Режим преференций образует систему особых льготных условий для наименее развитых стран, предоставляемых в одностороннем порядке бенефициирующими государствами. Этот режим, также рассматриваемый как специальный принцип МЭП, дает возможность ускорения экономического развития развивающимся и наименее развитым странам.
РП является исключением из ПН в формальном смысле, однако, в то же время, является его непосредственным дополнением, так как распространение одинаковых правил на изначально неравные в политическом и экономическом плане государства, ущемляет права менее развитых стран. ПН и РП можно рассматривать как диалектическое единство противоположных принципов, при котором применима модель «обязывающее правило – допустимое исключение».
Такую систему можно сравнить с внутренней социальной политикой государств, где социально незащищенным категориям населения предоставляется система льгот и гарантий. Это имеет целью не только обеспечить самих нуждающихся минимальными условиями для жизни, но и так же защитить остальное население от возможных неблагоприятных последствий (например, бродяжничество).
Так же и на международном уровне, РП преследует цель, во-первых, помочь самим развивающимся странам справиться с экономически неблагоприятной обстановкой, и, во-вторых, продолжить развитие самих развитых стран. В эпоху мобильности и глобализации, поступательное развитие в мире невозможно в одностороннем порядке. Поэтому развитые страны должны осознавать свою ответственность по отношению к менее развитым странам и, путем предоставления РП, давать им и в то же время себе возможность стабилизировать и развивать свои экономики, ведь благосостояние всего мира зависит от благосостояния каждой его части.
В то время как ПН применяется априори, РП вводится конкретным нормативным актом.
Чтобы избежать дискриминации между развивающимися странами по поводу предоставления им РП, на международном и на национальном уровне принимается конкретный перечень стран, на которые распространяется действие РП[1]. Можно сделать вывод, что ПН распространяется и на исключение из самого себя – на РП.
Разница между ПН и РП в том, что дискриминация в собственном смысле слова ухудшает положение дискриминируемого субъекта, делая это положение хуже низшего стандарта, а преференциальность ухудшают положение тех, на кого они не распространяются, делая их положение хуже высшего стандарта, действующего для "избранных"[2].
ПН и РП одновременно противопоставляются и дополняют друг друга. С одной стороны, РП является исключением из ПН, так как ставит некоторые страны в более привилегированное положение, с другой стороны, международное сообщество стремится искоренить не только дискриминацию de jure, но и de facto. Требования выполнения международных экономических обязательств в равной степени от развитых и развивающихся стран привело бы к формализации ПН, а следовательно, и недостижению его главной цели – равных возможностей для всех участников МЭО. Применяя РП, по словам В.М. Шумилова, происходит «от формального равенства к равенству фактическому»[3].
[1] В России это "Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130) // "Российская газета", N 227/1, 30 ноября 2009 года.
[2] Вельяминов Г.М. Указ.соч. С.94.
[3] Шумилов В.М. Всемирная торговая организация. Право и система: учебное пособие. М.: 2006. С. 42.
|