Национальный режим (анг. – National treatment, нем. - Inländerbehandlung) означает, что физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений.
Национальный режим, так же как и принцип недискриминации, уравнивает условия. НР регулирует конкурентные взаимоотношения между импортерами и отечественными участниками МЭО[1]. Этот режим дополняет РНБ, чтобы равноправные условия предоставлялись не только иностранным участником МЭО по отношению друг с другом, но, и после правомерного пересечения границы, по отношению к отечественным участникам МЭО. НР – это естественная вершина РНБ, если речь идет о том, чтобы реализовать главный принцип в международной торговле – ПН[2]. В то время как РНБ запрещает дискриминацию импортеров друг с другом, НР регулирует конкурентные отношения импортеров с местными производителями. Целью НР является уничтожение внутригосударственных барьеров, которые зачастую представляют собой наибольшую угрозу конкуренции, чем невыполнение условий РНБ. НР, в принципе, представляет собой агрессивное вмешательство во внутренние дела государства, поэтому предоставление этого режима является добровольным. Особо отметим, что импортеры должны ввезти свою продукцию согласно национальному законодательству с соответствующими пошлинами и налогами, налагаемыми на импорт. НР предоставляет иностранцам равный доступ к национальному праву, в том числе и к средствам судебной зашиты. Целью НР является уничтожение внутренних скрытых барьеров, которые могут стать непреодолимой преградой для импортеров.
НР может предоставляться как на основе международного договора, так и в одностороннем порядке.
При заключении международного договора о предоставлении НР, необходимы дальнейшие законодательные меры внутри государства в налоговом, лицензионном, антимонопольном законодательстве и других отраслях.
Закрепление НР в одностороннем порядке представляет собой влияние международной практики на национальное право. Будучи распространенным в межгосударственных отношениях, НР стал практически повсеместным и в национальных законодательствах.
Предоставление НР в торговле товарами часто производится на безусловной, невзаимной основе, то есть государство, предоставляющее НР, не требует подобных действий от других. Например, п.1 ст. 29 Федерального закона от 08 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" гласит, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров[3].
Стоит оговориться, что в некоторых случаях законодательством прописаны требования о взаимности предоставления НР. Например, п.2 ст.69 ФЗ N 126 от 07 июля 2003 года «О связи» подчеркивает, что "иностранные организации или иностранные граждане, осуществляющие деятельность в области связи на территории Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для граждан Российской Федерации и российских организаций в той мере, в какой указанный режим предоставляется соответствующим государством гражданам Российской Федерации и российским организациям, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации или федеральными законами". [4]
Однако, чаще всего национальный режим предоставляется на основании заключенного между соответствующими государствами договора о предоставлении НР.
П.2 ст. 29 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" гласит, что технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. При этом, как оговорено в п.4 указанной статьи, товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, которые не имеют международных договоров с Российской Федерацией о предоставлении товарам российского происхождения режима, предусмотренного частями 2 ст.29, в соответствии с законодательством Российской Федерации может предоставляться иной режим регулирования.[5]
Более того, в части непосредственно защиты иностранных поставщиков и производителей, в РФ гарантируется равное с отечественными право на равное с собой обращение во всех государственных органах, арбитражных судах и судах общей юрисдикции, у нотариуса и др., которые не могут предъявлять какие-либо дополнительные требования, за исключением тех, которые прямо предписаны законом.
Безусловно, из НР существуют некоторые изъятия, которые продолжают быть объектом дискуссий. В настоящее время, к исключениям из НР относится, например, требование о локализации производства[6].
Допускаются исключения для защиты потребителей, окружающей среды, морального здоровья граждан и другие.
При этом изъятия из НР являются изъятиями и из ПН.
НР представляет собой запрет дискриминации иностранных товаров и услуг внутри государства. Мы считаем, что НР является неотъемлемой частью ПН, так как невозможно верховенство ПН в МЭО без его соблюдения внутри каждого отдельного государства. НР является как бы переложением международного экономического принципа недискриминации во внутреннее право страны.
[1] Cheng, Liangyia: Die Bedeutung des WTO-Beitritts für die wirtschaftliche Entwicklung Chinas. – Passau, 2004. P.126.
[2] Карро Д. Международное экономическое право / Карро Д., Жюйар П. – М.: Международные отношения, 2002. С.195-196.
[3] Федеральный закон от 08 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850
[4] Федеральный закон от 07 июля 2003 года № 126 «О связи» // Российская газета. 2003. 10 июля. N 135.
[5] Федеральный закон от 08 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
[6] Приказ Минэкономразвития РФ N 73, Минпромэнерго РФ N 81, Минфина РФ N 58н от 15 апреля 2005 года "Об утверждении Порядка, определяющего понятие "Промышленная сборка" и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов" // Российская газета. 2005. 4 мая. N 92; Приказ Минпромторга РФ от 23 октября 2009 года N 965 "Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года" Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения – 12 июля 2014 года).
|