Важным условием эффективности механизма правосудия и обоснованности его решений является возможность суда совершать определенные процессуальные действия с целью получения доказательств. При невозможности получения доказательств вследствие нахождения их в другой местности, другом районе судья направляет судебное поручение[1]. Институт судебных поручений устанавливается статьей 62 ГПК РФ, а применительно к исполнению судебным поручения иностранных судов и направлению судебных поручений за границу конкретизируется в статье 407 ГПК РФ.
Статья 407 ГПК РФ предусматривает механизм взаимодействия судов России с иностранными судами по вопросам выполнения судебных поручений. Принимая во внимание особенности дел с участием иностранных лиц (например, необходимость сбора доказательств на территории другого государства), такое взаимодействие становится особенно значимым.
Детальный порядок передачи судебных поручений для исполнения судами РФ в настоящее по отношению к странам СНГ регулируется Минской конвенцией. Так ст. 7 Конвенции определяет содержание, направляемого судебного поручения и порядок его оформления. Ст. 8 указывает объём правовой помощи, порядок её выполнения (какими нормами следует руководствоваться при исполнении, порядок информирования запрашивающего органа о выполнении поручения), а также условия возможного отказа от исполнения поручения (например, требование передать документы, содержащие военную или государственную тайну РФ).
Кроме того, в положениях Минской конвенции (ст.9-11, 18) устанавливается конкретный порядок вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, экспертов, правила вручения документов, а также возмещения расходов, связанных с оказанием международной правовой помощи. Так, в соответствии со ст. 18 конвенции договаривающиеся стороны сами несут все расходы, возникшие при оказании правовой помощи.
В свою очередь суды Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. В таком поручении указывается наименование суда, дающего поручение, учреждение, к которому обращено поручение, содержание поручения и необходимые сведения по существу поручения. Причем форма такого поручения имеет большое значение, и стоит согласиться с мнением И.В. Дробязкиной о том, что она требует прямого законодательного закрепления в ГПК РФ[2].
Надо отметить, что институты судебных поручений на территории России и взаимодействия с иностранными судами имеют некоторые различия. Во-первых, по кругу возможно запрашиваемой информации. Статьи 62 и 63 Гражданского процессуального кодекса РФ прежде всего регулируют только собирание информации о фактах, они расположены в главе «Доказательства и доказывание». Диапазон возможных действий по ст. 407 ГПК РФ более обширен, причем нормативные акты любого происхождения не дают их исчерпывающего перечня. Наиболее развернутый из них находится в ст. 6 Минской конвенции: составление и пересылка документов; проведение осмотров; изъятие и передача вещественных доказательств; проведение экспертизы; допросы сторон, свидетелей, экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска; вручение документов. Включение в перечень действий по реализации решений по гражданским делам и приговоров в части имущественных исков объясняется тем, что в отличие от ст. 407 ГПК РФ о судебных поручениях ст. 6 Конвенции помещена в части II раздела I "Общие положения" и определяет объем «правовой помощи» в широком плане, а исполнительному производству отводит III раздел Конвенции (ст. ст. 51 - 55).
Далее Конвенция предусматривает направление центральными учреждениями юстиции Договаривающихся Сторон друг другу сведений об их современном или прошлом внутреннем праве и практике его применения (ст. 15). Договаривающиеся Стороны также в соответствии со своим законодательством оказывают содействие в установлении адресов, мест работы, доходов проживающих на их территории лиц, к которым в судах запрашивающей стороны предъявлены имущественные требования (ст. 16)[3].
Вполне очевидно, что международное взаимодействие с целью налаживания процедуры судебной помощи по гражданским делам и совершенствования механизма исполнения судебных поручений имеет большое практическое значение. Данный институт требует не только законодательного закрепления в национальном законодательстве, но и соответствующих международных договоров. Упрощение процедуры получения правовой помощи судами различных стран позитивно скажется на уровне правосудия и обоснованности принимаемых решений.
[1] Постатейный комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации под ред. П.В. Крашенинникова // М., Издательство "Статут", 2003. Комм. к ст. 62
[2] См.: Дробязкина И.В. Особенности рассмотрения гражданских дел с иностранным элементом: Автореф. дис. канд. юрид. Наук – Саратов, 2004. С. 18
[3] Научно-практический комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова // М., Издательский дом "Городец", 2003. Комм. к ст.407.
|