Таможенный союз, бесспорно, играет чрезвычайно важную роль в политической, экономической и социокультурной интеграции государств- участников Таможенного союза (далее также – ТС). Между тем можно сколь угодно долго рассуждать о высших целях, связанных с восстановлением некогда разрушенных связей между бывшими советскими республиками, однако факт остается фактом – в случае если бы деятельность, связанная с участием в ТС, не приносила дохода, Таможенный союз вряд ли бы перерос из идей, на уровне намерений, в реально действующую международную организацию. Таким образом, можно говорить, что фискальная функция Таможенного союза на сегодняшний день является одной из основополагающих.
Наиболее важным в данной связи становится вопрос о порядке распределения таможенных платежей между бюджетами государств-членов ТС, ведь в зависимости от выбранной модели распределения отдельные члены Таможенного союза могут или получать сверх того, что им причиталось бы при обычных условиях, или же, наоборот, – недосчитываться в своем бюджете значительных сумм.
В соответствии с п. 1 ст. 84 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве –
члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. В случае применения процедуры транзита обязанность по уплате таможенных пошлин, по общему правилу, возникает в государстве-члене Таможенного союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Следует отметить, что действующая модель распределения экспортных таможенных пошлин, НДС, акцизов и таможенных сборов не вызывает каких бы то ни было вопросов:
экспортные таможенные пошлины зачисляются в бюджет того государства из которого происходит экспорт;
внешние НДС и акцизы зачисляются в бюджет страны импортера;
таможенные сборы подлежат зачислению в бюджет того государства, таможенные органы которого осуществляют соответствующие действия в пользу плательщика.
В отношении же ввозных таможенных пошлин действует более сложный механизм.
Ввозные таможенные пошлины зачисляются и распределяются в соответствии с порядком, определяемом Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), заключенном в Санкт-Петербурге 20.05.2010192.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Соглашения от 20.05.2010 ввозные
таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа той Стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, в том числе при взыскании ввозных таможенных пошлин в порядке,
192 СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 4990. Далее также – Соглашение от 20.05.2010.
установленном таможенным законодательством Таможенного союза. Под уполномоченным же органом для целей данного Соглашения понимается государственный орган Стороны, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета этой Стороны. В Российской Федерации, Казахстане и Белоруссии таким органом является Казначейство.
Единый счет Казначейства открывается в национальном (центральном) банке либо в уполномоченном органе, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке, для зачисления и распределения поступлений между бюджетами данной Стороны. Помимо этого в центральном банке одной стороны открываются счета в валютах других стран-участниц Таможенного союза. Так, например, в Национальном банке Республики Беларусь открыты счета в тенге и российских рублях для зачисления сумм распределенных пошлин от государств-участников ТС193. Аналогичным образом в Банке России были открыты счета в белорусских рублях и тенге, в Национальном банке Республики Казахстан – счета в российских и белорусских рублях. Распределение сумм ввозных таможенных
пошлин происходит на счета бюджета соответствующей страны и счета в иностранной валюте других стран-участниц Таможенного союза, с которых они впоследствии перечисляются на счета центрального банка страны, которой причитаются суммы ввозных таможенных пошлин.
На единых счетах Казначейства учитывают следующие виды поступлений:
суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;
суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других Сторон;
193 Бровка Г.М. Республика Беларусь в таможенном союзе: проблемы, перспективы // В сб.: Правовые вопросы Евразийского таможенного союза. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 125. См. также: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и правления Национального банка Республики Беларусь от 08.12.2005 № 143/171 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам» // Национальный правовой Интернет – портал Республики Беларусь. 2013. № 8/26847.
суммы зачисленных в бюджет Стороны доходов от распределения этой Стороной сумм ввозных таможенных пошлин;
суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет Стороны от других Сторон;
суммы поступивших в бюджет Стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;
суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других Сторон приостановлено.
При этом все вышеуказанные поступления обособленно отражаются в отчете об исполнении бюджета каждой из Сторон.
Суммы ввозных таможенных пошлин распределяются между сторонами Таможенного союза в строго определенных пропорциях, закрепленных в нормативном порядке.
Как отмечают Н. Мамбеталиев и А. Баринов, нормативы распределения ввозных таможенных пошлин были разработаны экспертной группой по направлению «Выработка механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие». Указанной группой были произведены расчеты нормативов распределения ввозных таможенных пошлин: как среднее арифметическое значение нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин, рассчитанных двумя способами:
на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за 2007 2008 гг.;
исходя из стоимостных объемов импорта из стран дальнего зарубежья за 2007 2008 гг. на базе статистических данных ООН по торговле товарами
«Комтрейд ООН» в разрезе двузначных групп ТН ВЭД с применением одинаковых расчетных среднеарифметических ставок единого таможенного тарифа (ЕТТ) ТС194.
194 Мамбеталиев Н., Баринов А. Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин // Налоговый вестник. 2011. № 4. С. 68 – 73 // СПС «КонсультантПлюс».
В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения от 20.05.2010 нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны устанавливаются в следующих размерах:
Республика Беларусь - 4,70%; Республика Казахстан - 7,33%; Российская Федерация - 87,97%.
В то же время в отношении распределения ввозных таможенных пошлин между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действуют иные нормативы. На основании п. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28.05.2010 «О применении международных договоров в рамках формирования таможенного союза»195 суммы ввозных таможенных пошлин распределяются в следующих пропорциях:
Республика Казахстан - 7,69%; Российская Федерация - 92,31%.
Следует отметить, что указанные цифры действуют только в отношении распределения сумм между Казахстаном и Россией и они не затрагивают сумм, причитающихся Белоруссии. С учетом этого можно сказать, что сумма подлежащих зачислению в бюджет Казахстана сумм ввозных таможенных пошлин, определяемая в соответствии с Договором от 28.05.2010, ниже, чем сумма, подлежащая зачислению по общему правилу.
В отношении Казахстана действуют и более жесткие правила в отношении сроков распределения таможенных пошлин:
распределение сумм ввозных таможенных пошлин Казначействами России и Белоруссии осуществляется на следующий рабочий день Стороны после отчетного дня, в котором на единый счет уполномоченного органа зачислены суммы ввозных таможенных пошлин;
распределение сумм ввозных таможенных пошлин уполномоченным органом Республики Казахстан между Сторонами осуществляется в
195 РГ. 2010. № 142.
отчетный день зачисления сумм ввозных таможенных пошлин на единый счет уполномоченного органа.
Расчет сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих перечислению с единого счета уполномоченного органа Стороны в бюджет этой Стороны, а также на счета в иностранной валюте других Сторон осуществляется по следующей формуле:
ВТПр = (ВТПпост – ВТПвозвр) х НР, где
ВТПр – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению в бюджеты стран-участниц ТС;
ВТПпост – сумма ввозных таможенных пошлин, поступивших (исполненных уполномоченным органом зачетом) в отчетном дне на единый счет уполномоченного органа страны-участницы ТС;
ВТПвозвр – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащих возврату; НР – норматив распределения ввозных таможенных пошлин.
Таким образом, сумма подлежащих распределению ввозных сумм, подлежащих перечислению с единого счета уполномоченного органа одной Стороны в бюджет этой Стороны, а также на счета в иностранной валюте других Сторон, осуществляется путем умножения общей суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между Сторонами, на приведенные выше нормативы распределения.
В свою очередь, общая сумма ввозной таможенной пошлины, подлежащая распределению, определяется путем вычитания из суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших (исполненных уполномоченным органом зачетом) в отчетном дне с учетом непринятых национальным (центральным) банком к исполнению расчетных (платежных) документов (инструкций) на перечисление сумм возврата ввозных таможенных пошлин в
отчетном дне, суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих возврату плательщикам в текущем дне196.
При этом на основании абз. 3 п. 2 ст. 5 Соглашения от 20.05.2010 в случае если расчетный (платежный) документ (инструкция) на возврат плательщику суммы ввозной таможенной пошлины, подлежащий исполнению в текущем дне, не принят национальным (центральным) банком к исполнению, данная сумма подлежит распределению между Сторонами в следующем рабочем дне Стороны. При этом сумма ввозных таможенных пошлин, не перечисленная на счета в иностранной валюте других Сторон, признается просроченной на один день.
Здесь также следует отметить особенность, связанную с зачетом ввозных таможенных сборов и иных платежей. Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 Соглашения от 20.05.2010 в счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с законодательством Сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. В то же время ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Таким образом, с 1 сентября 2010 г. денежные средства, уплаченные по КБК 153 1 10 11010 01 1000 180 «Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)», не могут быть зачтены в счет уплаты НДС и акцизов – они подлежат возврату. На наш взгляд, подобный порядок лишь усложняет положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих импорт продукции, поскольку технически зачет ввозных таможенных пошлин в счет налогов и сборов осуществляется не сложнее возврата соответствующих сумм таможенных пошлин.
196 Абз. 2 п. 2 ст. 5 Соглашения от 20.05.2010.
Суммы подлежащих возврату излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин перечисляются с единого счета уполномоченного органа в следующие сроки:
с единого счета Казначейств Республики Беларусь и Российской Федерации – в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, непринятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне;
с единого счета Казначейства Республики Казахстан – в отчетном дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших (зачтенных) на единый счет уполномоченного органа в день осуществления возврата.
Отметим, что определение суммы возврата ввозных таможенных пошлин в текущем дне, на основании п. 2 ст.5 Соглашения от 20.05.2010, осуществляется до распределения поступивших ввозных таможенных пошлин между бюджетами Сторон, а в случае недостаточности средств на счетах – в последующие рабочие дни. При этом за несвоевременный возврат начисляются суммы пеней (процентов). Пени (проценты) подлежат возмещению из бюджета той страны, уполномоченным органом которого не был произведен своевременный возврат, и такие суммы не включаются в состав ввозных таможенных пошлин, что, на наш взгляд, является вполне справедливым – за просрочку отвечает только виновная сторона, в противном случае имела бы место солидарная ответственность.
Возвращаясь собственно к порядку распределения сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран-участниц Таможенного союза, остановимся более подробно на порядке перечисления денежных средств.
По правилу, установленному в п. 4 ст. 5 Соглашения от 20.05.2010, перечисление сумм ввозных таможенных пошлин Сторонам осуществляется уполномоченными органами Сторон на счета в иностранной валюте других Сторон на следующий рабочий день Стороны за днем зачисления на единый
счет уполномоченного органа. Для перечисления денежных средств уполномоченные органы передают в центральный банк расчетный (платежный) документ (инструкцию). Такой документ должен быт передан до 14 часов по местному времени, передача осуществляется ежедневно. В случае если документ передается позднее 14 часов – платеж считается просроченным на один день.
За неперечисление или неполное перечисление сумм денежных средств одной стороной на счет в иностранной валюте устанавливается ответственность.
В настоящее время ст. 7 Соглашения от 20.05.2010 фактически устанавливает два состава нарушения порядка перечисления ввозных таможенных пошлин в бюджеты других государств-участников ТС. Указанные составы отличаются друг от друга своей объективной стороной.
Объективную сторону первого правонарушения составляют:
неперечисление или неполное перечисление денежных средств на счет в иностранной валюте какой-либо Стороной в установленные сроки;
непоступление информации от уполномоченного органа этой Стороны об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению.
В таком случае в качестве санкции предусматривается начисление процентов на сумму задолженности по ставке в размере 0,1%. Проценты начисляются и уплачиваются за каждый календарный день просрочки, включая день, в котором сумма от распределения ввозной таможенной пошлины не была перечислена другой/другим Сторонам.
Отметим также, что при обнаружении такого факта уполномоченный орган Стороны, на счет в иностранной валюте которой не поступили денежные средства, уведомляет уполномоченные органы Сторон и Секретариат Комиссии таможенного союза о неперечислении или неполном перечислении денежных средств.
Объективную сторону второго правонарушения составляют:
действия, выразившиеся в направлении Стороной информации об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению, в условиях фактического наличия указанных сумм;
или
действия, выражающиеся в неполном перечислении денежных средств с единого счета уполномоченного органа на счета в иностранной валюте других Сторон.
В таком случае сторона, допустившая нарушение, обязана:
не позднее следующего рабочего дня Стороны перечислить другим Сторонам суммы от распределения ввозных таможенных пошлин, подлежащие зачислению в бюджеты других Сторон, исходя из суммы, которая не была перечислена на счета в иностранной валюте других Сторон;
уплатить проценты за просрочку в размере 0,1% от суммы задолженности, за каждый календарный день просрочки, которой признается период времени со дня, в котором произошло нарушение положений Соглашения от 20.05.2010. В указанный срок не включается день, в котором осуществлено перечисление денежных средств.
В качестве меры финансовой ответственности за указанные нарушения может рассматриваться и право на приостановление перечисления сумм ввозных таможенных пошлин виновной Стороне, предоставленное Стороне, на счет в иностранной валюте которой не поступили денежные средства. Указанная санкция применяется при непоступлении (неполном поступлении) денежных средств от какой-либо Стороны и отсутствии уведомления от уполномоченного органа этой Стороны об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между Сторонами, на третий рабочий день после непоступления (неполного поступления) причитающихся денежных сумм.
В указанном случае суммы ввозных таможенных пошлин, перечисление которых приостановлено, подлежат зачислению в доход бюджета первой
Стороны до отмены соответствующего решения о приостановлении перечисления. Их учет в бюджете происходит обособлено.
На основании п. 6 ст. 7 Соглашения от 20.05.2010 уполномоченный орган Стороны, приостановившей перечисление сумм ввозных таможенных пошлин на счет в иностранной валюте другой Стороны, до принятия такого решения уведомляет уполномоченные органы Сторон и Секретариат Комиссии таможенного союза о принимаемом решении. В дальнейшем работа происходит следующим образом:
не позднее рабочего дня, следующего за принятием решения о приостановлении перечисления денежных средств, Секретариат КТС проводит консультации с органами исполнительной власти Сторон с целью скорейшего возобновления функционирования механизма распределения сумм ввозных таможенных пошлин в полном объеме;
в случае невозможности принятия решения о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин проводится заседание КТС;
если же и на заседании ЕЭК (КТС) не принимается соответствующее решение – вопрос выносится на заседание высшего органа Таможенного союза.
При этом исходя из формулировок п. 7 – 9 Соглашения от 20.05.2010 Секретариат лишь проводит консультации «с целью скорейшего возобновления функционирования механизма распределения сумм ввозных таможенных пошлин в полном объеме». ЕЭК (КТС) и Межгоссовет ЕврАзЭс принимают решение о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин.
При принятии соответствующего решения, перечисление сумм ввозных таможенных пошлин, которые ранее не были перечислены одной Стороне другой и которые были отдельно учтены в бюджете первой Стороны, происходит не позднее рабочего дня Стороны, следующего за днем получения уведомления о принятом решении, на счета в иностранной валюте
тех Сторон, которым они предназначались. Проценты за просрочку в таком случае не начисляются.
В соответствии с п. 10 ст. 7 Соглашения от 20.05.2010 суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, не перечисленные на счета в иностранной валюте какой-либо Стороной, а также суммы неисполненных национальными (центральными) банками Сторон обязательств по перечислению денежных средств в долларах США относятся к государственному долгу.
Непосредственный перевод денежных средств, подлежащих распределению, осуществляется центральными (национальными) банками стран-участниц Таможенного союза. Зачисление и распределение сумм ввозных таможенных пошлин, как мы уже говорили, происходит с бюджетного счета открытого в центральном банке одной страны на бюджетный счет другой страны, открытый в ее центральном банке, для чего указанные банки заключают между собой договор корреспондентского счета.
При распределении сумм ввозных таможенных пошлин применяется схема, основанная на межбанковском клиринге. Как отмечают Н. Мамбеталиев и А. Баринов, подобная система применяется в целях минимизации курсовых потерь при конвертации национальных валют в ходе распределения сумм ввозных таможенных пошлин. Такая схема основывается на использовании официального курса национальной валюты каждой страны к доллару США и она дает возможность требования национальным (центральным) банком страны-получателя причитающейся
суммы либо в национальной валюте этой страны, либо в долларах США197.
После проведения расчетных операций центральный банк страны-получателя перечисляет полученные денежные средства на бюджетные счета соответствующего бюджета.
197 См. подробнее: Мамбеталиев Н., Баринов А. Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин // Налоговый вестник. 2011. № 4. С. 68 – 73 // СПС «КонсультантПлюс»; Приложение 1 к Соглашению от 20.05.2010.
Следует отметить, что наличие нормативно закрепленного порядка распределения сумм таможенных платежей является одним из существенных признаков таможенных союзов. При этом в мировой практике применяются различные модели распределения таможенных платежей.
отметить, что первоначально в Соглашении стран СНГ от 20.01.1995 «О Таможенном союзе» предусматривался несколько иной механизм распределения таможенных платежей. Указанный механизм фактически закреплялся в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 «О Таможенном союзе»198. В данном Соглашении лишь указывалось на то, что
«Договаривающиеся Стороны формируют единый Таможенный союз, цели и
принципы формирования, механизмы и этапы создания, порядок функционирования которого, а также распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, условия введения временных ограничений и таможенного контроля определяются Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года». На основании же п. 1 и 2 Соглашения от 06.01.1995:
суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, должны были вноситься в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара;
суммы вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны и вывозимые с территории государства любой Договаривающейся Стороны на территорию государства другой Договаривающейся Стороны, должны были вноситься в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится.
Таким образом, указанными соглашениями предусматривался более простой механизм распределения ввозных таможенных пошлин – по стране
198 СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5057.
назначения товара. Подобный механизм, на наш взгляд, в большей степени отвечал принципу справедливости распределения таможенных пошлин в Таможенном союзе, поскольку он основывался не на абстрактных экономических формулах, а на совершенно объективном факторе – платежи поступали только в бюджет той страны, на территории которой указанный товар впоследствии будет продаваться. Между тем такой порядок распределения таможенных пошлин давал возможность для злоупотреблений в случаях, когда в качестве страны назначения указывалось одно государство, а фактическая реализация происходила в другом.
Основываясь на проведенном нами сравнительно-правовом исследовании механизмов распределения ввозных таможенных пошлин, мы можем выделить следующие модели.
В зависимости от полноты зачисления в национальные бюджеты выделяют модели, при которых ввозные таможенные пошлины:
полностью распределяются между бюджетами государств-участников таможенного союза;
распределяются между бюджетами государств-участников таможенного союза и бюджетом таможенного союза.
Вторая модель предполагает большую финансовую независимость наднациональных органов, первая, соответственно, больший контроль государств в отношении международной организации. Так, в частности, вторая модель реализуется в рамках Европейского союза, в котором страны- участницы обязаны зачислять подавляющую часть ввозных таможенных пошлин в общий бюджет.
Следует отметить, что в настоящее время Таможенный союз не имеет собственных доходных источников – денежные средства выделяются из бюджетов государств-участниц. Между тем, на наш взгляд, применение подобной модели на данный момент является абсолютно оправданным в связи с тем, что, как предполагается, Таможенный союз будет выступать в качестве переходной модели интеграции на постсоветском пространстве, а
впоследствии лишь в качестве одного из условий существования единого экономического пространства. Основная функция Таможенного союза заключается в согласовании основных направлений таможенной и таможенно-тарифной политики между государствами-участницами Таможенного союза – фактически данному образованию не нужны значительные денежные суммы для осуществления своей деятельности (они нужны только для финансового обеспечения аппарата Таможенного союза, организации различного рода встреч, форумов, конференций и т.д.).
Между тем, основываясь на положительном опыте ЕС, в дальнейшем необходимо будет предусмотреть собственные доходные источники ЕврАзЭс, поскольку единое экономическое пространство, являясь более сложной формой интеграции, предполагает проведение согласованной экономической политики и, соответственно, финансирования определенных программ за счет средств бюджета Сообщества.
В зависимости от порядка распределения ввозных таможенных пошлин различают модели, при которых указанные платежи:
поступают в бюджет страны назначения товара;
распределяются между бюджетами стран-участниц Таможенного союза в определенных пропорциях. При этом пропорции могут быть как простыми, так и сложными199.
Как мы видим, в условиях Таможенного союза, предусматривающего усложненный порядок распределения и зачисления таможенных платежей, ввозные таможенные пошлины, как разновидность доходов государственного бюджета могут быть разделены на два вида:
ввозные таможенные пошлины, уплаченные в связи с ввозом товаров на территорию данного государства и зачисленные в бюджет указанного государства после распределения между бюджетами стран-участниц Таможенного союза;
199 В Таможенном союзе ЕврАзЭс применяются простые пропорции.
суммы ввозных таможенных пошлин, перечисленные государственными органами других стран-участниц Таможенного союза в связи с выполнением международных соглашений.
Последний платеж по своей сути представляет собой разновидность международного межбюджетного трансферта.
Следует отметить, что первый и второй вид таможенных платежей, как разновидности доходов государственного бюджета, значительно отличаются друг от друга. Отличительные особенности второго вида платежа заключаются в том, что:
он уплачивается декларантом в связи со ввозом товаров на территорию одного государства, но является доходом другого государства;
в процессе его администрирования как дохода бюджета участвуют государственные органы разных стран, а при определенных обстоятельствах (в случае нарушения одной стороной условий международных соглашений) участником может выступать также и международная организация – Таможенный союз (который, в частности, принимает решение о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин, что является основанием для перечисления указанных платежей из бюджета одного государства в бюджет другого государства);
он перечисляется в связи с выполнением условий международных соглашений;
порядок администрирования данного вида таможенных пошлин как разновидности доходов госбюджета определяется на основании норм международного публичного и финансового права (а еще точнее – его подотрасли – бюджетного права).
В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. В результате их предоставления возникают межбюджетные отношения. Как определяет Н.И. Химичева, межбюджетные отношения – это
«взаимоотношения между Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями в лице соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса»200. В свою очередь, все в той же ст. 6 БК РФ закрепляется следующее определение межбюджетных отношений: это
«взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса».
Таким образом, можно говорить о том, что международный межбюджетный трансферт – это средства, предоставляемые бюджетом одного государства бюджету другого государства в связи с выполнением международных соглашений.
Международный межбюджетный трансферт, объективно возникающий в условиях действующей модели распределения ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе, представляет собой форму межбюджетных отношений более высокого порядка, поскольку в данном случае имеют место межбюджетные отношения трех независимых, суверенных государств.
Рассматриваемый международный межбюджетный трансферт предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основах. Также можно говорить о том, что он предоставляется на безусловных началах, поскольку не содержит условий дальнейшего использования поступивших денежных средств. Фактически единственным условием предоставления международного межбюджетного трансферта является соблюдение условий международных соглашений, в связи с которыми и происходит распределение денежных средств – как нами уже было рассмотрено выше, в случае неперечисления или неполного перечисления сумм ввозных таможенных пошлин, государство, которому указанные средства не были перечислены или были перечислены не в полном объеме, может
200 Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2009. С. 212.
приостановить перечисление ввозных таможенных пошлин государству- нарушителю. В этом заключается еще одно отличие международного межбюджетного трансферта от трансфертов, предоставляемых бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, основной целью которых служит финансовое выравнивания обеспеченности территорий201. Вполне возможно, что впоследствии в связи с наметившимся усилением интеграции государств-участников ЕврАзЭс будут закреплены и иные формы международных межбюджетных трансфертов, которые будут предоставляться на безвозвратной и безвозмездной основе, но для осуществления целевых расходов. В настоящее же время большая часть отношения по предоставлению денежных средств бюджетом одного
государства бюджету другого государства, складываются в рамках финансово-правового института государственного кредита.
|