Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение. Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Будучи закрепленной законом, она исключает появление правосубъектных организаций, не входящих в какое-либо подразделение данной классификации, и тем самым препятствует появлению среди участников оборота сомнительных образований. Поэтому в интересах всех участников оборота закон устанавливает исчерпывающий, закрытый перечень видов юридических лиц, которые могут создаваться лишь в прямо предусмотренных им формах. Во-вторых, такая классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. [1] Юридические лица можно систематизировать по различным признакам.
В зависимости от того, на базе какого имущества создана организация, можно выделить юридические лица, созданные на базе федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности отдельных юридических лиц, собственности граждан; кроме того, юридическое лицо может быть создано на базе смешанной собственности, состоящей из комбинации различных перечисленных форм собственности.[2] (см. приложение 1)
В зависимости от характера прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать следующим образом. В-первых, на организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, при этом само юридическое лицо получает довольно урезанные права на закрепляемое за ним имущество (право хозяйственного ведения, право оперативного управления — абз. 3 п. 2 ст. 48, п. 2 ст. 113, п. 1 ст. 115 ГК РФ). Во-вторых, на организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы. В этом случае создатели юридического лица отдают ему и само имущество, и право собственности на него, сохраняя, однако, за собой определенные обязательственные права по поводу этого имущества (абз.2п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 66). В-третьих, на организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц. В этом случае участники юридического лица передают ему имущество вместе с правом собственности на него, не оставляя за собой никаких прав по поводу этого имущества (п. 3 ст. 48, п. 2 ст. 117). (см. приложение 2).
Масштабы деятельности юридического лица как товаропроизводителя позволяют выделить следующие их группы: малые (в том числе индивидуальные) предприятия, предприятия-монополисты, прочие предприятия. (см. приложение 3)
Незначительные масштабы деятельности малых предприятий и небольшая численность их участников предоставляют возможности для более быстрого создания таких юридических лиц и более простых форм их функционирования как товаропроизводителей; это, в свою очередь, предопределяет наличие большого числа таких юридических лиц, что способно положительно повлиять на уровень конкурентной борьбы между ними на рынке того или иного товара.
«Малые предприятия (субъекты малого предпринимательства) — это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, ее субъектов, некоммерческих организаций, а также доля, принадлежащая юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает: в промышленности, строительстве, транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в оптовой торговле и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек».[3] Многопрофильные юридические лица относятся к малым предприятиям по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. При этом учитываются все работники предприятия, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам и по совместительству, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделении юридического лица. Государство заинтересовано в развитии малого бизнеса, поэтому законодательстве для малых предприятий предусмотрена система существенных льгот.[4]
Предприятия-монополисты, напротив, отличаются тем, что занимают доминирующее положение на товарных рынках, и в силу значительной их доли на рынке определенного товара (более 35%), или их особого положения на этом рынке имеют возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иным образом ограничивать свободу их предпринимательской деятельности; поэтому в законодательстве РФ предусмотрены меры по преодолению монополистической деятельности таких юридических лиц. Особое место среди них занимают так называемые естественные монополии, т.е. такие юридические лица, которые производят (реализуют) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара (услуги) эффективно в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства, и товары (услуги) которых имеют устойчивый спрос и при значительном повышении цен на них из-за невозможности полной замены их другими товарами (услугами). К ним относятся юридические лица, занятые транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, газа по трубопроводам, производством электрической и тепловой энергии и предоставлением услуг по их передаче, железнодорожными перевозками и перевозками в труднодоступные районы РФ; терминалы, оказывающие транспортные услуги; морские и речные порты и аэропорты; организации, оказывающие услуги общедоступной электрической и почтовой связи. В силу естественности их монопольного положения государство не может принимать по отношению к ним санкции с целью преодоления такого положения; в то же время отдельные вопросы деятельности таких юридических лиц (в частности, вопросы цен на товары и услуги этих организаций) подвергаются специальному правовому регулированию.
«Юридические лица, объемы деятельности которых находятся в пределах между объемами деятельности малых предприятий, с одной стороны, и предприятий-монополистов — с другой, по рассматриваемому критерию можно отнести к прочим организациям, на правовое регулирование деятельности которых объемы их деятельности не оказывают существенного влияния».[5]
Членами юридического лица в одних случаях могут быть только граждане (например, в унитарном предприятии); или как граждане, так и юридические лица (в хозяйственных товариществах и обществах); в других — только юридические лица (в ассоциациях и союзах). От этого зависят определенные особенности соответствующих юридических лиц. Основные же особенности ассоциаций и союзов могут быть сведены к следующему. Их членами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица — в целях координации их деятельности, представления и защиты общих интересов их членов; сами же ассоциации и союзы всегда являются некоммерческими организациями. Ассоциации и союзы не отвечают по обязательствам своих членов; последние же несут субсидиарную ответственность по их обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации или союза (п. 4 ст. 121 ГК РФ). В частности, член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года, но несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.
Если участниками юридического лица являются граждане, то юридическое лицо отвечает за их действия, совершенные ими при исполнении своих трудовых обязанностей, как за свои собственные; на ассоциации и союзы это правило не распространяется, так как применительно к их участникам (юридическим лицам) понятие «трудовая обязанность» неприложимо. В то же время является непонятным освобождение ассоциаций и союзов от ответственности за действия входящих в них юридических лиц, если эти действия были связаны с членскими обязанностями этих юридических лиц в соответствующих ассоциациях или союзах. Основные правила, регулирующие деятельность ассоциаций и союзов, закреплены в ст. 121 —123 ГК РФ.
В зависимости от возможности влияния одного юридического лица на деятельность другого различают основные или преобладающие общества, с одной стороны, и дочерние или зависимые — с другой. (см. приложение 4). «Соотношение основного и дочернего обществ определяется тем, что основное общество имеет или преобладающее участие в уставном капитале дочернего, или между ними заключен соответствующий договор, или имеется иная возможность определять решения, принимаемые юридическим лицом, являющимся дочерним обществом».[6]
Следствием этого является правило о том, что дочернее общество не отвечает по долгам основного, тогда как основное, как правило, отвечает вместе с дочерним по его долгам; если иное не установлено законом, то члены дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных им дочернему.
Связь зависимого общества с преобладающим обществом обусловлена только одним фактором — наличием у преобладающего общества более 20% голосующих акций зависимого акционерного общества или 20% уставного капитала зависимого общества с ограниченной ответственностью. В настоящее время с использованием конструкций «основное (преобладающее) — дочернее (зависимое) общество» создаются так называемые финансово-промышленные группы, имеющие целью концентрацию финансовых и иных ресурсов на определенных направлениях для эффективного функционирования рыночного хозяйства в Российской Федерации.[7]
В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком смысле, т. е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.[8] Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного и частного права.
В зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия), или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).
Порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.[9]
По способу приобретения полномочий органы юридического лица могут быть подразделены на выборные или назначаемые (абз. 2 п. 1 ст. 53 ГК).
Следовательно, выборный орган - это орган, который формируется путем избрания каким-либо компетентным органом данной организации либо учредителями юридического лица. Требования к механизму избрания органа юридического лица определяются законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами организации.[10]
Выборными органами юридического лица являются единоличный исполнительный орган в обществе с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" или совет директоров (наблюдательный совет), ревизионная комиссия в акционерном обществе (ст. 66 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, директор, президент) избирается общим собранием участников общества. В соответствии с п. 1 ст. 66 Федерального закона "Об акционерных обществах" члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном указанным законом и уставом общества.
По мнению С.И. Ожегова, назначить - это поставить кого-либо на какую-нибудь должность, работу[11]. Исходя из этого назначаемый орган - это орган, который формируется путем назначения.
При этом под назначением понимается юридический акт учредителей (участников) организации либо компетентного органа юридического лица, определяющий момент официального возложения на орган определенных функций, предусмотренных его компетенцией.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия и назначается собственником имущества унитарного предприятия.
При этом назначение руководителя унитарного предприятия собственником на должность - только основание для заключения трудового договора и возникновения соответствующих трудовых правоотношений. Указанное положение вытекает из ст. 19 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой заключению трудового договора может предшествовать назначение на должность или, например, избрание по конкурсу, если это предусмотрено законом, иным нормативным правовым актом или уставом организации[12].
Иногда законодательство Российской Федерации указывает на необходимость образования коллегиального органа юридического лица путем назначения в его состав представителей различных органов государственной власти и управления. Так, например, высшим органом управления единственной образованной на сегодняшний день государственной корпорации - Агентства по страхованию вкладов является совет директоров (ст. 18 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"). В совет директоров агентства входят 13 членов - семь представителей Правительства Российской Федерации, пять представителей Банка России и генеральный директор агентства.
Не всегда в нормативных актах однозначно указывается порядок формирования органа юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в отношении порядка формирования совета директоров (наблюдательного совета) используется термин "образование". В связи с этим образование органа может осуществляться как через избрание, так и через назначение.
Иногда законодатель предусматривает сложную структуру образования органов юридического лица. Так, например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"*(22) единоличный исполнительный орган государственного или муниципального высшего учебного заведения (ректор) в порядке, установленном уставом такого высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) такого высшего учебного заведения на срок до пяти лет.
Несмотря на то, что ст. 53 ГК РФ указывает лишь на два способа образования органа юридического лица (избрание и назначение), существуют органы юридического лица, которые формируются иным способом. Речь идет о высших органах управления хозяйственными обществами и кооперативами - общем собрании участников (акционеров) или членов кооператива. Указанные органы юридического лица не избираются и не назначаются.[13] В состав этих органов входят все участники (члены) данной организации.
По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица — хозяйственные товарищества, договорно-уставные — общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.
Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим по степени увеличения предпринимательского риска участников хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
Традиционным для доктрины пандектного права (Германия, Швейцария) является различение корпораций (союзов) и учреждений. Корпорации характеризуются наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников. Учреждения, напротив, обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. В юридико-техническом плане эта классификация имеет огромное значение, поскольку необходимость оформления коллективных интересов, актуальная для законодательства о корпорациях, может не приниматься в расчет при конструировании норм об учреждениях.
Особое место в классификации юридических лиц занимает их деление на коммерческие и некоммерческие организации, (см. приложение 5) поскольку это нашло прямое и подробное отражение в ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 50 коммерческие юридические лица в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли и распределение ее между участниками юридического лица. Некоммерческие организации создаются для достижения иных целей — управленческих, учебных, лечебных, культурно-просветительских, благотворительных, религиозных и иных; прибыли от своей деятельности, как правило, не имеют. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Полученная таким образом прибыль обычно не распределяется между участниками некоммерческих организаций.
В свою очередь, коммерческие юридические лица в зависимости от организационно-правовой формы, которую они принимают, могут создаваться как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия [14] (см. приложение 5). Некоммерческие юридические лица могут принять организационно-правовые формы потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений); учреждений, финансируемых собственником; благотворительных и иных фондов. В отличие от разновидностей коммерческих юридических лиц, перечень которых является исчерпывающим (п. 2 ст. 50 ГК РФ), некоммерческие юридические лица могут иметь и иные организационно-правовые формы (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Таким образом, классификация юридических лиц может осуществляться по самым различным основаниям: а) в зависимости от того, на базе какого имущества создана организация. б) в зависимости оттого, какой объем прав те лица, которые создают за счет своего имущества обособленную имущественную базу юридического лица, закрепляют вместе с имуществом за юридическим лицом. в) в зависимости от масштабов деятельности юридического лица. г) в зависимости от состава учредителей. д) в зависимости от возможности влияния одного юридического лица на деятельность другого. е) действующим гражданским законодательством Российской Федерации все организации классифицируются, прежде всего, на коммерческие и некоммерческие.
Все организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, являются коммерческими, а организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, признаются некоммерческими. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечень этот исчерпывающий. Некоммерческие организации обладают специальной (целевой) правосубъектностью. Такие юридические лица могут иметь права и нести обязанности, соответствующие предусмотренным в их учредительных документах целям деятельности. Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, предусмотренный ст. 116—123 ГК, не является исчерпывающим.
[1] Щенникова Л.В. О конструкции юридического лица в гражданском законодательстве и цивилистической доктрине // Законодательство. - N 1. – январь. – 2005.
[2] Брагинский М., Ярошенко К. Граждане. Юридические лица. Комментарии ГК РФ // Хозяйство и право. - 1995. - № 2 - С. 7.
[3] Брагинский М., Ярошенко К. Граждане. Юридические лица. Комментарии ГК РФ // Хозяйство и право. - 1995. - № 2 - С. 8.
[4] Гражданское право. Часть 1 / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. - М.: Юрист, 1997. С. 76.
[5] Предпринимательское право. / Под ред. О. М. Олейник. – М.: Юристъ, 1999. С. 37
[6] Суханов Е. Юридические лица. Хозяйственные товарищества и общества» Комментарий к ГК РФ // Хозяйство и право. - 1995. - № 3 - С. 4.
[7] Федеральный закон «О финансово-промышленных группах в РФ» от 27 октября 1995. // Российская газета. – 1995 6 декабря.
[8] Гражданское право. Часть 1 / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. - М.: Юрист, 1997. С. 73.
[9] Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. - М.: Статут, 2003. С. 48.
[10] Сумской Д. А. // Российская юстиция. - N 1. - январь 2007. С. 11.
[11] Ожегов С.И. Словарь русского языка. - M., 1990. - С.380.
[12] Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" / Под ред. Алексеева С.С. - M., 2003. - С. 56.
[13] Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. - M., 2005. - С. 97.
[14] Юридические лица. Государственные и муниципальные образования. Комментарий к ГК РФ // Хозяйство и право. - 1995. - № 4 - С. 4.
|