Тарифы являются одним из самых значительных ограничивающих мер в международной торговле. ВТО предоставляет своим членам возможность торговать с другими членами на условиях РНБ. Однако существовало мнение, что такое преимущество не является необходимым ввиду наличия у России двухсторонних отношений с членами ВТО, на основании которых предоставляется РНБ[1]. Однако при вступлении в ВТО Россия может пользоваться механизмом защиты своих прав внутри организации. С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО[2]. Некоторые экономисты считали, что это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность[3]. В любом случае, итогом переговоров и дискуссий по вступлению в ВТО, Россией был согласован перечень тарифных уступок с указанием максимальных тарифных ставок на экспорт и импорт по категориям товаров, а также план снижения тарифов до 2020 года.
Российская Федерация подтвердила, что отменит ограничения в сфере торговли товарами, если они противоречат нормам ВТО, а иные нормы, регулирующие торговлю, будут применяться в той мере, в которой они не противоречат нормам ВТО. Россия обязалась не устанавливать никаких ограничения для импорта и экспорта товаров, если эти ограничения противоречат нормам ВТО. Регистрация юридических лиц, ведение и внесение изменений в соответствующий реестр будут применяться в равной степени для всех участников рынка, а соответствующая информация будет общедоступна[4]. Россия также гарантировала отсутствие количественных ограничений товаров в соответствии со ст. XI:1 ГАТТ-94, и отсутствие дискриминации для иностранных товаров статьи III:4 ГАТТ-94[5], а все налоги и сборы должны рассчитываться исходя из стоимости товара и должны создавать преимуществ в пользу отечественного товара.
Все тарифы, установленные по отношению к импортируемым товарам, устанавливаются в Перечне уступок и обязательств по доступу на рынок товаров (далее – «Перечень»).
Сельское хозяйство.
9 декабря 2010 года в рамках Таможенного союза было заключено соглашение "О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства"[6] (далее – Соглашение о с/х). Основной целью Соглашения о с/х являлось установление правил осуществления государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. С 22 августа 2012 г. на Российскую Федерацию распространяются ограничения, установленные Протоколом о присоединении к ВТО и Соглашением ВТО о сельском хозяйстве.
Протоколом о присоединении к ВТО устанавливаются основные принципы поддержки сельского хозяйства, регулирующиеся в ВТО Соглашением ВТО о сельском хозяйстве, которое затрагивает три главных проблемы:
доступ на рынок;
государственная поддержка сельского хозяйства;
экспортные субсидии.
Доступ на рынок: основным достижением Соглашения по сельскому хозяйству является устранение нетарифных барьеров для сельскохозяйственного сектора. Согласно ст.4.2. Соглашения по сельскому хозяйству, члены не должны сохранять, применять или вновь вводить любые такие меры, которые требуется трансформировать в обычные таможенные пошлины[7], за исключением случаев, предусмотренных в статье 5 и в Приложении 5. Это, возможно, один из главных аспектов всего соглашения, который означает, в первую очередь, то, что протекционизм в сельском хозяйстве будет действовать исключительно в форме тарифов, которые более прозрачны и более просты для регулирования, чем нетарифные меры[8]. Третейский орган в Chile – Price Band System описал статью 4.2. Соглашения по сельскому хозяйству как «центральную в формировании и сохранении справедливой и рыночно-ориентированной аграрной торговой системы в свете доступа на рынок»[9]. Третейский орган в указанном деле отмечает, что список нетарифных барьеров в сноске к ст.4.2. не является исчерпывающим, а также указывает на то, что ст.4.2. дает понять о намерении законодателей сохранить таможенные обязательства в качестве единственного вида защиты аграрных товаров.
Россия при вступлении в ВТО приняла на себя обязательства по снижению средней ставки импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию до 10,8% с нынешних 13,2% и по ограничению среднего тарифа на импорт по всем продуктам отметкой в 7,8%. Россия сохранила за собой право квотировать импорт говядины, мяса птицы и свинины. Других нетарифных мер по отношению к иностранным сельскохозяйственным товарам у России нет.
Государственная поддержка сельского хозяйства: одной из причин заключения отдельного соглашения, регулирующего сельское хозяйство в ВТО, является больший уровень поддержки государством аграрного сектора. Высокий уровень материального обеспечения экспорта и импорта в сельскохозяйственном секторе приводит к снижению конкурентоспособности иностранных производителей. При этом стоит отметить, что объем государственной поддержки как таковой не является предметом регулирования Соглашения по сельскому хозяйству. Сферой интересов ВТО является такое превышение объемов государственной поддержки, которое негативно влияет на международную торговлю. Соглашение делит меры государственной поддержки на не влияющие и влияющие на международную торговлю, подразделяя их на так называемые корзины. Соглашение о сельском хозяйстве не затрагивает нейтральные по отношению к международной торговле меры (так называемая зеленая корзина), и запрещает меры, деформирующие международную торговлю (янтарная корзина). Конкретные меры государственной поддержки и их величина, разрешенные членам ВТО, отражаются в соответствующих перечнях тарифных уступок.
Обязательства по внутренней поддержке, содержащиеся в части IV Перечня каждого члена, составляют неотъемлемую часть ГАТТ 1994 года.
В Приложении II к Протоколу о присоединении к ВТО определено, что внутренняя поддержка России по сельскому хозяйству будет ограничена фиксированной денежной суммой, которая поэтапно будет уменьшаться с 9 млрд. долл. в 2012 году до 4,4 в 2018 году (секция I части IV "Сельскохозяйственные товары: Обязательства по ограничению субсидий Приложения II к Протоколу о присоединении к ВТО").
Экспортные субсидии: согласно ст. 1(е) - это субсидии, предоставляемые при условии осуществления экспорта, включая экспортные субсидии, перечисленные в ст. 9 Соглашения по сельскому хозяйству. [10]
Каждый член закрепляет объем субсидий и список субсидируемых товаров в Перечне, который является неотъемлемой частью ГАТТ. Экспортные субсидии России должны быть равны 0.
Несмотря на общие договоренности с ВТО и принятие на себя конкретных обязательств по сокращению тарифов и мер государственной поддержки, сельское хозяйство – стратегическая отрасль, и контроль за ее развитием является приоритетной задачей для любого государства.
В целях регулирования политики в области сельского хозяйства, было принято Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы»[11] (далее – Государственная Программа), принятое в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства»[12].
Одной из целей Государственной Программы является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО, а также повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса.
Для достижения указанных целей предусматривается ряд стимулирующих мер.
Меры государственного регулирования реализации Государственной программы включают субсидии, таможенно-тарифное регулирование, совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве и финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Государственная программа анализирует и возможные риски для российского сельского хозяйства и предусматривает следующие меры для их нейтрализации:
Продление налоговых льгот для производителей товаров сельскохозяйственного назначения;
принятие Федерального закона "О ветеринарии", направленного на совершенствование правового регулирования отношений в области ветеринарии, а также на гармонизацию российского законодательства с требованиями международных организаций;
установление ограничений для госзакупок иностранной сельскохозяйственной продукции;
усиление контроля за ввозимыми с/х товарами, а частности таможенного контроля;
определение регионов, в которых меры поддержки для сельского хозяйства не будут ограничены;
стимулирование спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие за счет продовольственной помощи низкодоходным слоям населения, поддержки питания отдельных социальных групп (например, школьное питание), реформирование системы закупок продовольствия для государственных нужд (например, закупка российского продовольствия на нужды армии, закупки в госрезерв и др.).
В настоящее время существует объективная необходимость реализации Государственной программы путём принятия новых законов и нормативных актов, а также дополнение и изменение существующих. Подчеркнем, что Государственная программа, а также все нормативные акты и меры, принятые в соответствии с ней, должны соответствовать праву ВТО и не быть причиной возникновения дискриминации.
[1] Чувахина Л.Г. Россия и ВТО. Проблемы вступления и перспективы участия // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. 2010. № 3. С. 19-30.
[2] Вагизова А.Р. Вступление России в ВТО // Международный журнал экспериментального образования, Мурманск. 2011. № 8. С. 203-204.
[3] Шабашев В.А. Правила ВТО для экономики России: потенциальные выгоды и потери //Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1. С. 294-297.
[4] Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации 16 ноября 2011 года [Электронный ресурс]. // URL: http://www.wto.ru/ (дата обращения: 15 июня 2012 года).
[5] Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 15 апреля 1994 г. // Всемирная торговая организация: документы и комментарии / под ред. С.А. Смирнова. М., 2001.
[6] Собрание законодательства РФ. 2012. N 3. Ст. 400.
[7] К числу таких мер относятся количественные ограничения импорта, скользящие импортные сборы, минимальные импортные цены, выборочное лицензирование импорта, нетарифные меры, применяемые через государственные торговые предприятия, добровольные ограничения экспорта и аналогичные пограничные меры, иные, чем обычные таможенные пошлины, независимо от того, сохраняются ли эти меры в соответствии со специфическими для страны исключениями из положений ГАТТ 1947 года; однако сюда не включаются меры, сохраняемые в соответствии с положениями о платежном балансе или другими общими, не относящимися конкретно к сельскому хозяйству положениями ГАТТ 1994 г. или других многосторонних торговых соглашений, указанных в Приложении 1А к Соглашению по ВТО.
[8] McMahon J. A., Desta М. G., The Agreement on Agriculture Setting the scene / McMahon J. A., Desta М. G. // Research Handbook on the WTO Agriculture Agreement, new and emerging issues in international agricultural trade law. Glos, 2012. P.3.
[9] Panel Report. DS207/R, 7.15.
[10] Собрание законодательства РФ. 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2539 - 2565.
[11] Собрание законодательства РФ. 2012. N 32. Ст. 4549.
[12] Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 27.
|