Вторник, 26.11.2024, 19:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Принцип недискриминации в Евразийском экономическом союзе

Экономическая и политическая интеграция в рамках СНГ продолжает активно развиваться. Стороны активно сотрудничают для создания зоны свободной торговли и общего экономического пространства[1].

Крупнейшим интеграционным образованием на территории СНГ до недавнего времени являлось евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)[2], уставными целями которого являлись развитие режима свободной торговли, согласованная реорганизация соответствующих экономик, создание единого энергетического и транспортного рынка, общей платежной системы, гармонизация национальных законодательств и социальное и гуманитарное сотрудничество.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)[3], который пришел на смену ЕврАзЭс. К основным принципам функционирования Союза Стороны относят принципы международного права, рыночной экономики (ст. 3 договора). Ограничения, накладываемые на торговлю товарами и услугами должны носить недискриминационный характер (ст. 29, 46 договора). Также, договор провозглашает недискриминационный режим в отдельных сферах экономики – энергетике (ст. 79), инвестициях (ст. 65,66), финансовых рынках (ст. 70), конкуренции (ст. 76), промышленности (ст. 92).

В рамках ЕАЭС продолжает функционировать Таможенный Союз. ТС признает общепринятые нормы международного права в экономических отношениях, а также ориентируется на право ГАТТ/ВТО[4]. Таможенный союз (ТС) был призван установить Единую таможенную территорию, на которой обеспечивалось бы свободное передвижение товаров либо произведенных в странах-членах ТС, либо импортированных из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории ТС[5]. Таможенный союз действует на основании принципа наличия единой таможенной территории государств-участников, формирование которой осуществляется путем:

отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товараов, происходящих с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли.

С 1 января 2012 на территории ТС действует единое экономическое пространство (ЕЭП). Основным принципом функционирование ЕЭП является обеспечение четырех свобод: перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы стран-участниц. Здесь можно проследить идентичность гарантированных свобод с правом ЕС.

Таможенный союз представляет собой разновидность международной организации ввиду наличия следующих признаков, присущих международной организации: согласительная природа, учреждение путем заключения международного договора между государствами, организационная структура, международная правоспособность, возникающая в результате наделения государствами-участниками органов ТС полномочиям[6]. Следовательно, ТС является субъектом международного права и, следовательно, в своей деятельности подчиняется основным принципам международного (в том числе и экономического) права.

В глобальном отношении, создание ТС преследует две цели – обеспечение странами-участницами стабильного положения на региональном рынке и объединение сил для взаимодействия с партнерами во внешнеэкономических отношениях.

Первая цель достигается путем запрещения тарифных и количественных ограничений в отношении товаров, применение единой системы взимания косвенных налогов и другими методами. Особо подчеркивается, что Стороны не применяют каких-либо мер (в том числе и коллективных) ограничительного либо фискального характера, которые прямо или косвенно могут привести к дискриминации в отношении товара, происходящего с таможенной территории одной из Сторон, по сравнению с аналогичными товарами, происходящими с таможенной территории другой Сторон[7].

Важно подчеркнуть, что запрещается не только прямая¸ но и косвенная дискриминация.

Также, стороны договорились, что каждая из сторон обеспечивает потребителям других государств – членов Таможенного союза недискриминационные условия доступа к товарам, производимым на территории государства такой стороны, в отношении которых сторонами вводятся меры антидемпингового или компенсационного характера на единой таможенной территории Таможенного союза (ст. 7 Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода , временно применяется с 19 ноября 2010 года, вступило в силу 20 января 2012года).[8]

Вторая цель достигается единообразным регулированием и внешней торговли и согласованным порядком внесения изменений. Стороны синхронизируют тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, установление того или иного торгового режима с третьими странами и другие области.

С учетом вышесказанного, можно утверждать, что принцип недискриминации в экономических отношениях действует в рамках ТС в двух плоскостях. С одной стороны, страны-участницы гарантируют друг другу недискриминационный режим по отношению друг к другу, обеспечение которого происходит путем закрепления соответствующих положений в массиве актов, принимаемых внутри ЕАЭС, а также создания надгосударственного судебного органа. С другой стороны -- вырабатывают единую внешнеэкономическую политику, в частности, устанавливают общий торговый режим с внешнеэкономическими партнерами, гарантируют единство тарифов на всей территории ТС.

Нетарифное регулирование внешнеэкономических отношений также основывается на принципе недискриминации. При введении количественных ограничений на ввоз товаров на территорию ТС основывается на равном распределении долей экспортной и (или) импортной квот и недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке (п. 10 ст.3 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран). Соглашение гарантирует соблюдение принципа недискриминации при предоставлении права на импорт и экспорт (ст.4), а также при введении прочих мер нетарифного регулирования (ст. 6).[9]

Стороны ТС также предусмотрели вступление одного из членов в ВТО и приняли 19 мая 2011 договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. Стороны признают, что с момента вступления одной из стран ТС в ВТО, все обязательства, взятые на себя этой страной по праву ВТО, становятся частью правовой системы ТС. При этом, согласно п.2 ст.2 вышеуказанного договора, «с момента присоединения такой Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО». [10]

Более того, стороны признают верховенство права ВТО: законодательство ТС будет приведено в соответствие с правом ВТО, а положения Соглашения ВТО имеют приоритет над нормами ТС.

В рамках ЕврАзЭС, а затем и ЕАЭС существует и судебный орган – Суд ЕврАзЭС и Суд ЕАЭС соответственно, которые призваны обеспечить соблюдение законности на территории ТС.

Ввиду того, Суд ЕАЭС является относительно новым институтом с еще не устоявшейся практикой применения и толкования права, а Суд ЕврАзЭс не наработал обширной практики до своего упразднения, было бы целесообразно учесть опыт Суда Европейского Союза, в особенности, при выполнении следующих полномочий:

толкование прямой дискриминации, а также способы выявления скрытой дискриминации;

противодействие обратной дискриминации; члены ТС и Суд должны приложить все усилия для того, чтобы не толковать нормы ТС таким образом, что это ущемляло бы права резидентов по сравнению с иностранцами;

разъяснения и заключения по вопросам исполнения решений органов и договоров ЕАЭС с целью созданию единообразной практики, недопущению проникновения норм, нарушающих принцип недискриминации, а также индикация неурегулированных на уровне ТС вопросов;

Изучая немногочисленную сложившуюся на данный момент практику суда ЕврАзЭс видно, что в настоящее время споров по поводу прямой дискриминации не наблюдается.

Что касается обратной дискриминации, здесь можно отметить Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 05.09.2012 «О признании не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 335»[11]. П.1 указанного Решения[12] позволял Российской Федерации обязывать к декларированию товаров 27 группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории России в другие государства Таможенного Союза, в целях статистики. При этом, за неисполнение такого декларирования вводилась административная ответственность. Фактически складывалась ситуация, когда на российских резидентов, вывозящих товары указанной группы ТН ВЭД накладывались большие обязательства, по сравнению с резидентами других стран-членов ТС, что могло привести к деформации добросовестной конкуренции. Суд ЕврАзЭс занял правильную позицию и признал оспариваемое Решение не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В отношении разъяснений Суда ЕврАзЭс можно указать на Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 10 июля 2013 года «О применении статей 5, 6, 8 Соглашения о таможенно-тарифном регулировании от 25 января .2008 года, положений пп.7.1.11 и 7.4 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130, пунктом 1 и 3 Решения комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года N 728»[13].

За судом ЕАЭС также сохранено право разъяснения положений Договора об ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, а также по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями (ст. 46 Статута Суда). Такие разъяснения носят рекомендательный характер, а значит, национальные суды самостоятельно толкуют разъяснения Суда (ст. 47 Статута Суда).

Такая ситуация создает нежелательные последствия для единого рынка ЕАЭС: велика вероятность неоднообразного толкования разъяснений суда. Следовательно, правоприменительная практика единой нормативной базы будет неоднородна, что будет порождать пороки единой правовой системы в ЕАЭС.

На наш взгляд, было бы целесообразно наделить Суд ЕАЭС полномочиями по осуществлению разъяснений положений и принять ст. 46 и ст. 47 Статута Суда в следующей редакции, а также принять новую ст. 47.1 Статута:

«46. Суд по заявлению государства-члена или органа Союза осуществляет разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, а также по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями (далее - разъяснение).

47. Осуществление Судом разъяснения означает предоставление преюдициального заключения, обязательного для применения государственными органами государств-членов.

47.1. Решения, выносимые Судом по преюдициальным вопросам, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза.»

При этом Суд ЕАЭС должен наладить активную и эффективную коммуникацию с национальными судами стран-членов, чтобы не навязывать свою позицию, которая может быть не понятна национальным судам. Здесь было бы целесообразно перенять подход Суда ЕС касательно диалога с национальными судами. Суд ЕС всегда исходил из того, что национальные суды являются его основными союзниками, и навязывать им что-то без их согласия и готовности сотрудничать было бы равносильно «судейскому колониализму»[14]

В современных условиях, когда все страны мира объединяют свои усилия в международном экономическом сотрудничестве, конкурентоспособность страны можно сохранять только при участии в том или ином интеграционном союзе. Интеграционная инициатива СНГ, зачастую беря пример ЕС, может стать хорошим подспорьем для создания экономического пространства с дальнейшим устранением барьеров и в других областях межгосударственного сотрудничества. На примере ЕС можно утверждать, что глубокая экономическая интеграция ведет к максимальному устранению препятствий в экономической деятельности. Недискриминация, обеспеченная законом и надгосударственным судом, становится гарантом равноправия и взаимной выгоды всех участников МЭО.

 

[1] Панов А. Зона Свободной торговли в СНГ. Справка. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rian.ru/economy/20090415/168192821.html (дата обращения 15. мая 2011 года).

[2] Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества: подписан в г. Астане 10 октября 2000 года // Московский журнал международного права. 2001. N 3. С. 233 - 243.

[3] Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29 мая 2014 года / официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL.: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structure/depSNG/agreement-eurasian-economic-union (дата обращения: 20 июля 2014 года).

[4] Преамбула Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 06 января 1995 года "О Таможенном союзе" // Собрание законодательства РФ, 1996. N 45. Ст. 5057.

[5] Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) [Электронный ресурс] // Представительство Европейского Союза в РФ. URL: ec.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/trade_relation/regional_integration/index_ru.htm (дата обращения 22 декабря 2012 года).

[6] Тюрина Н.Е.Указ. соч. С. 400.

[7] Ст.9 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве // Бюллетень международных договоров. N 12. 2001.

[8] Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // URL: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/Pages/Sogl_specmeri_perihodper.aspx (дата обращения: 17 сентября 2013 года).

[9] Там же (дата обращения 17 сентября 2013 года).

[10] Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы: подписан в г. Минске 19 мая 2011 года. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 1 сентября 2013 года.

[11] Бюллетень Суда Евразийского экономического сообщества, N 1, 2013.

[12] Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза" // Таможенный вестник, N 17. 2010.

[13] Официальный сайт Суда Евразийского экономического сообщества // URL: http://sudevrazes.org (дата обращения: 11 июля 2013 года).

[14] Исполинов А.С. Евразийское правосудие: от суда сообщества к суду союза // Государство и право. Москва, 2015. № 1. С. 87.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (15.06.2017)
Просмотров: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%