ГАТС обязывает всех стран членов ВТО соблюдать принцип недискриминации. Однако, несмотря на схожее содержание, объем этого принципа в ГАТС у́же, чем в ГАТТ. В ГАТС разделены общие и специфические обязательства сторон. К последним относятся доступ на рынок и национальный режим, а к общим – транспарентность (прозрачность) и режим наибольшего благоприятствования. Статья II:1 ГАТС гласит: «В отношении любой меры, охватываемой настоящим Соглашением, каждый Член немедленно и, безусловно, предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны».
При необходимости проверить ту или иную меру на соответствие ст. II ГАТС, необходимо три шага:
мера затрагивает торговлю услугами;
национальная и иностранная услуги, или иностранный и национальный поставщики услуг являются аналогичными („like“);
положение иностранной услуги или поставщика услуг не менее благоприятно, чем у другой услуги или поставщика.
Понятия «торговля услугами» и «мера» в п.1 трактуются согласно ст. I ГАТС.
Как было сказано выше, ГАТС применяется к мерам членов, затрагивающими (“affect”, “beeintrachtigen”) торговлю услугами. Не существует закрытого перечня мер, затрагивающих торговлю услугами[1]. Затрагивают ли, и в какой степени определенные меры торговлю услугами, определяется в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств[2].
Понятие «аналогичности» при торговле услугами некоторым образом отличается от товаров. Безусловно, необходимо ориентироваться на конечного потребителя и его предпочтения. Также учитывается классификация ГАТС по секторам. Недопустимо при сравнении поставщиков услуг ориентироваться только на факторы, связанные непосредственно с самим поставщиком (количество работников, выручка, ноу-хау и пр.); в таком случае, понятие аналогичности вряд ли будет применимо. Поэтому, при определении аналогичности, учитываются все факторы.
Также услуги, различные по способу оказания по смыслу ст. I ГАТС, могут быть аналогичными ввиду имеющейся между ними конкуренции. Однако согласно практике судебных органов ВТО, аналогичность должна трактоваться в каждом отдельном случае.
***
РНБ по ГАТС представляет собой, как и в ГАТТ, запрет дискриминации. Объем действия РНБ по ГАТС, как уже отмечалось, уже, чем в ГАТТ, так как ст. II:2 позволяет странам-членам вводить некоторые исключения:
допускается предоставлять одному государству некие преимущества, на которые другие страны права не имеют. Эти, изъятые из общего правила сектора услуг, вносятся в так называемые перечни исключений («negative list», «negativliste»). Для секторов, которые не отмечены в этих перечнях, РНБ действует непосредственно и безусловно.
Эти исключения могут быть внесены любым членом ВТО, которые, однако, по общему правилу, должны быть приняты по вступлению страны в ВТО[3]. Дополнительные изъятия из обязательств, применяемые после даты вступления в силу Соглашения по ВТО, могут вводиться только при согласии ¾ членов ВТО должны проголосовать за введение нового исключения[4]. Исключения могут вводиться максимум на 10 лет.
Все исключения регулярно перепроверяются Консулом по Торговле Услугами.
Экономическая интеграция по ст. V ГАТС представляет собой следующее исключение из РНБ. Согласно ст. V:1 ГАТС, соглашение не препятствует никому из его членов участвовать в соглашении или заключать какое-либо соглашение, направленное на либерализацию торговли услугами между сторонами или среди сторон такого соглашения. Это правило может применяться при соблюдении следующих условий: такое соглашение охватывает существенное число секторов, и не допускает дискриминации или устраняет в существенной мере всякую дискриминацию между сторонами или среди них. Ст. V:2 учитывает случаи, когда исключения допускаются при экономических интеграциях. В качестве примера можно привести Европейский Союз или Североамериканскую зону свободной торговли.
Статья XXVII ГАТС разрешает не предоставлять преимущества по ГАТС не членам ВТО. Ввиду этого, не члены ВТО находятся в менее благоприятном экономическом положении по сравнению с членами ВТО.
Мы видим, что, несмотря на то, что ГАТС регулирует более чем 160 видов услуг и их поставки и потребление, применение РНБ в торговле услугами довольно ограничено. РНБ имеет целью гарантию, что деятельность членов ВТО не противоречила принципу недискриминации. Услуги представляют собой такую область, где потенциальные выгоды от международной совместной деятельности очень велики, и международное сообщество только в начале пути извлечения таких выгод[5]. Либерализация, и, как следствие, рост благосостояния государств и отдельных граждан, возможны только тогда, когда государства максимально откроют свои рынки иностранным партнерам и будут предоставлять РНБ безусловно по основным видам услуг.
[1]Appellate Body Report, European Communities – Bananas, para.10.234.
[2] Simon S. Lieberalisierung von Dienstleistungen der Daseinvorsorge im WTO- und EU-Recht. Tübingen, 2009. - P.48.
[3] Ст. I Приложения по изъятиям из обязательств к статье II.
[4] Wiebel E. Probleme einer multilateralen Liberalisierung des Luftverkehrs im Rahmen des GATS (WTO). Hamburg, 2006. - S.137.
[5] OECD: GATS: Plädoyer für offene Dienstleistungsmärkte. - Paris: OECD Publishing, 2002. S.90.
|