Изучение конституционных и иных правовых основ действия и реализации ММП в сфере внутригосударственной юрисдикции предполагает определение места его актов в системе источников внутреннего права. Поскольку подобная постановка вопроса является новой, устоявшиеся подходы здесь отсутствуют.
В правовой системе РФ функционируют две разновидности актов ММП: 1) традиционные, обладающие рекомендательным характером, и 2) применяемые в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. Если первые используются по усмотрению, то обращение ко вторым осуществляется согласно правовым предписаниям: отсылочные нормы санкционируют действие актов ММП. Вместе с тем отсылки не позволяют четко определить место таких актов в нормативном компоненте правовой системы, в том числе рассмотреть их совместно с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, которые занимают в ней особое место.
Во-первых, отсылочные нормы не могут изменить природу тех международных норм, к которым делается отсылка. Они лишь допускают возможность обращения к ним, но не превращают (не преобразуют) их в правовые нормы. Во-вторых, в случае нормативных отсылок к актам ММП, последние нельзя объединить с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, так как иерархию можно выстроить только между теми международными нормами, которые имеют общие признаки, а нормы ММП и международного права – различные категории международных норм. В результате отсылочные положения национального законодательства включают акты ММП в нормативную компоненту правовой системы РФ, при этом их нельзя отнести к международному или внутреннему праву. ММП обособлено от них.
Завершая исследование нормативных оснований внутригосударственного действия ММП отметим, перечень актов ММП не следует ограничивать теми из них, на которые даны отсылки в законах, в решениях Конституционного Суда, в международных договорах и др., что можно объяснить рекомендательным характером ММП. В большинстве случаев ММП не становится частью нормативного компонента правовой системы, выведено за его пределы, однако влияет на внутригосударственные отношения будучи элементом таких компонентов правовой системы, как «практика» и «правосознание». Это не означает, что ММП вообще не оказывает какого-либо воздействия на российское право: оно носит не прямой, а косвенный характер и проявляется через представления о целесообразности обращения в том или ином случае к рассматриваемым международным актам, а также правоприменение, учитывающее их положения.
В ходе национально-правовой имплементации международного права в правовой системе РФ получили развитие существующие, а также были сформированы новые нормативные предпосылки для действия и реализации отдельных элементов международной нормативной системы, не обладающих юридической силой (ММП). Конституционные положения, законодательство, правовые позиции и решения высших судебных инстанций определяют их значимость в регулировании внутригосударственных отношений, в том числе наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. Это проявляется в росте практики использования ММП, в наработке различных подходов к работе с его актами. Указанная взаимосвязь международных норм различного характера продвигает процесс национально-правовой имплементации международного права на новый уровень, в ходе которого происходит взаимодействие международной нормативной, включая систему международного права, и национальной правовой систем.
|