В международном торговом праве принцип недискриминации представляет собой важнейший элемент, соблюдение которого невозможно без понимания его юридического содержания, которое непосредственно связано с закреплением принципа недискриминации в международно-правовых актах.
Между принципами права и нормами права существует тесная органическая взаимосвязь. Принцип – это некая исходная идея, которая является в конечном итоге источником формирования других правил поведения. Можно сказать, что норма права – одно из средств перевода принципа из идеального в формально определенное состояние[1].
Принцип права не может существовать без закрепления его в правовых актах. Так и принцип недискриминации воплощается в жизнь через многосторонние и двусторонние международные договоры.
Вся совокупность международного императивного и мягкого права, а так же национального законодательства касаемо ПН, образует институт недискриминации.
Повсеместное осознание необходимости недискриминации как залога мирного сосуществования государств пришло после Второй мировой войны и созданием ООН, в Уставе которой все государства обязали себя к миру[2].
Во время Бреттонвудской конференции, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года и участниками которой были 44 страны, были созданы Международный валютный фонд (МВФ - Статьи соглашения МВФ[3] вступили в силу в 1947 году) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР – Статьи соглашения МБРР[4] вступили в силу 1946 году), а так же принято Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле[5] (ГАТТ 1947; GATT 1947 – General Agreement on Tariffs and Trade 1947). СССР не ратифицировал ни одно из этих соглашений. Впоследствии, Россия ратифицировала все указанные соглашения.
В 1945 году США выступили с инициативой о создании международной торговой организации (МТО). Разработка Устава (Хартии) МТО осуществлялась на Лондонской конференции в октябре 1946 года, Женевской конференции в августе 1947 года и завершилась на конференции в Гаване (ноябрь 1947 года — март 1948 года.). Устав МТО, или Гаванская хартия, содержала в себе не только положения о функционировании МТО, но и закрепляла принцип недискриминации как основополагающий принцип в торговле.
Государственная торговля трактовалась в Уставе как некое исключение, а по отношению к внешнеторговым организациям государств, ограничивающих свободную внешнеторговую деятельность, применялись ограничительные меры.
ГАТТ, подписанное 31 сентября 1947 года, должно было служить временной правовой основой либерализации торговли и других торгово-политических мер до вступления в силу соглашения о создании МТО. 1 января 1947 года ГАТТ вступило в силу. Вследствие различных причин, одной из которых являлся отказ США ратифицировать Соглашение, проекту МТО так и не суждено было претвориться в жизнь. «Временное» ГАТТ стало долгосрочной опорой для мировой торговли на протяжении почти полувека. Так как ГАТТ было создано как вспомогательный инструмент в рамках предполагаемой мировой торговой организации, ему не были присущи четкая структура и органы, которые обязательны для любой международной организации. Несмотря на спорную международно-правовую правосубъектность ГАТТ 1947, можно считать его международной организацией де факто.
Уже в преамбуле ГАТТ 1947 договаривающиеся стороны объявляют о желании заключения «взаимных и взаимовыгодных договоренностей, направленных на существенное снижение тарифов и других барьеров торговле, и на устранение дискриминационного режима в межународной торговле». Так как система ГАТТ 1947 и, впоследствии ВТО, раскрывает содержание принципа недискриминации принципами наибольшего благоприятствования и национального режима, в ГАТТ 1947 ПН закрепляется в статьях I (Общий режим наиболее благоприятствуемой нации) и III (Национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования) соответственно.
В 1964 году в Женеве под эгидой Организации Объединенных Наций состоялась крупнейшая в истории международная экономическая конференция — Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД; UNCTAD – United Nations Conference for Trade and Development), в работе которой приняло участие 119 государств всего мира — рекордное число государств, когда-либо до этого представленных на международном форуме. Конференция явилась событием огромного значения по своим целям, задачам и составу, ознаменовав собой начало новой эпохи в международных экономических отношениях, эпохи развернутой борьбы за ликвидацию дискриминационных и колониалистских порядков[6].
На первой конференции ЮНКТАД, проходившей с 23 марта по 16 июля, был принят Заключительный акт (Final Act), который содержал 15 Общих Принципов и 13 специальных принципов для регулирования международных торговых отношений, или «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию», так же называющиеся Женевскими принципами[7]. Общий тон Женевских принципов расходится с ГАТТ. Тогда как для ГАТТ преференции в пользу менее развитых стран и торговые соглашения, гарантирующие различного рода послабления, являются исключениями из общего принципа недискриминации, теория международной экономики ЮНКТАД основывается на политике двойного стандарта этики международной торговли в позитивном смысле и пропагандирует преференциальное отношение к менее развитым странам (будь то тарифные послабления, субсидии для развития и др.) Подобное преференциальное отношение компенсирует дискриминационные эффекты от установленного правом равного отношения к неравно развитым странам, в том числе и в системе ГАТТ 1947[8].
Общий Принцип Второй Заключительного акта Женевских принципов запрещал дискриминацию, основанную на различиях социально-экономических систем. Общий Принцип Первый гласит, что экономические отношения между странами, включая торговые отношения, должны основываться на принципе суверенного равенства государств.
В конференции ЮНКТАД 1964 года принимали участие страны как с капиталистической, так и с плановой экономикой. Поэтому принцип недискриминации, сформулированный с акцентом на социально-экономическую систему, был очень важным и символичным шагом в эпоху противостояния востока и запада.
Конференция ЮНКТАД показала, что принципы МЭП не зависят от экономической системы и являются базой для стран с различным уровнем и направлением развития экономики. Это доказывает универсальность принципов МЭП.
1 мая 1974 года ООН принимает Декларацию об установлении нового экономического правопорядка[9], который пришел на смену Бреттон-Вудской системе, и действующий до сих пор. Декларация ставила целью, в первую очередь, сокращение все большей пропасти между развитыми и развивающимися странами. В п.3 Декларации отмечалось, что интересы развивающихся стран невозможно больше не учитывать, и что благосостояние всего мира зависит от благосостояния всех его частей. Декларация устанавливала ряд принципов, на которых должен основываться новый экономический порядок. Мировая экономика стала еще более асимметричной, и Новый Экономический Порядок (НЭП) стал существенным условием для выживания некоторых стран. НЭП лег в основу принципа преференциальности и ВСП.
Наряду с принципами суверенного равноправия государств (4а) и верховенства государства над своими природными ресурсами (4е), Декларация об установлении НЭП закрепила право каждого государства на выбор подходящей экономической и социальной системы, не подвергаясь при этом дискриминации (4d).
Этой формулировке вторит Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г. Ст. 4 гласит: «Каждое государство имеет право участвовать в международной торговле и в других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах. Ни одно государство не должно подвергаться какой-либо дискриминации, основанной лишь на таких различиях».[10]
В дальнейшем, ООН и ЮНКТАД принимали многочисленные резолюции и рекомендации, посвященные отдельным областям международных экономических отношений (например, "Международное соглашение по тропической древесине 2006 года" ЮНКТАД и др.), и всегда эти документы основывались на принципах, провозглашенных в Женевских принципах, Декларации 1974 года и Хартии 1974 года.
Женевские принципы, Декларация 1974 года и Хартия 1974 года носят рекомендательный характер. Однако они играют очень важную роль, так как являются отражением состояния международно-экономического права, а так же уровень сознания и развития государств, их желаемую модель поведения в международных экономических отношениях. Не удивительно, что принципы и нормы этих рекомендательных по своей природе документов нашли свое отражение в многочисленных много- и двухсторонних соглашениях по всему миру.
Например, в ст.5 Договора о дружбе и сотрудничестве в Южной Азии от 24 февраля 1976 года говорится, что Договаривающиеся Стороны должны прилагать максимальные усилия, как в многостороннем, так и в двустороннем формате, на основе равенства, недискриминации и взаимной выгоды.[11]
Государства-участники Соглашения о международной организации спутниковой связи ИНТЕЛСАТ строят свои отношения на основе принципа недискриминации (ст. VII v))[12].
Ст. 15 Канкунской декларации[13], регулирующей вопросы рыболовства, запрещает любую дискриминацию и скрытые ограничения торговли.
Таким образом, мы видим, что принцип недискриминации закреплен во всех важнейших документах международных организаций, что является подтверждением приверженности этому принципу всего мирового сообщества и общеобязательности ПН.
Нормативное содержание принципа недискриминации состоит в противоправности установления каких-либо различий, которые ставили бы государства или группу государств, их граждан и юридических лиц в худшее положение по сравнению с другими иностранными государствами, их гражданами и юридическими лицами, а также в обязанности устранять уже существующие дискриминационные ограничения, такие как, например, требование получить особое разрешение на ввоз или вывоз товаров, техники и технологии, иной продукции, повышение пошлин, особые или более высокие сборы за услуги, особые условия допуска в пределы государственной территории торговых судов или товаров и др. по политическим или иным основаниям, если они не распространяются на все остальные государства, при прочих равных условиях[14].
Принцип недискриминации, по мнению Г.М. Вельяминова, в его правовом понимании - есть право государства на предоставление обычно на основе взаимности ему (а также его гражданам и иным субъектам его национального права) со стороны государства-партнера общих условий, равных, не худших, чем те, которые предоставляются этим государствам-партнерам в отношении всех прочих государств[15].
ПН препятствует введению дифференцированных (т.е. характеризующихся избирательной направленностью) ограничений в области внешнеэкономических связей, ограничений, которые ставят отдельные государства или группы государств, их юридические и физические лица в худшие условия по сравнению с общими обычными условиями, представляемыми в данной области[16].
В.М. Шумилов отмечает, что принцип экономической недискриминации означает, в частности: право государства на предоставление ему, его физическим и юридическим лицам либо товарам со стороны иностранного партнера общих условий, которые не хуже условий, предоставляемых любому третьему государству и/или физическим, юридическим лицам, товарам третьего государства; обязанность государства не ухудшать для другой страны условия, общие для всех стран; не устанавливать условия, ставящие иностранное государство, его физических, юридических лиц либо товары в худшее положение с другими государствами, лицами, товарами.[17]
Таким образом, принцип экономической недикриминации, являясь принципом международного торгового права, и имея адресатами государства, имеет непосредственное влияние на юридических лиц, ведущих экономическую деятельность, соответствующих государств. Нарушение принципа недискриминации в конечном итоге нарушает права лиц. Поэтому изучение принципа недискриминации непосредственно связано с анализом национального законодательства, регулирующего деятельность юридических лиц.
Принцип недискриминации содержит требование равноправия между всеми иностранными государствами-партнерами, и не требует уравнивания с резидентами и предоставления им национального режима. Таким образом, отечественные физические и юридические лица могут находиться в более благоприятном положении, по сравнению с иностранными.
На наш взгляд, такой сложившийся подход к применению принципа недискриминации противоречит самому понятию дискриминации. Представляется, что ПН был бы полноценным только при уравнивании возможностей не только иностранных государств, но и предоставлении равноправия после пересечения границы соответствующего государства, то есть предоставления национального режима. Безусловно, здесь должны учитываться внутренние интересы государства и ограниченно применяться различные меры для защиты определенных отраслей внутренней экономики. Однако экономически и юридически, представляется более целесообразным трактовка принципа недискриминации как предоставления равных возможностей по отношению не только к иностранным государствам, но и по отношению к предоставляющему государству.
На сегодняшний день, концепция принципа экономической дискриминации допускает некоторые исключения. Введение определенных ограничений правомерно, если они применяются по отношению ко всем государствам. В качестве примера можно привести ст.8 Советско-швейцарского торгового договора от 17 марта 1948, где отмечено, что в случаях, когда одна из Договаривающихся Сторон будет применять запрещения или количественные ограничения ввоза или вывоза, эти меры будут осуществляться таким образом, чтобы не было допущено дискриминации другой стороне[18]. Такое же положение содержится в Соглашении о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 09 июля 2009 года: «Количественные ограничения не применяются в отношении импорта товара с территории какой-либо третьей страны или экспорта товара, предназначенного для территории какой-либо третьей страны, если только такие количественные ограничения не применяются в отношении импорта из всех третьих стран или экспорта во все третьи страны»[19]. То есть, пока ограничительная мера вводится по отношению ко всем государствам, она не носит дискриминационного характера.
ПН – это комплексная концепция, пронизывающая все нормы МТП. Она представляет собой сложный механизм международных обязательных и необязательных норм, их соблюдения, правил поведения государств во взаимоотношениях друг с другом, их обязательств по имплементации недискриминационных норм в свои правовые системы, а так же международное правосознание и тенденции по развитию МТП.
ПН является одним из центральных и основных принципов МТП, которые представляют собой единую монолитную систему норм. Нарушение одной из них неизменно ведет к потере равновесия всей системы, и,по принципу домино, к нарушению других. Неукоснительное соблюдение всех без исключения принципов МТП приобретает особое значение на современном этапе, когда международная экономика ослаблена и очень остро реагирует на дисбаланс, вызванный нарушением определенных принципов.
Для понимания, а, следовательно, и соблюдения одного принципа ПН, нужно понимать его органическую взаимосвязь с другими принципами этой отрасли.
Как уже отмечалось, в международно-правовой науке нет сложившегося единого перечня принципов МТП. Однако некоторые нормы имеют бесспорный статус принципа МТП.
Зарубежная и отечественная доктрины, несмотря на относительное единство по поводу определения понятия и сущность принципа недискриминации, существенно разнятся в проблематике соотношения этого принципа с другими принципами МТП.
Зарубежная наука в лице американских и европейских авторов традиционно рассматривала международное экономическое право как, в основном, право Генерального Соглашения о Тарифах и Торговле 1947 года и Всемирной Торговой Организации и отдельных соглашений, регулирующих экономические отношения со странами – не членами ВТО (например, до недавнего времени, Россия). Отсюда же вытекает понимание зарубежными авторами принципа недискриминации как двуединство принципов наибольшего благоприятствования и национального режима. Это является так же и основополагающей позицией ВТО в целом.
Отечественная наука долгое время не рассматривала право ГАТТ 1947 и, впоследствии, ВТО, как важную, но не единственную составляющую международного экономического и торгового права, поскольку ГАТТ 1947 учреждалось западными странами с рыночной экономикой сразу после Второй мировой войны. Советский Союз противопоставлял рыночной экономике плановую, и не был членом ГАТТ 1947.
[1] Вагина Н.М. Принципы публичного права: дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2004. С.131.
[2] Устав ООН. С. 14 – 47.
[3] Статьи соглашения Международного Валютного Фонда (Приняты 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США). Официальный текст опубликован не был. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 1 сентября 2013 года.
[4] Статьи соглашения Международного Банка Реконструкции и Развития от 21 декабря 1945 // Международные кредитно-финансовые организации. Правовые аспекты деятельности / Моисеев А.А. - М.: МНИМП, 1999. - 272 c.
[5] Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года… . ),Ст. 2916 – 2991.
[6]Вельяминов Г. М. Конференция ООН по торговле и развитию и правовое регулирование международной торговли: автореф. дис.… канд. .юрид. наук. М., 1970. С. 24
[7] См. Документы Конференции ООН по торговле и развитию. Женева, 23 марта -16 июня 1964года. Т.1, ООН, Нью-Йорк, 1964. С.12-30.
[8] Petersmann, Ernst-Ulrich: The United Conference of Trade and Development / Blagoevic, Borislav, Dam, Kenneth // Interntional Encyclopedia of Comparative Law, Volume XVII State and Economy. – Mohr, 1975. P.39.
[9] UN Documents: A/RES/S-6/3201 [Электронный ресурс] // URL: http://www.un-documents.net/s6r3201.htm (дата обращения 1 октября 2012 года).
[10] Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г.: принята Резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеей ООН от 12 декабря 2974 года [Электронный ресурс] // Русскоязычная версия сайта Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rights_and_duties.shtml (дата обращения: 12 сентября 2013 года).
[11] Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 1 сентября 2013 года.
[12] Операционное соглашение о Международной организации спутниковой связи ИНТЕЛСАТ: заключено в г. Вашингтоне 20 августа 1971 года // Бюллетень международных договоров. 1993. - N 5. - С. 2 - 43.
[13] Канкунская декларация (принята в г. Канкуне 08.05.1992 на Международной конференции по ответственному рыболовству) // Вылегжанин А.Н., Зиланов В.К. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами. Теория и документы.- М.: Экономика, 2000. С. 447 - 451.
[14] Блищенко И.П., Дориа Ж. Экономический суверенитет государства: учебное пособие. - М.: Российский университет дружбы народов, 2000. - 126 с.
[15] Международное экономическое право и процесс…. С.54
[16] Ким К.В. Принцип наибольшего благоприятствования в ГАТТ-ВТО : дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. – 302 с.
[17] Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. … С.99.
[18] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М.: Госполитиздат, 1956. - Вып.13. - С. 365-366.
[19] Собрание законодательства РФ. 2009. N 26. Ст. 3217.
|