Вторник, 26.11.2024, 17:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Меры предупреждения преступлений, связанных торговлей людьми

Подход к преступности как социально-негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы с нею, главным направлением в которой является предупреждение, то есть воздействие на причины, её порождающие. В криминологии под предупреждением преступности в широком смысле понимается предупредительное воздействие субъектов на факторы, детерминирующие существование преступности и совершение преступлений, направленное на устранение, уменьшение и нейтрализацию их негативного влияния, а также воздействие, направленное на недопущение криминогенных факторов[1]. Предупреждение буквально означает заранее принятыми мерами помешать чему-либо осуществиться, наступить; предупредить – сделать что-либо ранее кого-либо, предугадав чьи-либо действия, желания[2].

Криминологи особо обращают внимание на взаимосвязь кризисных явлений в политической, социальной, экономической, духовной сферах жизни общества и увеличения масштабов, а также общественной опасности преступности, её организованности. Опрошенные нами респонденты также подчеркнули связь распространения работорговли в нашей стране с падением производства, беспрецедентной экономической поляризацией населения и отсутствием эффективных программ защиты населения от безработицы, вынужденной миграции, организованной преступности, коррупции и других разрушительных явлений.

В этой связи представляется, что стратегия борьбы с торговлей людьми во многом должна быть перенесена в плоскость общесоциального предупреждения, поскольку этот вид преступлений порождён, в первую очередь, факторами экономического и социального характера и специально-криминологические меры здесь срабатывают лишь частично. Общесоциальное предупреждение преступности базируется на том положении, что нельзя ликвидировать второстепенные явления, не устранив главных негативных факторов, с которыми они неразрывно связаны. Как правильно отмечал В.И. Ленин, «кто борется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы»[3].

Общесоциальное предупреждение – это деятельность государства, общества, их институтов, направленная на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, духовно-нравственной сфере и т.д. Оно осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.

На общесоциальном уровне предупреждение торговли людьми требует применения комплекса экономических, социальных, организационно-управленческих, общественно-психологических и культурно-идеологических мероприятий. Это связано с тем, что жертвами торговли людьми становятся наиболее незащищенные и социально неблагополучные слои населения, среди которых преобладающее большинство составляют женщины и дети (по данным ОБСЕ, большинство жертв торговли людьми – женщины и девочки, число лиц мужского пола составляет около 2%)[4].

Экономические меры предупреждения торговли людьми направлены на нейтрализацию последствий экономической нестабильности, несбалансированности политики в экономической сфере. В ходе проведённых нами исследований и опросов было установлено, что торговля людьми как социальное явление имеет глубокие экономические корни. Так, по уровню зарплат и социальных расходов наша страна в 5-6 раз отстаёт от государств Евросоюза. В итоге 85% россиян хватает только на самое необходимое, а более 20% балансируют на грани выживания. Средняя трудовая пенсия в России по итогам 2006 года составляет 82 евро, что меньше в 27 раз, чем в Австрии, в 14 раз – чем в Финляндии, в 12 раз – чем в Германии. Жилищная проблема стоит перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет 1569,8 млн кв. м и, чтобы удовлетворить её, жилищный фонд необходимо увеличить на 46,1%, при этом лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заёмных средств[5].

Для успешного противоборства работорговле государство должно гарантировать экономическую защиту наименее обеспеченным слоям населения – многодетным и неполным семьям, несовершеннолетним и малолетним детям, инвалидам и т.п. Стабилизация положения в экономике, повышение уровня жизни широких слоёв населения в совокупности служат предпосылками предупреждения как работорговли, так и преступности в целом.

Несмотря на то, что в последнее время прилагаются значительные усилия в этом направлении, необходимо понимать существующие проблемы экономики, особенно на макроуровне, копившиеся годами, нельзя разрешить в одночасье. Они требуют долгой систематической работы и колоссальных усилий от государства.

Социальные меры предупреждения торговли людьми. Как уже отмечалось, в России свыше 20% населения находится в положении потенциальных жертв торговли людьми (социальная база работорговли). Это прежде всего та часть населения, поддержка которой является основной задачей цивилизованного демократического государства. К группам, подверженным наибольшему риску вовлечения в торговлю людьми, относятся несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, безработные женщины и девушки, бездомные, беженцы и т.п. Так, согласно официальной статистике МВД, в России проживают около 4 млн людей без определённого места жительства[6]. Сегодня в нашей стране насчитываются 700 тысяч социальных сирот и почти 2 млн малолетних беспризорных. Печальная истина: число воспитанников детских домов скоро превысит число учащихся в обычных школах[7]. В этой связи необходимы программы увеличения экономических возможностей, главная из которых – содействие в трудоустройстве, особенно женщинам после окончания учебных заведений. Значительная часть женского городского населения России в возрасте до 30 лет испытывает трудности в трудоустройстве. Работодатели предпочитают мужчин, освобождённых от семейных обязанностей, свойственных женщинам, особенно матерям, имеющим маленьких и часто болеющих детей. Многие женщины, не имея возможности прокормить детей, срываются с насиженных мест и отправляются на поиски достойной работы. Возможности женщин по трудоустройству весьма ограничены как на родине, так и за границей (сфера развлечений, секс-индустрия и домашнее хозяйство).

По-прежнему актуальна проблема обеспечения занятости жителей сёл и малых городов, где наблюдается социальная маргинализация огромного числа людей. Такие экономически отсталые регионы одновременно являются и лидерами по уровню преступности (например, республики Северного Кавказа). Для её разрешения при разработке программ социально-экономического развития кризисных регионов следует предусматривать преимущественные инвестиции в те отрасли, где можно занять именно молодежь. В общероссийском масштабе необходимо повышать доступность профессионально-технического и высшего образования для молодёжи. Нельзя допустить, чтобы традиционное для России стремление получить не только среднее, но и высшее образование было утрачено.

Государство должно обеспечить реальную защиту прав детей, уделять особое внимание их специфическим потребностям, принимать меры по розыску родственников детей-сирот либо устройству их на воспитание в российские семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения. Ситуация, которая сейчас наблюдается с беспризорностью, характеризуется не иначе как гуманитарная катастрофа.

На наш взгляд, меры социального предупреждения торговли людьми должны превалировать в программе государства по предупреждению торговли людьми. Качественное повышение уровня жизни населения и социальная забота государства выбивают основу из-под деятельности работорговцев и тормозят позорные явления, разрушающие не только государство, но и сознание людей.

Организационные меры профилактики должны включать в себя, в частности, государственное регулирование деятельности коммерческих структур, занимающихся трудоустройством за границей, туристическим, брачным и модельным бизнесом, который используется транснациональной организованной преступностью для вербовки невольников. На законодательном уровне следует закрепить положение, что любая деятельность, связанная с трудоустройством за границей, в том числе и однократная, подлежит обязательному лицензированию. При этом договор между нанимателем и нанимаемым должен заключаться без посредников. Договоры в отношении каждого трудоустраиваемого должны обязательно регистрироваться в территориальных органах внутренних дел. Таким образом, правоохранительные органы будут обладать полной информацией о лицах, направляемых за границу.

Способствует распространению торговли людьми и реклама. Газеты объявлений и глобальная сеть Интернет изобилуют предложениями трудоустройства в сфере интимного бизнеса, стриптиза и т.п. В законодательство о рекламе необходимо внести положения, чтобы информационные объявления или реклама с предложениями учиться или работать за границей на территории России могли размещаться только после согласования с правоохранительными органами. Необходимо установить жёсткую административную ответственность за нарушение законодательства в области трудоустройства, предоставления брачных услуг и т.п.

Роль правового обеспечения в достижении целей предупреждения преступлений известна давно. Об этом говорили многие мыслители прошлого, исходившие из того, что жить по праву, утверждать его в реальных общественных отношениях, в том числе бороться с правонарушениями, можно лишь юридически безупречными средствами и методами, опираясь на закон. Широко известны слова К. Маркса о том, что «мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него. Но он сделает это не путём ограничения сферы права, а тем путём, что в каждом правовом стремлении уничтожит его отрицательную сторону, предоставив праву положительную сферу деятельности»[8].

Среди правовых мер предупреждения преступности (в рамках общесоцициального предупреждения) можно назвать необходимость разработки и принятия Правительством РФ нормативных правовых актов, касающихся регламентации деятельности, связанной с трудоустройством за границей, брачных и модельных агентств. Необходимо внести изменения в Федеральный закон РФ от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе», касающиеся полного запрета в средствах массовой информации (включая Интернет) рекламы, способствующей распространению торговли людьми. Требуется внесение рядя изменений в статьи Трудового и Семейного кодексов и иммиграционных законов. «Право... является надёжным и высокоэффективным средством, позволяющим обеспечить целенаправленность, слаженность и упорядоченность предупредительной деятельности в сочетании с осуществлением охранительно-санкционной и общевоспитательной функции»[9].

Идеологические меры профилактики призваны формировать у членов общества морально-нравственные устои на базе общечеловеческих ценностей, таких, как сострадание, милосердие, взаимоподдержка. Следует ограничивать негативное влияние массовой культуры на подрастающее поколение, не допускать слепое копирование западных ценностей и философии «жизни одним днём».

Необходимо на государственном уровне пропагандировать культ семьи, поддерживать его основные институты – материнство и детство. И начинать нужно с общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, где молодые люди оказываются вовлечёнными в многочисленные взаимоотношения. Необходимо с раннего возраста помогать в формировании человеку, который впоследствии станет частью нравственной и интеллектуальной силы общества, законопослушным гражданином.

Следует как можно более полно использовать антикриминогенный потенциал национальных традиций, обычаев, культуры и религии. Повышение уровня культуры членов общества, улучшения их образования, а, следовательно, воспитанности, установления нравственных взглядов, основанных на всём том лучшем, что накопило за весь период своего развития человечество, повышает моральную защищённость людей. К сожалению, приходится констатировать, что до последнего времени в стране на государственном уровне не уделялось сколько-нибудь серьёзного внимания проблеме создания общенациональной идеологии, способной объединить население всей страны, независимо от национальной, социальной, политической или возрастной принадлежности. Такая идеология должна отражать и отстаивать интересы подавляющего большинства населения страны. В России такой идеологией могла бы стать концепция, выдвигающая в качестве главного принципа жизни общества и функционирования государства социальную справедливость.

Назрела острая необходимость в возрождении идеологической работы и в правоохранительных органах. Она должна способствовать стимулированию осознания необходимости и значимости профессиональной деятельности, пониманию прямой связи между ростом преступности и эффективностью осуществляемых мероприятий, повышению качества расследования и рассмотрения уголовных дел. Разъяснительная работа с личным составом должна содействовать устранению факторов, снижающих степень доверия граждан и престиж правоохранительных органов, косвенно способствующих росту торговли людьми, реализации мероприятий, в том числе по борьбе с коррупцией.

Меры борьбы с торговлей людьми должны постоянно совершенствоваться и носить характер, упреждающий развитие организованной преступности, быть последовательными и систематическими. Система мер противодействия торговле людьми требует концептуального подхода, основанного на всестороннем научном изучении проблемы. Концептуальный подход предполагает определение наиболее эффективных мер противодействия рассматриваемым преступлениям и выделение приоритетов борьбы с ними, исходя из их состояния, структуры, динамики, закономерностей, тенденций развития и опасности негативных последствий.

Масштабы и темпы роста преступлений, связанных с торговлей людьми, в России ещё не осознаны в полной мере. Об этом свидетельствуют отсутствие соответствующих законодательных актов (Федерального закона РФ «О противодействии торговле людьми», Федерального закона РФ «О борьбе с организованной преступностью», Федерального закона РФ «О борьбе с коррупцией», специальных программ, посвящённых противодействию торговле людьми).

Противодействие торговле людьми в России в настоящее время не может быть ничем иным, как сдерживанием напора и масштабов её роста на основе сочетания мер общесоциального, криминологического и уголовно-правового характера.

Противодействие торговле людьми как направление предупредительной деятельности предполагает следующее: концептуальную и понятийную характеристику; достаточную правовую базу; специализацию и подготовку кадров; достаточное ресурсное обеспечение; современную информационную базу; знание реального состояния и тенденций развития данного вида преступлений; обоснованные прогнозы и оценки; перекрытие всех возможных каналов незаконного перемещения потенциальных жертв торговли людьми за границу, а также их поступление из-за рубежа; использование международного опыта борьбы с этим явлением; создание скоординированного механизма противодействия торговле людьми в мировом масштабе.

 

[1] Глухова А.А. Общесоцальное предупреждение торговли людьми // Государственная граница, организованная преступность, закон и безопасность России / Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2010. С. 88.

[2] Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2003. С. 956.

[3] Ленин В.И. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 15. С. 368.

[4] Противодействие торговле людьми: Сборник нормативных правовых документов / Под ред. Н.И. Абубикеровой. М.: Изд-во «ЭКСлит», 2012. С. 11.

[5] Ивченко М. Реформы для народа // Наша версия. 2007. 26 февр.- 4 марта.

[6] Соларёв А. Бомж как диагноз // Наша версия. 2006. 18-24 дек.

[7] Миргородская А. Сиротство как политика // Наша версия. 2007. 19-25 марта.

[8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 131.

[9] Теоретические основы предупреждения преступности / Отв. ред. В.К Зирбуль, В.В. Клочков, Г.М. Миньковский. М., 2007. С. 96.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (16.06.2017)
Просмотров: 649 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%