Проблема занятости выступает предметом исследования различных общественных наук: экономической теории, социологии, политологии, психологии, юриспруденции.
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход[1].
Категории занятости в узком и широком их понимании используются и Г.В. Сулеймановой. К первому случаю автор относит трудовую деятельность по найму или другим основаниям, приносящую регулярный доход. К нему отнесены: работа по трудовому договору на условиях полного или неполного рабочего времени; на дому; в течение сезона или другого срока; оплачиваемая работа, выполняемая на основании актов назначения, утверждения или избрания на должность; членство в производственной кооперации и других хозяйственных объединениях, основанных на личном участии в труде, и иная оплачиваемая работа. Временное отсутствие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, согласно такому пониманию, не прерывает состояния занятости. Названные виды деятельности в совокупности с деятельностью, не приносящей дохода, направленной на удовлетворение личных и общественных интересов, но выходящей за рамки определения занятости, данного в ст. 1 Закона о занятости РФ (занятие домашним ёхозяйством, воспитание детей, уход за больными членами семьи и т.д.) рассматриваются как занятость в широком ее понимании[2].
Согласно определению той же статьи названного выше закона, занятость – это деятельность, то есть совокупность систематически осуществляемых актов целенаправленного поведения субъектов – граждан. Она как правовая категория, а не просто деятельность, характеризуется определенными признаками: направленностью на удовлетворение личных и общественных потребностей; легальностью; доходностью.
Направленность на удовлетворение личных и общественных потребностей означает, что человек включается в сферу отношений, объектом которых является производство материальных и нематериальных благ, имеющих общественно полезный характер. В такой деятельности гражданин заинтересован сам.
Для нормальной жизнедеятельности ему требуются материальные средства, за счет которых он покрывает возникающие в ее процессе расходы и личные потребности. Для их удовлетворения (физиологических – сон, питание и др., материальных – нормальное жилье, одежда и др., духовных – обучение, культурное развитие) человек заинтересован в получении материального дохода. Последний в подавляющем большинстве случаев он получает в результате определенной деятельности. И работа по трудовому договору, за которую выплачивается вознаграждение (заработная плата), и деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, направленная на получение прибыли, осуществляются в первую очередь в целях удовлетворения материальных потребностей.
К категории личных потребностей могут быть отнесены: место и режим занятости, специфика выполняемой деятельности и другие характеристики (вплоть до состава трудового коллектива). Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин предполагает себя реализовать, он в той или иной степени учитывает все параметры, формирующие его личные потребности.
Правда, законодательство РФ устанавливает нормы, в рамках которых гражданин может реализовать свои способности.
. Высокая эффективность труда работника повышает количество выпускаемой предприятием продукции, при реализации которой предприятие получает прибыль и уплачиваются налоги в государственный бюджет. Таким образом, общество косвенно заинтересовано в эффективном выполнении работником своих трудовых обязанностей.
Корректировка тех или иных направлений социально полезной для государства и общества деятельности производится системой экономических и правовых мер. Под легальностью занятости понимается как содержание, так и соответствующее ее оформление. В Российской Федерации занятостью считается деятельность, не противоречащая законодательству РФ. В понятии занятости четко прослеживается общеправовой принцип законности.
По моему мнению лица признаются безработными, осуществляющие трудовую деятельность в сферах, которые определены законодателем. В некоторых случаях важным представляется как сама сфера занятости, так и статус субъекта, действующего в специфической сфере. Вместе с тем гражданин вправе в качестве работника юридического лица, имеющего соответствующую лицензию, заниматься ею в рамках, оговоренных трудовым договором. Еще пример. Нормы гражданского законодательства РФ предусматривают обязательную государственную регистрацию предпринимательской деятельности. Следовательно, граждане, занимающиеся ею без регистрации, нарушают положения гражданского законодательства. Их деятельность не может рассматриваться в качестве занятости, а они сами считаться занятыми.
С точки зрения содержания, нелегальная противоправная деятельность влечет за собой административную или уголовную ответственность. Однако законодатель обращает внимание только на внешнее оформление деятельности, которая признается занятостью. Так, независимо от характера обязанностей, составляющих трудовую функцию работника, он будет признан занятым лишь при условии заключения трудового договора и надлежащего оформления приема на работу в соответствии с положениями ст. 67–68 Трудового кодекса[3].
Работник, выполняющий свои трудовые обязанности без надлежащего оформления, как это зачастую делается в сфере «теневой» экономики, не признается по смыслу правовой нормы занятым.
Доходность как признак занятости обладает некоторыми особенностями. Они нашли отражение в определении занятости как деятельности, приносящей, «как правило», доход. Это позволяет сделать вывод, что доходность характерна не для всех видов деятельности, признаваемой занятостью. Действительно, не приносит дохода очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и других образовательных организациях, хотя их учащиеся считаются занятыми. Нельзя отнести к источникам дохода и материальное обеспечение гражданина, проходящего военную службу по призыву. Да и предпринимательство, имеющее целью извлечение прибыли (дохода), может оказаться убыточным.
Есть и другие примеры деятельности, отнесенной к занятости, но не приносящей доход. Так, дополнительно в ст. 1 Закона о занятости РФ провозглашается право россиян осуществлять любую не противоречащую законодательству деятельность, в том числе не связанную с выполнением оплачиваемой работы, например, воспитывать детей, вести домашнее хозяйство, общественную деятельность и т.д[4].
Тем не менее ст. 2 того же закона не относит таких граждан к категории занятых. И это при том, что об их занятости свидетельствуют положения ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которая предусматривает включение в страховой стаж периодов ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
Считаем, положительным международным опытом можно признать отнесение ст. 2 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125–З «О занятости населения в Республике Беларусь» (далее – Закон о занятости Республики Беларусь) к категории занятых граждан, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом[5].
Считаю, что целесообразно дополнить и ст. 2 Закона о занятости в РФ абзацем следующего содержания: признать занятыми трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидами I группы, ребенком инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, а также одного из родителей в период его ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
В Республике Казахстан к категории занятых относятся только граждане, деятельность которых приносит заработок (трудовой доход). Подтверждает это отсутствие среди занятых таких категорий, как обучающиеся по очной форме обучения, лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными членами семьи, требующими постоянного ухода и др., ибо отнесение гражданина к категории занятых не влияет на выплату пособия по безработице. государственный политика занятость безработица
В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», как говорилось выше, указано, что занятость – это деятельность, приносящая как правило, заработок (трудовой доход). В то же время в соответствии со ст. 129 ТК РФ в заработок входят не только вознаграждение за труд, но и все компенсационные и стимулирующие выплаты.[6]
В российском законодательстве, в соответствии со ст. 131 ТК РФ[7], указывается, что оплата труда может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Появление данной нормы обусловлено получившей в свое время широкое распространение практики производить оплату труда в натуре (например, продукцией, которую выпускает организация, где трудится работник). При этом никакого соотношения денежной и натуральной частей оплаты труда, как правило, не устанавливалось.
Теперь, как следует из ст. 131 ТК РФ[8], оплата труда в неденежной форме может производиться лишь в том случае, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором и при наличии письменного согласия работника. А на долю неденежной формы оплаты труда должно приходиться не более 20 процентов заработной платы. В связи со сказанным выше, целесообразно п. 1. ст. 1 Закона о занятости РФ после слов «трудовой доход» дополнить словами «в денежной или иной форме».[9]
Термин «трудовой доход» используется как синоним вознаграждения за личный труд в процессе предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, как члена кооператива и т.п. Однако согласно российскому законодательству учет доходов работника, кроме трудовых, не производится.
В то же время практика показывает, что гражданин, оставаясь формально незанятым человеком, не имеющим работы и заработка (трудового дохода), способен получать довольно высокий нетрудовой доход (проценты по облигациям и вкладам в банках, дивиденды по акциям, алименты, пенсии, доходы от сдачи в аренду недвижимой собственности – квартиры, гаража, земельного и дачного участка, а также доходы от незарегистрированной предпринимательской деятельности и др.).
В Азербайджанской Республике учитываются, к примеру, все нетрудовые доходы. В ст. 3 Закона Азербайджанской Республики от 26.06.1991 г. «О занятости» (далее – Закон о занятости Азербайджанской Республики) к категории занятых относятся лица, имеющие свой земельный пай[10]. В ст. 1 Закона о занятости Украины указывается на то, что деятельность должна приносить просто доход, в связи с чем предстоит учитывать все виды дохода, что на практике бывает весьма затруднительно. Ведь документов, удостоверяющих получение процентов по облигациям и вкладам в банках, дивидендов по акциям, при регистрации гражданина по закону не требуется. В ст. 2 Закона Республики Армения от 27.12.1991 г. «О занятости населения» (далее – Закон о занятости Республики Армения), как и в Украине, указывается, что деятельность должна приносить человеку доход, но уточняется – для его жизнедеятельности. Правда, не совсем понятно, что законодатель имеет в виду под доходом для жизнедеятельности гражданина[11].
Указано в законе о занятости Республики Беларусь к занятости относится и деятельность, приносящая доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности)[12]. В отличие от РФ, данная норма расширена за счет включения граждан, получающих доход по гражданско-правовым договорам, что не совсем оправдано, так как вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности относится к разновидностям дохода. Статья 2 названного Закона относит к занятым и граждан, выполняющих работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности).
Статья 1 Закона Республики Таджикистан от 22.05.1998 г. № 623 «О занятости населения» (далее – Закон о занятости Республики Таджикистан) подчеркивает, что занятостью называется деятельность трудоспособных лиц. Очевидно, что данное положение чрезвычайно важно только для признания граждан безработными. Ведь работать могут и пенсионеры, и несовершеннолетние до 14 лет в свободное от учебы время и др[13].
Исходя из содержания п. 2 ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» М.В. Филиппова выделяет свободу занятости[14]. В соответствии с этой нормой гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду и свободой выбора любого вида деятельности, не запрещенной законом. Этот основополагающий принцип трудового права России – принцип свободы труда – закреплен в ст. 2 ТК РФ[15]. Означает он, что только сам гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Свобода труда несовместима с дискриминацией и принудительным трудом. Лишь способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении его по работе.
К качествам признака «свобода занятости» относятся доступность и выбор продолжительности занятости. Доступность обеспечивается проведением государственной политики, ориентированной на обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор его формы. На это направлена система законодательно установленных информационных, профориентационных и образовательных услуг. Такие услуги на бесплатной основе оказываются соответствующими государственными органами по вопросам занятости (ст. 5 и 12 Закона о занятости РФ)[16].
В законах о занятости республик Украина и Таджикистан указывается на ответственность государства за осуществление политики занятости населения и подчеркивается, что обеспечивается она путем проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение потребности человека в добровольном выборе вида деятельности.
Граждане всех стран СНГ вправе самостоятельно решать, заниматься им деятельностью, приносящей заработок, или нет. В законах о занятости республик Узбекистан (ст. 2), Украина (ст. 2), например, прямо указывается, что добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения человека к какой-либо ответственности.
Родители несут обязанности по содержанию своих несовершеннолетних детей, совершеннолетние дети – обязанности по содержанию нетрудоспособных родителей, супруги – обязанности по взаимному содержанию. При наличии у того или иного человека подобных обязанностей должно формироваться и понимание им свободы труда, соотносящееся с положением ч. 3 ст. 17 Конституции РФ о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина призвано не нарушать права и свободы других лиц.
Орган по трудоустройству (в качестве такового наиболее часто называется государственная служба занятости, реже – частное бюро найма) является обязательным субъектом рассматриваемых отношений, в связи с чем в случае самостоятельного поиска лицом работы отношения по трудоустройству не возникают[17]. Так, по мнению Скобелкина В. Н., поскольку трудоустройством является получение работы с помощью органов-посредников, постольку самостоятельное поступление на работу сюда не входит, а возникающие при нем отношения являются собственно трудовыми[18].
На наш взгляд, данная трактовка отношений по трудоустройству в советский период времени в полной мере соответствовала публичному характеру трудового права, однако на сегодняшний день она является несовершенной по следующим основаниям. Во-первых, подобное понимание отношений по трудоустройству необоснованно включает фактически складывающиеся отношения между лицом, ищущим работу, и конкретным работодателем, к которому оно самостоятельно обратилось по поводу возможного устройства к нему на работу, в состав трудовых отношений. В то время как они являются отношениями, предшествующими трудовым, и ряд положений ТК РФ, пусть и фрагментарно, непосредственно направлен на их регулирование (например, статьи 64, 64.1, 65 Трудового кодекса Российской Федерации и иные)[19].
Это свидетельствует о несоответствии данной теории фактически сложившимся на практике отношениям и имеющемуся нормативному материалу. Во-вторых, возникает ряд вопросов, связанных с отраслевой принадлежностью норм, регулирующих отношения по трудоустройству: являются ли они группой однородных трудоправовых норм в рамках отдельного института внутри трудового права, или же эти нормы разобщены в различных институтах различных отраслей права; если они представляют собой комплексный институт или комплексную отрасль законодательства, то какие виды регулируемых ими отношений относятся к предмету трудового права, а какие – к предмету иных отраслей права. В-третьих, на теоретическом уровне необходимо четко определить, являются ли отношения по трудоустройству у данного работодателя простыми, сложными (то есть состоящими из нескольких видов правоотношений), или они представляют собой часть какой ‑ то более широкой группы правоотношений. В данном случае указанные вопросы детально не рассматриваются, так как они нуждаются в отдельном глубоком теоретическом изучении.
Ряд специалистов, так же не соглашаясь с указанным выше вариантом понимания отношений по трудоустройству, предлагают иные дефиниции понятия отношений по трудоустройству у данного работодателя.
В данном случае прослеживается тенденция формирования в науке трудового права нескольких подходов к изучению отношений по трудоустройству у данного работодателя.
В рамках первого подхода отношения по трудоустройству рассматриваются в контексте правового регулирования вопросов содействия занятости населения. Поддерживаемая большинством ученых-трудовиков позиция о триединой сущности отношений по трудоустройству и занятости представляет собой второй подход в их понимании. Представители третьего подхода делают акцент на процедурной природе изучаемых правоотношений и говорят о посреднических органах как об их необязательных субъектах.
В целом поддерживая последний из указанных подходов к пониманию отношений по трудоустройству у данного работодателя, представляется возможным сформулировать следующее определение рассматриваемого вида отношений: отношениями по трудоустройству у данного работодателя являются отношения, возникающие между конкретным работодателем и лицом, ищущим работу, в определенных случаях при посредничестве органов государственной службы занятости населения и иных организаций, оказывающих услуги в трудоустройстве по поводу приема на работу данного лица к данному работодателю, и основанные на их взаимных правах и обязанностях. При этом, на мой взгляд, существование данных отношений допустимо и без участия посреднических органов, оказывающих содействие соискателю и работодателю, данные органы являются участниками рассматриваемых отношений только в случае наличия правовой связи с одним из основных субъектов: работодателя или лица, ищущего работу[20].
Отношения по трудоустройству у данного работодателя можно классифицировать на виды по следующим основаниям.
Во-первых, в зависимости от состава субъектов отношения по трудоустройству у данного работодателя можно подразделить на простые (возникают между лицом, ищущим работу, и конкретным работодателем в случае самостоятельного устройства данного лица на работу к данному работодателю) и сложные (возникают между лицом, ищущим работу, и конкретным работодателем с участием органов государственной службы занятости населения и иных организаций, оказывающих посреднические услуги в трудоустройстве). Во втором случае посреднические органы оказывают лицу, ищущему работу, или работодателю информационные, консультационные услуги, услуги по поиску подходящего работника либо подходящей работы. При этом, на мой взгляд, возникающие отношения между лицом, ищущим работу, или работодателем и частными организациями, оказывающими посреднические услуги по трудоустройству, в настоящий момент в предмет трудового права не входят, поскольку регулируются нормами гражданского права, однако с целью обеспечения прав и защиты интересов лица, ищущего работу, представляется более предпочтительным специальное отраслевое трудо-правовое регулирование данных отношений. Отношения, возникающие между лицом, ищущим работу, и органами государственной службы занятости населения включены в предмет права социального обеспечения, а отношения, возникающие между работодателем и органами государственной службы занятости населения, – в предмет административного права. Данная позиция имеет своих сторонников в науке трудового права[21].
Во-вторых, в зависимости от степени свободы работодателя в принятии решения об отказе лицу в приеме на работу, могут возникнуть либо добровольные отношения по трудоустройству у данного работодателя (когда работодатель вправе только по обоснованным причинам отказать гражданину в приеме на работу), либо обязательные отношения по трудоустройству у данного работодателя (когда работодатель не вправе отказать в приеме на работу определенным категориям лиц). Ко второй группе относятся следующие виды отношений по трудоустройству: отношения по трудоустройству с лицом, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (ч. 4 ст. 64 ТК РФ), отношения по трудоустройству с лицом, направленным на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты, отношения по трудоустройству с лицом в случае наличия судебного решения о заключении трудового договора (ч. 2 ст. 16 ТК РФ).[22]
В-третьих, в зависимости от места нахождения субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя относительно друг друга данные отношения можно подразделить на непосредственные (взаимодействие субъектов происходит при их личном контакте) и дистанционные (взаимодействие субъектов происходит на удаленном расстоянии).
В науке трудового права также выделяются и иные виды отношений по трудоустройству. Так, Доброхотова Е. Н. в зависимости от места осуществления трудоустройства различает отношения по трудоустройству без перемены места жительства, отношения по трудоустройству в пределах транспортной доступности работы, отношения по трудоустройству в другую местность, в том числе в сельскую местность. Это территориальное перераспределение кадров. Кроме того, допустимо и межотраслевое (межпрофессиональное) перераспределение трудовых ресурсов, в связи с чем возможно отдельное выделение отношений по трудоустройству на предприятия другой отрасли промышленности или по другой профессии. С точки зрения особенностей трудоустраиваемого субъекта автор подразделяет отношения по трудоустройству с обычным субъектом и со специальным субъектом трудоустройства (молодежь, в том числе выпускники учебных заведений, лица предпенсионного возраста, инвалиды труда и войны, одинокие и многодетные родители, имеющие несовершеннолетних детей, женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей- инвалидов, лица, продолжительное время не имеющие работу, лица, освобожденные из мест лишения свободы, беженцы, вынужденные переселенцы).
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить следующее. Отсутствие законодательного закрепления и единого доктринального понимания в определении понятия отношений по трудоустройству у данного работодателя не позволяет, к сожалению, в настоящее время говорить о существовании комплексного действенного механизма защиты прав и интересов субъектов данных отношений. Обозначенные ранее проблемы, возникшие в процессе правового регулирования отношений по трудоустройству у данного работодателя, являются лишь вершиной айсберга и, безусловно, требуют своего разрешения не только на теоретическом, но и на практическом уровне.
[1] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. – 1996. – 6 мая. – С. 21.
[2] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. – 1996. – 6 мая. – С. 21.
[3] Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) )// Российская газета. – 2001. – 31 декабря. – С. 15
[4] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации» //Российская газета. – 1996. – 6 мая.
[5] Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125–З «О занятости населения в Республике Беларусь» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
[6] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. – 1996.
[7] Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) )// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
[8] Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) )// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
[9] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. – 1996.
[10] Закон Азербайджанской Республики от 26.06.1991 г. «О занятости» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс».
[11] Закон Республики Армения от 27.12.1991 г. «О занятости населения» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс».
[12] О занятости населения в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125–З // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
[13] Закона Республики Таджикистан от 22.05.1998 г. № 623 «О занятости населения»// КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
[14] Филиппова М.В. Курс российского трудового права. Москва. С. 329.
[15] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) )// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
[16] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации» //Российская газета. – 1996. – 6 мая.
[17] Трудовое право России: учебник / Под ред. Е. Б. Хохлова, С. П. Маврина. Москва, 2007. С. 161–162.
[18] Скобелкин В. Н. Трудовые правоотношения. Москва, 2009. С. 67–68.
[19] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) )// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
[20] Яшурина Е. В. Основные особенности правоотношений по трудоустройству в России: Дис.… канд. юрид. наук. Пермь, 2013
[21] Лушников А. М. Курс трудового права: Учебник: в 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть / А. М. Лушников, М. В. Лушникова. Москва, 2009. С. 389–390.
[22] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) )// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
|