Конституция РФ характеризует Россию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Конституция, также
устанавливает экономическую основу конституционного строя России, определяет, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Следует отметить, что в литературе до сих пор не сложилось единого мнения по поводу конституционно-правовых характеристик социального государства. Интересным является тот факт, что предпосылки формирования социального государства в России можно найти еще в IX веке. В то время основным направлением социальной помощи стала княжеская благотворительность1.
Попытаемся выделить основные признаки современного социального
государства.
Создание государством условий, при которых человеку имеет возможность реализовать свои способности и обеспечить достойную жизнь себе и своим близким.
В статье 37 Конституции РФ закреплено право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Суть данной нормы состоит в том, что каждый должен иметь реальную возможность своими силами добиваться материального благополучия, иметь достойную работу.
Существенным моментом является то, что только в социальном государстве трудоспособные граждане имеют реальную возможность обеспечить себе достойный заработок, не уповая на помощь государства.
Важными чертами социального государства являются также отсутствие административных препонов в реализации своих прав, отсутствие чрезмерно
1 Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. - М. - 2004. - С. 129.
высоких налогов и сборов. На этом акцентировал свое внимание и Конституционный Суд в своем Постановлении от 20.12.2010 N 22-П1.
Минимизация социального неравенства. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, могут быть различными: публично- правовые методы регулирования социально-экономических отношений (требования к минимальному размеру оплаты труда, обязательное социальное страхование и т.д.); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен на социально значимые товары, установление тарифов для естественных монополий, предоставление услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, образования и т.д.); материальная помощь малоимущим в виде государственных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации); сглаживание имущественного неравенства финансово-правовыми мерами
(дифференциация налогов, сборов и иных платежей) и т.д2.
Социально обеспечение граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья не могут самостоятельно обеспечить себе и своей семье прожиточный минимум.
Здесь выделяется два критерия для предоставления помощи: субъект и нуждаемость, критерием которой является прожиточный минимум.
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 N 22-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой администрации города Благовещенска» // Вестник Конституционного Суда РФ. - N 1. - 2011.
2 Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. - М. - 2012. - С. 800.
Субъектом является лицо, которое право на получение государственной социальной помощи.
Действующая конституция гарантировала каждому право на социальную помощь. То есть, отсутствуют какие – либо ограничения на государственную социальную помощь (как вида социального обеспечения) и ее реализацию как для граждан России, так и для граждан других государств, лиц без гражданства (если иное не предусмотрено законом или договором)1.
Принцип субсидиарности можно назвать четвертым признаком
социального государства. Он состоит в дополнительной социальной поддержке личности, в случае, когда в этом возникает необходимость. Общепринятой трактовкой данного принципа принято считать послание католикам Папы Пия XI от 15 мая 1931 г., в котором говорилось: «То, что отдельный человек может достичь по собственной инициативе и своими силами, нельзя отнять у него и объявить ведением общества. Это будет иметь негативные последствия и сбивать весь общественный порядок. Каждая общественная деятельность по своей сути субсидиарна»2.
Суть данного принципа состоит в том, что меры социальной поддержки
должны носить субсидиарный, а не иждивенческий характер.
5.Социальная справедливость. А.Б. Венгерова пишет, что: «Принцип социальной справедливости является общим принципом права и имеет морально-правовое содержание. Справедливость, впрочем, как добро и зло, хорошее и плохое, совесть, долг наполняется конкретикой в зависимости от
1 Кожевников Д.Е. Кто имеет право на социальную помощь? Критерии, определяющие право на государственную социальную помощь в России и странах Европы // Социальное и пенсионное право. - 2010. - N 3. - С. 9 - 17.
2 Rerum Novarum - Rerum Novarum // 100 лет христианского социального учения. М., Дом Марии. - 1991. - С. 6-24.
условий жизни, духовных и иных потребностей различных социальных групп и обществ на соответствующих этапах их развития»1.
Вопрос социальной справедливости является не просто красивым лозунгом в настоящее время, а реальной практической необходимостью. Здесь следует отметить, что любое отличие в устанавливаемых правах и обязанностях граждан должны быть основаны на Конституции.
В качестве показательного примера необдуманной законодательной дифференциации можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 г. Обжалованию в Конституционном Суде подлежала норма ст.261 ТК РФ, которая устанавливала, что расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается.
Заявителем являлся - отец троих малолетних детей, один из которых не достиг трехлетнего возраста, а другой является инвалидом. Жена заявителя, осуществляющая уход за детьми, не работает, а сам он 1 июня 2010 года был уволен с занимаемой должности по основанию, предусмотренному пунктом
2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя).
Данным Постановлением было признано противоречащим Конституции положение данной нормы в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. - М. - 2004. - С. 381.
других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми1.
Необходимо исключить наличие в законодательстве такого рода
противоречий в области защиты социально-экономических прав различных категорий граждан.
В своей деятельности нотариусы в основном осуществляют защиту социально-экономических прав человека и гражданина. Прежде всего, это относится к праву собственности.
Следует заметить, что понятие социально-экономических прав отсутствует, в каком бы то ни было правовом акте. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г. «О праве на развитие»2, провозгласила
«неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав». Социально-экономические права относятся к так называемому второму поколению прав. Классификация прав человека по так называемым поколениям получила широкое распространение в последние десятилетия. Она была предложена в конце 70- х гг. XX в. Карелом Васаком, который выделял три поколения прав человека, которые, по его мнению, соотносятся с тремя идеалами Французской революции: свободой, равенством и братством3.
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - N 3. - 2012. - С.14.
2Принята 04.12.1986 Резолюцией 41/128 на 97-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
3Vasak K. Pour unetroisieme generation des droits de l'homme // Studies and Essays on International Humanitarian Law and Red Cross Principles / Ed. by C. Swinarski. Hague. - 1984.
- P. 837, 839.
К первому поколению относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести и т.д. Ко второму: право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества. К третьему: права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и прочие1.
Осознание природы того или иного поколения прав невозможно без
исторического осмысления их появления. Права второго поколения начали формироваться в ХIХ веке в результате выдвижения идей социального реформирования общества, имеющих целью сгладить противоборство богатых и бедных слоев общества и их значимость стала очевидной в связи с мексиканской и русской революциями. Закрепление социально- экономических прав на конституционном уровне в России берет свое начало в ХХ веке и связано в первую очередь с активной деятельностью различных политических партий. В программах этих партий, частности программе РСДРП от 1903 года можно найти ряд основных социально-экономических прав. Но на законодательном уровне до 1918 года они не получили закрепления.
Интересно проследить закрепление социально-экономических прав в ранних конституциях. Нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов
1 Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. – «Проспект». – 2010. – С.215.
впервые были закреплены в Конституциях 1918 и 1936 гг. Не беря во внимание степень реализации закрепленных в данных конституциях прав, отметим их прогрессивный характер, и стремительное развитие конституционно-правовой мысли. Уже в Конституции РСФСР 1918 г. была закреплена концепция прав и свобод гражданина. В ней нашли отражение такие права как: право трудящихся на полное, всестороннее и бесплатное образование, право на пользование земельными ресурсами, право на государственные пенсии и т.д. В Конституции РСФСР 1918 г. «в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства»
вводилась всеобщая трудовая повинность1.
Но если Конституция РСФСР 1918 года признавала труд обязанностью всех граждан, то Конституция 1936 года закрепляла уже право на труд. О.В. Смирнов отмечал, что « без обязанности трудиться субъективное право на труд, провозглашенное и закрепленное в Конституции СССР, было лишено всякого смысла»2. Интересен тот факт, что право на труд в советских конституциях является основным правом, которое возглавляло всю систему прав граждан. На лицо прогресс именно в развитии интересующих нас социально-экономических прав. В этой Конституции нашло отражение положение, что граждане обладают всей полнотой социально- экономических, политических и личных прав и свобод. Наряду с правом на труд Конституция 1936 года закрепила право на отдых, на материальное
обеспечение в старости, на образование. Следует добавить, что Конституция1936 года впервые гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы
1Геворкян М.В. Право на труд как основное (конституционное) социально-экономическое право // Конституционное имуниципальное право. - 2012. - N 4. - С. 38 – 42.
2 Смирнов О.В. Природа и сущность права на труд в СССР. - М. - 1964. - С. 13.
домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности.
Конституции 1918 и 1936 гг. значительно расширяли и защищали именно социально-экономические права. Дальнейшее развитие социально- экономические права получили в Конституции РСФСР 1978 года. Она считалась для своего времени наиболее прогрессивной и демократической, хотя многие из закрепленных в ней прав носили чисто декларативный характер. Их закрепление стало результатом использования уже накопившегося опыта в международном праве. Интересным представляется расширение понятия права на труд. Теперь туда включались: право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и т.д.
Дальнейшее проведение реформ, переход на построение социального государства привело к принятию Декларации прав человека и гражданина 1991 г., а в дальнейшем Конституции 1993 г. Новая Конституция в широком объеме закрепила все общепризнанные социально-экономические права. К тому же по сравнению с конституциями советского периода, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод. Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что «объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении
социально-экономических прав и свобод личности»1. К социально-
экономическим правам и свободам относятся: свобода труда, справедливые и благоприятные условия труда, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья, право на образование, право на участие в культурной
1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М. - 2001. - С. 234.
жизни. Причем каждое из этих прав включает в себя ряд дополнительных прав. Особенностью действующей конституции является не только перечень закрепленных социально-экономических прав, но и иная трактовка их содержания. Заметим, что Конституции и Уставы субъектов РФ также закрепляют социально-экономические права, нашедшие свое отражение в Конституции РФ. Более всего интересующее нас право частной собственности закрепляют: Конституции Адыгеи (ст. 33), Калмыкии (ст. 23), Хакасии (ст. 31), Чувашии (ст. 32); Уставы Алтайского (п. 4 ч. 1 ст. 32) края, Сахалинской (п. 4 ст. 61) области и др1.
Интересен тот факт, что идея закрепления социально-экономических
прав в международных документах, поддерживаемая СССР и странами третьего мира, была предметом широкой дискуссии в ООН, хотя международное признание социально-экономических прав было в этот период уже закреплено в различных конвенциях Международной организации труда. Примером может послужить Конвенция N 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда»2, принятая в г. Женеве 28.06.1930 на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ.
Социально-экономические права определяют условия жизни, положение в сфере труда, благосостояние человека и характеризуются определенными социально-экономическими обязанностями государства перед гражданами. Отличительной чертой социально-экономических прав является их зависимость от экономического положения государства. Экономическая стабильность страны позволяет наиболее полно реализовывать провозглашенные социально-экономические права. В их
1Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно- правовое исследование). - М. - 2010. - С. 366.
2 Конвенция N 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» // Ведомости ВС СССР. 02 июля 1956 г. - N 13. - Ст. 279.
основе лежит признание необходимости осуществления государством социальных функций по социальной защите отдельных категорий населения путем перераспределения национального дохода, «выравнивания» социальных неравенств.
Алиев М. выделяет следующие особенности социально-экономических
прав:
- эти права распространены в определенной социально-экономической
области жизни человека;
- реализация социально-экономических прав зависит от состояния экономики страны1.
Примечательно, что ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. специально говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов».
Среди отличительных черт социально-экономических прав можно выделить их меньшую универсальность. Это выражается в том, что сфера их действия подвижна и изменчива с течением времени, а также в том, что социально-экономические права имеют значение в первую очередь для наименее защищенных слоев общества.
Л.А. Гордон указывает, что меньшая универсальность социально- экономических прав выражена в двух направлениях. Во-первых, не вполне универсальна сама сфера их действия. Она исторически и культурно подвижна, пределы ее меняются в социальном времени. В современных индустриальных и постиндустриальных обществах социально- экономические права затрагивают по преимуществу область трудовых отношений и непосредственно связанные с ними сферы. Во-вторых (и это
1 Алиев М. Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца // Право – теория и практика. - 2005. - №1. – С.21.
закономерно вытекает из первого ограничения), социально-экономические права в полной мере относятся к экономически активному населению, главным образом к работающим по найму. Более того, социально- экономические права в их нынешнем понимании имеют смысл почти исключительно в приложении к массе рядовых, не элитарных работников1.
В юридической литературе в большинстве случаев не принято
разделять данную категорию прав на две отдельных группы, однако существуют мнения, что нельзя рассматривать социальные и экономические права как единство, в виду их внутреннего противоречия и различия их целей. Например, О.Е. Кутафин к конституционным социально- экономическим правам и свободам относит свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свободу труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрану семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья
и т.д2.
Н.С. Бондарь отмечает, что экономическим, социальным и культурным правам характерно такое общее свойство, как единство материального содержания и объединяет их в одну группу. А осуществление этих прав означает участие граждан в осуществлении экономической власти, в пользовании достижениями культуры, социальными благами общества3.
В свою очередь другие ученые, в частности К.А. Самоненко, пытаются
обосновать необходимость разделить социальные и экономические права. Это обосновывается тем, что экономические права и свободы представляют
Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России // Общество и право. - 1997. - № 8. - С.12.
2Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е издание, переработанное и дополненное. - М. - 2004. - С. 235.
3Бондарь Н.С. Права человека и Конституция РФ. Ростов-на-Дону. - 1998. - С. 186.
основу для социальных и культурных прав1. Е.А.Лукашева к экономическим правам относит:
право на труд; право на собственность;
право на предпринимательство;
право на забастовки и др.
К тому же, трудящиеся и работодатели имеют право на:
заключение коллективных договоров;
право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов2.
А.Н. Кононенко к экономическим правам относит:
право на труд;
право на справедливую оплату за труд;
право собственности;
свобода деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг;
право на предпринимательскую деятельность3.
Г.А.Гаджиев в число основных экономических прав включает
«конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, право каждого
1Самоненко К.А. Конституционная составляющая экономических прав и свобод в России: к теории вопроса // История государства и права. - 2008. - N 11. – С.24.
2Лукашева Е.А. Правовое государство, личность, законность. - М. - 1997. - С. 161. 3Кононекно А.Н. Конституционные социально-экономические права и свободы человека и гражданина в РФ и роль органов внутренних дел в их обеспечении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М. - 2004. - С. 38.
свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию1.
Мы в рамках данной работы будем рассматривать социальные и экономические права в рамках единой категории.
Г. Шварц указывает на следующие социально-экономические права:
«право на оплачиваемый труд, право на работу, на минимальную заработную плату, на равную оплату за равный труд, на благосостояние, на жилище, одежду, образование, здравоохранение, отдых, а также на особое попечение о детях»2.
Нужно отметить, что и в литературе, и на практике достаточно
большое количество мнений по поводу системы основных социально- экономических прав и свобод. Нас в рамках данной работы в первую очередь будет интересовать, прежде всего, право собственности и ее наследования, так как защита этих прав является основной деятельностью нотариуса. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий. Таким образом, уже на законодательном уровне заложены основы национальной концепции
нотариата, прежде всего как правозащитного института3.
Конституции содержат, в том числе и положения о собственности, обеспечивающей жизненные потребности человека. В том или ином объеме положения о собственности содержатся практически во всех основных
1Гаджиев Г.А. Основные экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - М. - 1996. - С. 198.
2Шварц Г. Экономические и социальные права // Российский бюллетень по правам человека. - М. - 1995. - С.6.
3Ралько В.В. Сущность и содержание правовой деятельности нотариата в современных правовых системах и семьях // Бюллетень нотариальной практики. - 2009. - N 6. – С. 16.
законах. Если говорить о международно-правовых актах, то они также не содержат единого перечня социально-экономических прав. Это имеет и практическое значение, в силу того, что определение основных социально- экономических прав важно для их реализации, охраны и защиты. К тому же необходима система гарантий конституционных социально-экономических прав для их реализации и обеспечения. Здесь представляется интересной Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, принятая в 1994 году. В ней достаточно подробно прописаны условия и порядок предоставления гарантий социально-экономических прав. Среди них можно выделить:
равные права на труд, приносящий им доход и связанный с удовлетворением их личных и общественных потребностей;
выплата пособий и компенсаций частично не занятым гражданам;
оказание материальной и иной помощи находящимся на иждивении членам семьи безработного, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты.
Следует отметить, что закрепить широкий перечень прав, это еще не значит обеспечить их реализацию. В частности В.П. Сальников отмечает, что
«необходима огромная работа всех структур государства и общества по обеспечению государственной защиты прав человека. Имеется в виду создание не только экономических, политических, социальных, специально- юридических условий для ее осуществления, но и научно-правовых»1. Эффективная система гарантий социально-экономических прав в настоящее время в России еще не сложилась. Даже существовавшие ранее гарантии
1 Сальников В.П. Предисловие / Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы. СПб., Санкт-Петербургский юридический институт МВД России. - 1996. - С.3.
сузились. Получили обострение социально-экономические проблемы и обострились негативные тенденции в обществе.
Как утверждает директор Института социологии РАН академик РАН М.К. Горшков, если в 2008 году социально-экономическую ситуацию в стране оценивали как "нормальную" 44% опрошенных, то в 2011 году - лишь 23%1.
Как справедливо заметил С.А. Авакьян «Реальное положение дел с
обеспечением и защитой социально-экономических прав граждан справедливо рассматривается в качестве ключевого индикатора реализации положений Конституции РФ»2.
Государственные гарантии должны включать в себя следующие моменты:
создание условий для реального обладания социально экономическими правами;
установление гарантированных минимальных пенсий пособий, МРОТА;
осуществление контроля и надзора за законодательством в данной сфере;
эффективная защита социальноэкономических прав в установленных законом формах;
установление гарантированных минимальных пенсий, пособий, МРОТА, которые бы соответствовали существующим в стране ценам и
1Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. - М. - 2012. - С. 800.
2Авакьян С.А. Конституция Российской Федерации: итоги развития // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - N 23. – С.13.
минимальным потребностям человека, достойная поддержка материнства и детства.
Представляется также, что в современных условиях реализация конституционных гарантий очень сильно зависит также от доступности, независимости и беспристрастности судебной власти.
Социально - экономические права имеют ряд отличий от иных категорий прав, однако нельзя их рассматривать отдельно, так как в совокупности с другими категориями прав они составляют правовой статус личности. Взаимодействие социально-экономических прав с другими категориями прав можно проследить на следующем примере. Статья 30 Конституции РФ предоставляет право на объединение и свободу таких объединений. Статья 34 Конституции РФ гарантирует свободу предпринимательской деятельности. Создавая юридическое лицо для участия в предпринимательской и иной экономической деятельности, граждане, иностранцы и лица без гражданства реализуют предоставленное им Конституцией право на объединение.
Ранее нами уже было указано на отсутствие на нормативном уровне определения социально-экономических прав. Однако нет единого мнения по поводу данного определения и в юридической науке. Например, А.Е.Козлов считает, что социально-экономические права «призваны обеспечить личности удовлетворение важнейших жизненных нужд, без которых не может и речи о нормальном человеческом бытии»1.
В.А. Иваненко определяет их как права, «которые призваны обеспечить
удовлетворение важнейших жизненных потребностей и интересов человека, гарантировать достойный доступный и достаточный уровень жизни и
1Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. - М. - 1990. - С. 84.
свободное развитие»1. М.Н. Марченко высказывает мнение, что социально- экономические права - это «совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на предоставление при определенных условиях определенных материальных благ от государства»2.
По мнению Л.Д. Воеводина социально-экономические права представляют собой возможности, закрепленные в Конституции, а нормы Конституции предназначены для удовлетворения материальных и духовных благ.
Рассмотрим теперь, как социально-экономические права нашли свое отражения в законодательстве зарубежных стран. Наиболее полное регулирование получили отношения собственности. Впервые последовательно и детально принцип неприкосновенности частной собственности нашел свое отражение в Декларации прав человека и гражданина и Конституции 1793 г., принятых во Франции после Великой французской революции. Действовал принцип священности и неприкосновенности частной собственности, что выражалось в запрещении конфискаций и реквизиций. Процесс национализации, имевший место после Первой мировой войны в ряде государств наложил свой отпечаток на закрепление социально-экономических прав. Например, конституция Швейцарской Конфедерации предусматривала даже экспроприацию и ограничение собственности, хотя и при полном возмещении и только в определенных случаях. Конституция ФРГ в ст. 14 предусматривала возможность принудительного отчуждения собственности для общего блага. Аналогичные положения можно найти и в ряде других конституций. В
1Иваненко В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства: Автореферат к дисс.канд.юрид.наук. СПб. - 2002. - С. 3.
2 Большой энциклопедический словарь / Под ред. Сухарева А.Я, Крутских В.Е. - М. - 2002.
- С. 579.
конституциях федеративных государств особое внимание уделяется также регулированию единства экономического пространства1.
После окончания Второй мировой войны в конституциях ряда стран, среди которых: Италия, Япония, Марокко, Индия нашло отражение право на труд. И в современных конституциях закреплено право на труд, причем наряду с правом на труд предусматривается и обязанность трудиться. Интересна с этой точки зрения конституция Испании, в которой сказано: «все граждане имеют право на труд и обязаны трудиться с целью удовлетворения посредством труда своих потребностей и потребностей своей семьи». Одним из достижений конституций является закрепление в них прав на защиту своих трудовых интересов, в том числе право на забастовку. Однако в то же время закреплены и различные способы ограничения этого права2. Большинство современных конституций закрепили также следующие права: право на участие в управлении предприятием (Япония, Италия), право на социальное обеспечение, право на образование, право на жилище, право на охрану здоровья. Необходимо отметить тот факт, что для западных государств включение в конституции социально-экономических прав было длительным и постепенным процессом и отношение к социально- экономическим правам в различных странах неодинаково. Включение норм о ряде социально-экономических прав в конституции (и прежде всего, права на труд, на социальное обеспечение) вызывало серьезные возражения со
стороны ученых-юристов3.
В государствах тоталитарного социализма они занимают главенствующее место в главе конституций о правах и обязанностях
1Мау В. Конституционное регулирование социально-экономических отношений: Очерк истории. / Вопросы экономики. - 1999. - №4. - С. 27 – 43.
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. Юстицинформ. - 2008. - С. 324.
3Андреева Г. Социальное государство и социально-экономические права в конституциях стран СНГ // www.materick.ru
граждан. В постсоциалистических конституциях данная категория прав оттеснена назад естественными правами человека1. Говоря о конституциях капиталистических стран, а также многих развивающихся стран, социально- экономические права обычно перечисляются вперемежку с другими правами. Можно заметить, что в настоящее время не только в действующих старых конституциях, но и во многих новых основных законах нет норм о социально-экономических правах граждан.
Специфической чертой социально-экономических прав, отличающих их от личных и политических, является то, что они часто имеют характер принципов и в «собственно юридическом смысле правами не являются, а представляют собой притязания на получение от государства (за счет перераспределения национального дохода) определенных материальных благ, гарантирующих «достойный уровень жизни». Они представляют собой
«объективные обязанности государства, выполнение которых находится в зависимости от состояния экономики страны»2. К тому же они не подлежат защите в судебном порядке. В частности В.Е.Чиркин указывает, что суд, например, не может предоставить безработному работу или собственность3.
Анализируя все высказанные мнения по поводу понятия социально- экономических прав, можно сделать вывод, что существенных различий в определении понятия среди ученых нет и в целом понимание единое. Для их формулировки используются обычно общие понятия, широкие понятия. Например, «удовлетворительное состояние», «достойный уровень жизни» и
1Мошняга В.П. Международный опыт социальной политики и социальной работы. Курс лекций. - М. - 2006. - С. 132.
2Варламова Н. Введение к публикациям Форума: Конституционный статус социально- экономических прав // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – М. - 2000. - № 1 (30). - С. 144.
3 Чиркин В.Е. Конституционное право Российской Федерации: Уч. пособие. - М. - 2002. - С. 165.
т.д. Понятия эти отражают очень изменчивые, так сказать текучие, явления, крайне трудно определяемые в юридическом смысле1.
Можно выразить понятие социально-экономических прав следующим образом. Конституционные социально-экономические права и свобода представляют собой совокупность прав и свобод, закрепленных в Конституции, обладание которыми позволяет обеспечить достойный уровень жизни человека, его свободное развитие.
Теперь попытаемся выяснить, каким же образом развитие концепции социально-экономических прав повлияло на нотариальную деятельность. Развитие права собственности, являющегося основным социально- экономическим правом, повлияло на развитие нотариата во всех странах, в том числе и в России. Возникновение нотариата в принципе связано с защитой права частной собственности и обеспечением бесспорных имущественных прав. В советский период развития по Закону РСФСР от 02.08.1974 г. «О государственном нотариате» задачами нотариусов были: охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций, колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций, укрепление социалистической законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путем правильного и своевременного удостоверения договоров и других сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий. Отсутствие института частной собственности в тот период делало незначительной роль нотариата и сводилась она в первую очередь к удостоверению небольшого
1Акименко В.Ф. Особенности реализации социально-экономических прав и свобод не граждан в Российской Федерации // Миграционное право. - 2011. - N 2. - С. 2 - 4.
числа сделок и оформлению документов о наследстве1. Функции нотариата и его значение в обществе также были невелики. Переход к рыночной экономике, конституционное закрепление разнообразия форм собственности, признание частной собственности коренным образом изменило деятельность нотариусов. Нотариат стал эффективным инструментом защиты права собственности. К тому же повысились требования к лицам, занимающим должность нотариуса, что положительно повлияло на качество оказываемой нотариусами юридической помощи. Нотариусы стали гарантами в сфере защиты права собственности граждан и юридических лиц. К тому же произошедшие изменения привели к тому, что нотариусы стали независимыми представителями государства с правом совершения от его имени нотариальных действий, перестав быть должностными лицами.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что социально- экономические права прошли в своем развитии путь от отказа их регулирования со стороны государства до их максимального конституционного закрепления. Однако одного закрепления без возможности реально воспользоваться своими правами, без эффективных государственных гарантий недостаточно. Конституционно-правовой механизм обеспечения социально-экономических прав граждан России представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых средств, с помощью которых обеспечивается активное поведение самих индивидов и органов публичной власти, общественных организаций и объединений, контролирующих субъектов по совершению юридически значимых действий,
1Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. - М. - 2005. - С. 240.
направленных на исполнение возможностей граждан пользоваться определенными социальными благами1.
Деятельность нотариуса является очень важным элементом в сфере защиты социально-экономических прав. В связи с коренными изменениями, произошедшими в социальной и экономической жизни страны, именно нотариус стал одним из гарантов бесспорных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Роль нотариата в жизни общества значительно выросла. Более подробно о защите социально-экономических прав нотариусами в следующем параграфе нашей работы.
|