Статья 2 Конституции РФ устанавливает положение, согласно которому «человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Данное положение Конституции РФ нашло свое отражение и в Основах законодательства РФ о нотариате. Статья 1 Основ гласит «Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных
действий от имени Российской Федерации»1.
Современные тенденции развития правовой системы позволяют сделать вывод, что целям охраны субъективных прав граждан и юридических лиц в наибольшей мере отвечает нотариат.
Государство делегирует отдельные полномочия властного характера по осуществлению одной из важнейших функций – защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
1Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 11 марта 1993 г. - N 10. - Ст. 357. - С.6.
Попытаемся проследить, как же развивался нотариат в различные исторические периоды в качестве органа, обеспечивающего права и свободы человека и гражданина.
Нотариат представляет собой древнейший правовой институт человечества.
Нотариат существует не один десяток веков, нотариус – исторически вторая юридическая профессия после судьи. Первые документальные сведения об этом правовом институте свидетельствуют, что еще в III в. до н.э., в эпоху легендарных поэтов-трагиков - Гомера, Сосифея, Ликофрона, Александра Этолийского, Филиска, Сосифана и Диониссиада, в столице Египта Александрии существовала «общегосударственная нотариальная служба»1. Многие историки юриспруденции также обращаются к
памятникам Древнего Вавилона2. Однако большинство ученых считает, что в
современном понимании нотариат возник в Древнем Риме.
В эпоху республики существовало два разряда лиц, занимавшихся облечением правового материала в документальную форму. Различие их состояло в том, что одни из них, именуемые в источниках scribae, состояли на государственной службе, другие же - exceptoresetnotarii - на службе у частных лиц. Ha должность scribae, служилых писцов, могли поступать лишь римские граждане и притом не лишенные гражданской чести3. Следует отметить, что общественное положение служилых писцов было достаточно высоко и из среды более способных писцов магистраты преимущественно избирали себе помощников4.
1Пиджаков А. Ю. Из истории нотариата в России / Пиджаков А. Ю., Ермилкин В. Н. // Нотариус. - 2010. - N 1. - С. 26-27.
2Ремановский Г.П., Ремановская О.В. Организация нотариата в России. - М., - 2001. - С. 28.
3Ляпидевский Н. История нотариата. Т. 1. М., Унив. тип. (Катков и Ко). - 1875. - С. 321. 4Ливисевич В.Е. Некоторые вопросы истории нотариата / Под ред. Аргунова В.Н. - М., - 1995. - С.10.
Другой разряд лиц, занимавшихся письменным изложением правового материала, составляют писцы, находившиеся на службе у частных лиц. Писцы из рабов представляли собой самый многочисленный класс частных писцов. В источниках они именуются как notarii1. Эти писцы использовали особого рода стенографические знаки notae при письме под диктовку, отсюда и берет происхождение слово notarius.
Определенные изменения произошли в эпоху Римской Империи. Сделавшись принадлежностью императорских секретарей, название notarius не перестает прилагаться и теперь, как во время Республики, к писцам несвободного состояния. Например, писцы епископов, обязанные записывать их беседы с народом и поучения, постоянно именуются notarii.
Следует отметить, что наряду с двумя разрядами писцов, был еще и третий разряд лиц, также занимавшихся облечением юридической материи в документальную форму, которые не состояли ни на какой службе, государственной или частной, хотя в своей деятельности находились под контролем государства,- это табеллионы. Табеллионами являлся разряд лиц, которые, не будучи на государственной службе, занимались в виде свободного промысла составлением юридических актов и судебных бумаг, под контролем государства, для всякого нуждающегося в них, за
установленное законом вознаграждение2. Именно в этом учреждении лежит
зародыш того громадного института, который, получив в Италии широкую организацию со стороны законодательства и новое имя «нотариат», вместе с римским правом был принят новыми европейскими народами. К табеллионам существовали определенные требования. Им могло сделаться свободное лицо, обладающее знанием права, в чем было заинтересовано
1Фемелиди А.М. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апр. 1866 г. Часть I. «История нотариата». Гл. 1. Нотариат в Риме. – СПб. - 1902. - С.75.
2Глущенко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. - М. - 1996. - С.11.
государство. У табеллионов были свои конторы, в которых они осуществляли свои обязанности, и только в крайнем случае закон дозволяет им совершать документы на дому. В каждом городе существовала корпорация табеллионов1. Необходимо заметить, что табеллионы в своей деятельности находились под контролем и воздействием государственной власти.
Интересный момент в изучении деятельности табеллионов представляет употребление ими печати, так как римляне никогда не пользовались печатью как средством удостоверения подписей, но употребляли ее единственно для предохранения документа от подлога. Употребление печати для удостоверения подписей или в замен их, появляется в средние века. Достаточно интересно описывался в источниках процесс приложения печати: документ свертывался в трубку или складывался в квадратную форму, обертывался в холст (linteum, sabanum), прошнуровывался ниткой, концы которой в том месте, где они сходились с оберткой, скреплялись посредством куска воска, и на нем то клалась печать (annulus, signaculum). Если печати прилагались свидетелями, как например на тестаментах, то они же и делали об этом примечание на акте. Первоначально способ прошнуровки и приложения печати был предоставлен на произвол. При Нероне сенат постановил, чтобы tabulae в средине полей были просверлены и сшиты тройной ниткой, пропущенной в отверстие, которая
должна быть припечатана на обороте2.
Для более полного представления о развитии нотариата в качестве органа защищающего права и свободы человека и гражданина необходимо остановиться также на развитии церковного нотариата. Со времени признания христианства господствующей религией империи церковный
1Ляпидевский Н. История нотариата. - М. - 1875. – С.203.
2Маслова Е.В. К истории печати // Нотариальный вестник. - 2004. - №1. – С.21.
нотариат заимствует от государства и элементы его бюрократического устройства. В церковной иерархии положение нотариусов было очень высоко. Были случаи, когда из их среды избирались даже папы. Нотариусами могли быть только лица образованные, отличавшиеся особыми нравственными качествами и знакомые со стенографическим искусством1. Первоначально на обязанности нотариусов лежало не только совершение документов, но и их хранение. Однако с 13 века они выступают только в качестве нотариусов. В папской канцелярии устанавливался особый, ей принадлежащий способ письма. Церковь, создав институт нотариата, оказывала услуги населению и назначала нотариусов для решения вопросов простых мирян. Таким образом, светский нотариат как бы получает
легитимность от верховной церковной власти. Пример церковного нотариата еще раз показывает роль нотариата в качестве органа по защите прав и свобод человека. В деятельность нотариусов также входило составление актов по делам церкви, стенографическая фиксация всех прений во время соборных заседаний. Церковные нотариусы обязаны были составлять акты отпущения рабов на волю. Кроме того, они писали контракты, заключаемые епископами от имени церкви, а также представителями разных церковных учреждений и монастырей. Для придания им легитимности и законной силы церковные нотариусы должны были представлять их в судебные учреждения и участвовать при внесении контрактов и протоколов. Акты писались в той форме, которая употреблялась и в светских судах, т.е. с полным изложением всего происходившего на соборе. Церковь расширила практическое значение созданного ею нотариата и постоянно выводила его в область светской жизни, направляя нотариусов для решения светских проблем.
1Становление нотариальной системы в древнем мире и средневековье // КЛИО: Журнал для ученых. - 2000. - № 1 (10). - С. 80 – 82.
Нотариальный институт, отработанный в Риме до мельчайших деталей, стал прототипом общеевропейского нотариата и вслед за римским правом воспринимается, прежде всего, в Германии и Франции, а в последующем будет заимствован и Россией.
Прототип общеевропейского нотариата сложился в Италии после падения Западной Римской Империи, отсюда в 14 веке нотариальный институт, организованный сначала законодательством Карла Великого и его преемников, а потом и городскими статутами, воспринят был Западной Европой вслед за римским правом и введен был в ее практическую правовую жизнь1.
В Германии и Франции нотариат развивался всегда под влиянием
римских правовых традиций. Нотариусы были обязаны присутствовать на площади, где совершались сделки, подписывались акты и документы. По юридическим понятиям германского народа все важнейшие правовые сделки должны были совершаться перед народным собранием, и, следовательно, все значение документов о них основывалось исключительно на авторитете последних.
Начиная с 16 столетия, система нотариата в Европе была уже достаточно развита. Состояние нотариата во Франции в целом было почти такое же, как в Германии. Здесь правовое закрепление роли печати при совершении актов придавало нотариусам статус государственных писцов общественных учреждений и канцелярий. Служилые нотариусы делились на три разряда: епископские, занимавшиеся своим ремеслом в духовных куриях, сеньориальные, выполнявшие свои функции в куриях другого рода, и городские. Труд духовных нотариусов стоил очень дорого, они требовали
1Нотариат в странах Западной Европы. Ставрополь: Изд-во СГУ. - 1999. - С. 24. (1,4 пл.).
значительной платы не только за составление акта, но и за письменный материал1.
Рассматривая сферу деятельности нотариусов того времени, мы придем к выводу, что нотариусы участвовали в сфере судебной, административной и в сфере правовых отношений между частными людьми. В каждом суде были особенного рода книги для вписывания имен занимающихся в нем нотариусов. Нотариус не мог иначе оставить суд, как вписав в книгу все акты, документы, имена свидетелей, приговоры судей и т. д. Для записывания всех актов, представленных в суд, и всего, что совершалось в нем в известный день, каждому нотариусу выдавалась особая книга, которая по окончании экземпляра, а равно и по истечении срока командировки, передавалась в общественный архив.
Практиковалось командирование нотариусов для участия в деятельности администрации в распоряжение городских официалов на время исполнения обязанности последними. Деятельность нотариусов в сфере правовых отношений между частными лицами заключалась:
в составлении завещаний, договоров и актов третейского суда;
в выдаче копий с нотариальных документов.
В ХIХ – ХХ веках окончательно обозначились различия национальных форм нотариата. Совершенствование институтов судебной власти и развитие основ нотариата с необходимостью осуществлялось по мере развития общества и государства, возрастания роли личности в правовом пространстве того или иного государства.
Российский нотариат создавался не только на принципах, выработанных в европейских странах, но во многом его регулирование основывалось на накопленном в России длительном опыте осуществления
1Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. - М. - 1996. - С. 262.
регистрационных действий1. Российский нотариат и его законодательство имели специфические особенности, обусловленные ходом развития отечественного государства и права2. Первые упоминания о письменных Законах на Руси относится ко второй половине IX века. Однако следует заметить, что документальные записи имеют более ранние упоминания. Так, Договор князя Олега (912 год) и Договор князя Игоря (945 год) с греками содержит вполне определенные сведения о письменном совершении юридических сделок. «Если русский ударит грека или грек русского мечом, копьем или иным орудием, то виновный заплатит серебром по закону Русскому»3. В Х веке, при Святом Владимире появляются упоминания о ворах и денежном откупе за убийство. Эти первые правовые Законы Руси стали предвестниками будущего Российского нотариата4. На Руси в течение долгого времени нотариат заменялся институтом свидетелей, которые фиксировали факт заключения сделки или завещания имущества. Переход от института свидетелей при совершении правового акта к его юридическому закреплению происходит в Псковской и Новгородской феодальных республиках5.
В этой связи нельзя согласиться с мнением некоторых ученых, в
частности Н. Куклиной, Г. Б. Романовского, О. В. Романовской, которые ведут историю нотариата России с 1866 года6.
1 Комаров Н.И., Пашенцев Д.А., Пашенцева С.В. Очерки истории права Российской империи (вторая половина XIX - начало XX в.). - М. - 2006. - С. 199.
2 Ефремов В.А. К вопросу о становлении института наследственных правоотношений в памятниках русского права (историко-правовой анализ). Дореволюционный период // История государства и права. - 2011. - N 15. - С. 19 - 22.
3Томсинов В.А. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век - 1917 год). - М. - 2000. - С. 4 - 6.
4 Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997. С. 16.
5 Пиджаков А.Ю., Ермилкин В.Н. Из истории нотариата в России // Нотариус. - 2010. - N 1. - С. 26 - 27.
6Куклина Н. История российского нотариата// Российская юстиция. - 1977. - №12. - С. 31; Романовский Г.Б., Романовская О. В. Организация нотариата в России. - М. - 2001. - С. 28.
С Судебников 1497 и 1550 гг. начинается история российского нотариата в собственном смысле этого слова. Судебником 1497 года устанавливается письменное совершение юридических сделок в Московском государстве, что стало важным событием в истории нотариата как правового института. Другие авторы называют XVI в. началом первого этапа развития нотариата в России, считая его организационной основой сословия площадных подьячих. Это была своего рода корпорация профессиональных писцов, «кормящихся пером», специализировавшихся в составлении документов и оформлении за плату гражданских сделок в интересах,
обращавшихся к ним лиц1. В частности, Н.Н.Тоцкий, М.А.Кутепова,
В.Н.Тоцкий в своей статье утверждают, что «история нотариата в России берет свое начало в середине XVI в., когда появились первые указания о занимавшихся сочинением актов площадных подьячих2.
Царь Иван IV Васильевич, продолжает правовую реформу и в Судебнике уже предписывалось непременно производить укрепление свободных людей в холопы и освобождение холопов не иначе как путем составления особых грамот. Это предписание Ивана IV превращается в общее обязательное правило. Уже в то время все договоры о переукрупнении недвижимых имений совершались «на письме»3.
В период правления Романовых было продолжено строительство
российского Нотариального института, которое завершилось изданием
«Нотариального Положения», утвержденного Императором Александром II 14 апреля 1866 года. Активное участие органов правительственной власти в совершении частноправовых актов и подготовке документов, имевшее место
1Ефремов В.А. К вопросу об исторических этапах становления и развития института нотариата в России (историко-правовой аспект). Дореволюционный период // Нотариус. - 2010. - N 4. - С. 36 - 39.
2 Тоцкий Н.Н., Кутепова М.А., Тоцкий В.Н. Московские нотариусы до 1917 г. // Нотариус.
- 2011. - N 5. - С. 18 - 21.
3Беляев В.Д. История русского законодательства. - СПб. - 1998. - С. 136 - 137.
во время правления первого Романова Михаила Федоровича оказало определенное влияние на постепенно развивающийся институт российского нотариата. Этот факт подтверждает и Указ Михаила Федоровича 1635 года, согласно которому «все Договоры займа, поклажи и ссуды должны были совершаться непременно письменно под страхом их полной недействительности».
Существовала на Руси и аналогичная табеллионам категория площадных подьячих, которые занимались аналогичным промыслом, заложив тем самым основы профессии нотариуса. Подьячие, «кормясь пером», объединялись в свободные артели, цель которых состояла в поддержке людей этой профессии, оказании взаимной помощи и защите от возможных нападок.
Одним из важных событий правления Алексея Михайловича было составление Кодекса законов Российского государства - Соборного Уложения, принятого Земским собором. Именно Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года создало целую эпоху в развитии российского нотариального института. Данным Уложением были упорядочены и систематизированы действующие до его появления отдельные указы, что послужило основой создания твёрдого порядка укрепления прав на имущество, принятого в Своде законов в 1832 года.
Все крепости (сделки), в зависимости от ценности излагаемой в них, разделялись Уложением на два разряда. К первому разряду относились большие сделки на сумму, превышающую 10 руб.; ко второму – дела малые, на меньшую сумму. Согласно Уложению 1649 года большие крепости дозволялось писать только в Москве и в городах и не иначе как через площадных подьячих и при участии особых свидетелей – «послухов»1.
1Шаповалова Л. А. Становление и развитие института нотариата в России (историко- правовой анализ)//Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Ставрополь. -2000. - С. 14.
Следует заметить, что Уложение, хотя и вскользь, упоминает и духовные завещания.
Серьезное влияние на дальнейшее развитие нотариата в России оказало установление строгого надзора за площадными подьячими и зависимость их от органов правительственной власти. Указом Петра Великого от 9 декабря 1699 года устанавливалось, что все сделки совершались не у площадных подьячих на Ивановской площади в Москве, а в соответствующих приказах, куда также присылались все крепости, совершаемые в городах. 1 января 1700 года совершение всех крепостей между лицами городского сословия в Москве передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей – Московской большой таможне. При совершении правовых актов подьячими на Ивановской площади часто имели место злоупотребления и нарушения. Именно на их устранение была направлена полная централизация нотариального дела Петра Великого. Однако такой порядок просуществовал недолго и 30 января 1701 года сделки снова приписывается совершать в
«палатке Ивановской площади». Надзор за деятельностью площадных подьячих был передан Оружейной палате.
После учреждения юстиц-коллегии в губерниях были образованны самостоятельные особые конторы крепостных дел, состоявшие из писцов и надсмотрщиков. Надзор за деятельностью главных контор поручен особому секретарю или комиссару, который назначался юстиц-коллегией1.
При Екатерине II совершение крепостных актов было передано Палате
гражданского суда. Екатериной II была сделана попытка сокращения излишних формальностей при совершении правовых актов, с предоставлением возможности частным маклерам совершать акты о переходе недвижимых имуществ. Для торговых сделок и разного рода
1Пономареф А.Ф. Из истории Российского нотариата // Сборник «Нотариат в России» - М.
- 2001. - С. 21.
посредничеств с 1781 года утверждаются маклеры и нотариусы. Период правления Екатерины II характеризуется также возникновением правительственных учреждений нотариального характера для наблюдения за правильным и законным совершением различных частноправовых актов и составлением документов, освобожденных от крепостного порядка их совершения.
В эпоху великих реформ 60-х годов ХIX столетия, охвативших все отрасли общественной и государственной жизни России, было преобразовано и нотариальное дело. Начался новый этап в истории развития нотариата1. До середины XIX в. нотариальные действия в Российской империи совершались самыми разнообразными учреждениями: крепостными отделениями судов, городовыми и частными маклерами, полицейскими управлениями, губернаторами и др., что порождало бессистемность, бесконтрольность и злоупотребления при совершении частноправовых актов и тормозило нормальное развитие гражданских правоотношений2.
Вместе с новыми Судебными Уставами императора Александра II было
выработано и Положение о нотариальной чести, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 года, австрийское 1845 года и баварское 1861 года. Результатом этой законодательной деятельности стали 2 проекта 1863 и 1866 годов. Первый из них наиболее приближенный к жизни, не прошел через Государственный совет. Второй проект Положения был утверждён 14 апреля 1866 года. С принятием нотариального Положения все прежние нотариусы и маклеры, кроме биржевых, прекратили свою деятельность. Был создан самостоятельный нотариальный институт с обширным и независимым
1Борисов Л. Золотые страницы российского нотариата// Нотариальный вестник. - 1999. -
№ 5. - С. 6.
Тараканова Н.Г., Родина С.В. Нотариат в системе правовых учреждений дореволюционной России: провинциальный акцент // Нотариус. - 2010. - N 4. - С. 31 - 35.
кругом действий. В законодательство был внесен новый порядок совершения и укрепления актов, и это обстоятельство может считаться началом новой эпохи в истории развития нотариата в России. Создавая новый нотариальный институт, законодатель рассчитывал посредством этого учреждения достичь нескольких целей: упорядочить совершение всякого рода актов и засвидетельствований, т.е. «нотариальную часть» в узком смысле, возложив ее на младших нотариусов, устроить на прочных основаниях регистрацию всех актов на недвижимые имения и сосредоточить их в нотариальных архивах1.
В целях облегчения контроля над нотариусами и привлечения к
нотариальному делу «честных деятелей» законодатель ограничил число нотариусов в городах и уездах. Был введен ряд требований к лицу, претендующему на звание нотариуса. Нотариусами могли стать лица, которые состоят в русском подданстве, достигшие совершеннолетия, ранее не судимые, не находящиеся на государственной и общественной службе. Не могли быть нотариусами иностранцы и с 1887 года – евреи.
Следует отметить, что в периодической печати второй половины XIX – начала XX вв. достаточно систематически обсуждались вопросы применения Положения 1866 года, освещалась история нотариата, затрагивались вопросы этики нотариата и т.д.
К началу ХХ века необходимость коренного изменения положения о нотариате стала совершенно очевидной. С точки зрения современного развития нотариата представляет интерес анализ предложений о совершенствовании нотариальной части, которые были разработаны в России в конце XIX - начале ХХ столетия. Речь идет о новой редакции Положения о нотариальной части, которое было опубликовано в Санкт-Петербурге в 1904
1Куклина Н. История российского нотариата // Российская юстиция. - 1997. - № 12. - С. 31.
г. Согласно этому документу, заведывание нотариальной частью под надзором судебных мест должно было поручаться нотариусам и состоящим при нотариальных архивах старшим нотариусам и их помощникам. Министру юстиции предполагал ось предоставить право издания инструкций по предметам внутреннего распорядка и делопроизводства в нотариальных архивах и конторах.
Нотариусами, согласно проекту новой редакции Положения, могли быть лица, удовлетворяющие условиям, предусмотренным в ст. 250 и 251 Учреждения судебных постановлений, имеющие не менее 25 лет от роду и не занимающие никакой другой должности, сопряженной с содержанием, ни в государственной, ни в общественной службе. Министру юстиции по представлению в каждом отдельном случае окружного суда предполагалось предоставить право разрешать нотариусам занятие, сопряженное с содержанием должности по учебной части, если такое совмещение должностей не соединено с ущербом для исполнения непосредственных обязанностей нотариуса.
Лица, не удовлетворявшие требованиям, предъявляемым к должности нотариуса и желающие занять эту должность, должны были подвергнуться испытаниям по программе, установленной министром юстиции, в умении правильно излагать акты и в усвоении форм нотариального делопроизводства и необходимых для исполнения этой должности актов.
Согласно проекту новой редакции Положения о нотариальной части, лицо, желающее занять должность нотариуса, вправе заявить окружному суду ходатайство об испытании его в знании иностранных языков или местных наречий. Выдержавшему испытание по одному или нескольким языкам или наречиям предполагал ось выдавать свидетельство на право совершать в случаях, указанных законом, акты на иностранных языках, свидетельствовать такие акты и переводить акты и документы с означенных
языков, а также с местных наречий на русский язык и обратно. Лицо, выдержавшее испытание в одном судебном округе, при занятии должности нотариуса в другом судебном округе новому испытанию не подвергалось. Нотариусам предоставлялось право иметь под их руководством и ответственностью помощников, если они окончили курс наук не ниже средних учебных заведений и занимались в конторе нотариуса: получившие высшее юридическое образование - не менее шести месяцев, а прочие лица - не менее одного года. Число помощников, могущих состоять при каждом нотариусе, определялось окружным судом. Нотариус обязан был сообщать председателю окружного суда о принятии на работу помощника, времени его вступления в должность и увольнения от этой должности. При недостатке лиц, желающих и имеющих право поступить в нотариусы, обязанности нотариуса могли быть возложены на местных участковых судей. Нотариусам предоставлялось право иметь при конторах нотариальных рассыльных для исполнения указанных в законе действий, предполагалось, что они должны будут действовать под имущественную ответственность самих нотариусов. Об избранных для исполнения этих обязанностей лицах нотариусы должны сообщать председателю суда. В отношении личной ответственности эти лица приравнивались к судебным рассыльным.
Дефицит бюджета в предреволюционный период в России не позволил провести намечавшиеся реформы.
Нотариат в актах новой власти впервые упомянут 23 марта 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил «ныне действующее Положение о нотариальной части» и ввел новое Положение о муниципализации нотариальных контор. Было установлено, что надписи о понудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам
делаются нотариусами, взимающими пошлину и прочие сборы в установленном размере.
В период Гражданской войны гражданский оборот в стране был крайне незначительным, и это определило место нотариата в системе государственных органов. Возникла тенденция к ликвидации нотариата. Обязательные отношения сводились к алиментным, семейно-имущественным делам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода1.
После окончания гражданской войны был принят ряд нормативно -
правовых актов, направленных на укрепление и развитие общественных отношений мирного периода. Был разработан проект Положения о нотариате, который 22 января 1922 г. обсуждался на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции. Положение о государственном нотариате РСФСР было принято СНК РСФСР 4 октября 1922 г. Нотариат был включен в состав органов юстиции. К ведению нотариата были отнесены: совершение актов, для которых законом установлен нотариальный порядок, засвидетельствование договоров, заключаемых государственными, кооперативными, общественными учреждениями, предприятиями, организациями, как между собой, так и с частными лицами; совершение протеста векселей; засвидетельствование доверенностей и копий со всякого рода документов и выписок из торговых книг, а также подлинности подписей и т.д.
В 1923 г. было введено новое Положение о государственном нотариате. Оно значительно расширило компетенцию нотариальных контор и
1Пономарев А.Ф. Из истории Российского нотариата // Сборник «Нотариат в России» - М.
- 2001. - С. 21.
полностью согласовало их с нормами ГК РСФСР1. В 1926 г. было принято Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата»2.
В 30-е ХХ в. сфера деятельности нотариата из-за отмены ряда нотариальных удостоверений и из-за общего сокращения гражданского оборота уменьшилась. Большинство нотариальных контор было закрыто. К 1 января 1937 г. в СССР осталось всего лишь 122 конторы, в том числе в РСФСР - 74 (в 1924 г. было 414, в 1935 г. - 59). Нотариальные положения фактически не применялись3. Нотариат был одной из самых запущенных отраслей юстиции. Задача восстановления системы нотариата возлагалась на отделы нотариата НКЮ СССР и союзных республик. С 1936 г. стали предприниматься реальные действия по восстановлению нотариата. Восстановление системы нотариата проходило при безразличии руководящих органов. Политика в отношении нотариата не была разработана и управление носило в целом хаотический характер. Статус нотариусов не
был определен. Отмечалось низкое качество работы нотариусов, что объяснялось отсутствием квалификации. Тем не менее, восстановление нотариальных органов было произведено. Были разработаны первые общесоюзные акты по нотариату4. В тот период основное управление нотариатом осуществляли республиканские наркоматы юстиции.
Война также отразилась на развитии советского нотариата. Наркомат юстиции РСФСР 12 февраля 1941 г. издал приказ о сокращении количества нотариальных контор. С этого момента началась их ликвидация. Несмотря на
1 Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - М.: «РГ Пресс». - 2010. – С. 145. 2Постановление ЦИК СССР, СНК России от 14.05.1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата» // СЗ СССР. - 1926. - № 35. - Ст.252.
3Климов С. Нотариат в СССР // Советская юстиция. - N 23-24. - С. 43.
4Кадинцев А.Я. Разрушение и восстановление системы советского нотариата в середине 30-х годов XX века // Нотариус. - 2006. - № 3. - С. 43-46.
то, что работу нотариата в годы войны ученые признают удовлетворительной, имелись и недостатки, о которых говорилось в актах ревизий нотариальных контор1. Главным недостатком являлся низкий уровень юридической подготовленности нотариальных кадров, более того, многие нотариусы в союзных республиках его просто не имели. В годы Великой Отечественной войны произошли некоторые изменения в советском законодательстве, связанные с совершением нотариальных действий в отношении, прежде всего, военнослужащих. Постановлением СНК СССР от
15 апреля 1942 г. был установлен порядок удостоверения командирами войсковых частей и начальниками госпиталей доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время2. 15 сентября 1942 г. Пленум Верховного Суда СССР дал руководящее указание о приостановлении течения сроков для принятия наследства. Связано это было с тем, что в условиях военного времени лица, призванные в ряды армии, а также лица, проживающие на территории, временно занятой неприятелем или эвакуированные, были фактически лишены возможности заявить о принятии ими наследства в шестимесячный срок, установленный ГК РСФСР.
15 августа 1943 г. НКЮ СССР издал директивное письмо о порядке засвидетельствования подписей свидетелей на заявлениях, удостоверяющих факт призыва определённого лица в РККА, а также подтверждающих сведения о прежней работе военнослужащего и о размере его заработка3.
Постепенно расширялся объем работы нотариальных контор. Если в
довоенное время шёл процесс их сокращения, особенно в связи с убыточностью, то в 1942–1945 гг. наблюдаются процесс роста и открытие новых нотариальных контор. Нехватка кадров, материальных средств
1Смыкалин А.С. Нотариат СССР в годы Великой Отечественной войны // Нотариальный вестник. - 2008. - № 7. - С. 57-63
2СП СССР. – 1942. – № 23. – Ст. 4.
3Нотариат в СССР / Под ред. А.Ф. Клейнман. – М. - 1960. – С. 256.
обусловила низкую эффективность работы нотариата. Слабый контроль со стороны вышестоящих органов тоже сыграл свою роль. Однако нотариат все же продолжал выполнять возложенные на него задачи.
После окончания войны опять встал вопрос о принятии актов по нотариату. Проект Положения о государственном нотариате РСФСР предварительно был согласован с Министерством юстиции СССР (далее - МЮ СССР), а затем обсуждался Министерством коммунального хозяйства РСФСР, Госпланом РСФСР, Прокуратурой РСФСР, МФ РСФСР. В новом Положении исчезли пункты о залоговых свидетельствах. Были введены положения об исполнительных подписях на взыскание заработной платы, о наследовании, хранении документов, наложении запрета на строения, морские протесты. По Положению о нотариате от 31 декабря 1947 г. нотариусы в том числе заверяли публично-правовые акты. Таким образом, новое Положение отразило существенное расширение функций
нотариальных органов в 30 - 40-е годы1.
В середине 50-х годов изменилась система управления нотариатом. Контроль над нотариусами вновь переходит к судебной системе. В какой-то степени это привело к ослаблению управления. В то же время именно в этот период нотариат становится стабильной структурой в системе органов советской юстиции2.
Следующим этапом развития нотариата в России стало принятие
Закона «О государственном нотариате»3 в 1973 г. Он содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, общих правилах
1Кодинцев А.Я. Советский нотариат в послевоенный период // Бюллетень нотариальной практики. - 2008. - № 1. - С. 23-29.
2Положение о государственном нотариате РСФСР от 30 сентября 1965 г. // Ведомости РСФСР. - 1965. - № 40. - Ст. 991.
3Закон СССР «О государственном нотариате» от 19 июля 1973 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1973. - № 30. - Ст. 393.
совершения нотариальных действий и о применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. На базе этого закона были разработаны и в установленном порядке утверждены общесоюзные формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, надписей на сделках и свидетельствуемых документах.
Закон регламентировал широкий круг вопросов и состоял из пяти разделов:
Общие положения;
Нотариальные действия, совершаемые государственными нотариальными конторами и другими органами;
Основные правила совершения нотариальных действий;
Правила совершения отдельных видов нотариальных действий;
Применение законодательства о государственном нотариате к иностранцам и лицам без гражданства.
В 1970 – 80-е годы деятельность нотариальных органов главным образом была направлена на то, чтобы обеспечить реализацию приобретаемых гражданских прав, их закрепление в установленной юридической форме, удостоверение тех фактов, которые связаны с возникновением различных гражданских правоотношений.
«Свободный нотариат» в Россию вернулся - 11 февраля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации приняты “Основы законодательства РФ о нотариате” (далее - Основы). Однако день нотариата отмечают 14 апреля - в тот день, когда была принята в 1866 г. "Положение о нотариальной части".
Внебюджетный нотариат, уничтоженный советским правительством в 1918 году, пережил "второе рождение” в 1993 г. Становление и развитие российского частного нотариата связано с процессами приватизации, изменившими отношения собственности в России. С момента вступления
Основ в силу (13 марта) и до момента вступления новой Конституции в силу (25 декабря) в 1993 году был своеобразный переходный период. В связи с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, возрастанием количества договоров, связанных с недвижимостью, доверенностей, учредительных документов, закономерно возросло количество необходимых для их подтверждения нотариальных действий. И государственный нотариат перестал соответствовать многообразию возникающих общественных отношений. Кроме того, модель частного латинского нотариата России была необходима для сближения с мировым сообществом.
Анализ исторического развития нотариата позволяет сделать вывод, что нотариусы всегда решали задачи, связанные с защитой прав и свобод человека и оказанием содействия в их реализации.
Следует отметить, что правомочия нотариуса по защите прав и свобод изменялись и всегда соответствовали конкретному этапу исторического развития общества. Специфической чертой российского и советского нотариата является сочетание его общественной и государственной природы. Преобладание того или иного начала зависело от экономической политики, проводимой в государстве. Положение нотариата и его полномочия зависят от господства тех или иных форм собственности в государстве. Переход к рыночным отношениям и начало строительства гражданского общества возрождает институт нотариата в Российской Федерации.
|