Серьезную озабоченность вызывает уровень рецидивной преступности, который в зависимости от региона России колеблется от 25 до 40% <1>. В конце марта 2011 г. на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений отмечалось, что в 2010 г. из 1,1 млн. выявленных правонарушителей более 35,8% (397,4 тыс.) ранее уже совершали преступления. Всего указанными лицами было совершено более 34% (294,2 тыс.) от всех зарегистрированных преступлений
Обобщенные данные говорят о том, что в 85% случаев рецидив допускается в течение первых трех лет после освобождения. Это является свидетельством наличия серьезных проблем профилактики <1>. Изучение материалов судебной практики показало, что 91,2% осужденных совершили повторное преступление в течение трех лет после освобождения от отбывания. К ним отнесены и лица, совершившие новое преступление во время условно-досрочного освобождения (27,2%) и в течение условного осуждения (8%). Не следует сбрасывать со счетов и происходящее в последнее время качественное ухудшение характеристик личности осужденных к лишению свободы, 80% которых отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
В отношении значительной части не удается достичь целей наказания, и они продолжают сохранять высокую степень общественной опасности после освобождения из исправительного учреждения.
Мерой социального контроля, исторически доказавшей свою эффективность в предупреждении рецидивной преступности, является административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Названной проблеме было посвящено значительное число публикаций еще в советской юридической литературе <1>. Ранее административный надзор осуществлялся на основании Положения об административном надзоре, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 N 5364-VI. В современной России неудачная попытка восстановления административного надзора была предпринята Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», которым предусматривалась возможность установления по решению суда наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест отбывания лишения свободы, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров.
В настоящее время административный надзор предусмотрен Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Административный надзор — осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с федеральным законодательством временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством.[1]
Административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания <1>. Однако некоторые ученые справедливо отмечают, что, принимая во внимание содержание административного надзора, его цели, «имеются все основания сделать вывод о том, что между поднадзорным лицом и соответствующими государственными органами фактически складываются отношения, характерные для процесса реализации уголовной ответственности»
Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
— тяжкого или особо тяжкого преступления;
— преступления при рецидиве преступлений;
— умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении перечисленных лиц административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Под злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания понимаются:
— употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ;
— мелкое хулиганство;
— угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;
— изготовление, хранение или передача запрещенных предметов;
— уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии;
— организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них;
— мужеложство, лесбиянство;
— организация группировок осужденных, направленных на совершение правонарушений, а равно активное участие в них;
— отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Осужденный, совершивший указанные нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного п. «в», «г», «д» и «е» ч. 1 ст. 115 и п. «б» ст. 136 УИК РФ.
Признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания производится постановлением начальника исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.
Совершение в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, означает совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1, 6.2, 6.8 — 16.16 и гл. 19 и 20 КоАП РФ.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается всегда, независимо от наличия каких-либо других оснований.
Таким образом, «основанием установления административного надзора является такое посткриминальное поведение лица, которое имеет негативную социальную направленность. Оно свидетельствует о большой вероятности совершения им нового преступления и определяет необходимость установления за рамками уголовной ответственности государственного контроля за неблагополучной в криминальном отношении личностью для обеспечения общей безопасности»[2]
Как уже указывалось, 56% осужденных совершили повторное преступление в течение трех лет после отбытия (сюда не включены данные об осужденных, совершивших новое преступление во время условно-досрочного освобождения и условного осуждения), рецидив в действиях лиц в 56,8% случаях был простым. Эти данные, на наш взгляд, свидетельствуют о необходимости установления в обязательном порядке административного надзора за осужденными, в чьих действиях содержатся признаки не только опасного и особо опасного рецидива (они составляют 4% от лиц, совершающих преступления) <1>, но и простого. Реализации сделанного предложения будет способствовать следующая редакция ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»:
«2. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при любом виде рецидива преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи».
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Задачи и действенность административного надзора апробированы исторически. До 90-х гг. XX в. в нашей стране существовала четко продуманная система предупреждения совершения преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Наряду с надзором она включала меры социальной реабилитации ранее судимых лиц. В предупреждении были задействованы различные государственные органы, службы, подразделения, начиная с учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, и заканчивая социальными службами, которые решали вопросы бытового и трудового устройства освобождаемых. Проблема предупреждения рецидива преступлений со стороны лиц, отбывших наказание, рассматривалась на самом высоком государственном уровне. Немаловажная роль в этой работе отводилась трудовым коллективам, общественным формированиям, представителям общественности. В результате, по оценке различных ученых, рост рецидивной преступности в обществе был достаточно сдерживаемым правоохранительными органами, а его уровень среди лиц, состоящих под административным надзором, колебался в пределах 10%
В конце прошлого века отлаженная система предупреждения рецидивной преступности в обществе была полностью разрушена. Практически ликвидированы были все ее составляющие. Вот почему сегодня такое значение приобрел принятый Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ, которым определены основания и условия индивидуальной работы с лицами, нуждающимися в усиленном профилактическом воздействии со стороны правоохранительных органов, а также степень их ответственности за уклонение от соблюдения ограничений, устанавливаемых в судебном порядке
Для решения названной задачи в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения и обязанности. Они образуют содержание административного надзора.
Предусмотренные законом ограничения могут быть обязательными и факультативными. К первой группе относится обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел (ОВД) по месту жительства или пребывания для регистрации. Значение данного вида административного ограничения связано прежде всего с тем, что оно в наибольшей степени способствует осуществлению контроля за поднадзорным лицом. В отличие от других видов ограничений, которые лишь обязывают поднадзорное лицо воздерживаться от определенных действий, запрещая посещать определенные места и др., явка в органы внутренних дел прямо обязывает лицо совершать определенные действия, а именно посещать ОВД для регистрации. Последнее, в свою очередь, оказывает дисциплинирующее воздействие на осужденного, напоминает ему о необходимости соблюдения предусмотренных законодательством обязанностей и ограничений, недопущении совершения преступлений и иных правонарушений.
К факультативным ограничениям относятся:
1) запрещение пребывания в определенных местах. Перечень таких мест может быть достаточно разнообразным, определение их судом зависит от конкретного дела, личности лица, его поведения, иных возможных обстоятельств. В материалах об административном надзоре встречаются указания на запреты посещений питейных заведений и заведений, торгующих спиртными напитками на розлив; пребывания в увеселительных заведениях, ночных клубах, барах, ресторанах.
Применительно, например, к лицам, отбывшим наказание за преступления против несовершеннолетнего, а тем более против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего, вполне разумно применение запретов на пребывание в других местах. Так, решением Шатковского районного суда Нижегородской области в отношении А. запрещено пребывание в образовательных учреждениях (кроме учреждений, в которых обучаются его дети).
Следует отметить, что установление подобных запретов должно соответствовать цели самого административного надзора. По мнению криминалистов, нет смысла применять такой запрет (ограничение) в отношении, например, лица, совершившего умышленное преступление против несовершеннолетнего, но обстоятельства совершенного преступления, образ жизни лица, отсутствие каких-либо криминальных интересов к посещению мест массового нахождения детей не могут указывать на необходимость такого запрета
При необходимости административные ограничения могут быть дополнены судом на основании заявления ОВД, с учетом сведений об образе жизни поднадзорного лица, его поведении;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях. Так, решением Приволжского районного суда Астраханской области от 14.11.2011 А. запрещено посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; решением Чухломского районного суда Костромской области от 17.11.2011 Л. — посещение мест проведения массовых культурно-развлекательных мероприятий и участие в них
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. К иному нежилому помещению, думается, можно отнести, например, домик на дачном участке, где зарегистрировано поднадзорное лицо либо где оно вынуждено проживать временно, в связи с отсутствием иного помещения для проживания.
Местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Место (помещение) пребывания и жительства должно быть конкретно определено при установлении административного надзора, так как прежде всего именно по ним осуществляется административный надзор. Отсутствие данных о месте жительства или пребывания не является основанием для неприменения административных ограничений. При установлении рассматриваемого административного ограничения также должно быть конкретно установлено время (определенное время суток), в течение которого поднадзорному лицу запрещено пребывать вне помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания. Так, решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 01.11.2011 Б. запрещено находиться вне места жительства или места пребывания с 22:00 часов до 6:00 часов
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории. Пределы территории определяются судом. Законодатель не конкретизировал понятие территории и ее пределы. Имеющаяся судебная практика по делам об административном надзоре позволяет сделать вывод, что суды понимают под ней территорию муниципального образования.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Указанные в законе административные ограничения можно разделить на две группы: «а) ограничения, ограничивающие (или устраняющие) условия для совершения нового преступления, а также правонарушения, и б) ограничения, обеспечивающие контроль над поднадзорным лицом» <1>. Обе группы ограничений призваны решать задачу предупреждения совершения новых преступлений и правонарушений.
Применение тех или иных ограничений должно осуществляться с учетом особенностей совершенного лицом деяния (деяний), данных о его личности. Следует иметь в виду, что административные ограничения — это не наказания (несмотря на сходство с ним), а поэтому должны применяться только при необходимости и в определенных мерах непосредственно для решения задач надзора. Административные ограничения, которые установлены поднадзорному лицу без учета конкретных обстоятельств дела и данных о его личности, а по принципу «для перестраховки» или «на всякий случай», могут расцениваться как нарушение конституционных прав и свобод поднадзорного. Исключение представляет обязательное для установления лицу административное ограничение, предусмотренное ч. 5 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Как уже отмечалось, прослеживается определенное сходство между административным надзором и наказанием в виде ограничения свободы. Лицо, отбывшее дополнительное наказание (либо вследствие замены в порядке ст. 80 УК РФ) в виде ограничения свободы, может быть подвергнуто административному надзору, являющемуся по содержанию тем же ограничением свободы, но не уголовным наказанием уже в силу даже того, что административный надзор устанавливается в порядке гражданского судопроизводства. Однако, не являясь уголовным наказанием de jure, административный надзор имеет определенную связь с наказанием в виде ограничения свободы de facto. Как следствие, возникает вопрос о возможном нарушении принципа non bis in idem, запрещающего повторное преследование и наказание за одно и то же деяние, известного еще с античных времен[3].
В целях совершенствования уголовного законодательства предлагается внести следующие изменения в уголовный закон:
— ч. 1 ст. 18 УК РФ дополнить предложением следующего содержания:
«Судимости к наказаниям, не связанным с лишением свободы, учитываются при признании рецидива, предусмотренного частью 1 настоящей статьи»;
— исключить п. «а» и «б» ч. 4 ст. 18 УК РФ;
— в п. «в» ч. 4 ст. 18 УК РФ уточнить, что при признании рецидива не учитываются судимости, снятые или погашенные в порядке, установленном уголовным законом;
— ч. 5 ст. 18 УК РФ сформулировать следующим образом:
«5. Рецидив преступлений влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных статьей 68 настоящего Кодекса, а также иные последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации»;
— п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ изложить в следующей редакции:
«Судимость, не снятая или не погашенная за ранее совершенное преступление»;
— ч. 2 ст. 64 УК РФ закрепить в следующей редакции:
«2. Исключительной может быть признана только совокупность смягчающих обстоятельств»;
— дополнить ч. 3 ст. 58 УК РФ предложением следующего содержания:
«Лица, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте, но достигшие восемнадцати лет к моменту вынесения приговора, помещаются в исправительные колонии общего режима».
Восстановить общий и усиленный режим в воспитательной колонии для несовершеннолетних;
— ч. 1 ст. 68 УК РФ изложить в следующей редакции:
«1. При назначении наказания при простом рецидиве, опасном рецидиве…»;
— внести изменения в ч. 3 ст. 68 УК РФ и дополнить эту статью ч. 4:
«3. При любом виде рецидива преступлений, если судом установлены смягчающие обстоятельства, предусмотренные статьей 61 настоящего Кодекса, срок наказания может быть назначен менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса.
4. При простом рецидиве преступлений, если судом установлены исключительные обстоятельства, предусмотренные статьей 64 настоящего Кодекса, может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, а при наличии опасного или особо опасного рецидива — без учета правил, закрепленных в части 2 статьи 68 настоящего Кодекса»;
— п. «в» ч. 1 ст. 73 УК РФ изложить в следующей редакции:
«в) при любом виде рецидива»;
— ч. 6 ст. 86 УК РФ сформулировать в следующей редакции:
«Погашение или снятие судимости аннулирует уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью».
Внести следующие изменения в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2007 N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»:
— дополнить п. 11 соответствующей рекомендацией:
«Снятые или погашенные судимости учитываются судом в качестве характеристики личности виновного при назначении наказания или выборе иных мер уголовно-правового воздействия»;
— п. 12 Постановления дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Общественная опасность совершенного преступления определяется его категорией, обстоятельствами, смягчающими и отягчающими наказание, а также характеристикой личности лица, совершившего преступление»;
— второе предложение абзаца 2 п. 12 Постановления изложить в следующей редакции:
«Одни и те же смягчающие обстоятельства не могут учитываться при назначении наказания по правилам статей 62, 65, 66 УК РФ и повторно при применении статьи 64 УК»;
— п. 16 сформулировать следующим образом:
«Если одна третья часть составляет менее минимального размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за конкретное преступление, то наказание должно быть назначено не ниже минимального размера этого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ».
Предлагается устанавливать административный надзор за лицами, освобожденными после отбытия лишения свободы при любом виде рецидива, в связи с этим рекомендуется изложить ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в следующей редакции:
«2. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при любом виде рецидива преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи».
Думается, что предлагаемые изменения позволят более эффективно воздействовать на рецидивную преступность.
Таким образом, говоря о рецидиве, необходимо учитывать тот факт, что законодатель должен больше внимания уделять проблеме контроля за надзорной деятельностью, как малолетних, так и совершеннолетних.
Но так же важно учитывать, что не все зависит от законодателя. Так, если проводить профилактические работы и предупреждать преступность среди малолетних, можно прийти к снижению процента преступности, а уже через снижение процента преступников пресекать возможные рецидивы.
[1] Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (постатейный) / Под ред. С.А. Денисова. М., 2012 // СПС «КонсультантПлюс».
[2] Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И. и др. Уголовно-правовое воздействие / Под ред. А.И. Рарога. М., 2012
[3] Уголовно-правовые последствия рецидива преступлений// http://narodirossii.ru/?p=5646
|