За последние годы отмечается тенденция роста преступлений, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда. Торговля людьми в значительной степени обусловлена разницей в социальном положении различных слоев населения и в уровне доходов между различными регионами. В поисках лучшей жизни и просто работы люди вынуждены покидать постоянное место жительства, выезжать за пределы своего региона и даже страны.
В России есть множество объективных причин существования торговли людьми.
Во-первых, это фактически открытость границ Российской Федерации со странами СНГ; во-вторых, усиление миграционных потоков, как между государствами, так и внутри России; в-третьих, развитая внутренняя торговля людьми в России как одна из сфер бизнеса, в том числе с целью использования рабского труда; в-четвертых, глобализация организованной преступности, расширение возможностей криминальных групп в организации устойчивых каналов поставки "живого товара". Россия при этом рассматривается не только как поставщик, но и как страна назначения и транзита.
По данным экспертов ООН торговля людьми по уровню прибыльности стоит сразу после торговли наркотиками и оружием, а риск для дельцов намного меньше. Борьба с этим преступлением как видом рабства, нарушением прав человека и проявлением дискриминации женщины в современном мире требует объединения усилий международного содружества и общественности каждой страны.
Эта проблема не признает государственных границ, не делает разницы между развитыми странами и развивающимися. Она прекрасно адаптирована как к бедности, так и к роскоши. Эта проблема одинаково существует как перед народами, которые втянуты в военные конфликты, так и перед теми, которые живут мирно. Будучи связана с сексом и огромными суммами денег, проблема касается наиболее интимных сторон жизни человека, одновременно влияет на развитие всего общества, превращая женщину в рабыню, сводя ее существование до уровня животного в нижайшем его проявлении.
В российском законодательстве правовые нормы, касающиеся торговли людьми, закреплены в ст.127 УК РФ. Эта статья является новеллой уголовного права России, но не международного права. Так, например, торговля женщинами и детьми – самостоятельные преступления международного характера, но при условии, сто торговля осуществляется без цели обращения в рабство и, следовательно, не подпадает под действие международных соглашений о борьбе с работорговлей.
Среди торговли людьми наиболее распространенными видами является торговля женщинами и детьми для занятия проституцией. С этой целью их продают и вывозят в другие страны, комплектуют дома терпимости.
Еще в 1899 г. В Лондоне состоялся Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинам. Конференция отметила устрашающие размеры этого явления, обратилась к государствам с призывом заключить многосторонний договор и повсеместно создать национальные комитеты по борьбе с проституцией. Такие комитеты были созданы во многих странах, в том числе и в России в 1900 году – «Российское общество защиты женщин»[1].
В 1910 г. была подписана Международная конвенция о пресечении торга женщинами. Многие проблемы решила Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми, принятая в 1921 г. Конвенция 1949 г. о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами заменила все ранее действовавшие по этому вопросу международные соглашения.
Торговля женщинами и детьми признана экстрадиционными, т.е. влекущими за собой выдачу преступников как при наличии двустороннего договора между государствами, так и в отсутствие такового.
В Декларации прав ребенка 1959 г. сказано, что дети нуждаются в особой охране и заботе и им должна быть создана специальная международная правовая защита от всех преступных посягательств. Именно поэтому по инициативе Международного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, которая открыта для подписания ее всеми государствами. Данная конвенция возложила на государства обязанность защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального извращения[2].
В ст.127 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за торговлю людьми в любых целях. Непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 127 УК РФ, является личная свобода человека, о которой говорится в ст.22 Конституции РФ. Установления уголовной ответственности в данном случае является одним из проявлений гарантий свободы личности.
Ст.127 УК РФ содержит описательную диспозицию. Объективная сторона в ч.1 ст.127 выражается в торговле людьми, « то есть купле-продаже человека либо его вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении, совершенных в целях его эксплуатации[3].
Купля-продажа с точки зрения современного законодательства характеризуется совершением двух действий: покупкой и продажей, причем возмездной как навсегда, так и во временное распоряжения. В качестве платежа выступает денежный или иной имущественный эквивалент. Под иным имущественным эквивалентом следует понимать выгоду имущественного характера – движимое и недвижимое имущество, а также ее иные формы – бесплатное получение чего-либо, подлежащее оплате, отказ от имущественного или денежного долга и т.п.
Вербовка – действие, направленное на то, чтобы потерпевший дал добровольное согласие наняться на работу. Способами вербовки могут быть уговоры, обман и др.
Перевозка – это действия, связанные с перемещением потерпевшего из одного места в другое.
Передача – это действие может быть возмездным или безвозмездным, потерпевший может находиться у виновного, как на законном, так и на незаконном основании. Передача может быть осуществлена и на любой срок и навсегда.
Получение – это действие, связанное с приобретением в результате передачи, дарения, обмена, дачи взаймы и т.п. Получение может быть возмездным или безвозмездным, на определенный срок или навсегда, с выполнением определенных условий или нет.
Субъективная сторона всех этих действий, входящих в объективную сторону преступления, характеризуется прямым умыслом с целью эксплуатации потерпевшего. Под эксплуатацией человека в настоящей статье понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние, а равно изъятие его органов или тканей[4].
В нашей стране проблема торговли людьми возникла более 10 лет назад. Сдерживал рост торговли людьми в России жесткий миграционный контроль в период холодной войны, государственная идеология и основанное на ней общественное мнение, жестко порицавшие подобные явления, а также экономическая стабильность и авторитет правоохранительных органов.
Подобного рода торговля, в особенности женщинами, в целях принуждения к занятию проституцией, характеризовалась как неотъемлемый спутник эксплуататорских государств, борьба с которой, как с пережитком старого общества, была «…ответом на международные соглашения по этим животрепещущим для человечества вопросам».
В настоящий момент наиболее полное определение торговли людьми дает Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, подписанный в 2000 г. и ратифицированный Россией Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. (далее – Протокол). Он определяет торговлю людьми, как «осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо». Также в Протоколе сказано, что эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольным состоянием или извлечением органов.
Современная торговля людьми представляет собой многоаспектную угрозу для всех народов и рассматривается как современная форма рабства, которая сопровождается самыми грубыми и самыми жестокими нарушениями прав человека. Это отметил Президент РФ В. В. Путин, при внесении поправок в Уголовный кодекс РФ, которые предусматривают жесткую ответственность за торговлю людьми, особенно детьми, использование рабского труда и соответствующие этим действиям правонарушения. В своих рекомендациях рабочая группа межправительственных организаций по проблеме торговли людьми одним из принципов считает то, что торговля людьми является, прежде всего, нарушением прав человека на жизнь, свободу и независимость от рабства во всех его формах.
Торговля людьми достаточно широко распространена в мире, является наиболее быстро развивающимся видом преступной деятельности (фактически безопасной с точки зрения возможности социального контроля, по сравнению с торговлей наркотиками и оружием), и занимает третье место по прибыльности после торговли наркотиками и оружием. Доходы организованных преступных группировок от торговли людьми исчисляются десятками миллионов евро.
Торговля людьми представляет собой глубоко криминализированное явление, которое охватывает все регионы и большинство стран мира и сказывается на их положении. Она способствует социальному расслоению, лишает страны человеческого капитала, негативно влияет на рынки труда, нанося необратимый урон человеческим ресурсам.
В конце ХХ в. Россия стала если не центром, то, во всяком случае, крупнейшим рынком международного бизнеса по торговле людьми. Здесь основной интерес для торговли «живым товаром» представляют женщины и дети. Женская трудовая миграция в России превратилась за прошедшие 10 лет в зону повышенного риска и массовых нарушений прав человека.
Последние 10 лет проблемой работорговли в России занимались исключительно неправительственные организации, которых на сегодняшний день насчитывается более ста. В связи с изменениями, внесенными в УК РФ Федеральным Законом № 162 от 8 декабря 2003 г., в России вводится уголовная ответственность за торговлю людьми. В настоящее время на рассмотрении парламентариев находится законопроект о противодействии торговле людьми, одобренный многочисленными российскими и зарубежными экспертами. Как важное событие было отмечено создание межведомственной комиссии по разработке и продвижению проекта закона о борьбе с торговлей людьми.
Также немаловажным является факт ратификации Россией в апреле нынешнего года Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.)[5]. «Тем самым, Россия отвечает на новый вызов сегодняшнего дня – рост транснациональной организованной преступности, под которой, прежде всего, понимается торговля людьми. Россия втянута в этот бизнес, поэтому надо выставить такой барьер организованным преступным группам, чтобы, по меньшей мере, эта проблема не представляла угрозу национальной безопасности», – считает руководитель межправительственной рабочей группы по разработке законопроекта «О противодействии торговле людьми» Е. Б. Мизулина.
[1] Панов В.П. Торговля женщинами и детьми. Российская юридическая энциклопедия // Под ред. А.Я. Сухарева. - М., 2009. – П.68.
[2] Жинкин А.А. Рабство и работорговля в основных международных документах. // Следователь. Федеральное издание. №9. 2013. – С. 14.
[3] Постатейный комментарий к УК РФ 1996 г. // Под ред. Наумова А.В. М., Правовая культура. 2013. – С. 158.
[4] Долголенко Т. Уголовная ответственность за торговлю людьми. // Уголовное право, 2004, №2. – С. 19.
[5] Жинкин А.А. Рабство и работорговля в основных международных документах. // Следователь. Федеральное издание. №9. 2013. – С. 15.
|