Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
МИД России подведомственен Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за Президентом Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации. МИД России (в 1946-1992гг. МИД РСФСР) был образован как Народный комиссариат иностранных дел 1 февраля 1944 года, и существовал параллельно с МИД СССР. Министерство иностранных дел, как орган исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Руководство деятельностью внешнеполитического ведомства осуществляет Президент.
МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях, территориальные органы - представительства МИДа России на территории России. В систему МИД входят[1]:
центральный аппарат;
загранучреждения;
территориальные органы;
организации подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории России.
МИД в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.
Обязательному согласованию с МИД подлежат проекты договоров и соглашений, заключаемых от имени РФ и Правительства, а также межведомственные протоколы, если они касаются внешнеполитических вопросов или принципиальных направлений межгосударственных отношений. Распространение официальной информации относительно внешнеполитического курса России осуществляется по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
В системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации.[2]
Основными задачами Министерства иностранных дел РФ являются:
разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;
реализация внешнеполитического курса РФ;
координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
содействие согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие этих органов, их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней поли тики РФ и выполнение международных обязательств РФ;
обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;
защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;
обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.
Министерство иностранных дел РФ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по вопросам отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями;
разрабатывает проекты международных договоров РФ, подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров и в установленном порядке вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;
ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;
осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами;
осуществлять контроль за соответствием законодательству РФ и международно-правовым нормам проектов международных договоров РФ;
вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ предложения о разработке проектов законодательных актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;
представлять в установленном порядке предложения об учреждении территориальных органов — представительств Министерства на территории РФ;
принимать в пределах своей компетенции решения нормативного характера, обязательные для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, при осуществлении ими международных контактов;
докладывать соответственно Президенту РФ и Правительству РФ о действиях органов государственной власти и должностных лиц, влекущих за собой несоблюдение принципа единства внешней политики РФ, или не - выполнение международных обязательств РФ, или на рушение установленного порядка осуществления Министерством координирующей роли в проведении единой внешнеполитической линии РФ и иные правомочия в соответствии с законодательством.
Полномочия Министра иностранных дел РФ[3]:
руководит деятельностью Министерства, утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства, территориальном органе - представительстве Министерства на территории РФ, а также положения (уставы) об организациях, находящихся в ведении Министерства, определяет компетенцию должностных лиц системы Министерства;
издает приказы, распоряжения и инструкции, дает указания по вопросам деятельности центрального аппарата Министерства, загранучреждений, территориальных органов — представительств Министерства на территории РФ, организаций, находящихся выведении Министерства;
вносит в установленном порядке предложения о назначении или об отзыве послов РФ в иностранных государствах и представителей РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, о назначении или об освобождении глав государственных и правительственных делегаций РФ;
представляет РФ на двусторонних и многосторонних переговорах, по поручению Президента РФ, Правительства РФ подписывает международные договоры РФ;
представляет Министерство во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями;
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства и территориальных органов - представительств Министерства на территории РФ в пределах установленных предельной численности и фонда оплаты труда работников, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление;
утверждает штатное расписание загранучреждений в пре делах установленных фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на содержание загранучреждений в пределах выделенных бюджетных ассигнований;
в пределах своей компетенции назначает на должность и освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата Министерства и загранучреждений, а также других работников системы Министерства и осуществляет другие полномочия.[4]
Контроль за деятельностью Министерства иностранных дел РФ осуществляется по соответствующим направлениям деятельности Министерства Президентом РФ и Правительством РФ. Деятельность МИД России охватывает все стороны отношений страны с иностранными государствами: политические, экономические и культурные. Министр иностранных дел осуществляет международное представительство, ведет непосредственные переговоры с официальными представителями иностранных государств от имени Президента и Правительства РФ без специальных на то полномочий и подписывает с ними международные документы. В процессе своей деятельности МИД России издает в пределах своей компетенции инструкции, указания, которые обязательны для министерств, ведомств, других органов и организаций при осуществлении ими международных связей и контактов.
Структура центрального аппарата МИД включают в себя подразделения, которые в своем большинстве именуются департаментами. Департаменты, в свою очередь, делятся на отделы. Департаменты МИД РФ возглавляются директорами, а их отделы - начальниками. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 года № 1163, Министерство разделено на 39 департаментов. Ранее Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 865 было разрешено иметь в МИДе 35 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства. Указом от 19 октября 2005 года №1218 - 36 департаментов. По своему назначению департаменты разделяются на территориальные и функциональные.[5]
Территориальные департаменты:
Второй департамент стран СНГ (Белоруссия, Молдавия, Украина);
Третий департамент СНГ (Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан);
Четвертый департамент СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия);
Первый Европейский департамент (Андора, Бельгия, Ватикан, Италия, Испания, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Португалия, Франция);
Второй Европейский департамент (Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония);
Третий Европейский департамент (Австрия, Венгрия, Лихтенштейн, Польша, Словакия, ФРГ, Чехия, Швейцария);
Четвертый Европейский департамент (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Кипр, Македония, Румыния, Сербия, Словения, Турция, Хорватия, Черногория);
Департамент Северной Америки (США, Канада);
Латиноамериканский департамент (Центральная и Южная Америка);
Департамент Ближнего Востока и Северной Африки (Ажир, Бахрейн, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт. Ливан, Ливия, Мавритания. Марокко, ОАЭ, Оман, ПНА, СА, Сирия, Судан, Тунис);
Департамент Африки(Африка южнее Сахары);
Департамент стран Азиатско - Тихоокеанического региона (Австралия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лоас, Малайзия, Новая Зеландия, Океания, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Япония);
Департамент общеазиатских проблем;
Первый департамент Азии (Китай, КНДР, Монголия, Республика Корея);
Второй департамент Азии (Афганистан, Бангладеш, Индия, Иран, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка).
Функциональные департаменты:
Первый департамент стран СНГ (общие вопросы);
Департамент Секретариат Министра;
Генеральный секретариат (Департамент);
Департамент внешнеполитического планирования;
Департамент международных организаций;
Департамент по вопросам безопасности и разоружения;
Департамент по вопросам новых вызовов и угроз;
Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека;
Департамент информации и печати;
Департамент Общеевропейского сотрудничества;
Департамент экономического сотрудничества;
Правовой департамент;
Департамент по работе с соотечественниками за рубежом;
Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями;
Департамент кадров;
Консульский департамент;
Департамент государственного протокола;
Департамент безопасности;
Историко-документальный департамент;
Департамент управления делами;
Валютно-финансовый департамент;
Департамент капитального строительства и собственности за рубежом;
Департамент дипломатическо-курьерской связи;
Департамент специальной связи.
В каждом департаменте работает 20-30 дипломатов. Кроме того при Министерстве действуют четыре подразделения при МИД:
Главное производственно‑коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК);
Дипломатическая академия (ДА);
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО);
Российский центр международного научного и культурного сотрудничества.
Вне структуры департаментов работают послы по особым поручениям, каждый из которых отвечает за определенную проблему международных отношений. Послы по особым поручениям подчиняются непосредственно заместителям министра.
[1] Административное право : учебник для студентов вузов: обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.Н. Братановский и др. – М. : Юнити-Дана, 2014. 637 с.
[2] О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации : Указ Президента РФ № 1478 от 8 ноября 2011 года // Российская газета. – 2011, 11 ноября
[3] Игнатенко Г.В. Международное право. / Г.В.Игнатенко, О.И.Тиунова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2009, С. 290.
[4] Демин А.А. Государственная служба / А.А. Демин – М.: Книгодел , 2013. – С. 81
[5] О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" : указ Президента РФ от 11.09.2007 № 1163 // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 129. – Ст. 1587
|