Безработными признаются трудоспособные граждане, потому что не имеют работы и зарплаты, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней[1].
По данным Росстата, только каждый 4-й житель страны, оказавшийся без работы, потому что приобретает официальный статус безработного. Кроме того, стоит также учесть, что показатели безработицы формируются за счет иностранных мигрантов, занятых трудовой деятельностью, а также лиц пенсионного возраста. Еще одним важным фактором является демографическое положение. Примерно считается что до 2030 года, предоставляемому Росстатом, за ближайшие 15 лет население страны сократится более чем на 10 миллионов, а смертность по-прежнему будет опережать рождаемость, что, несомненно, пагубно отразится как на экономике страны в целом, так и непосредственно на показателях уровня безработицы.
Несмотря на то, что по официальным данным доля обращений от выпускников профессионального образования снизилась, а доля трудоустроившихся, напротив, выросла, существует «псевдозанятость». На рынке труда имеется ряд вакансий ручного труда, которые во многих странах заменены автоматами, при этом в некоторых секторах экономики России наблюдается дефицит кадров. Реально безработица данной группы населения гораздо выше. Одной из причин такой ситуации является выпуск вузами специалистов, не востребованных экономикой страны[2].
Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих, в основном, из независимых, самостоятельно занятых производителей. Влияние данного показателя на состояние экономики страны можно оценить двояко. С одной стороны, причиной неформальной занятости является отсутствие адекватных рабочих мест на рынке труда, с другой — это специфическая часть рынка труда, к которой можно отнести фрилансеров, либо работающих в виде предпринимателей без образования юридического лица. Рост различных неформальных видов занятости негативно сказывается на положении работников и их семей, так как снижается уровень их жизни, социальная защищенность, а также на экономике страны — сокращаются налоговые и пенсионные поступления, что приводит к усилению бюджетных ограничений.
Необходимо обратить внимание на статистику ряда стран, необходимо отметить, что увеличение числа безработных — общемировая тенденция. По прогнозам Международной организации труда, в 2013 году число безработных в мире увеличится на 5,1 миллионов человек и достигнет уровня в 202 млн. человек. Причем среди них лишь четверть проживают в развитых странах, остальные — в развивающихся государствах и, прежде всего, в Юго-Восточной Азии и Африке южнее Сахары. Таким образом, проблема безработицы — это глобальная проблема, и, решая её, необходимо прилагать усилия как на национальном, так и международном уровнях[3].
Поскольку для населения трудовая деятельность является источником существования, то поэтому отсутствие работы негативным образом сказывается не только на конкретном человеке, но и на государстве в целом. Не стоит забывать, что социальная сфера, экономика, демография, политика тесно взаимосвязаны. А так же происходит нарушение баланса процессов ведет к большим потерям во всех сферах общественной жизни. Именно поэтому так важно найти пути решения и разработать ряд мер, направленных на сокращение безработицы или хотя бы поддержания ее на сегодняшнем уровне.
Чтобы решить проблему безработицы необходимо стимулировать экономический рост. Например, правительство использует такую меру как, налоговые льготы, для тех кто открывает производство на Дальнем Востоке. Это способствует созданию рабочих мест. Поэтому правительство выделят денежные средства в те учебные заведения, которые готовят специалистов с учётом рыночных потребностей.
Решение проблем безработицы и занятости населения является одной из приоритетных направлений развития экономики. Несмотря на то, что безработица как явление обусловлено действием рыночных механизмов (предложение труда не должно превышать спрос на труд), это одна из острейших социальных проблем общества. В связи со стремительными изменениями во всех сферах жизни и продолжающимся развитием рыночной системы показатели уровня безработицы постоянно будут варьироваться. Проводя свою национальную трудовую политику, каждое государство ориентируется на особенности развития локальных рынков труда. Поэтому при отражении российских тенденций занятости в общих тенденциях развития мирового рынка труда, необходимо опираться на специфические черты национальной экономики в конкретный период её реформирования. Поэтому одной важнейшей задачей, решение которой возложено на государство, по-прежнему будет являться поддержание минимального уровня безработицы и достижение наиболее полной и эффективной занятости населения как социальной гарантии для человека.
На данный момент, в России предпринимаются меры для понижения безработицы.
Так, распоряжением Правительства РФ утвержден план реализации Государственной программы РФ «Содействие занятости населения[4]. Государственная программа направленные на:
- совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей вопросы содействия занятости населения, привлечения и использования на территории России иностранной рабочей силы, разработки профессиональных стандартов, модернизации системы оплаты труда и улучшения условий труда на рабочих местах;
- разработку и использование прогнозных показателей состояния рынка труда (прогноз баланса трудовых ресурсов), совершенствование системы информирования населения, в том числе иностранных граждан, о возможностях трудоустройства;
- осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, усиление ответственности работодателей за нарушение законодательства об охране труда, а также ответственности иностранных работников за осуществление незаконной трудовой деятельности.
В течение 2015 года примечательно то что, было принято достаточно большое количество нормативно-правовых актов, вносились изменения в законодательство. Такими основными мерами можно считать:
- Считается введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).
- Считается содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.
- Считается выделение средств субъектам Российской Федерации на трудоустройство специально оборудованные рабочие места 14,2 тысячи инвалидов, а также содействие занятости 20,3 тысячи граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда (включая республики Северного Кавказа).
Опасения относительно возможной нестабильности так и не оправдались — массовых сокращений персонала и уменьшения количества вакансий на рынке труда ни в 2013, ни в 2015 году не происходило. Это, безусловно, позитивный момент[5].
Вологда и Вологодская область , как мы все знаем, является промышленным регионом. У нас находятся крупные предприятия занимающиеся метоллургией, химической промышленостью, мелаллообработкой, машиностроением. Эти предприятия , как я считаю, дают нам дополнительные рабочие места.
По данным переписи населения 2002 года и 2010 года, Вологодская область вошла в число 62 субъектов Российской Федерации, в которых произошло снижение численности населения.
Снижение численности трудоспособного населения будет увеличивать кадровый дефицит у работодателей области. В результате принятых Правительством области антикризисных мер удалось стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда, не допустить неконтролируемого роста численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, добиться снижения напряженности на рынке труда, уменьшения объемов неполной занятости и обеспечения государственных гарантий гражданам, уволенным в порядке массового высвобождения.
В 2015 году для обеспечения эффективной занятости граждан государственной службой занятости населения был организован мониторинг состояния рынка труда, поэтому реализованы мероприятия активной политики занятости населения. В рамках исполнения переданных полномочий Российской Федерации организована и обеспечена в полном объеме социальная поддержка граждан.
Несмотря на стабильное текущее состояние рынка труда области, в период до 2018 года сохранятся проблемы, существенно влияющие на рынок труда области: снижение численности трудовых ресурсов области;
низкий уровень оплаты труда, особенно в бюджетной сфере; количественное и качественное несоответствие параметров спроса на рабочую силу и ее предложения по видам экономической деятельности области; сохранение тенденции превышения предложения над спросом на локальных рынках труда (за исключением городов Вологды и Череповца) по причинам несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения и недостатка рабочих мест в муниципальных районах, особенно в сельской местности; дисбаланс объемов и профилей обучения в профессиональных образовательных организациях и потребностей рынка труда в рабочей силе, нежелание населения получать рабочие профессии в силу низкой престижности рабочего труда; отсутствие эффективной трудовой миграции как внутренней, так и внешней, в том числе низкая- трудовая мобильность населения области; угроза увольнения сотрудников, работающих на условиях неполной занятости.
Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность.
Примечательно то, что, до сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям.
С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов.
Для регулирования рынка труда государство создает специализированные организации — службы занятости. Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:
I уровень — федеральная служба занятости;
II уровень — региональные организации службы занятости;
III уровень — местные, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры[6].
В процессе своего формирования служба занятости прошла сложный путь развития. По мнению автора, связано это с определенными нелегкими этапами в истории нашей страны, кризисными явлениями, которые не могли, не отразится на социальной политике. Также прослеживается постепенное увеличение функционала службы занятости в процессе преобразований, что говорит о значимости службы занятости в социально-экономической политике как макро-, так и микро-уровне.
Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.
Общие функции служб занятости всех уровней, в том числе федеральной, региональных и муниципальных определены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 25.12.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»[7].
Считается что Федеральная служба – это федеральный орган исполнительной власти. В его функции входят : контроль и надзор в трудовой сфере, контроль занятости населения, безработицы, трудовой миграции.
Постановление значительно расширяет полномочия Роструда. В частности, он:
- осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
- контролирует расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции; - контролирует реализацию федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения; осуществляет: реализацию мер активной политики занятости населения; организацию подготовки трудовых арбитров; ведение базы данных по учету трудовых арбитров; государственную экспертизу условий труда; устанавливает требования к содержанию и формам отчетности и другие.
Местные службы занятости выполняют такие функции как: регистрация безработных, предоставление им рабочих мест, трудоустройство, переобучение сотрудников. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Стоит отметить, что работа служб занятости не в силах влиять коренным образом на состояние рынка труда в стране. В нашем государстве не существует на законодательном уровне обязательства выполнять назначения и рекомендации служб занятости предпринимателями и предприятиями. Последние стараются самостоятельно определить круг возможных соискателей через собственные отделы кадров. Это позволяет сделать выбор в достаточно короткие сроки и принимать решение о трудоустройстве после общения с большим кругом возможных специалистов. А соискатели, в свою очередь, чтобы избежать бюрократических издержек общения с государственными структурами, изъявляют желание общаться с потенциальными работодателями напрямую, без посредников. Но при этом на законодательном уровне закреплена обязанность предприятий ежемесячно передавать сведения в службу занятости.
В соответствие со ст. 25 ФЗ РФ от 19 апреля 1991г. № 1032–1 (в ред. от 22.12.2014г.) «О занятости населения в Российской федерации» организации должны предоставлять в органы службы занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей[8]. Но в действительности практика показывает, что большое количество работодателей зачастую пренебрегают данной обязанностью, либо предоставляют данные об отсутствие вакансий, когда в реальности они существуют. По мнению автора, существующие государственные службы занятости не в состоянии выполнять в полном объеме роль регулятора рынка труда.
Вопрос трудоустройства населения продолжает находиться на критическом уровне. В условия современной нестабильной экономики многие учреждения и организации либо перестают работать на время, либо становятся банкротами. Соответственно, все сотрудники, которые работали на таких предприятиях, остаются без работы. Естественно, что не все они могут устроиться на работу с помощью центров занятости, многие так и останутся находиться на учете (особенно, если возраст предпенсионный, либо же нет соответствующей профессии). А в сегодняшней ситуации с притоком беженцев наиболее остро встает вопрос конкуренции на рынке труда.
Потерявший работу человек, придя в службы занятости и получив предложение приобрести новую специальность, естественно, соглашается. Но на рынке труда будут отдавать предпочтение потенциальным сотрудникам, возраст которых — до 45, есть определенный стаж работы по необходимой профессии. А реальные соискатели, которые ищут работу через центры занятости, не имеют опыта в новой профессии, да и возраст зачастую около пенсионного, либо же выше. То же происходит и с молодежью, которая на период поведения перепрофилирования, может утратить реальную возможность трудоустроиться, в связи с занятием вакантной должности другим специалистом. То есть вопрос переобучения не может решить проблему трудоустройства. Поскольку еще очень много времени пройдет до момента, когда проблема будет полностью устранена, считаем необходимым предпринимать эффективные промежуточные решения. Они хоть и не решают в целом проблему, но смогут снизить напряжённость на рынке труда. Это увеличение минимального и максимального размера пособия, получаемого безработными; совершенствование системы трудоустройства молодого населения страны; повышение уровеня доверия к службе занятости не только со стороны соискателей, но и со стороны работодателей.
[1] Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации"от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) //Российская газета. – 1996. – 6 мая.
[2] Вишневская Н. Безработица в странах ОЭСР – эволюция взглядов и политики // МЭ и МО. – 2015. - № 8. – С. 14-27
[3] Вишневская Н. Безработица в странах ОЭСР – эволюция взглядов и политики // МЭ и МО. – 2015. - № 8. – С. 14-27
[4] Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р// КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
[5] Четвернина Т. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления/ Т. Четвернина, Л. Лакунина // Вопросы экономики. – 2016. – №2. – С.115-130
[6] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 25.12.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
[7] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 25.12.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
[8] ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 10321 // Российская газета. – 1996. – 6 мая.
|