодательства о защите прав потребителей: Историко-правовой аспект : Дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2000. 187 с.

[11] Закон СССР от 08.12.1961 "Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=9608#0 (дата обращения: 22.02.2017).

[12] "Гражданский кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1838/ (дата обращения: 18.02.2017).

[13] Науджина Е.В. Исторический аспект становления защиты прав потребителей в России // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2009. № 6. С. 140-144.

[14] Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2950/ (дата обращения 15.02.2017).

[15] Указ Президиума ВС РСФСР от 03.12.1982 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР" // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=5423#0 (дата обращения: 25.02.2017).

[16] Олейникова А. Я. Развитие законодательства о защите прав потребителей: история и современность // Основные тенденции государственного и общественного развития России: история и современность. 2014. № 1. С. 110-117.

[17] См. Бычко М.А. - Развитие законодательства о защите прав потребителей: Историко-правовой аспект : Дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2000. С. 56.

[18] См. Науджина Е.В. Исторический аспект становления защиты прав потребителей в России // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2009. № 6. С. 144.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (14.06.2017)
Просмотров: 221 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%