Вторник, 26.11.2024, 19:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Право на труд как основа государственной политики в сфере занятости населения

В ч. 1 ст. 37 Конституции записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»[1]. Конституцией не предусмотрена обязанность трудиться. Каждый гражданин имеет право работать в избранной им сфере деятельности. В соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в действующей редакции), незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной или иной ответственности. Однако труд является необходимым условием существования как общества, так и отдельной личности.[2]

Введение в действие нового Трудового кодекса Российской Федерации 1 февраля 2002 года и закрепление в нем принципа – свободы труда повлекло за собой большое количество споров в научной среде о соотношении понятий свободы труда и права на труд, а также о том, что в настоящее время принцип «право на труд» необходимо снова вернуть в российское трудовое законодательство как это было в Кодексе законов о труде РСФСР. По мнению автора, данная позиция имеет под собой правовую основу, так как право на труд, в качестве принципа, будет обеспечиваться государственными гарантиями, каждый сможет свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, что несомненно положительно скажется на соблюдении трудовых прав граждан.

В девяностые годы появился темин свобода труда, и было это связано: во-первых, свобода выбора трудовых отношений ;

- во-вторых, эффективное разрешение проблемы занятости, а также предоставление гражданам свободного права выбора условий работы и уровня оплаты, а работодателю – возможности предпочтения наиболее квалифицированных специалистов для своих организаций;

- в-третьих, в 90-е годы Российской Федерацией было ратифицировано множество конвенций, к примеру, Конвенция Совета Европы от 04.11.1950 г. № 5 «О защите прав и основных свобод», ратифицированная 05.05.1998 г., Конвенция МОТ от 24.04.1988 г. № 160 «О статистике труда», ратифицированная 23.05.1990 г. и многие другие, в которых зафиксировано и обобщенно понятие «свобода труда».[3]

Для того чтобы дать определение свободы труда, следует понять что такое «свобода труда». Свобода труда является неотъемлемым элементом свободы выбора профессии и рода деятельности для трудоспособных граждан значительного большинства зарубежных трудовых законодательств. Сфера свободы труда это прежде всего гарантированная возможность граждан свободно распоряжаться правом на труд , выбирать сферу деятельности и профессию.

Свобода труда определяется, прежде всего, как гарантированное государством всем гражданам, достигшим трудовой правосубъектности, право свободно распоряжаться своей способностью к труду без какой-либо дискриминации, выбирать род деятельности и профессию. Но хотелось бы отметить, что у граждан , есть еще и трудовые обязанности , такие как :

дети должны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, супруги обязаны материально обеспечивать друг друга.

Принцип свободы труда, закрепленный в ст. 2 Трудового кодекса РФ, является основополагающим принципом российского трудового законодательства, на котором базируется правовое регулирование труда[4].

Однако хотелось бы отметить, что этот принцип присущ также гражданскому, административному и семейному праву. В этой форме его можно признать принципом трудового права наряду с другими принципами, которые характерны только для данной отрасли.

В связи с закреплением в российском законодательстве принципа свободы труда, право на труд, действовавшее до этого, стало второстепенным понятием. Более того, многие исследователи утверждают, что его вовсе нет в трудовом праве современной российской правовой системы. Также хотелось бы отметить, что вопрос об этимологии понятия «право на труд» на сегодняшний день остается одним из самых дискутируемых в трудовом праве. Диапазон мнений по нему достаточно широк.

Как известно, сущность того или иного объекта исследования, может быть логически определена лишь в истории его развития. Термин «право на труд» был впервые использован французским лидером социалистов Луи Бланом в свете социальных потрясений в начале XIX века и роста безработицы в результате финансового кризиса 1846 года, которые привели к французской революции 1848 года.

В результате был провозглашен принцип права на трудовую деятельность. В процессе развития права этот принцип стал фундаментальным, он признан в целом ряде международно-правовых актов. Полнее, чем любой другой, международный договор раскрывает это право ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, где это право является неотъемлемой составляющей человеческого достоинства и имеет важнейшее значение для осуществления других прав человека.

Каждый гражданин имеет возможность трудиться, что позволяет ему вести достойный образ жизни. Право на труд должно обеспечиваться условием о том, что вид трудовой деятельности выбирается свободно.

Принцип права на труд в Кодексе законов о труде РСФСР был основополагающим для всей отрасли трудового законодательства, действовавшим без изменений на протяжении почти 40 лет. С принятием Конституции 1993 года он утратил силу в связи с тем, что законодателем был легализован новый принцип – «свобода труда». Именно государство в рамках государственно-плановой экономики наделяло субъектов труда гарантиями и обеспечивало их реализацию. Право на труд было определяющим принципом среди других принципов советского трудового права. Но в настоящее время он остается актуальной проблемой для правоведов, так как является одним из элементов юридического статуса личности.

В ч. 3 ст. 37 Конституции сказано: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы»[5]. Из изложенного следует, что право на труд начинает законодательно реализовываться только в момент заключения трудового договора с работодателем или с момента фактического приступания трудящегося к работе.

После этого работнику обеспечивается право на работу, так как работа и труд в понимании автора являются синонимами, если исходить из самого известного определения: «Труд – работа, занятие»[6].

Право на труд – категория субъективная, которая предполагает наличие конкретных гарантий со стороны государства, четко прописывающих механизм реализации обязанностей государства, а также корреспондирующие права субъектов трудовых отношений. Под субъективностью подразумевается юридическая мера и вид соответствующей возможности приобретения данной личностью определенных благ в обществе[7].

Из изложенного сделаем вывод, что под правом на труд следует понимать право на получение любой работы без какой-либо дискриминации при обеспечении работодателем условий, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также достойного вознаграждения за труд. Публичная власть в пределах своего экономического потенциала и развития должна содействовать занятости, заботиться о защите прав трудящихся, тем самым гарантировать каждому это право, потому что оно является личным правом человека.

В российском трудовом праве, в отличие от социалистической организации труда, нет понятия всеобщей занятости и гарантии обязательного предоставления трудоспособному работнику конкретной работы, потому что действует свобода выбора профессии, свобода занятости.

В настоящее время позиция государства, по соотношению принципа права на труд в его советском понимании и свободы труда, однозначно не выражена. В результате проведенного анализа следует сделать несколько выводов:

- во-первых, свобода труда и право на труд соотносятся между собой как общее и частное, подтверждает это то, что в настоящее время свобода труда выступает принципом, а принцип – это основная идея, на базе которой происходит формирование правовых норм, регулирующих широкий круг общественных отношений. Принцип свободы труда не может регламентировать права одного субъекта – работника, потому что он охватывает всех субъектов, – как работника, так и работодателя, трудовые коллективы и их представительства;

- во-вторых, право на труд было главным принципом всего советского трудового права, вокруг которого формировались другие принципы и на чем было основано трудовое законодательство. Право на труд характерно для социалистической организации труда в рамках государственно-плановой экономики, а свобода труда, в результате перехода в 90-е годы к рыночной экономике и международно-правовому сотрудничеству, стала вновь созданным принципом по аналогии с Европейскими Конституциями и трудовым законодательством. Тем самым свобода труда стала правопреемником права на труд, включив его в свое определение, которое как уже отмечалось выше, было более узким понятием, и выступало право – гарантом для субъектов трудовых отношений;

- в-третьих, свобода труда – в первую очередь объективный принцип, распространяющийся на всех трудоспособных субъектов, характеризующийся отсутствием обеспечения и обязанностей со стороны государства. Право на труд в советском трудовом праве было субъективным правом, сопровождающимся конкретными гарантиями для каждой категории работников;

- в-четвертых, право на труд и свобода труда, конечно же, тесно между собой взаимосвязаны, и друг без друга существовать не могут. Свобода труда без права на труд становится уязвимой и необеспеченной гарантиями.

Возвращаясь к сказанному следует отметить, что утверждая принцип свободы труда, Конституция РФ не закрепляет важного и неотъемлемого естественного права каждого гражданина — права на труд. Здесь видится противоречие, вследствие которого принцип свободы труда утверждается на конституционном уровне, а право на труд — нет.

Вместе с тем, представляется, что соотношение понятий «право и труд» и «свобода труда» на конституционном уровне способствует урегулированию важных трудовых правоотношений между гражданами и государством.

В связи с этим представляется верной точка зрения В. А. Бережного, который свободу труда рассматривает как основополагающий принцип в трудовой сфере, а право на труд — как важное субъективное право личности, один из элементов ее правового статуса[8].

Полностью поддерживаю точку зрения В. А. Бережного, что принцип свободы труда вытекает из права на труд. Считаем, что свобода труда — вторичное понятие, вытекающее из естественного и важного права гражданина, и оно должно быть отражено в Конституции РФ, как это было, например, в советской Конституции 1978 года[9]. Так, статья 38 Конституции (Основного закона) РСФСР 1978 года устанавливала, что граждане РСФСР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и учетом общественных потребностей. Далее уточняется, что данное конституционное право обеспечивается системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным образованием, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием системы трудоустройства.

Данная конституционно-правовая норма наиболее верно и четко формулирует право на труд и все вытекающие из него права и свободы. Думается, что данную правовую норму следует перенять и для действующей российской Конституции. Такой точки зрения придерживается, например, В. В. Кирикова, которая справедливо отмечает, что действующая Конституция РФ не гарантирует каждому работу с определенной оплатой, а говорит о свободе распоряжения своими способностями к труду, выбора рода деятельности и т. д.[10].

Другая проблема видится в сложности определения объема государственных гарантий в реализации данного конституционного принципа. Все-таки, из анализа формулировки ч. 1 ст. 37 Конституции России[11] не понятно, означает ли провозглашенный принцип свободы труда полное устранение государства от его гарантий и защиты, либо государство берет на себя весь объем соответствующих гарантий и способов защиты по обеспечению данного принципа. Ответа на данный вопрос нет ни в законодательстве России, ни в научной доктрине и остается дискуссионным. Опять же целесообразно обратиться к советской Конституции 1978 года, в которой все эти моменты были четко и ясно отражены в ст. 38 и не возникало подобных вопросов. А сегодня они остаются дискуссионными.[12]

Кроме того, определенное несоответствие видится в самой нормативно-правовой конструкции. Часть 1 ст. 37 Конституции РФ говорит о свободе выбора рода деятельности и профессии. Это означает, что каждый человек свободен выбирать профессию в соответствии со своими личными способностями и наклонностями, увлечениями и темпераментом.

Однако, это совсем не означает, что выбор профессии диктуется теми же критериями. Порой это зависит от престижности профессии, ее оплаты, потребности государства в ней, что реально препятствует свободе труда. В реальной жизни таких примеров огромное количество, когда талантливые ученые, учителя, медицинские работники в силу низкой заработной платы вынуждены подрабатывать грузчиками, техничками, подсобными работниками, продавцами и т. д. Как можно тогда говорить о свободе выбора профессии.

Кроме того, часто граждане осуществляют выбор профессии не в силу своих способностей и наклонностей, а в силу престижности профессии и высокой оплаты за нее, боясь остаться безработными. Так, в последние годы выпускники школ массово подают заявления на юридический и экономический факультеты высших учебных заведений, осознавая, что данные профессии всегда востребованы и высокооплачиваемы. А это определенная политика государства. Почему в настоящее время не престижны профессии врачей, учителей, библиотекарей, работников культуры. Да потому, что оплата за их труд крайне низкая. А какой же свободе выбора профессии в таком случае можно говорить? В связи с этим норма ч. 1 ст. 37 Конституции РФ является декларативной, но никак не реально отражающей действительность.[13]

В настоящее время одной из очевидных и актуальных проблем реализации принципа свободы труда является возрастающая с каждым месяцем безработица в России. Так, например, в октябре 2015 года по данным Федеральной службы государственной статистики 4,3 млн. человек, или 5,5 % экономически активного населения, классифицировались как безработные. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,6 %, лица в возрасте 50 лет и старше — 20,1 %. Уже в ноябре 2015 года как безработные квалифицировались 4,4 млн. человек, что составило 5,8 % от экономически активного населения, численность которого в этом месяце — 72,2 млн. человек. Количество безработных граждан на фоне экономически активного населения для наглядности представлено в виде диаграммы.

Совершенно очевидно, что при таком высоком уровне безработицы, уровень которой увеличивается каждый месяц, говорить о полной реализации конституционного принципа свободы труда довольно сложно. Сегодня государство не в состоянии гарантировать каждому свободу труда, свободу выбора рода деятельности, профессии.

Причина этого мне видится в том, что существующая сегодня экономическая система России выражается в неспособности государства снизить уровень безработицы, особенно в регионах, где происходят массовые сокращения работников, ликвидации организаций. Вследствие этого нельзя говорить о достойном уровне жизни человека.

В таких условиях конституционный принцип свободы труда крайне сложно сделать реальным. Представляется, что достойным уровень жизни человека невозможно сделать без абсолютной реализации свободы труда, с реальной возможностью свободного выбора рабочих мест. Только тогда закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип свободы труда будет работать на граждан страны. Совершенно прав В. А. Бережной, утверждая, что только достойный и свободный труд способен обеспечить достойную жизнь[14].

В связи с этим, опять приходим к выводу о необходимости конституционного закрепления права каждого гражданина на труд и все вытекающие из него права и свободы.

В связи с этим показательным и интересным представляется конституционный опыт Королевства Дания. Статья 75 Конституции Дании провозглашает, что в целях содействия общественному благу государство должно предпринять усилия к тому, чтобы работа была предоставлена каждому работоспособному гражданину на условиях, обеспечивающих его существование. Кроме того, часть 2 статьи 75 Конституции Королевства Дании гарантирует право на социальное обеспечение лиц, не способных содержать себя и лиц, находящихся на их иждивении, при условии, что никакое другое лицо не отвечает за его, или их содержание[15].

Таким образом, Дания на конституционном уровне гарантирует своим гражданам не только трудовую занятость, но и условия достойной жизни каждого гражданина. Это важнейший принцип трудовой и социальной государственной политики Дании.

В Российской Федерации конституционно не установлено обеспечение работой каждого желающего, и тем более, задача обеспечения каждого гражданина достойной жизнью не связана с конституционными гарантиями в трудовой сфере. Думается, что утверждение на конституционном уровне гарантий в сфере труда и сопутствующие ему институты будут способствовать закономерному и эволюционному закреплению в Конституции России права на труд каждого гражданина, без которого не может осуществляться принцип свободы труда.

 

[1] Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

[2] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. – 1996. – 6 мая.

[3] О защите прав и основных свобод», ратифицированная 05.05.1998 г., Конвенция МОТ от 24.04.1988 г. № 160 «О статистике труда», ратифицированная 23.05.1990 г. »// КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».

[4] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) )// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

[5] Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

[6] Толковый словарь русского языка / под редакцией И.С. Ожегова, Н.Ю. Шведова. – 46е издание, дополненное. – Москва, 2003. С. 814.

[7] Толкунова В.Н. Право женщин на труд в СССР // Юридическая литература. 1980. С. 28

[8] Бережной, В. А. Конституционные принципы и права в сфере труда и их защита в Российской Федерации: дисс. … на соиск. учен.степени канд. юрид. наук / В. А. Бережной. Москва., 2007. 182 с.

[9] Бережной, В. А. Конституционные принципы и права в сфере труда и их защита в Российской Федерации: дисс. … на соиск. учен.степени канд. юрид. наук / В. А. Бережной. Москва., 2007.

[10] Кирикова, В. В. Проблемы реализации конституционной свободы труда в условиях становления рыночной экономики в России: дисс. … на соиск. учен.степени канд. юрид. наук / В. В. Кирикова. Москва, 2011. 167 с.

[11] Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

[12] Там же

[13] Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

[14] Бережной, В. А. Конституционные принципы и права в сфере труда и их защита в Российской Федерации: дисс. … на соиск. учен.степени канд. юрид. наук / В. А. Бережной. — М., 2007. — 182 с.

[15] Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1999. — 816 с.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (15.06.2017)
Просмотров: 156 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%