Вторник, 26.11.2024, 19:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

История становления принципа недискриминации в международной торговле

Становление принципа недискриминации как основополагающего принципа МЭП теснейшим образом связано с развитием самой мировой экономики.

На протяжении всей истории и в настоящее время внешняя экономика государств слагалась из двух подходов, конфронтирующих, но, в то же время, неизбежно сосуществующих друг с другом – либерализма, или фритрейдерства (от англ. «free trade» – свободная торговля), и протекционизма.

Протекционизм (от анг. protect - защищать) - это вид внешнеэкономической политики государства, направленной на защиту национальной экономики от конкуренции импорта[1]. Осуществляется эта политика с помощью прямого и косвенного ограничения импорта иностранных товаров, снижающего их конкурентоспособность в сравнении с товарами национального производства.

На протяжении почти трех столетий - с конца XV - XVIII вв. основой экономики и внешней торговли оставался меркантилизм, являющийся одним из проявлений протекционизма.

Понятие «меркантилизм» происходит от латинского mercari (приобретать, покупать) и merx (товар). Политика меркантилизма основывалась на совокупности учений[2], общим ядром которых была идея достижения максимальной поддержки национальной экономики и торговли. Господствовало мнение, что меркантилизм вел к приросту населения, драгоценных металлов и благосостояния, что в конечном итоге имело целью сохранение и дальнейшее распространения власти абсолютного монарха.

Меркантилисты исходили из ограниченности природных ресурсов, поэтому вывоз природных ресурсов был ограничен, и в то же время приветствовался их ввоз. С готовыми товарами правители-меркантилисты вели обратную политику: высокие таможенные пошлины, ограничения торговли, налоги на ввоз товаров, административные меры усложняли импорт заграничных товаров в государство, ведущее меркантилистскую политику. Экспорт национальных товаров поддерживался.

Протекционистская политика отдельных стран неизбежно приводила к затуханию мировой торговли, так как вызывала аналогичную протекционистскую реакцию других государств. Меркантилизм был естественен для любой страны в определённый период развития, а именно началу развития промышленного капитализма.

С началом индустриальной революции развитие торговли заметно ускорилось. Многочисленные научные открытия помогли сократить трудоемкость производства и экспортировать готовые товары по всему миру в больших объемах. В это время устанавливаются торговые отношения между государствами, находящимися далеко друг от друга.

Экономическое лидерство Англии в конце XVIII - середине XIX вв. сделало ненужным использование протекционистских мер защиты ее национальной экономики. В то же время беспрепятственное развитие внешнеэкономической деятельности стало средством завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности. Напротив, политика защиты получила распространение в экономически менее развитых странах, таких как Германия, США. Англия, являясь на тот период самой развитой колониальной державой, нуждалась в рынках сбыта промышленной продукции и поставке дешевого сырья и продовольствия. В конце XVIII века английским экономистом Адамом Смитом была разработана теория абсолютных преимуществ (absolute advantage).

В соответствии с данной теорией необходимо определить товары, производство которых является наиболее дешевым в данной стране. Низкие цены, а значит и низкие издержки производства, обеспечиваются естественными или приобретенными абсолютными преимуществами в их изготовлении[3]. Соответственно, для государств выгодным является импорт тех товаров, в которых государство имеет абсолютное невыгодное положение (absolute disadvantage), или производство этого товара является менее продуктивным. Международное разделение факторов производства повысит мировой доход, который будет разделен между торгующими нациями. В результате, страны обогащаются не за счет друг друга, а взаимно[4].

Теория Адама Смита, однако, покрывает лишь малую часть международной экономики. Она дополняется созданной почти на полвека позже теорией сравнительных преимуществ (comparative advantage) Давида Рикардо.

Рикардо утверждал, что даже если одно государство находится в абсолютном невыгодном положении относительно другого государства при производстве любого товара из сравниваемой пары, выгодоприносящая торговля все равно может иметь место. Менее результативная нация должна специализироваться на товаре, где абсолютное невыгодное положение ниже, чем при производстве другого товара. С другой стороны, это государство должно экспортировать те товары, где абсолютно невыгодное положение выше. Это является областью его сравнительного невыгодного положения (comparative disadvantage).

Теория Д. Рикардо в дальнейшем видоизменялась в работах его учеников и была в дальнейшем расширена.

С этими дополнениями и расширениями базовой модели, идеи Д. Рикардо на многие десятилетия вперед предопределили господствующие взгляды в теории международной торговли и оказали сильное воздействие на экономическую теорию в целом. Закон сравнительных преимуществ впервые доказал взаимовыгодность международной торговли для всех участвующих в ней стран, вскрыл научную несостоятельность широко распространенного заблуждения о том, что отдельная страна может получить в процессе торговли односторонние преимущества только в результате нанесения ущерба другим странам.

Экономическая теория и хозяйственная практика XIX - середины XX вв. развивалась в споре между сторонниками свободной торговли и защитниками протекционизма. При доминировании, в целом, фритредерских взглядов в отдельные периоды наблюдалось оживление и развитие теории протекционизма.
Первая мировая война вызвала застой в международной торговле. Границы были закрыты, экспорт и импорт были ограничены или полностью запрещены. После войны началось восстановление экономики, были заключены многочисленные договоры между государствами, которые уменьшали пошлины или гарантировали режимы наибольшего благоприятствования.

Старания по уменьшению пошлин потерпели крах с началом мирового кризиса 20-х годов. Как показывает история, мировые экономические кризисы являются первыми катализаторами обострений внешнеэкономических противоречий и увеличений протекционистских мер в ряде мировых держав. Так, во время Великой депрессии Правительством США был принят закон Смута – Хоули,[5] в соответствии с которым поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Ответная реакция государств-партнёров США не заставила себя долго ждать, и были существенно подняты пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торговых оборотов между США и Европой.

События первой половины XX века доказали, что ни одно государство не может быть экономически и политически успешным, не принимая во внимание другие государства. В глобальном мире все страны тесно связаны между собой, и мир может существовать только как координированная система со строгим соблюдением норм международного права. Повсеместный беспорядочный протекционизм, направленный на обогащение за счет разорения других стран, привел к ослаблению всей мировой экономики.

В конце Второй мировой войны пришло понимание о необходимости нового мирового порядка. Теория фритрейдерства окончательно взяла верх над протекционизмом. Это конечно означает не воцарение безусловной свободной торговли, но осознание мировым сообществом необходимости стремления к максимально либеральной мировой экономике.

Либеральной, или свободной, можно назвать ту международную экономику, в которой активное вмешательство правительства в виде различного рода квот, субсидий, высоких пошлин на импорт и экспорт ограничено или запрещено. В принципе, экономисты считают модель свободной мировой торговли идеальной, но вряд ли достижимой в ближайшем будущем. Фритрейдерство невозможно представить себе без равноправия для всех участников международных экономических отношений, без справедливой конкуренции. Свободной можно назвать лишь ту экономику, которая свободна от дискриминации иностранных контрагентов, и выражающаяся в уменьшении таможенных тарифов и сборов, минимизации государственных предписаний, которые проводят дискриминационные различия между отечественными и иностранными товарами, отмене субсидий по отношению к конкретному отечественному производителю, которые неизбежно приводят к дискриминации других участников рынка, и полному отказу от квот импорта[6].

Преимущества свободной экономики стали очевидны. «Свободная экономика – это изначально хорошая вещь, потому что она приносит свободу: для людей свободу покупать, что они хотят и у кого они хотят, а так же продавать, кому угодно кто хочет покупать», - такое определение свободной экономики дал известный шведский сторонник капитализма и глобализации Йохан Норберг[7]. Он утверждал, что каждая страна извлекает выгоду из устранения барьеров во внешнеэкономических связях, пусть даже эти меры применяются государством в одностороннем порядке.

Свободная экономика, порождая активную конкуренцию, способствует понижению цен и улучшению качества товаров. К тому же, либерализация экономики приводит к ее расширению, и, таким образом, к укреплению политических связей. Так же в условиях свободной конкуренции и движении товаров, услуг и капитала, у государств отсутствует возможность использования различных экономических мер, таких как, например, повышение таможенных тарифов, в качестве метода политического шантажа. Помимо вышеперечисленного, свободная торговля является предпосылкой для оптимального использования ресурсов между государствами.

В то же время, после Второй мировой войны мировое сообщество начало поляризоваться, условно разделяясь на две половины – западную, где доминировали Соединенные Штаты Америки, удвоившие свою экономику за время Второй мировой войны на фоне ослабления всех ведущих европейских экономик, и восточную с господствующей социалистической доктриной. Продолжал разворачивался конфликт двух типов экономик – рыночной на Западе и плановой на Востоке. Политическое и экономическое обособление непосредственно влияло и на международную экономику. В своей речи на XVIII съезде партии А. И. Микоян указывал: "В нашей внешней торговле приходится считаться с тем, какой режим внешней торговли установлен в той или в другой стране и какие политические отношения существуют между СССР и этими странами, ибо торговые отношения, их характер и объём, находятся в прямой зависимости от политических отношений. Отсюда разность характера торговых договоров и соглашений, заключённых между СССР и другими странами". [8]

В 1944 году созывается Конференция в Бреттон-Вудсе, давшая начало так называемой Бреттонвудской системе, закрепившей основные принципы экономической деятельности капиталистических стран. Впоследствии, в рамках этой системы принимается ГАТТ 1947, который стал основой для Всемирной торговой организации (ВТО).

На Востоке в 1949 году создается Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), объединивший страны с плановой экономикой. Для ограждения экономики этих стран от кризисов в капиталистических странах организуется валютная монополия и монополия внешней торговли, ориентированные на развитие интеграции в странах социализма[9].

Советский Союз активно развивает внешнюю экономику в основном за счет двухсторонних договоров с иностранными государствами, многие из которых предоставляют режим наибольшего благоприятствования на основе взаимности. В рамках СЭВ внешнеэкономическая деятельность основывалась на Уставе СЭВ от 14.12.1959[10]. Ст. 2 провозглашала полное равноправие, уважение суверенитета и национальных интересов, взаимную выгоду и товарищескую взаимопомощь в качестве принципов экономического сотрудничества стран-членов СЭВ. Научная доктрина провозглашала запрет дискриминации во взаимоотношениях со всеми торговыми партнерами[11].

Недискриминация в экономических отношениях как принцип получила признание как на Западе, так и на Востоке, однако, говоря о мировой экономике в целом, в то время сложно было говорить о господстве принципа недискриминации как основополагающего принципа экономического сотрудничества всего мирового сообщества ввиду его поляризированности и разграничения на два блока. Безусловно, оба блока не были полностью изолированы друг от друга и налаживали внешнеэкономические связи с отдельными государствами другого блока, но эти связи носили фрагментарный характер. Внутри блоков развивается и закрепляется осознание необходимости недискриминационного отношения в экономике как залога дальнейшего взаимного экономического развития. В то же время, предоставляя преференциальный режим странам своего блока, страны другого блока автоматически ставились в менее благоприятное положение и испытывали на себе дискриминационный режим.

В начале 90-хх годов прошлого века большинство стран стали ориентированы на рыночную экономику. Либерализация экономики в глобальном смысле стала основой межгосударственного сотрудничества. Принцип недискриминации расширил сферу своего действия.

В настоящее время снова наблюдается идеализация либеральной торговли. Многие видят в ней панацею от всех экономических и политический проблем мирового сообщества. Большинство правительств, крупный бизнес и господствующие средства массовой информации, а так же многие экономисты выражают свою приверженность идеям фритредерства.

Однако нельзя полностью отвергать протекционизм как изживший себя подход.

Во-первых, протекционизм защищает стратегически важные секторы национальной экономики, например, оборонную или продовольственную индустрию.

Во-вторых, защищаются новые, молодые отрасли экономики, не способные на начальном этапе конкурировать с развитыми иностранными конкурентами ни в цене, ни в качестве.

В-третьих, при помощи протекционистских мер достигаются политические цели. Международные экономические санкции против СССР, последовавшие после ввода войск в Афганистан, преследовали цели прекращения боевых действий и невмешательства во внутренние дела этой страны; санкции против Сербии были одним из инструментов давления на нее, с тем, чтобы она изменила свой курс в отношении Боснии[12].

В-четвертых, высокие пошлины и сборы являются существенной статьей дохода государственного бюджета. Но чем выше таможенные пошлины, тем ниже экономическая целесообразность для иностранных экспортеров. Поэтому при установлении таможенных ставок, необходимо соотносить их с привлекательностью отечественного рынка. Как показывает практика, высокие пошлины и сборы не являются эффективным способом пополнения государственного бюджета. Они, скорее, применяются для защиты отечественных производителей от нежелательной конкуренции.

Некоторые исследователи выдвигают теорию, согласно которой только протекционизм может обеспечить полный уровень занятости путем стимулирования спроса на национальные продукты[13].

Несомненно, в долгосрочной перспективе протекционизм наносит вред национальной и мировой экономике: ввиду отсутствия конкуренции растут цены, протекционизм в одной области экономики ведет цепной реакцией к протекционизму в других, нерентабельные предприятия поддерживаются, происходит дестабилизация международных отношений.

Представляется, что важнейшими направлениями протекционизма в современном мире должны стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистиских мер по принципу: защищать не всё национальное производство, а его отдельные, наиболее социально значимые отрасли. Протекционизм также может иметь место как элемент структурной политики государства, нацеленной на приспособление отечественных производителей к происходящим изменениям в мировом хозяйстве в новых, недостаточно развитых отраслях.

В целом, говоря о соотношении фритрейдерства и протекционизма в части определения целей экономического и социального развития, необходимо понимать, что, избирая модель фритрейдерства, государство, как правило, рассчитывает на глобальную экономическую выгоду и исходит из долгосрочных перспектив, протекционизм же в наше время имеет место быть при наличии определенных обстоятельств внутригосударственного значения и ориентируется на краткосрочные национальные интересы.

В экономической теории существуют довольно интересные подходы к соотношению протекционизма и фритрейдерства в современном мире. Как утверждают некоторые ученые, сегодня протекционизм и фритредерство — это не два противостоящих друг другу принципа экономической политики, а два взаимосвязанных инструмента регулирования отношений между странами. В интересах максимально эффективного включения национальной экономики в мирохозяйственные связи необходимым является оптимальное сочетание этих двух инструментов хозяйственного регулирования, сбалансированность внешнеэкономической «открытости» и разумного протекционизма. Перекос в сторону либерализации или протекционизма может существенно затруднить дальнейшее развитие национальной экономики.[14] Такая позиция, на наш взгляд, наиболее справедливо отражает современное состояние международных отношений, расставляя необходимые акценты на распределении методов и механизмов управления и взаимодействия. Действительно, достижению баланса в международных отношениях должна способствовать гармонично выстроенная диалектическая взаимосвязь разумного протекционизма и свободой торговли, поскольку потребности общественного развития неизбежно диктуют то, что современное государство не может эффективно функционировать как без защиты определенных национальных интересов, так и без включения в процессы глобализации, требующей устранения правовых и экономических барьеров и максимальной внешнеэкономической открытости.

Теперь попытаемся рассмотреть протекционизм сквозь призму действия и влияния международно-правового принципа недискриминации.

В теории международного права довольно распространена позиция, что соблюдение принципа недискриминации невозможно достигнуть при применении государствами протекционистских мер.[15] По нашему мнению, нельзя противопоставлять принцип недискриминации и протекционизм. Государства, применяющие протекционистскую политику, могут так же руководствоваться принципом недискриминации, если он применяется по отношению ко всем внешнеэкономическим партнерам в равной степени. Будучи центральным принципом либеральной экономики, принцип недискриминации может существовать объективно, независимо от выбранной формации.

Основной чертой недискриминации является предоставление равных условий для всех внешнеэкономических партнеров. Принцип недискриминации соблюдается, если протекционистские меры в равной степени затрагивают всех участников экономических отношений.

Протекционизм продолжает объективно существовать в виде исключений из принципа недискриминации - субсидий, антидемпинговых мер, защиты отдельных отраслей внутреннего рынка. Таким образом, в мире складывается система, состоящая, на первый взгляд, из противоположных политик. На самом деле, мы бы применили к ней известный термин «система сдержек и противовесов», где недискриминация является основным принципом, но при этом она ограничивается протекционистскими мерами с целью оградить национальную экономику от агрессивного посягательства извне, и если протекционистские меры применяются безусловно по отношению ко всем государствам, то протекционизм является легитимным исключением из принципа недискриминации. Но многие государства злоупотребляют протекционизмом, не видя его неблагоприятных последствий не только для третьих стран, но и для себя. Это приводит к цепной реакции, приводящей к дальнейшим защитным мерам. Выходом здесь может стать система, объединяющая все государства единым международным экономическим правом с главенствующим положением принципа недискриминации. При этом, в эту систему должны включаться некие исключения из принципа недискриминации, вводимые в строго оговоренных случаях. Соблюдение принципа недискриминации не представляется возможным без единой системы, объединяющей максимальное количество государств, связных между собой однородными обязательствами. Не имея глобальной системы с господствующим принципом недискриминации, а отдельные договоры о предоставлении того или иного режима (будь то РНБ или национальный режим (НР)) отдельным странам, государства автоматически дискриминируют другие государства. Наличие такого факта, что Россия не являлась членом ВТО и субъектом права ВТО, являлось стимулированием обоюдной дискриминации в мировой экономике.

ВТО – это на сегодняшний день самая крупная организация по экономическим вопросам, объединяющая 159 государств[16] и придерживающаяся идей свободной торговли. Таким образом, принцип недискриминации в современных реалиях возможен только под эгидой ВТО, а значит, в рамках провозглашения свободной экономики. Принцип недискриминации является одним из основных принципов ВТО, соблюдение которого предполагает и исключения в пользу развивающихся и неразвитых стран.

Недискриминация – это не только формальное предоставление всем торговым партнерам равных прав, но и предоставление прав на равное развитие. В современном мире гармоничный рост возможен только при предоставлении некоторым странам более широкого объема прав, включающих в себя протекционистские меры, используя которые они могли бы обеспечить себе ускоренный экономический рост. При этом подобного рода послабления должны признаваться всем мировым сообществом.

 

[1]Словарь бизнес терминов [Электронный ресурс] / URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/10921#sel=8:1,8:6 (дата обращения: 25 сентября 2015 года)

[2] См. Англия: Mun Thomas (1571-1641), Petty William (1623-1687); Франция: Sully (1660-1741) и Jaen-Baptiste Collbert (1619-1683); Германия: Becher Jochan Joachim (1635-1682), von Sonnenfels Josef (1733-1817); Россия - Посошков Иван Тихонович (1652-1726).

[3] Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. С. 397-410.

[4] В России последователями Ад. Смита были Генрих Шторх, автор "Курса политической экономии", изд. на французском языке в 1815 г., Николай Тургенев в "Опыте теорий налогов" (изд. в 1818 г.), А. И. Бутовский в "Опыте о народном богатстве" (СПб., 1847 г.), И. В. Вернадский (переводчик Тенгоборгского на русский язык, автор "Истории политической экономии" и редактор "Экономического Указателя"), Вл. П. Безобразов, А. А. Головачов.

[5] Eichengreen B. The Political Economy of the Smoot-Hawley Tariff // Research in Economic History. 1989. Vol. 12. Pp. 1−43.

[6] Driesen David M. What is Free Trade?: The Rorschach Test at the Heart of Trade and Environmental Debate / Choi E. Kwan, Hartigan James C. // Handbook of international Trade. Economic and Legal Analysis of Trade Policy and Institutions. - Blackwell Publishing, 2004. Vol. II. P.10.

[7] Norberg, Johan. In Defence of Global Capitalism . Cato Institute Publishing, 2003. P.128.

[8] Микоян А.И. Речь на XVIII съезде ВКП(б). – М., 1939. С. 16.

[9] Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. Академический проспект. М.: Деловая книга, 1998. С.282.

[10] Устав Совета экономической взаимопомощи от 14 декабря 1959 г., г. София // Ведомости ВС СССР. 1960. N 15. С. 107.

[11] Вышинский А. Я., Лозовский С. А. Дипломатический словарь [Электронный ресурс] / М.: Государственное издательство политической литературы. - 1948. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/1222/%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%93%D0%9E%D0%92%D0%AB%D0%95 (дата обращения 12 июля 2011 года).

[12] Ивашковский С.Н. Свободная торговля или протекционизм? [Электронный ресурс] / Центр дистанционного образования «Элитариум». М.: 2010. URL: http://www.elitarium.ru/2010/04/13/svobodnaja_torgovlja_ili_protekcionizm.html (дата обращения 9 ноября 2010 года).

[13] См: Keynes John Maynard. The General Theory of Employment, Interest and Money. Delhi: 2006.

[14] Дубровина О.А. Соотношение протекционизма и фритрейдерства во внешней торговле: дис. … канд. экон. наук. М., 2005. 151 с.

[15] См. например: Савицкий А.И. Режим недискриминации в налоговом праве Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан: дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. 239 с.

[16] Официальный русскоязычный портал ВТО: сайт. URL: www.wto.org (дата обращения: 24 октября 2013 года)

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (15.06.2017)
Просмотров: 188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%