На мой взгляд, в наше время, к одной из главных проблем относится не равномерное трудоустройство. Из этого можно сделать вывод, что многие граждане находятся под угрозой потери работы. На рынке труда преобладает дефицит рабочей силы. Для решения этого сложного и важного вопроса, можно применить сочетание труда, средств производства. Так же провести объединение людей, коллективов, которые бы взаимодействовали друг с другом.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», основными задачами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются[1]:
1) расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
2) стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
3) создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности путем создания специальных рабочих мест для инвалидов;
4) развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
5) повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;
6) осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;
7) реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;
8) предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений).
В сельском хозяйстве наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров, значительная часть сельской молодежи остается нетрудоустроенной.
Поэтому предлагается стимулировать занятость молодежи на селе. А сделать это можно посредством реализации эффективной целевой программы содействия занятости именно молодежи.
Необходимо отметить и повысить уровень социальной и экономической защищенности и комфортности условий проживания специалистов с/х. На это должны быть направлены программы устойчивого развития сельских территорий. Для решения таких задач должны быть предусмотрены такие составляющие, как стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов (организаций — работодателей), прежде всего сельскохозяйственных производителей; предоставление льгот в обеспечении молодых специалистов благоустроенным жильем; развитие и модернизация жилищно-строительной индустрии, развитие социальной инфраструктуры. Механизмами повышения доступности жилья могут выступать, например, предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья в сельской местности, упрощение процедуры предоставления земельного участка в собственность.
Для того, чтобы вовлечь молодежь в улучшение условий жизнедеятельности села и поддержать их инициативы, можно ввести грантовую поддержку. Она послужит также механизмом к развитию на селе институтов гражданского общества и поспособствует сельскому развитию и устойчивости.
Считаю необходимым также поощрять достижения в сельском хозяйстве. Например, проведением всероссийских конкурсов для поощрения высоких достижений в сельском хозяйстве. Повысится информативность населения о развитии сельских территорий. Как итог, это может повысить инвестиционную привлекательность села, а, следовательно, создать дополнительные рабочие места.
Ну и, конечно же, нужно не забывать об экологическом состоянии поселений, сохранении и восстановлении природных ландшафтов, историко-культурных памятников, церквей. Благоустраивать сельские поселения: прокладывать дороги, освещение, устройство колодцев и т. д.
Таким образом, развитие и дальнейшее совершенствование сельской социальной инфраструктуры не только способствует достижению стратегической цели постепенного преодоления существующих различий между городом и деревней, но и имеет большое значение для успешного решения актуальных производственно-экономических задач.
Уровень занятости отражает соответствие предложения и спроса на рабочую силу. Предложение рабочей силы на рынке труда, в свою очередь, обеспечивается экономически активным населением. Количественный и качественный состав которого напрямую завит от того, как были сформированы, то есть, как воспитаны, какое образование получили, насколько здоровы и социально адаптированы, трудовые ресурсы. Поэтому, по нашему мнению, государственная политика занятости в широком ее понимании должна быть направлена именно на трудовые ресурсы. Политика занятости, социально-трудовая политика, - это базовая составляющая государственной социально-экономической политики в целом. Объект ее управления - это процессы формирования трудовых ресурсов и регулирование отношений, в которые вступают экономически активное население и собственники средств производства. Реализация социально-трудовой политики государства, в сфере регулирования трудовых отношений, происходит через регулирование рынка труда, которое предполагает целенаправленное воздействие на развитие отношений по поводу участия в процессе труда и содействие трудоустройству населения. Оно основано на комплексе законодательных актов и нормативно-правовых документов, определяющих принципы взаимодействия, права и обязанности субъектов рынка труда: работника, работодателя и государства[2].
Рынок труда, в свою очередь, представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов носителя рабочей силы (занятого или желающего найти работу), работодателей и государства, функционирующих на основе законодательства, действующего в данный период времени и сформированного при участии и с учетом интересов всех субъектов рынка труда. Только соблюдение интересов всех сил, участвующих на рынке труда, при формировании мер государственной социально-трудовой политики позволит сочетать приоритеты развития экономики и хозяйствующих субъектов с необходимостью полноценного воспроизводства трудовых ресурсов, совершенствования системы оплаты труда, улучшения условий труда и социальной защиты работников.
Мы придерживаемся мнения о том, что субъектами спроса на рынке труда выступают работодатели, которые предъявляют спрос на ресурс труда. Вопрос о том, что является объектом спроса и предложения на рынке труда, до сих пор не получил однозначного ответа. С нашей точки зрения, для того, чтобы ответить на него, необходимо, прежде всего, определить, что представляет собой труд как ресурсная категория.
В своем развитии человек проходит через ряд естественных возрастных стадий, а так же каждая из которых характеризуется особым состоянием его природных и приобретённых способностей и определяет особенности его участия в образовательной, трудовой, научной и культурной деятельности. Психофизиологические возможности человека определяются уровнем качества способностей, которыми он обладает в данный период времени. Таким образом, способности человека динамичны и индивидуальны. Они получают свое развитие в процессе воспитания и образования, потом совершенствуются в процессе труда. Уникальность способностей человека заключается в том, что несмотря на то, что они исчерпаемы в определенном периоде, они способны, но восстанавливаются с течением времени. Именно физические и умственные способности человека врожденные, приобретенные и получившие свое развитие в течение жизни составляют основу ресурса труда.
Понимание рабочей силы как определённого набора способностей позволяет обосновать возможность участия человека в трудовой деятельности. Способности человека не могут быть универсальны, они всегда имеют качественную определённость. Предложение рабочей силы, таким образом, в конкретный период времени неэластично, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда.
Работодатель предъявляет спрос на конкретные способности и заранее представляет, с какой целью он нанимает работника. В данном случае человек, обладающий определённым набором способностей, выступает как собственник ресурса труда (то есть потенциальной рабочей силы), который принимает решение на определённых материальных и нематериальных условиях трудового договора участвовать в процессе труда. Затем в процессе труда, когда происходит соединение физических и умственных способностей (рабочей силы) со средствами производства, начинается функционирование этих способностей, ресурс труда переходит в фактор производства. Производительность труда как фактора производства зависит от характеристик труда как ресурса и от средств производства.
Однако даже после того как заключен трудовой договор, а работник и работодатель вступили в трудовые отношения, способности человека по-прежнему составляют конкуренцию на рынке труда способностям других людей, не вовлечённых или вовлечённых в трудовую деятельность. А.Котляр полагает иначе: зачем пребывать на рынке труда людям, уже вошедшим в контакт с работодателями, совершившим акт купли-продажи рабочей силы, удовлетворенным своим рабочим местом и соответствующим требованиям работодателя[3]. Мы, напротив, считаем, что, включаясь в процесс труда, человек не покидает рынок труда, так как, во-первых, не все его многочисленные способности задействованы в конкретном процессе труда, и, во-вторых, способности не становятся собственностью работодателя и попадают в его распоряжение только на время выполнения трудовых действий. Поэтому в свободное время человек использует свои способности по своему усмотрению - либо участвует в другом оплачиваемом процессе труда, либо для целесообразной деятельности, направленной на обустройство собственного быта, либо для выполнения какой-либо общественно полезной деятельности.
Уровень молодежной безработицы среди городского населения в январе 2015г. составлял 13,5 %, среди сельского населения − 19,7 %. По результатам исследований ученых, молодежь, которая окончила школы в крупных, средних и малых городах через несколько лет достигает более высокого уровня образования, чем выпускники сельских школ. Причинами, по которым молодежь покидает село с целью самореализации, являются следующие: неразвитость социальной инфраструктуры, высокий уровень «сезонной» безработицы; низкий уровень доходов сельских жителей и др. Все это снижает конкурентоспособность сельской молодежи.
Рассмотрим далее особенности молодежной безработицы.
Так, по продолжительности безработица среди молодежи значительно короче, чем у лиц старших возрастов. Другая черта молодежной безработицы состоит в том, что безработица среди молодых людей выше по частоте, чем среди лиц старших возрастов. Широкое распространение имеет фрикционная («поисковая») безработица среди молодежи. Является естественным явлением и носит положительный характер для ее самоопределения. Структурная и циклическая безработица, напротив, оказывают отрицательное воздействие: в фазе спада работодатели освобождаются от менее конкурентоспособной молодежи, не имеющей профессионального опыта и трудового стажа. Поэтому уровень безработицы среди молодежи превышает аналогичный показатель среди лиц старших возрастов. В случае затяжной формы кризисных явлений данный вид безработицы приобретает хроническую форму и, как результат, молодые люди могут остаться без работы и в посткризисный период. Таким образом, нами уточнены определения безработицы и безработных; раскрыта сущность молодежной безработицы, а именно рассмотрен ее возрастной состав, выявлены причины низкой конкурентоспособности молодых людей на рынке труда; рассмотрены особенности молодежной безработицы.
Государство на рынке труда в настоящее время может присутствовать в качестве работодателя или инвестора (при финансировании программ в социально-трудовой сфере). Однако главная его функция в условиях рыночной экономики - это сочетание и регулирование интересов работников и работодателей в целях формирования оптимальной занятости и создание условий для развития социально-трудовых отношений на основе социального партнерства субъектов рынка труда. В настоящее время проблемы развития рынка труда обусловлены:
- отсутствием отлаженной системы взаимодействия субъектов рынка труда на федеральном, региональном и местном уровне, основанной на принципах социального партнерства;
- отсутствием равноправия субъектов рынка труда;
- низкой правовой грамотностью работников и недостаточно развитой системой институтов, защищающих их интересы;
- нарушением воспроизводственной функции заработной платы в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезе и, как следствие, усилением дифференциации населения по уровню доходов;
- слабой мотивацией работодателей в развитии и обеспечении сбалансированной структуры рынка труда;
- высоким уровнем скрытой безработицы, нелегальной миграции иностранной рабочей силы, сохранением неофициальных форм занятости;
- низкой информативностью рынка труда;
- высоким уровнем производственного травматизма в экономике, что во многом объясняется отсутствием регулярного контроля на федеральном и региональном уровне;
- недостаточно развитой системой социальной защиты занятого населения.
В силу несостоятельности современного рынка труда, его государственное регулирование, как одно из ключевых направлений социально-трудовой политики государства, приобретает принципиальное значение. Так как контроль развития рынка труда со стороны государства будет способствовать обеспечению определенного уровня социальной справедливости. В связи с тем, что сегодня российский рынок труда находится в процессе развития, ведущей функцией государства должно стать формирование действенного механизма регулирования интересов работников, работодателей и государства. В узком смысле механизм регулирования рынка труда - это свод нормативных актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. В широком контексте механизм регулирования охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда[4]. Механизм регулирования рынка труда формируется государством в целях реализации им своих функций на рынке труда: создание законодательных основ, посредством которых определяется поведение субъектов рынка труда, и происходит формирование его инфраструктуры. Механизм регулирования рынка труда представляет собой подсистему механизма регулирования социально-экономической сферы в целом.
Не следует смешивать функции государства на рынке труда и задачи, которые решаются в процессе взаимодействия работников, работодателей и государства, то есть в процессе функционирования механизма рынка труда. Механизм функционирования рынка труда, в свою очередь, предполагает выполнение таких функций как:
- распределение ресурса труда в территориальном отношении, по сферам экономики, видам экономической деятельности, по предприятиям и учреждениям;
- реализация взаимодействия и согласование интересов между работодателем и наемной рабочей силы в рамках существующего законодательства;
- информирование о параметрах спроса и предложения, требованиях, предъявляемых к уровню подготовки рабочей силы, количественной потребности в профессионально-квалификационном составе трудовых ресурсов;
- решение вопросов по содействию занятости населения (подготовка и реализация государственных программ, направленных на повышение занятости);
- осуществление социальной поддержки безработных;
- контроль за соблюдением норм трудового права.
Эффективность работы механизма функционирования рынка труда определяется тремя составляющими:
- уровнем развития инфраструктуры рынка труда;
- полнотой и прозрачностью законодательства в социально-трудовой сфере;
- типом социально-трудовых отношений.
Поэтому необходимо, чтобы разработанный в государстве механизм регулирования рынка труда был направлен на развитие институтов, обеспечивающих работу и осуществляющих наблюдение и контроль за рынком труда; формирование законодательства, регулирующего и стимулирующего повышение эффективности социально-трудовых отношений и формирующего правильную мотивацию к труду. Только адекватный механизм государственного регулирования и реализация конкретных мероприятий на рынке труда способны повлиять на формирование оптимальной занятости и определить направление развития экономики в целом.
Могу предложить решить проблемы устройства на работу следующим образом:
1) повышение квалификации сотрудников
2) обучение граждан только на востребованные специальности
3) подготовка кадров центром занятости нселения
4) повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
5) поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
6) организация общественных и временных работ.
Государство может помочь и повлиять на трудоустройство безработных, выделяя средства из федерального бюджета. По моему мнению, увеличить рабочие места, можно путём конкуренции различных предприятий и организаций. В том числе государство может предпринять такие меры как:
стимулирование работодателя к расширению социальных гарантий для подчинённых, налоговые льготы, кредитные льготы- это приведёт к экономическому подъему страны.
Таким образом, проведённые расчёты экономического эффекта позволяют выявить дополнительные возможности по трудоустройству определённого количества безработных граждан с выгодой, как для бюджетов различных уровней, так и для трудоустроенных граждан, а также для экономики в целом.
Представленные расчёты отражают положительный эффект от расходования бюджетных средств на поддержку организации своего дела и переобучение проблемных категорий безработных.
В целом, повышение занятости населения позволит снизить социальную напряжённость в обществе, увеличить поступления в бюджеты различных уровней за счёт роста фонда оплаты труда, повысить жизненный уровень населения.
Рынок труда, как и любой другой, должен быть в той или иной степени регулируемым. Ведь рынок труда выступает как очень сложный, даже взрывоопасный элемент рыночной системы. Взрывоопасность эта определяется свойствами рынка труда рождать самые трудные и нетерпимые для нормального существования общества социальные проблемы, которые сам по себе рынок труда не в состоянии решать, как-то: дифференциация доходов и деление населения на бедствующие слои и сверхбогачей, несправедливое распределение богатства общества, рост уровня безработицы в сочетании с резервированием рабочих мест, бедность и социальная напряженность и т.п.
В связи с этим, подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на те аспекты функционирования современного рынка труда, которым необходимо уделить со стороны государства наиболее пристальное внимание, особенно учитывая тот пикантный факт, что россияне, по последним данным социологических опросов, поставили рост безработицы на третье место в череде главных проблем, стоящих перед страной. Первые две «почетные» позиции заняли лишь угрозы обнищания и преступности. Причем, преступность граждане фактически уравняли по степени опасности с безработицей.
Это касается, прежде всего, действующего законодательства в сфере занятости населения и его дальнейшего совершенствования, а именно: в вопросах поддержки малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения, в частности, решение проблем финансово-кредитной поддержки, а также применения налоговых льгот; обеспечения регулирования трудовой деятельности иностранной рабочей силы, а также создания условий для ее легализации.
Вместе с тем, сфера малого бизнеса и предпринимательства требует более пристального внимания к себе со стороны государства, так как его поддержка в этой области крайне актуальна. Объясняется это тем, что гармоничного, цивилизованного рынка труда у нас не будет до тех пор, пока предпринимательство не вторгнется основательно в сферу материального производства и услуг и не обеспечит население всеми необходимыми жизненными средствами, наполняя рынки отечественными, высокого качества товарами по доступным для всего населения ценам. А это может произойти лишь при условии, если товары будут дешевле, а труд – дорог, то есть когда рынок труда будет дорогим рынком, как в странах с развитой рыночной экономикой. Ведь, как известно, одним из препятствий в формировании цивилизованного рынка труда у нас в стране является небывалая дешевизна труда и чрезмерная дороговизна результатов труда, а именно высокий уровень инфляции.Считается что , ни в одной из развитых стран труд самой престижной профессии и высокой квалификации не оценивается так низко, как в России. Здесь же хотелось бы добавить, что наибольшую значимость приобретает поддержка государства в области малого бизнеса и предпринимательства еще и потому, что важным препятствием на пути формирования полнокровного рынка труда специалисты считают отсутствие опыта, навыков и необходимых способностей в этой сфере. Такими способностями, как установлено специалистами, обладают лишь 3-4% населения. Трудность заключается в том, чтобы эти 3-4% выявились и образовали прослойку талантливых, добросовестных предпринимателей, способных работать на благо страны и общества и обеспечить работой остальных.
К сожалению, те элементы предпринимательства, которые сейчас формируются, практически не могут удовлетворять национальные интересы из-за явно выраженной сырьевой и финансовой ориентации на зарубежный рынок в погоне за наживой, как это делается сейчас в отношении энергоносителей и других конкурентоспособных на мировом рынке отечественных товаров. Все это обесценивает национальную валюту и содействует утечке за рубеж наиболее квалифицированной рабочей силы[5].
Так предпринимательство по своей ориентации должно быть отечественным, как в развитых рыночных странах, соблюдающим приоритетность национальных интересов в главном вопросе – в насыщении потребительского рынка товарами и услугами высокого качества и по доступным для массового потребителя ценам. Сейчас это является для государства первостепенной проблемой.
Во-вторых, требует более основательного рассмотрения аспект повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации. В данном контексте необходим более качественный подход в подготовке мероприятий по улучшению профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
В области содействия занятости населения, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых рынках труда со стороны государства становится наиболее актуальной малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, а также территорий с расположенными на них градообразующими организациями.
Как известно, наиболее остро на данном этапе развития рыночных отношений в стране стоят вопросы регулирования трудовой миграции. В этой связи, на мой взгляд, необходимо помочь мигрантам с рабочими местами в России, причем такой системы, которую ни только никто не захочет нарушать, но и все участники рынка, будь то чиновник, наемный рабочий или работодатель, были заинтересованы в том, чтобы функционировать в рамках этой системы. В решении вопросов регулирования трудовой миграции, особенно в рамках регулирования миграционного потока, непременно должно быть и соблюдение жесткого контроля со стороны государства за функционированием этой системы, прежде всего, путем совершенствования законодательства. А так же даже учитывая факт того, что иностранная рабочая сила представляет собой важный элемент функционирования рыночной системы, тем не менее, целесообразно, на мой взгляд, ужесточение миграционного законодательства на территории России, как это делают США и Европа. В этой связи целесообразно осуществление не либеральной политики со стороны государства, а законодательное закрепление и применение на практике жестких санкций вплоть до наказания в виде лишения свободы по отношению как к предпринимателям, не желающим принимать на работу официально зарегистрированных иностранных рабочих, так и в отношении подпольных организаций, незаконно выдающих фальшивые документы приезжающим мигрантам.
По моему мнению современная российская власть призвана служить интересам, прежде всего, собственного народа. В области финансирования мероприятий по содействию занятости населения необходимо усиление вмешательства государства в вопросах целевого использования выделяемых средств федерального и местного бюджетов в той связи, что, как известно, эти самые средства зачастую не доходят до тех, кто в них на законных основаниях нуждается, а оседают в карманах недобросовестных чиновников, нагло грабящих казну, а в итоге и простых граждан. В этом случае также является обязательным тщательный пересмотр и жесткая доработка некоторых статей уголовного кодекса, предполагающих наказание за подобного рода преступления.
Считается что к особо важним частям относятся , касающимся рынка труда, можно отнести, естественно, демографическую составляющую. Ведь так называемые трудовые ресурсы, выступают как ключевой элемент формирования рынка труда. Так, статистические показатели свидетельствуют о четко сложившихся неблагоприятных тенденциях постарения населения и уменьшения доли населения моложе трудоспособного возраста, а также о критически низких темпах рождаемости и высоком уровне детской смертности. Естественно, что основными причинами ухудшения рассматриваемой ситуации можно назвать ухудшение условий жизни и медицинского обслуживания большей части населения. Такая демографическая ситуация, сложившаяся в России за последнее десятилетие, конечно, не вселяет оптимизма. Тем более, общество и государство должны сконцентрировать свое внимание на проблемах демографического развития страны. Правительство должно приступить к принятию экстренных мер по стабилизации рождаемости и смертности, осуществляя целенаправленную демографическую политику, представляющую собой часть сбалансированной социально-экономической политики государства. Тем самым в своем послании президент РФ, как известно, подтвердил, наконец, что решение демографической проблемы в стране является одним из приоритетных вопросов[6].
На ближайшую перспективу считаем целесообразным:
Внести изменения в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", в которых:
- обеспечить соответствие содержащихся в Законе юридических норм нормам международного права и, в частности, нормам Международной Организации Труда (МОТ) относительно статуса безработного и его официального признания;
- предусмотреть нормы, регулирующие спрос на труд, систему мер, повышающих ответственность и заинтересованность работодателей всех форм собственности за содействие и сохранение рабочих мест, активно взаимодействующих со службой занятости
- предусмотреть нормы социальной защиты безработных, соответствующих возможностям современной экономики и стимулирующих их на активный поиск работы (так, например, длительная задержка выплата пособия по безработице теряет свое главное назначение - материальную поддержку безработных в период поиска подходящей работы|;
- обязать соответствующих должностных лиц принять исчерпывающие меры по обеспечению безусловного выполнения норм обновленного Закона о занятости.
Принять на федеральном и региональном уровнях нормативные акты, относящиеся к регулированию территориальной мобильности рабочей силы и, в частности, к его информационному обеспечению; к взаимодействию государственной службы занятости с негосударственными службами занятости и, в частности, к обмену информацией и осуществлению контроля со стороны первой.
Однако стоит учитывать, что для стабилизации ситуации, а уж тем более успешного искоренения проблемы необходимо время, поскольку демографическим процессам свойственна некая инертность; необходим также комплексный подход, охватывающий все стороны демографического развития и разрабатываемый не только демографами, но и специалистами смежных областей – экономистами, социологами, медиками и т.п.; постоянное совершенствование и расширение мер демографической политики, так как длительно существующие меры, как показывает практика, становятся привычными, теряют свое стимулирующее влияние. Но самое главное, и, надеюсь, что так оно и будет, - это не громкие профанации на тему со стороны чиновников, а четкий скоординированный механизм действий и неусыпный контроль со стороны государства.
[1] Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р»// КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
[2] Косенко О.И. Трудовая миграция : основные тенденции // Труд и соц. отношения. – 2010. - №12. – С. 3-13
[3] Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 2014. №1. С. 33.
[4] Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: Междунар. отношения, 2011. – 184 с.
[5] Кашепов А.С. Рынок труда и политика занятости/ А.С. Кашепов // Социальная политика и социальное партнерство. – 2014. – №6. – С.56-61
[6] Послание Президента Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года
|