Вторник, 26.11.2024, 19:15
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие и общая характеристика взяточничества

Наиболее общественно опасным преступлением, предусмотренным главой 30 УК РФ «Преступления против государственной службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», является взяточничество. Нормативного закрепления понятия взяточничества нет. Правоведы под взяточничеством понимают получение взятки (ст. 290 УК) и ее дачу (ст. 291)[1],посредничество (ст.291.1)

Так, согласно статье 290 УК РФ получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе признается преступлением.

Более полное понятие взяточничества охватывает три уголовно наказуемые деяния, связанные между собой общностью объекта преступления: получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.

Взяточничество относится к числу общественно опасных общеуголовных коррупционных преступлений[2]. Государственная коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» взяточничество является одним из проявлений коррупции, которая возможна в виде:

«а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица»[3].

Отдельные ее проявления запрещены УК под угрозой уголовного наказания (взяточничество - ст. 290 и 291 УК; злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285; незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст. 289; служебный подлог - ст. 292 и др.), другие - могут рассматриваться в качестве дисциплинарных проступков (служебные злоупотребления, не причинившие существенного ущерба; поборы и незаконные подарки, не являющиеся взятками).

Взяточничество - самая опасная форма коррупции. Опасность ее в особом цинизме взяточника, превращающего властные полномочия в предмет торговли. Он не только использует властные полномочия вопреки интересам общества и государства, полномочия эти предоставивших, но и «продает» их посторонним лицам. Взяточничество дискредитирует государственную власть и ее представителей, повышает уровень коррупции в органах власти, способствует криминализации общества и усиливает пренебрежение к закону[4]. Для взяточничества как проявления коррупции характерны все ее основные черты (извлечение выгод из должностного положения, изменнический характер, поражение аппарата публичной власти).

Взяточничество - довольно распространенное явление в жизни российского общества. При этом следует учитывать высокую латентность этих преступлений, которые в большинстве случаев остаются невыявленными. Еще в 1991 г. Б.В. Здравомыслов отмечал: «Весь государственный аппарат представляется подчас народу как структуры, состоящие из взяточников»[5]. Сегодня положение ухудшилось, хотя следует отметить и то обстоятельство, что коррупция поражает звенья аппарата публичной власти в разной степени. Наиболее коррумпированным является аппарат исполнительной власти и органов местного самоуправления. Это связано с тем, что именно тут сосредоточены основные властные полномочия, связанные с принятием индивидуальных распорядительных решений в отношении частных лиц и конкретных организаций. У законодателей значительно меньше возможностей участвовать в коррупции, т.к. они имеют дело не с индивидуальными, а с нормативными решениями и осуществляют свои функции в составе широкой коллегии. Наименее пораженным коррупцией остается судейский корпус (суды общей юрисдикции). Однако опыт судейского сообщества нельзя использовать в других звеньях государственного аппарата, т.к. устойчивость судей к коррупции объясняется спецификой их должности. Социальный статус судьи высок, и судьи дорожат им. Занять должность судьи довольно сложно. Формирование судейского корпуса производится в порядке, установленном законом, предусматривающим высокие квалификационные требования. Фактически труд судьи также требует высокой квалификации и сложен, что препятствует назначению на должности судей случайных лиц «по блату» и т.п. способами. Определенное значение имеет и то обстоятельство, что правосудие превратилось в сферу приложения преимущественно женского труда. Женщины вообще склонны к конформизму, менее склонны к совершению преступлений, их претензии в сфере оплаты труда более скромные. Содержание семьи для женщины нередко является жизненной необходимостью, но никогда не рассматривалось в качестве морального долга. Поэтому низкие доходы женщины не понижают ее социального статуса. Доходы же судьи по фактически существующим в обществе стереотипам являются вполне приличными (в качестве меры оплаты женского труда в бюджетной организации).

Причины необычайного распространения взяточничества сегодня достаточно очевидны:

- низкая зарплата российского чиновника. Поэтому чиновник вынужден брать взятки, т.к. он является биологическим организмом, которому нужна пища, жилье, которому хочется иметь семью, детей;

- нравственная деградация общества, когда деньги и возможность безнаказанного хамства оказались едва ли не единственными ценностями массового этического сознания;

- низкий культурный уровень чиновника, ориентация его на удовлетворение почти исключительно животных потребностей;

- незаинтересованность властей в борьбе с коррупцией, т.к. с коррумпированным, нравственно деградирующим чиновником легче работать (без претензий, моральных принципов, собственного достоинства и в неограниченном подчинении);

- неразвитость демократических институтов, отсутствие действенных форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура и пассивность (по существу - «забитость») населения, устраненность его от участия в управлении делами общества и государства, авторитарный политический режим, бесконтрольность и произвол со стороны властей и, в частности, правоохранительных органов, чрезмерное увлечение методами «тайной полиции» - агентурным и другими непроцессуальными методами, что ведет к сращиванию правоохранительных органов с организованной преступностью;

- монополизм и олигархия в экономике, продажность СМИ;

- низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни, оторванность законодательства от реальных условий общественной жизни;

- излишний аппарат публичной власти, в особенности аппарат местного самоуправления (например, на районном уровне он даже более бесконтролен и оторван от избирателей, чем аппарат федеральной власти, деятельность которого освещается в СМИ).

В современных условиях изменилась качественная характеристика взяточничества - суммы передаваемых взяток неизмеримо возросли по сравнению с суммами, передававшимися в прежние годы. Изменился предмет взятки. Взятки даются не только деньгами, но и ценными предметами и услугами: мебельными гарнитурами, автомобилями, драгоценностями и т.п. Нередки факты оформления на работу взяткополучателя и его близких, при фактическом неисполнении ими каких-либо обязанностей. В коммерческие структуры зачисляются должностные лица из числа работников исполнительной власти, банковские работники и др.

 

Здравомыслов Б.В. Квалификация взяточничества. - М., 1991. - С. 5; Кучерявый Н.П. Ответственность за взяточничество по советскому уголовному праву. - М., 1957; Минц П.М. Курс уголовного права. - Рига, 1928. - С. 66; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. – М., 2006. – С. 410.

[2] Черепанова Е.В. «Становление и развитие уголовного законодательства в части регламентации ответственности за организованные формы преступной деятельности в экономической сфере» // Законодательство и экономика. - 2009. - № 2. – С. 43.

[3] О противодействие коррупции: федер.закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ// СЗ РФ.-2008-№52(часть I). - Ст.6228

Бабанин В.А. Ответственность за взяточничество // Законодательство и экономика. – 2007. - № 3. – С.21.

[5] Здравомыслов Б.В. Указ. соч. - С. 3.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (15.06.2017)
Просмотров: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%