Национальный режим предусмотрен в ГАТС в ст. XVII: «В секторах, содержащихся в его Перечне, и на условиях и требованиях, оговоренных в нем, каждый член предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным отечественным услугам или поставщикам услуг». Таким образом, национальный режим не является обязательным требованием ГАТС, а относится к так называемым специфическим обязательствам сторон. Член ВТО принимает на себя эти обязательства путем внесения их в перечень специфических обязательств („schedule of specific commitments“). Чтобы понять, в какой степени государство приняло на себя обязательство в том или ином секторе, изучается перечень специфических обязательств в совокупности с перечнем исключений из РНБ. С принятием перечня специфических обязательств, страны-члены обязуются не применять новых мер, которые будут ограничивать торговлю услугами. Эти обязательства имеют схожий эффект с перечнем тарифных уступок - они являются гарантией для иностранных партнеров, что рыночные условия не ухудшатся. Обязательства могут быть изменены или отозваны в любое время по истечении трех лет с даты вступления обязательства в силу (ст. XXI ГАТС). Принятие новых обязательств возможно в любое время. У членов ВТО нет ограничений при принятии перечня специфических обязательств. Это стоит в явном противоречии с ясными формулировками регулирования свободной торговли по ГАТТ и имеет куда более сложную структуру степеней либерализации, как следствие – 155 видов услуг, четыре способа оказания услуг и две области применения (НР и РНБ) образуют около 1240 кластеров, дающих представление о конкретном правовом положении дел[1].
Перечень специфических обязательств имеет стандартную форму и идентифицирует все ограничения национального режима для всех секторов или подсекторов услуг применительно к четырем способом оказания услуг. Почти во всех перечнях обязательства поделены на две секции: горизонтальные обязательства, которые распространяются на все сектора перечня; они зачастую касаются определенного способа оказания услуг, особенно коммерческого присутствия поставщика услуг и непосредственное присутствие поставщика услуг на территории иностранного государства[2]. Во второй секции представлены обязательства по секторам или подсекторам. Перечни поделены на три или четыре колонки. Первая колонка обозначает сектор или подсектор, вторая и третья колонки содержат ограничения к доступу на рынок и НР. Четвертая колонка содержит комментарии и вводится по желанию.
Обязательства по НР состоят из четырех записей к каждому способу оказания услуг. Если член не предоставляет уступок, в соответствующую графу вносится “unbound”. В случае приятия обязательств в полном объеме, в соответствующую графу вносится “none”.
Соответствие меры статье XVII ГАТС проверяется так же, как и ст. II ГАТС. Разница состоит только в п.3, где гарантируется не менее благоприятное положение. При НР член ВТО обязуется предоставить НР в определенном секторе услуг в перечне специфических обязательств, и, таким образом обеспечивает соблюдение равенства между отечественными и иностранными услугами и их поставщиками, а не только между иностранными услугами и поставщиками как в ст. II ГАТС. Ст. XVII:3 ГАТС дополняет общее правило: «Формально такой же или формально отличный режим считается менее благоприятным, если он меняет условия конкуренции в пользу услуг или поставщиков услуг этого члена, по сравнению с аналогичными услугами или поставщиками услуг любого другого члена».
Даже когда НР предоставлен, он действует не без ограничений. От общих и специфических обязательств можно отступать согласно ст. XIV ГАТС. Содержание ст. XIV ГАТС схоже со ст. XX ГАТТ: она разрешает исключения, которые не будут дискриминирующими, или применяться произвольно и не будут являться скрытым ограничением торговли услугами. Эти исключения должны применяться для защиты общественной морали и безопасности, жизни и здоровья людей, животных и растений, и, чего нет в ГАТТ, для предотвращения вводящей в заблуждение и недобросовестной практики или последствий несоблюдения контрактов в области услуг, а также для защиты от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц при обработке и распространении сведений личного характера и защите конфиденциальности сведений о личной жизни и счетов. Эта система исключений функционирует на основе принципа необходимости, которая позволяет неэкономическим интересам превалировать над неэкономическими до тех пор, пока предпринятые меры являются разумными и минимально запрещающими для защиты определенных благ[3]
Так же как и РНБ, сфера применения НР не распространяется на правительственные закупки (ст. XIII ГАТС).
[1] Simon S. Die Liberalisierung von Dienstleistungen der Daseinvorsorge im WTO- und EU-Recht. S.113.
[2]WTO: Guide to reading the GATS schedules of specific commitments and the list of article II (MFN) exemptions [Электронный ресурс] // URL: http://www.wto.org/ english/tratop_e/serv_e/guide1_e.htm (дата обращения: 1 октября 2010 года).
[3] Grosse Ruse-Khan H. Access to knowledge under the international copyright regime, the WIPO development agenda and European Communities new external trade and IP policy / Derclaye E // Research Handbook on the Future of EU Copyright. Edward Elgar Publishing Ltd, 2009. - S.590.
|