Отправной точкой исследования механизма защиты прав иностранных лиц, их участия в российском гражданском процессе является изучение законодательного закрепления правового статуса иностранных лиц на территории России. Основными актами, закрепляющими их правовое положение на территории Российской Федерации являются
Конституция РФ[1]
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть третья[2].
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[3]
Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности согласно нормам международного права (п. 1 ст. 17); закрепляет принцип национального режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62).
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает законодательные понятия в этой сфере, регулирует порядок пребывания, регистрации и учета иностранных граждан на территории России.
Иностранными гражданами в РФ признаются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Лицами без гражданства считаются лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству иностранного государства[4].
Кроме этого под иностранными предприятиями и организациями понимаются:
Иностранные юридические лица
Иностранные организации, не обладающие статусом юридического лица, но созданные в соответствии с законодательством соответствующего государства.
Международные организации[5]
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации закрепляет право иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организации обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а также устанавливает, что иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями[6]. Таким образом, иностранные лица могут участвовать в российском гражданском процессе лично или через представителей. Некоторые особенности может иметь институт представительства по делам с участием иностранных граждан. Например, в силу ряда международных договоров (консульских конвенций, договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам) в случаях, предусмотренных такими договорами, консул может представлять перед судами и другими властями без особых правомочий (без доверенности) граждан страны, назначившей консула[7].
Законодательное закрепление права иностранных граждан и лиц без гражданства обращаться в российские суды и пользоваться гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами детализирует предоставленный им Конституцией Российской Федерации национальный режим в области защиты своих прав и охраняемых законом интересов. При этом речь идет обо всей совокупности прав, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства. Предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима в области гражданского процесса носит безусловный характер и означает, что на них распространяются нормы российского гражданского процессуального законодательства о процессуальной право- и дееспособности, о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, о судебных расходах и т.д. Единственным исключением из этого правила может быть лишь применение так называемых «реторсий». Под реторсией понимаются правомерные действия одного государства, принимаемые им в ответ на дискриминационные ограничения, установленные другим государством в отношении физических или юридических лиц первого государства. Институт реторсий устанавливается в статье 398 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации и статье 1194 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Причем в них говорится именно о специальных ограничениях, установленных в отношении прав российских граждан и российских юридических лиц, а не об общих ограничениях, установленных в данном государстве в отношении всех иностранных граждан или всех юридических лиц (например, введение особого порядка приобретения прав на земельные участки для иностранцев или полного запрета на приобретение ими земли или иных объектов недвижимости в данном государстве). Данный принцип является логичным продолжением принципа взаимности, существующего в международном публичном праве.
Помимо декларации общего режима правовой защиты глава 43 ГПК РФ устанавливает исходные понятия гражданского судопроизводства – правоспособность в отношении иностранных юридических лиц и граждан, а также дееспособность в отношении иностранных граждан. Суть этих норм заключается в том, что правила определения процессуальной право-, дееспособности определяются в соответствии с личным законом физического или юридического лица. Понятие "личного закона" следует отнести к числу новелл ГПК РФ 2002 г. Правда, эта новелла фактически кардинально не изменяет соответствующих положений ранее существовавшего законодательства, но она юридически точно раскрывает их содержание, касающееся статуса физических лиц[8].
Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела представителю в разных странах может возникать с разного возраста. Гражданская процессуальная дееспособность для иностранных граждан определяется законом страны гражданства, а в отношении лиц без гражданства - законом страны, в которой это лицо имеет место жительства.
Очень похожие положения содержатся в ст.1195-1197, 1202-1203 ГК РФ. Однако не следует путать с нормы об определении гражданско-процессуальной дееспособности с нормами об определении материальной право- и дееспособности. Порядок определения гражданской правосубъектности установлен ст. 1195 ГК РФ. В соответствии ней личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.
В отношении организаций не принято выделять правоспособность и дееспособность – считается, что возникают одновременно. Иностранные организации включают в себя юридические лица и организации, не зарегистрированные в качестве юридических лиц.
Личным законом иностранных организаций является право страны, где организация учреждена. Место учреждения юридического лица является место его регистрации (внесения в государственный реестр). Однако лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью[9].
Международные организации также могут быть участниками гражданских процессуальных правоотношений. Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Их процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации. В этом случае играет роль факт признания Российской Федерацией данной организации.
Ст. 401 ГПК РФ посвящена правовому регулированию института дипломатического иммунитета и вопросам исков к другим государствам и международным организациям. Новое законодательство совершенно справедливо конкретизирует, что речь в этой статье идёт об исках к иностранному государству и международным организациям, вытекающих из норм частного, а не публичного права. Иначе говоря, соответствующее иностранное лицо или международная организация выступает как ответчик. Установлено, что предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица и связанных с этим действий могут совершаться только с согласия компетентных органов соответствующего государства.
Третья часть ст.401 посвящена институту дипломатического иммунитета. Он подразумевает, что в соответствии с общепризнанными международными нормами работники дипломатических миссий пользуются иммунитетом от привлечения к правовой (в т.ч. и гражданской) ответственности в связи с выполнением ими дипломатических функций. Так законодательство СССР все еще действующее на территории России, устанавливает: глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции СССР и союзных республик. Однако эти лица могут подлежать юрисдикции СССР и союзных республик в случае ясно выраженного согласия на это аккредитующего государства[10].
Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории России, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.
Глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства не обязаны давать показаний в качестве свидетелей, а в случае согласия давать такие показания не обязаны для этого являться в судебные или следственные органы.
Арбитражная практика также устанавливает, что иммунитет не распространяется на коммерческую деятельность международной организации, не предусмотренную международными договорами (ее уставом и соглашением о штаб-квартире)[11]
В отношении иностранных граждан их право обращаться в суды России и пользоваться одинаковыми процессуальными правами с российскими гражданами закрепляется и в международных договорах. Для судов нашей страны особое значение имеет вопрос о гражданско-процессуальном положении граждан и организаций стран, входивших в состав СССР, и российских граждан и организаций в этих странах. Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (вступила в силу 19 мая 1994 г., для России - 10 декабря 1994 г.), а вслед за ней и Кишеневская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам устанавливают, что граждане каждой из договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной договаривающейся стороны. Граждане каждой из договаривающихся сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной договаривающейся стороны. При этом отмечается, что граждане каждой из договаривающихся сторон и лица, проживающие на ее территории, освобождаются от уплаты и возмещения судебных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане[12].
Применения во взаимоотношения с гражданами стран СНГ подлежат также и нормы Минской Конвенции о правилах признания иностранного гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. В соответствии со ст. 23 Минской конвенции в случае, если суду станут известны основания признания ограниченно дееспособным или недееспособным проживающего на ее территории лица, являющегося гражданином другой страны, ратифицировавшей Конвенцию, он уведомит об этом суд страны, гражданином которой является данное лицо. Если суд, который был уведомлен об основаниях для признания ограниченно дееспособным или недееспособным, в течение трех месяцев не начнет дело или не сообщит свое мнение, дело о признании ограниченно дееспособным или недееспособным будет рассматривать суд той страны, на территории которой этот гражданин имеет место жительства. Решение о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным направляется компетентному суду страны, гражданином которой является это лицо. В таком же порядке происходит и восстановление дееспособности.
В целом можно сделать вывод о том, что положения, касающиеся право- и дееспособности иностранных лиц в новом гражданском процессуальном кодексе приведены в соответствие с нормами международного права и более конкретизированы, что немаловажно при определении такого ключевого вопроса, как правосубъектность.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) // Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
[3] Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации " // Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3032
[4] См.: ст.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
[5] Гуев А.Н Постатейный комментарий к гражданскому процессуальному кодексу, М.: Инфра-М, 2002.
[6] См.: ст. 398 ГПК РФ
[7] Например: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Итальянской республикой (Заключена в г. Риме 15.01.2001) // Собрание законодательства РФ. 3 мая 2004 г. N 18. Ст. 1691.
[8] Постатейный комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации под ред. П.В. Крашенинникова // М., Издательство "Статут", 2003, комм. к ст. 399
[9] См.: п.2 ст. 400 ГПК РФ
[10] ст. 13 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории союза советских социалистических республик утв. Указом Президиума ВС СССР от 23.05.1966 " Об утверждении положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории союза советских социалистических республик " //Свод законов СССР", т. 9, с. 42, 1990 г.
[11] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов». // Вестник ВАС РФ", N 3, 2001
[12] см. ст. 1-2 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22.01.1993) и ст. 1-2 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002)
|