Вторник, 26.11.2024, 18:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Место нотариата в системе органов и институтов, защищающих права и свободы человека и гражданина

Как нами отмечалось ранее, Конституция РФ занимает центральное место среди источников права, регулирующих деятельность нотариата в РФ. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к нотариату, прежде всего в части обеспечения соблюдения и защиты прав каждого. В Конституции России определены также предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72) в области прав человека и гражданина. Так, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. При этом в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации также находится защита прав и свобод человека и гражданина (пункт "б" части 1 статьи 72), которая может осуществляться путем установления дополнительных правовых предписаний, имеющих целью защиту того или иного права, что не является регулированием прав и свобод человека и гражданина в смысле статьи 71 (пункт "в"), поскольку носит вторичный характер и производно от

базового1.

Однако роль нотариата как института по защите прав гражданина в Конституции четко не определена. Исследователи считают, что ч. 1 ст. 48

1 Долгополова В. Обзор дел, рассмотренных Конституционным Судом Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. - 2012. - N 6. - С. 139 - 159.

 

Конституции, где говорится о гарантиях права на получение квалифицированной юридической помощи, подразумевает деятельность адвокатов и нотариусов1. Таким образом, анализ конституционных норм не позволяет определить место нотариата в системе органов, защищающих социально-экономические права человека и гражданина. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской

Федерации.

Попытаемся разобраться, каково же в настоящее время место нотариата среди органов, обеспечивающих права человека и гражданина.

Нотариат советского периода, как государственный орган, позиционировался в качестве альтернативы нотариату капиталистических стран, в которых «нотариат имеет двойственную природу, нотариус выполняет свои функции в качестве должностного лица, но взимает вознаграждение от клиентов, идущее в пользу нотариуса»2. Причем нотариат понимался как система органов, совершающих нотариальные действия, а государственными органами считались соответствующие нотариальные конторы3.

Среди ученых также нет единого мнения о месте нотариата среди органов, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина.

1 Панченко В.Ю. Квалифицированность как признак юридической помощи // Адвокатская практика. - 2012. - N 2. - С. 18 - 20.

2 Юдельсон К.С. Советский нотариат. - М. - 1969. - С. 22.

3 Дударев А.В. Нотариат: аспекты международного и национального права. Дисс… к.ю.н.

- М. - 2000. - С. 4.

 

Рассмотрим встречающиеся в литературе мнения по этому поводу. Некоторые авторы относят нотариат к системе правоохранительных органов, признавая за ним самостоятельное место в их системе1. Например, И.М. Горбункова характеризует российский нотариат как основной правоохранительный орган, обеспечивающий законность, в частности, в сфере наследования2.

Выделяют два ключевых признака правоохранительных органов:

осуществление правоохраны исключительно государственными органами;

возможность принудительного (силового) осуществления законности.

Как отмечает В.М. Фокин, правоохранительные органы представляют собой «несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества и государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями»3.

О.А. Галустьян определяет правоохранительные органы как «органы

государства, наделенные правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме»4.

Можно встретить определение правоохранительных органов как

«государственных органов и общественных организаций, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на

1 Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. - М. - 2002. - С. 271.

2Горбункова И.М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений. - М. - 2007. - С. 4.

3Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. - М. - 2001. - С. 5.

4Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А.Галустьяна, А.П. Кизлыка. - М. - 2005. - С. 14.

 

демократических принципах призваны обеспечить законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок»1.

Признаками правоохранительного органа являются следующие: права

и обязанности правоохранительного органа урегулированы нормами права; каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий; принудительный характер специфических действий правоохранительного органа; определенная процессуальная форма осуществления специфических действий. Орган является правоохранительным только при наличии всей совокупности этих признаков. Основы законодательства РФ о нотариате определили принцип самоуправления как основополагающий принцип организации нотариальной палаты. К тому же нотариат не входит в систему государственных органов. Поэтому сложно назвать нотариат правоохранительным органом в полном объеме. Здесь также следует обратить внимание на п «л» ст.72 Конституции РФ. Его анализ позволяет сказать о том, что нотариат, наряду с адвокатурой не входит в состав правоохранительных органов. Скорее можно отнести нотариат к правозащитным, а не правоохранительным органам. Отличие их выражается в отсутствии у правозащитных органов метода принуждения при осуществлении деятельности. Правоохранительные институты от правозащитных следует отличать как охранника и защитника, как правовую охрану и защиту конкретных прав лица, как охрану имущества и защиту прав

на данное имущество2.

1 Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. - М. - 1998. - С. 16.

2 Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. - М.

- 2005. - С. 352.

 

Существует также мнение, что нотариат является органом превентивной юрисдикции, и сторонники данного мнения пытаются обосновать связь нотариата и судов. Превентивный — (фр. preventif, praeventus (латинский) предупреждающий, предохранительный; опережающий действия противной стороны1. Таким образом, превентивная юрисдикция может быть расценена как предупреждение необходимости обращения в суд.

Следует подчеркнуть, что в течение всего своего развития нотариальная деятельность была связана с правосудием. В России с XVIII в. нотариат нередко характеризовали как судебный орган, так как нотариусы являлись должностными лицами суда; они регистрировали соглашения, выполняли роль судебных секретарей и были основными претендентами на судебные должности2. Существует мнение, что наиболее эффективно институт нотариата действует во Франции, Австрии, Дании и некоторых других развитых странах, где он входит составной частью в судебную ветвь власти и независим от органов исполнительной власти государства3. Даже в советское время нотариальные органы входили то в систему органов юстиции, то в судебную. И, несмотря на отделение этих правовых институтов в дальнейшем, учеными подчеркиваются их общие черты. В частности, А.А. Ярик, указывает, что данной общей чертой является правозащитная функция судов и нотариата4.

В свое время активно поддерживалась предложенная Н.Б. Зейдером

точка зрения о широком предмете гражданского процессуального права. Действительно можно выделить схожие черты у судов и нотариата. Во-

1 Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. - 2006. - С. 67.

2 Мизинцев Е.Н. О соотношении нотариальной и судебной деятельности // Российский судья. - 2012. - N 4. - С. 22.

3 Беньягуев Г.И. Нотариат как часть судебной системы // Нотариус. - 2006. - N 4. - С. 44.

4 Ярик А.А. Нотариат и суд // Арбитражный и гражданский процесс. - 2007. - N 3. - С. 12.

 

первых, это единство цели – защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Это отражено в Основах и в ст.18 Конституции РФ. Во- вторых, сходство можно найти в принципах организации и деятельности. И суды, и нотариусы действуют от имени Российской Федерации. Хотя и есть одно достаточно существенное отличие. Суды представляют собой самостоятельную ветвь власти, в то время как нотариусы лишь представители государства. Сходство заключается также в независимости нотариуса, как и суда. Это означает, что при осуществлении своих профессиональных обязанностей нотариус свободен, не подчиняется никаким указаниям и принимает все решения самостоятельно, руководствуясь только законом. Независимость - это необходимое условие, вытекающее из статуса нотариуса как лица, занимающегося публичной

деятельностью1. Иностранные специалисты отмечают, что независимость

нотариуса близка к независимости судьи, который разрешает правовые споры. В конечном итоге они оба способствуют независимости правосудия в целом2.

В то же время можно выделить ряд отличий между судом и нотариатом. Деятельность судов представляет собой по содержанию правосудие и согласно ст. 118 Конституции РФ судебные функции могут осуществляться только судами. Правосудие есть форма осуществления судебной власти, которая во взаимосвязи с законодательной и исполнительной властями объективирует государственную власть РФ.

1 Идрисова Л.А., Ярлыкова Е.Л. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (постатейный). - М.: Деловой двор.

- 2012. – С.346.

2 Тальпис Д. Как статус, функции и роль нотариуса в рыночной экономике способствуют экономическому развитию страны? // Нотариат в международных отношениях. Екатеринбург. - 2003. - С. 8 – 9.

 

Деятельность нотариуса правосудием не является, к тому же исключительный характер нотариальные функции не носят, поскольку могут совершаться и другими уполномоченными на то лицами. В отличие от нотариальных актов судебные решения и постановления носят общеобязательный характер и обязательны для исполнения всеми органами и лицами, а в случае необходимости их принудительная реализация обеспечивается системой исполнительного производства и службой судебных приставов.

В качестве сходства суда и нотариата также отмечается возможность обеспечения доказательств. Однако здесь существуют различия в том, что нотариус может обеспечить доказательства только до возбуждения дела в суде, на что прямо указывает положение ст.102 Основ законодательства о нотариате. До возбуждения гражданского дела в суде нотариусом могут быть обеспечены необходимые для дела доказательства, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным1.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и часть 2

статьи 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не допускают возможности обеспечения нотариусом доказательств по делам, находящимся в производстве суда2.

Как институт превентивного правосудия нотариат предупреждает необходимость обращаться к правосудию. Иначе говоря, нотариус обеспечивает принудительное исполнение обязательства без обращения в

1 Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / С.Л. Дегтярев, В.М. Жуйков, А.В. Закарлюка и др.; под ред. И.В. Решетниковой. 5-е изд., доп. и перераб. - М. - 2011. - С. 496.

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 (ред. от 09.02.2012) «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Российская газета. - N 132. 18.06.2010.

 

суд1. И.В. Москаленко отмечает, что для характеристики нотариата как одной из разновидности правосудия не достает суждения справедливости. При осуществлении профессиональной деятельности нотариус руководствуется мерой законности на основе поданных документов и действиями заинтересованных лиц2.

Своеобразно характеризовал связь суда и нотариата Д.В. Чечот. Он

отмечал, что «дела, которые в свое время рассматривал суд, теперь входят в компетенцию нотариата. Некоторые дела, прежде подведомственные нотариату, теперь разрешает суд»3.

Интересен тот факт, что по законодательству ряда зарубежных стран правовой статус суда и нотариата практически тождественен. Иностранные специалисты в области латинского нотариата полагают, что осуществление нотариусом функций по приданию исполнительной силы документам сближает его с судебными функциями в этой сфере4.

Хотя между судом и нотариатом выявлены существенные отличия,

нельзя не согласиться с тем, что современная развитая система нотариата позволит снизить количество рассматриваемых в судах споров, а соответственно и затраты на осуществление правосудия, позволит повысить бесспорность гражданского оборота.

Существует точка зрения, согласно которой нотариат представляет собой орган, оказывающий особого рода услуги. Нотариальная деятельность в широком смысле — это юридическое обслуживание всех слоев населения, которые пользуются нотариальными услугами.

1 Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. - N 6.- 1998.

2 Москаленко И.В. Нотариальная деятельность и правосудие // Нотариальный вестник. - 2006. - N 2. - С. 15.

3 Чечот Д.М. Избранные труды по гражданскому процессу. - СПб. - 2005. - С. 71.

4Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат в Российской Федерации // Нотариус. - 2010. - N 3. - С. 37.

 

Однако в данном случае можно вести речь лишь о публичной услуге, а не о гражданско-правовой. Признаками публичной услуги являются следующие:

она обеспечивает деятельность общезначимой направленности (направлена на реализацию общественных интересов);

имеет неограниченный круг субъектов, пользующихся услугой;

осуществляется либо органом государственной и муниципальной власти, либо другим субъектом;

основывается как на публичной, так и на частной собственности1.

Частный нотариат функционирует по принципу саморегулируемой независимой от государства коммерческой организации. Саморегулируемая организация представляет собой некоммерческую организацию, созданная путем объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и имеющую своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами.

Среди существенных признаков саморегулируемых организаций можно выделить наличие отдельных властных полномочиями.

По вопросу перехода нотариата на рельсы саморегулирования высказывались различные точки зрения. Например, В.Ф. Яковлева утверждает, что «нотариальное сообщество - это саморегулируемая организация, которая подпадает под действия правовых норм, касающихся саморегулируемых организаций»2. В то же время обладание признаком саморегулирования отнюдь не всегда автоматически нужно рассматривать

1 Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. - 2002. - N 6. - С. 5.

2 Яковлев В.Ф. Необходимо восстановить утраченные функции нотариата. Выступление на внеочередном Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 24 ноября 2010 г. // Нотариальный вестник. - 2011. - N 1. – С.31.

 

как основание подпадания под действие закона о саморегулируемых организациях.

В.В. Ярков подчеркивает «Мы прямо не указывали на придание нотариальным палатам статуса саморегулируемых организаций, хотя, по сути, они ими являются. Но если такого рода указание будет сформулировано в тексте закона, мы можем подпасть и под регулирование, существующее специально для них»1.

В свою очередь А.В. Коновалов указывает на то, что «и адвокатская, и

нотариальная корпорации должны уйти от контроля Минюста и какого-либо другого органа исполнительной власти. Нужно понимать, что должны быть гарантированы высочайшие стандарты качества услуг, которые будут обеспечиваться этими саморегулируемыми сообществами профессиональных юристов. Должны быть отработаны безупречные механизмы этики, внутрикорпоративные механизмы соблюдения этих стандартов и жесточайшей реакции при их нарушениях»2.

Отметим тот факт, что советское законодательство вообще не знало

саморегулирования как правового понятия.

Представляется необходимым привести цитату из судьбоносного для нотариата в России Постановления Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г., касающегося как раз вопроса саморегулирования. Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривается создание во всех субъектах Российской Федерации нотариальных палат - некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные

1 Ярков В.В. Вопросы привлечения нотариуса к дисциплинарной ответственности остались в законодательстве. Выступление на внеочередном Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 24 ноября 2010 г. // Нотариальный вестник. - 2011. - N 1. – С.6.

2 Берсенева Т. Минюст выдвигает реформу адвокатуры и нотариата на первый план // Право.ru. 28 февраля 2011 г.

 

объединения, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации и своим уставом1.

Осуществление нотариальных функций от имени государства

предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии. В связи с этим Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривается создание во всех субъектах Российской Федерации нотариальных палат - некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления (части первая, третья и четвертая статьи 24 Основ).

Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется, прежде всего, в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства (пункт 3 части пятой статьи 12, часть вторая статьи 17 и часть первая статьи 34 Основ). Реализация нотариальной палатой

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда РФ. - N 5. - 1998. – С.13.

 

такого рода полномочий предполагает обязательность членства в ней нотариусов, занимающихся частной практикой (часть четвертая статьи 2 и часть первая статьи 24 Основ)»1. В данном случае роль государства минимизируется и сводится к определению основных правил поведения и осуществлению контроля за нотариальной деятельностью. Государство делегирует часть своих полномочий специально создаваемым негосударственным организациям (нотариальным палатам)2. Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично - правовой нотариусов статус и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии3. Деятельность занимающихся частной практикой нотариусов, которые на профессиональной основе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью; она осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично - правовой статус нотариусов4.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства РФ. - N 22. 01.06.1998. - Ст. 2491.

2 Романовская О.В. Нотариальная палата, публичная корпорация, саморегулируемая организация: проблемы терминологии // Нотариус. - 2005. - N 5. – С.22.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П «По делу о проверке

конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда РФ. - N 5. - 1998.- С.23.

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный

 

Однако отнесение нотариата к лицам свободных профессий на наш взгляд является ошибочным и здесь можно согласиться с О.М.Сычевым, который придерживается аналогичной позиции, хотя до сих пор в решениях судов можно найти формулировку, согласно которой частный нотариус является лицом свободной профессии. Например, на это указывает Липецкий областной суд в своем определении от 03.08.2012 по делу N 33- 1422/20121. Можно найти такие утверждения и литературе. В частности, на

это указывает В.И. Еременко2.

Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»3 называл лицами свободных профессий лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы. В настоящее время данный закон утратил свою силу, однако он позволит нам разобраться в данном вопросе. Ни о каком творчестве в деятельности нотариуса говорить не приходится. Он от имени Российской Федерации осуществляет нотариальные действия.

фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов» // Вестник Конституционного Суда РФ. - N 1. - 2000.

1 Определение Липецкого областного суда от 03.08.2012 по делу N 33-1422/2012 // Адвокатская практика. - 2012. - N 8. - С. 6 - 8.

2 Еременко В.И. Реформирование российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. - 2012. - N 4. - С. 5 - 20.

3 Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 24.07.2009) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 04.07.1991. - N 27. - Ст. 920.

 

Нотариус, согласно Постановления Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 3671, отнесен к категории служащих. Хотя к данной категории относятся и актеры, и артисты. Анализ списков профессий, приведенных, в частности, на многих интернет-ресурсах позволяет говорить о том, что профессия

«нотариус» абсолютно везде относится к юридическим, а не к творческим профессиям.

Толковые словари называют лицами свободных профессий обычно

«людей умственного труда, не связанные служебными обязанностями или занимающиеся частной практикой». На нотариуса государством накладывается ряд обязанностей и это также не позволяет говорить о нотариусе как о лице свободной профессии. Можно лишь согласиться, что нотариус - это лицо свободной юридической профессии в том смысле, что самостоятельно организует свою работу, за собственный счет приобретает необходимое имущество и нанимает помощников, несет полную имущественную ответственность за причиненные убытки2.

Интересно то, что в ХIХ – нач. ХХ вв. нотариусов к числу лиц

свободных профессий также не относили. Как пишет Н.А.Рубакин, к лицам свободных профессий относят, обыкновенно, учителей, врачей, музыкантов, актеров и инженеров3.

Своеобразно охарактеризовал лиц свободных профессий в своей работе И.М. Ефимов. Он писал, что «термин этот возник неслучайно. Главное достояние этих людей – знания. Знания невозможно отнять, поэтому

1 Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» - М., ИПК Издательство стандартов. - 1995 (Классификатор). – С.246.

2Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / под ред. Н.А. Михалевой. - М. - 2008. - С. 352.

3Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. Издательство

«Вестника знания» (В.В. Битнера). Санкт-Петербург. - 1912. – С.321.

 

образованный человек меньше зависит от злой судьбы или от злого нанимателя. Оттого-то он и кажется остальным людям более «свободным»1.

Встречаются мнения, что нотариат является органом гражданской юрисдикции, наделенным полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота. Юрисдикция, как правовая категория, представляет собой предусмотренные законом или другим правовым актом правомочия, полномочия государственного органа давать оценку правомерности или неправомерности действий юридических или физических лиц, разрешать юридические споры, применять санкции к лицам, нарушающим законы и нормы права2. Касаемо нотариусов нужно заметить, что они не обладают правом применения санкций и осуществляют свои функции только по отношению к делам бесспорного характера. Вступая в публично-правовые отношения с

обратившимся за помощью лицом, нотариус не имеет возможности применять к нему уголовные, административные или дисциплинарные меры воздействия3.

К тому же нужно отметить, что, несмотря на осуществление функций от имени государства, нотариат как действующая на принципах самоуправления организация, не может входить в систему государственных органов. Выделяют три важнейших элемента власти: право законодательной инициативы, право контроля за деятельностью других органов, правом принуждения. Ни одним из этих элементов нотариат не обладает. Государство наделяет свои органы государственно - властными

1Ефимов И.М. Стыдная тайна неравенства. - М. - 2006. - С. 63-64.

2Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.

- М. - 2006. - С. 76.

3Румянцева В.Г., Тутинас А.В. Институт нотариальной деятельности: понятие, сущность, содержание // История государства и права. - 2009. - N 6. - С.14.

 

полномочиями, то есть правом принимать общеобязательные решения. Нотариус набором властных полномочий не обладает1.

В структуру органов исполнительной власти законодательство нотариат не включает2.

Статья 10 Конституции РФ также не позволяет нам отнести нотариат к системе органов государства, ведь согласно ей государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (нотариальные конторы нельзя отнести ни к одной из «классических» ветвей власти).

Однако в литературе можно встретить и иное мнение, с которым трудно согласиться. Некоторые авторы определяют нотариат «как систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц»3.

Здесь следует еще отметить, что нотариус выполняет публичные

функции от имени государства и его деятельность не является предпринимательской.

ГК РФ характеризует предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг

Хышиктуев О.В. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации // Современное право. - N 11. - 2001. – С.13.

2Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 28.05.2012. - N 22. - Ст. 2754.

3 Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. - М. - 2003. - С. 673.

 

лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Признаками предпринимательской деятельности являются:

Самостоятельность, которая включает в себя имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя;

Предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Отметим, что французский экономист Р. Катильон, который считается отцом самого термина «предприниматель», одним из первых выдвинул концепцию риска как отличительной черты предпринимательской деятельности. Предприниматель рискует не только временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами - собственными и своих компаньонов или акционеров1.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое

получение прибыли.

Прибыль извлекается субъектами от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Признак профессионализма предпринимательской деятельности.

Именно отсутствие признаков риска нотариальной деятельности не позволит нам отнести ее к предпринимательской деятельности.

Особенностью нотариальной деятельности является сочетание в ней черт многих других юридических профессий, о сходствах с которыми мы упоминали ранее.

1 Макконелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. - М. - 1992. - Т. 1. – С.156.

 

Роль нотариата в современном обществе трудно переоценить. Она состоит в том, чтобы каждому заинтересованному лицу были предоставлены юридические гарантии при совершении им юридических действий. В первую очередь это относится к частноправовой сфере. Нотариат своей деятельностью обеспечивает цивилизованные формы урегулирования конкретных имущественных отношений, а также активно участвует в формировании деловой культуры предпринимательских отношений в обществе. То есть роль нотариата по обеспечению социально-экономических прав в настоящее время очень велика.

В государстве, именуемом «правовым», нотариат занимает одно из ключевых мест в системе права, законодательства, правовых институтов, правосознания и правовой культуре.

Хотя на законодательном уровне до сих пор нет четкого определения понятия нотариата, его роли, места нотариата в системе органов, обеспечивающих социально-экономические права человека и гражданина, на основании вышеизложенного мы можем сделать некоторые выводы.

Нотариат не является государственным органом, не входит в систему органов государственной власти.

Нотариат не входит также в систему правоохранительных органов.

Нотариальная деятельность не является предпринимательской.

Нотариусов нельзя отнести к лицам свободных профессий.

Вся специфика деятельности нотариата определяется сочетанием в ней черт разных юридических профессий.

При определенной схожести в деятельности судов и нотариата ни в коем случае нельзя отождествлять их.

Нотариат представляет собой правозащитный, публично- правовой институт, деятельность которого направлена на обеспечение


реализации гражданами и организациями своих конституционных прав и законных интересов.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (16.06.2017)
Просмотров: 260 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%