Вторник, 26.11.2024, 17:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Формирование, система и структура «права ВТО»

После принятия ГАТТ в 1947 сотрудничество членов ГАТТ можно рассматривать как продвижение по пути к созданию мировой экономической организации. В период с 1947 по 1994 годы было проведено восемь раундов переговоров, в рамках которых принимались новые международные договоры и либерализировалась мировая экономика.

В конце 1991 года генеральный секретарь ГАТТ Артур Дункел во время восьмого, заключительного раунда переговоров, называемого так же Уругвайским раундом, представил так называемый «Окончательный Проект» („Draft Final Act“), который, среди прочего, содержал нормы о создании многосторонней торговой организации. Этот Окончательный Проект, содержащий в себе Соглашение о создании Всемирной Торговой Организации и ряд других документов, был подписан 15 апреля 1994 года в Марракеше (Марокко). Пакет соглашений, подписанных в Марракеше, часто называют Марракешским соглашением.

Соглашение о создании ВТО вступило в силу 1 января 1995 года. Эта дата считается датой образования ВТО.

Соглашение о создании ВТО состояло из самого соглашения и четырех приложений, которые представляют собой различные соглашения материального характера.

Приложение 1 делится на Приложения 1А – соглашения о торговле товарами, основу которых составляет ГАТТ (ГАТТ 1994 года), 1В – Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и 1С - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Приложение 2 - это Договоренность в отношении правил и процедур разрешения споров (далее - Договоренность), а Приложение 3 - Механизм обзоров торговой политики.

Особняком стоит Приложение 4, включающее в себя факультативные соглашения, которые подписываются по желанию сторон.

За исключением Приложения 4, Соглашение о создании ВТО и Приложения должны подписываться единым пактом. Это значит, что каждая страна, присоединяющаяся к ВТО, становится участником всех договоров, входящих в систему ВТО. Этим достигается одна из главных целей всех раундов переговоров – гармонизация международного торгового права.

Соглашения ВТО – это международные договоры. Стороны договоров, заключаемых субъектами международного права, являются субъектами соответствующих правоотношений[1].

ВТО – это юридическое лицо, и каждый ее член предоставляет ей такую правоспособность, которая может быть ей необходима для выполнения ее функций (ст.VIII:1 Соглашения ВТО), и объединяющая своих членов единой нормативно-правовой системой материального, процессуального и надзорного характера, являющаяся в своей совокупности обязательной для своих членов. Бесперебойное функционирование норм ВТО обеспечивается органами этой организации, наделенными определенными полномочиями и выступающими в роли посредников между государствами-членами.

С провозглашением международной правоспособности, страны-члены ВТО подчинили организацию основным принципам международного права и обязались действовать в соответствии с ними. Особую роль играет принцип суверенного равенства государств, в соответствии с которым, часть своих прав государство добровольно делегирует международной организации.

Не вступает в противоречие с принципом суверенного равенства государств наделение международной организации воли, объем которой ограничен целями организации и носит сугубо функциональный характер.

Правоспособность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. Учредительный акт ВТО – Марракешское соглашение, так же как и другие соглашения, принятые в рамках ВТО, являются международными договорами.

В.М. Шумилов выделяет весь конгломерат Марракешских соглашений 1994 года, а также решения, резолюции органов ВТО и нормы внутренних регламентов в право ВТО[2]. С такой точкой зрения нельзя не согласиться.

Во-первых, у права ВТО широкая объектная сфера регулирования: торговля товарами, услугами и торговые аспекты интеллектуальной собственности. При этом сфера регулирования права ВТО выходит за рамки исключительно экономических отношений и имеет нормы административного, финансового права, процессуального права, интеллектуальной собственности, а также расширяет сферу своего влияния и на внутригосударственное право в таких вопросах как, например, тарифные и нетарифные меры защиты национальной экономики.

Во-вторых, нормы ВТО иерархичны и обособляются от международного права. Международные договоры, не являющиеся частью правопорядка ВТО, не являются, по общему правилу, источником права ВТО. Они не могут применяться при разрешении споров, так как не перечислены в Приложении 1 к Договоренности. Исключение здесь составляют только прямые ссылки на определенные международно-правовые акты в соглашениях ВТО. Это, например, ст.3.2 Договоренности, которая указывает, что толкование соглашения ВТО толкуются в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права.[3] В статьях 2 и 9 ТРИПС стороны обязуются следовать центральным нормам Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Римской конвенции по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов вещания и Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Право ВТО обладает приматом над национальным правом своих членов, и каждая страна-участник ВТО должна приводить свое законодательство в соответствии со своим с правом ВТО (ст. XVI:3 Соглашения ВТО).[4]

В-третьих, ВТО имеет надгосударственный механизм решения споров. Этот механизм на сегодняшний день является самым эффективным в международных отношениях ввиду следующих причин:

Договоренность является частью пакета Марракешских соглашений, которые в обязательном порядке подписываются всеми членами ВТО. Таким образом, при вступлении в ВТО, каждый член признает компетенцию органов по разрешению споров ВТО;

Согласие сторон для рассмотрения спора не требуется (в отличие от Международного Суда);

Согласно ст. 23.1 Договоренности, члены ВТО обязаны разрешать споры по поводу соглашений ВТО исключительно в органах разрешения споров ВТО;

Решения судебных органов ВТО подлежат исполнению государствами в обязательном порядке, но при этом только в каждом конкретном случае, не становясь прецедентами.

В пользу выделения норм, принятых членами ВТО, в праве говорит также и формальная определенность, то есть указание относительно границ право­мерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права.

Представитель Казанской школы международного права Н.Е. Тюрина[5], а также иностранные исследователи, например Профессор университетов Стэнфорда, Гарварда и Кембриджа Ю. Пауэлин[6], считает, что право ВТО является частью международного публичного права. Во-первых, право ВТО регулирует отношения между государствами - субъектами международного права.

Во-вторых, в ст. 3.2. Договоренности в отношении правил и процедур разрешения споров указано, что «члены признают, что система урегулирования споров имеет целью охранять права и обязательства членов по охваченным соглашениям и вносить ясность в отношении действующих положений этих соглашений в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права». Думается, что если соглашения ВТО должны толковаться в соответствии с международным правом, эти соглашения являются непосредственной, хотя и обособленной, его частью. Таким образом, это доказывает, что право ВТО не должно рассматриваться изолированно от международного публичного права, а только в качестве его неотъемлемой части. Этот вывод подтверждается одним из первых решений Апелляционного Органа ВТО: «Ст. 3.2. Договоренности в отношении правил и процедур разрешения споров не должна читаться в клинической изоляции от международного публичного права»[7].

Таким образом, можно сказать, что право ВТО – это совокупность международных соглашений, регулирующих экономические отношения стран-членов ВТО, а так же порядок их взаимодействия друг с другом внутри организации.

Основу права ВТО составляют следующие принципы:

- недискриминации (ст. I, III, XIII ГАТТ, ст. 2 Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных норм, ст. 2 Соглашения по предотгрузочной инспекции, ст. II, XVII ГАТС, ст. IV ТРИПС и др.),

- устранения барьеров в торговле (ст. XI ГАТТ, ст. 2 Соглашения по техническим барьерам в торговле и др.),

- прозрачности процессов в мировой экономике (ст. X ГАТТ, п.7 ст.2 Соглашения по текстилю и одежде, ст. III ГАТС и др.),

- защиты конкуренции (ст. VI ГАТТ, ст. 3 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, ст. 11 Соглашения по защитным мерам, ст. IX ГАТС и др.),

- поддержки развивающихся стран (ст. XVIII ГАТТ, ст. 16 Соглашения по сельскому хозяйству, ст. 4 Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам, ст. IV ГАТС и др.),

- защиты окружающей среды (пп b), g) ст. XX ГАТТ, п. b) ст. XIV ГАТС и др).

В преамбуле Соглашения о создании ВТО указывается, что стороны соглашения стремятся способствовать достижению целей ВТО «путем достижения взаимных и обоюдно выгодных договоренностей, направленных на значительное сокращение тарифов и других препятствий в торговле и устранение дискриминационного режима в международных торговых отношениях».

Как уже отмечалось, право ВТО является частью международного публичного права, адресатами его являются государства, как стороны Соглашения о создании ВТО. Однако соблюдение ПН как публично-правового принципа в ВТО выражается в конечном итоге в применении РНБ и НР по отношению к нерезидентам, осуществляющим деятельность на территории определённого государства, то есть, ПН как международно-публичная основа является предпосылкой для создания частноправовых норм, и, вследствие этого, конечными выгодоприобретателями применения недискриминационного режима являются непосредственно юридические и физические лица. Таким образом, для соблюдения международного принципа недискриминации в ВТО следует обратить внимание на применение договорных принципов РНБ и НР в отношении юридических лиц

ПН в праве ВТО традиционно рассматривается как двуединство РНБ и НР[8].

Содержание РНБ и ПН в рамках ВТО остается таким же как и в МЭП в целом. РНБ в ВТО, однако, приближен к идеальной модели, так как предоставляется всеми членами организации по отношению друг другу. Это позволяет достичь более высоких результатов применения РНБ.

РНБ стал «краеугольным камнем» права ВТО. Для этого существуют как чисто экономические, так и политические причины. С точки зрения экономики, РНБ служит эффективному распределению ресурсов. Все участники МЭО имеют равный доступ к самым выгодным источникам природных ресурсов и сырья по всему миру, а импорт дешевых продуктов не отягощен[9], создается единый мировой рынок с высоким уровнем конкуренции. Участники рынка вынуждены понижать цены за счет наиболее эффективного использования ресурсов и повышения качества, и конечный потребитель, в конце концов, получает качественный продукт по низкой цене.

НР, образуя вторую составную часть ПН в ВТО, запрещает любую дискриминацию между отечественными и иностранными участниками рынка после надлежаще оформленного преодоления последними таможенной границы государства.

Мы считаем, что настоящее исследование было бы неполным без освещения содержания РНБ и НР как составляющих ПН в праве ВТО. Условно, мы разделили их на три основные сферы действия ВТО: торговля товарами, торговля услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Обратим внимание на тот факт, что результаты исследования приведены детально, так как в настоящее время наблюдается дефицит исследований по теме принципа недискриминации в праве ВТО со стороны российских авторов. В то же время, существует острая необходимость в подобных исследованиях, так как праву ВТО долгое время уделялось мало внимания в отечественной доктрине, а сейчас оно стало неотъемлемой частью российской правовой системы.

 

[1] Тюрина Н.Е. Публичные правоотношения в международной торговле // Российский юридический журнал. 2011. №5. С.55.

[2] Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система: учебное пособие. – М.: Велсби, 2006. - С. 119.

[3] Собрание законодательства РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2850 - 2873.

[4] Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 года. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2514 - 2523.

[5] Тюрина Н.Е. Публичный интерес в международном торговом праве [Текст]: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.10 / Тюрина Наталья Евгеньевна. - Казань. – 2016. – 34 с.

[6] Pauwelyn J. Conflict in Norms in Public International Law: How WTO Law Relates to Other Rules of International Law. Cambridge, 2003. P.29.

[7] Appellate Body Report on US-Gasoline. См. также Jackson J. Comments on Shrimp-Turtle and the Product/Process Distinction // European Journal of International Law. 2000. № 11. P. 303 - 305.

[8] См. например, Breitkreuz R. Das wirtschaftspolitische Instrumentarium der EU-Integrationspolitik und seine WTO-Konformität / Norderstedt, 2007. S.6; Van den Bossche P. The law and the policy of World Trade Organisation.

[9] Hesse H. Unbedingte oder bedingte Meistbegünstigung als gestaltendes Prinzip einer Welthandelsordnung?, in: Hemmer, Hans-Rimbert (Hrsg.), Außenwirtschaft: Klaus Rose zum 60.Geburtstag, Göttingen 1988. S.235.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (16.06.2017)
Просмотров: 210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%