Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами и соответствуют нормам ГК РФ, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права. Вместе с тем ст.113 - 115 ГК РФ определяют особенности, отличающие их от других коммерческих организаций. Эти юридические лица, во-первых, создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности - государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект Федерации) или муниципальное образование. В данном случае невозможно возникновение юридического лица и смешанной формы собственности. Во-вторых, собственник имущества, создавая унитарные предприятия и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает, в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов, прав на него. Унитарные предприятия в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по существу, принадлежит другому субъекту. (см. приложение 8)
Перечисленные особенности, а именно - цельная государственная или муниципальная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность унитарного предприятия, а также сохранение права собственности на имущество, закрепленное за ним, у его учредителя, формирует унитарную (unitaire - франц., от латинского unitas - единство) природу этого юридического лица.[1]
Предусматривая деятельность унитарного предприятия с использованием чужой собственности, ГК РФ в рамках данной организационно-правовой формы наделяет субъекта определенными правомочиями на переданное ему имущество (право хозяйственного ведения либо оперативного управления), которые носят вещный характер, что позволяет выделить в составе унитарного предприятия две разновидности с различным объемом имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности.
Имущество, закрепленное собственником за унитарным предприятием, формирует его уставный фонд, размер которого, источники и порядок создания отражаются в учредительном документе, каковым для унитарного предприятия, согласно абз.3 п.1 ст.50 ГК РФ и п.1 ст.113 ГК РФ, является устав. В нем должны фиксироваться предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придает его право- и дееспособности специальный характер (п.1 ст.49 и п.2 ст.52 ГК РФ), а также фирменное наименование унитарного предприятия, которое, согласно п.3 ст.113 ГК РФ, должно указывать на собственника имущества и определять принадлежность юридического лица к категории государственного или муниципального предприятия.
Руководитель унитарного предприятия действует в этом качестве на основе единоначалия и представляет юридическое лицо без доверенности в силу предоставленных ему законом полномочий. Его назначает на основе контракта соответствующий исполнительный орган, который уполномочен на это Правительством РФ. Имущественная ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам принципиально соответствует общим правилам гражданско-правовой ответственности, характерной для юридического лица. Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам своего учредителя, а последний - по долгам и обязательствам унитарного предприятия. Вместе с тем ответственность этого юридического лица в определенной степени зависит от объема и характера прав на имущество, которое закреплено за ним собственником: на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.[2]
В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Правительству РФ предоставлено право принимать решения об образовании, на основе имущества, находящегося в федеральной собственности, унитарные предприятия на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Деятельность казенного предприятия планируется уполномоченным органом управления, который за три месяца до начала планируемого года утверждает и доводит до исполнителя обязательный и согласованный с Минфином РФ план-заказ по установленному кругу показателей (объем поставок в натуральном выражении с учетом сроков поставок и цен, фонд оплаты труда с условиями его изменения при невыполнении плана-заказа и увеличении за счет прибыли, лимит численности, объем средств из федерального бюджета и условия их предоставления). Самостоятельную хозяйственную деятельность такое предприятие вправе осуществлять с разрешения уполномоченного органа, а продукция (работы, услуги), производимая согласно плану-заказу и не относящаяся к области государственного ценового регулирования, реализуется казенным УП по ценам и тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом управления в порядке и на условиях корректировки, определяемой Минэкономики РФ и Минфином РФ.
Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа, плана развития производственной, социальной сферы и иным показателям, осуществляется за счет доходов казенного предприятия от реализации продукции (работ, услуг), а при их недостаточности - путем выделения средств из федерального фонда по решению Правительства РФ.
Прибыль казенного унитарного предприятия, получаемая от выполнения плана-заказа и самостоятельно заключаемых и выполняемых договоров, направляется на совершенствование производственной деятельности и социальные цели по нормативам, которые ежегодно устанавливаются уполномоченным органом управления в порядке, установленном Минэкономики РФ и Минфином РФ. Свободный остаток прибыли, после ее направления на предусмотренные цели, подлежит изъятию в бюджет. Уполномоченный орган управления контролирует выполнение плана-заказа и плана развития предприятия. Унитарное предприятие в свою очередь обязано вести и ежеквартально представлять статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме.
Казенное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам тем имуществом, которое находится в его распоряжении. Учредитель (собственник имущества казенного унитарного предприятия) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия в случае недостаточности его имущества (п.5 ст.115 ГК РФ).
Согласно ст.527 ГК РФ, казенное унитарное предприятие не может принимать на себя обязательство о возмещении убытков и возмещать убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного заказа.
Таким образом, государственное (муниципальное) предприятие - юридическое лицо, учреждённое государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров, имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
[1] Сергеев А. П. Юридические лица. - СПб.: Филин, 1999. С. 56.
[2] Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения по российскому гражданскому праву. - М.: Статут, 2003. С. 57.
|