Вторник, 26.11.2024, 19:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Объект, предмет и объективная сторона взяточничества, основания освобождения от уголовной ответственности при получении или даче взятки

Непосредственный объект взяточничества – функционирование государственного аппарата в интересах общества и государства (а посредством общественного служения - и в интересах отдельных членов общества). Это объект всех правонарушений, составляющих коррупцию. Специфика взяточничества как одного из проявлений коррупции не в особом непосредственном объекте его, а в особой опасности, связанной с характерными для этого посягательства последствиями.

В теоретической литературе существуют и иные точки зрения на объект этого преступления. Б.В. Здравомыслов, например, в качестве непосредственного объекта получения взятки понимал «функционирование тех или иных сфер или управленческих систем государственного или общественного аппарата, правильную деятельность его звеньев либо отдельных организаций, учреждений». Однако представляется, что уголовный закон охраняет не функционирование каких-либо отдельных сфер и звеньев аппарата публичной власти, а правильное функционирование этого аппарата в целом, независимо от того, какое его звено поражается преступлением.

Сложно согласиться с другой точкой зрения, что объектом этого преступления является установленный порядок оплаты труда (или служебной деятельности) должностных лиц. Взятка не является оплатой труда или служебной деятельности. Это незаконная выгода, извлекаемая преступником из своего служебного положения вопреки интересам службы. Взятка может даваться и за незаконные действия, при этом объект преступления поражается даже в большей мере, чем в случае получения взятки за совершение правомерных действий. Объект взяточничества куда более важен для нормальной жизни общества, чем «порядок оплаты труда», что и определяет высокую опасность этого преступления.

Однако для понимания в качестве объекта взяточничества установленного порядка оплаты служебной деятельности должностного лица имеются основания в законодательстве. Дело в том, что УК в ч. 4 ст. 290 предусматривает получение взятки в крупном размере в качестве особо квалифицирующего признака взяточничества. Таким образом, строгость наказания за получение взятки ставится в зависимость от размера взятки.

Основной состав получения взятки определен в статье 290 УК РФ, согласно части 1 данной статьи уголовно наказуемым является получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод материального характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемым им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе[1].

Родовым объектом целой группы преступлений, в которую входит и ст.290 УК РФ, является совокупность общественных отношений, которая обеспечивает правомерную деятельность органов государственной власти. Это вытекает из названия раздела X УК РФ - «Преступления против государственной власти». Что касается непосредственного объекта, то им является совокупность общественных отношений, регламентирующих установленную законом и подзаконными правовыми актами деятельность органов государственной власти, государственной службы, а также органов местного самоуправления.

Для такого преступления, как получение взятки, важен такой признак преступления, как его предмет. Пленум Верховного Суда в п.9 постановления от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»[2] указал, что предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. В нынешних условиях предметом взяточничества может быть и приватизация определенных объектов государственной собственности, «обналичивание» денежных средств с банковских счетов, сдача в аренду либо безвозмездное пользование квартирами или дачными участками. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Кроме того, на практике могут столкнуться с такими формами взятки, как открытая или завуалированная. При открытой форме взяткодатель непосредственно передает предмет взятки взяткополучателю или посреднику. Эта форма взятки известна очень давно, и правоохранительные органы выработали определенные меры борьбы с ней. При завуалированной форме выявить взятку гораздо сложнее, так как ее передача оформляется внешне законными формами. В качестве примера можно назвать оформление договора займа без процентов на очень длительный срок, выплату по договору подряда, который реально не выполнялся.

Объективная сторона получения взятки представляет собой получение лично должностным лицом или посредником взятки за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя.

Дача взятки - это передача материальных ценностей или выгод имущественного характера должностному лицу за выполнение или невыполнение им определенных действий в пользу передающего. Форма взяточничества может быть самой различной: передача денег, ценного подарка, оплата загранпоездки и путевки в санаторий, содействие в продвижении по службе, предоставление высокооплачиваемой должности в коммерческой структуре, возможности приобретения дефицитных товаров по заниженным ценам.

Объективная сторона данного преступного деяния заключается в даче (незаконном вручении, пересылке и т.д.) должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. Дачей взятки лицо преследует цель извлечь соответствующую пользу для себя либо для представляемых им лиц, осознавая при этом, что получившее взятку должностное лицо может или должно совершить соответствующие действия по службе либо, напротив, не должно принимать мер, которые следовало принять. Если взяткодатель, передавая должностному лицу деньги или иное имущество, склоняет его к совершению противоправных действий, образующих иной состав преступления (например, превышение должностных полномочий, служебный подлог), содеянное взяткодателем должно квалифицироваться по совокупности как дача взятки и соучастие в совершении соответствующего преступления. Передача может быть совершена лично или через посредника. Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Следует отметить, что объект и предмет преступления дачи взятки в полном объеме совпадают с аналогичными признаками состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ.

Состав преступления - формальный. Это преступление считается оконченным с момента фактической передачи хотя бы части взятки[3]. Правомерно ставить вопрос о наличии состава дачи взятки, когда передача ее предмета состоялась после выполнения нужных взяткодателю действий. Возможно и покушение на совершение дачи взятки, если она не состоялась по причинам, не зависящим от воли виновного, и его преступное поведение стало известно правоохранительным органам.

Преступность, особенно организованная и профессиональная, проникла во властные структуры, в государственную службу и органы местного самоуправления, отмечается сращивание исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами[4].

Некоторые звенья органов государственной власти и местного самоуправления поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, подрывающими нормальную деятельность органов власти и управления, зачастую срывают и тормозят решение важных мероприятий, как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов, регионов, властных и управленческих структур.

Противодействовать этим злоупотреблениям в определенной мере призваны, уголовно-правовые нормы, предусмотренные главой 30 УК РФ, которые предусматривают ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285-293 УК).

Усиление наказания за крупные взятки связано с реализацией идеи, высказанной (хотя и не вполне последовательно) еще Ч. Беккариа: строгость наказания должна быть соразмерна не только тяжести преступления, но и «силе побудительных мотивов» к его совершению[5]. Сегодня она вновь весьма популярна в России под влиянием уже американского прагматизма и звучит так: «преступление следует сделать невыгодным».

В настоящее время максимальная уголовная ответственность за получение взятки составляет лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Квалифицированный вид данного преступления предусматривает (ч.6 ст.290 УК РФ наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки. Таким образом, получение взятки является тяжким преступлением, а квалифицированный вид данного преступления особо тяжким. Особо строго караются вымогательство взятки, а также получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение (занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления) или получение взятки в особо крупных размерах либо лицом, ранее судимым за взяточничество. К уголовной ответственности привлекаются не только получатели взяток, но и взяткодатели, а также посредники в получении и даче взятки.

Максимальная уголовная ответственность за дачу взятки - лишение свободы на срок до трех лет, за квалифицированное преступление (ч.5 ст.291 УК РФ) лишение свободы на срок до двенадцати лет. Дача взятки, согласно положениям статьи 15 УК РФ, является преступлением средней тяжести, а квалифицированный вид дачи взятки тяжким преступлением.

Основанием для прекращения уголовного дела в отношении взяткодателя является наличие обстоятельств, указанных в примечании к ст. 291 УК РФ. Основаниями освобождения взяткодателя от уголовной ответственности, согласно данному примечанию, являются два обстоятельства:

если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;

если лицо добровольно сообщило государственному органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки[6].

Заявление о даче взятки (устное или письменное), поданное в государственный орган, имеющий право возбудить уголовное дело, должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным заявление, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2013 г. № 24).

Вместе с тем Пленум Верховного Суда РФ в указанном Постановлении указал на то, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по указанным выше основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления, поэтому он не может быть признан потерпевшим и претендовать на возвращение ему денег или иных ценностей, переданных в качестве взятки.

Однако переданные взяткополучателю деньги и другие ценности подлежат возвращению владельцу в тех случаях, если лицо до передачи предмета взятки добровольно сообщило о предстоящей даче взятки государственному органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и их передача происходила под контролем с целью изобличения взяткополучателя. Также подлежат возврату владельцу деньги и другие ценности, если он вынужден был передать их в качестве взятки в результате акта вымогательства для предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов, либо правоохраняемых интересов представляемых им лиц. Деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства. Если полученные должностным лицом предметы взятки не обнаружены, неосновательно приобретенное взыскивается судом в доход государства в силу требований ГК РФ[7]. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение)[8].

Применительно к основанию освобождения от уголовной ответственности предусмотренному в примечании к ст. 291 УК РФ представляется, что добровольное заявление о даче взятки может быть подано в силу конкретных обстоятельств (стихийное бедствие, отдаленность местонахождения органа, который вправе возбудить уголовное дело, болезнь заявителя и т.д.) представителям иных органов власти (например, депутату), которые в свою очередь должны сообщить о поступившем заявлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Заявление о даче взятки должно быть не только добровольным, но и соответствующим действительности. Во избежание оговора невиновного должностного лица заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос.

Одновременно представляется очевидным, что склонение лица к совершению преступления с целью его последующего изобличения является неправомерным и, более того, преступным деянием.

Таким образом, подводя итог изложенному в первой главе можно выделить признаки, которыми должны обладать взятки:

1. Это имущественное вознаграждение, которое носит материальный характер;

2. вручается должностному лицу государственного органа, учреждения либо органа местного самоуправления;

3. передача вознаграждения обусловлена совершением или несовершением в интересах дающего каких-либо действий, которые входят в компетенцию данного должностного лица и которые оно правомочно или должно выполнить в соответствии с возложенными на него служебными обязанностями, либо неправомерных действий, которые вытекают из служебного положения должностного лица или совершаются вопреки интересам службы, в том числе действий, содержащих признаки преступления или иного правонарушения;

4. передача предмета взятки независимо от времени вручения должна преследовать цель обязательного вознаграждения должностного лица за совершение им действия (бездействие), носящего законный либо незаконный характер;

5. совершенное деяние должно быть всегда обращено в пользу взяткодателя или заинтересованных в этом третьих лиц.

Субъект получения взятки – специальный. Понятия «должностное лицо» и «представитель власти» излишне формализованы, что представляет определенную сложность для правоприменителя при квалификации деяния на первоначальных стадиях расследования, а также в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий при получении информации об имеющемся факте мздоимства.

Диапазон санкций за взяточничество неоправданно широк: от штрафа до пятнадцати лет лишения свободы. На мой взгляд, целесообразно исключение из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет

 

[1] Говорков Н. Доказывание получения взятки // Законность. – 2008. - № 8. – С.56.

[2] О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе :федеральный закон от 09 июля 2013 г. № 24 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2014. - № 4. – С.5.

Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов / под ред. Н.Г. Кадникова. – М., 2006. – С. 210.

[4] Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, в ред. от 10 января 2000 г. № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 2. - Ст. 176.

[5] Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М., 1995. - С. 83.

[6] Колчевский И.Б. Особенности квалификации и предварительного расследования по уголовным делам о взяточничестве. – М., 2008. – С. 106.

[7] Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

[8] Статья 1102 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (15.06.2017)
Просмотров: 501 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%