В системе конституционных прав социально-экономические права занимают определенное место, и их осуществление, как и всяких субъективных прав, для граждан означает возможность требовать от других лиц действий, соответствующих праву управомоченного лица1.
Вся деятельность нотариата напрямую направлена на обеспечение социально-экономических прав. То или иное направление развития нотариальной деятельности будет отражаться на обеспечении социально- экономических прав.
Попытаемся рассмотреть основные направления развития нотариальной деятельности и проанализировать, каким образом это отражается на обеспечении социально-экономических прав.
В 1993 году, с принятием Основ, произошло коренное переустройство российского нотариата. Вернулся образ нотариата, существовавшего в период с 1866 по 1917 гг., а к тому же произошло сближение с принципами построения нотариата, существующими в странах романо-германской системы. С момента принятия Основ и до настоящего времени можно твердо сказать, что нотариат стал связующим звеном между гражданским обществом и государством, которое обеспечивает частные и публичные
1 Гвоздева О.М. К вопросу о конституционно-правовом механизме обеспечения социально-экономических прав человека во внутригосударственной сфере // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - N 6. - С. 25 - 27.
интересы. У нотариата появилась возможность осуществлять публично- правовые функции в условиях, которые приближены к мировым стандартам.
Однако следует заметить, что законодательство о нотариате носит переходный характер и правовые проблемы нотариата отражают правовую ситуацию в России.
Весь современный этап развития нотариата характеризуется столкновением двух противоборствующих подходов – либерального и государственнического. Возобладание первого подхода характерно для начала 90-х ХХ века, а второй в настоящее время набирает силу и характеризуется попытками государства вернуть утраченные позиции. Сторонники либерализации указывают на то, что непременным условием повышения эффективности и качества работы нотариата является усиление саморегулирования. Однако это приведет к сокращению контролируемости со стороны государства за деятельностью нотариата, что тоже не всегда оправданно, ведь нотариус осуществляет свою деятельность от имени Российской Федерации.
Как отмечается в литературе, в настоящее время имеет место этап государственной политики контрреформирования российского нотариата и его регрессивной эволюции1. При этом делаются ссылки на принятие ряда нормативных актов, сужающих полномочия нотариата. В качестве примера можно привести отмену обязательного нотариального удостоверения доверенности на пользование и распоряжение автотранспортными средствами и отмену обязательного нотариального удостоверения сделок с землей. Некоторые ученые, отмечая антинотариальную политику государства, идут еще дальше. Так, И.Г. Медведев пишет: «В настоящее
1 Шарафетдинов Н.Ф. Нотариальный феномен в позитивистском, либертарном и юснатуралистическом типах правопонимания. От феноменологической теории к эссенциальной метатеории. - М. - 2006. - С. 10.
время можно констатировать, что нотариальная система России достигла критической точки развития, когда на повестке дня - само ее существование»1. Это утверждение представляется, мягко говоря, преувеличенным, и необходимость существования нотариата не отпадает даже с отменой обязательной нотариальной формы для некоторых договоров и доверенностей. А вот в каком виде предстанет нотариат после проведения реформ, пока остается вопросом.
В то же время Министр юстиции РФ А.В. Коновалов на заседании расширенной коллегии Минюста России по итогам работы за 2010 год более четко высказал свое мнение о перспективах перехода адвокатуры и нотариата на принципы саморегулирования: «И адвокатская, и нотариальная корпорации должны уйти от контроля Минюста и какого-либо другого органа исполнительной власти. Нужно понимать, что должны быть гарантированы высочайшие стандарты качества услуг, которые будут обеспечиваться этими саморегулируемыми сообществами профессиональных юристов. Должны быть отработаны безупречные механизмы этики, внутрикорпоративные механизмы соблюдения этих стандартов и
жесточайшей реакции при их нарушениях»2.
Современные проблемы нотариата в целом отражают правовую ситуацию, сложившуюся в России.
Можно выделить ряд проблем, требующих решения на современном этапе развития нотариата в России, среди них:
1 Медведев И.Г., Ярков В.В. Российский нотариат в изменяющейся государственной и правовой системах: современное состояние и перспективы развития. Аналитическая записка // Нотариальный вестник. - 2005. - N 3. - С. 21.
2 Берсенева Т. Минюст выдвигает реформу адвокатуры и нотариата на первый план // Право.ru. 28 февраля 2011 г. (http://www.pravo.ru/story/view/49265).
умаление на законодательном уровне роли функций нотариуса, выражающаяся в сведении его роли лишь к процедуре подписания документа и проставления печати;
интерес криминальных структур к сфере нотариата;
необходимость усиления роли государственного контроля за осуществлением нотариальной деятельности. Следует отметить, что вопрос контроля за нотариатом поднимался еще в 1995 году, когда был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о нотариате» (проект N 95009174 1).
Он так и не был подписан Президентом РФ, однако следует упомянуть одно положение, которое в нем содержалось. Как представляется, государственный контроль должен осуществлять соответствующий государственный орган, а не некоммерческая организация, которая представляет собой не что иное, как профессиональное объединение1.
Примечательно, что государственный контроль является одним из
основополагающих принципов латинского нотариата. Регулируя и контролируя должность нотариуса, государство осуществляет свою функцию гаранта конституционного права на квалифицированную юридическую помощь2.
недостаточный уровень правового информирования населения;
необходимость повышения требований к профессиональной подготовке лиц, занимающих должности нотариусов или претендующих на занятие этих должностей;
1 Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. О контроле в сфере нотариата в свете грядущей реформы // Российская юстиция. - 2011. - N 9. - С. 32 - 36.
2 О государственном контроле над нотариатом см.: Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. - М. - 2006. - С. 125 – 147.
недостаточное использование позитивного потенциала нотариата при осуществлении судебной реформы в сфере гражданской юрисдикции;
минимизированное использование потенциала системы нотариата в правоохранительной сфере;
-недостаточная разработанность процедурно-процессуальных составляющих нотариальной деятельности;
недостаточное использование потенциала нотариата в рамках осуществления фискальных функций государства;
необходимость разграничения функций и полномочий нотариата и органов, имеющих право совершения нотариальных действий.
Первоочередным вопросом, который отражает вектор развития нотариата в настоящее время, является вопрос об участии нотариата в сделках с имуществом, подлежащим государственной регистрации. Мы затрагивали вкратце этот вопрос, но теперь остановимся на нем подробнее. Отметим, что в юридической литературе встречаются разные мнения по этому поводу. Ряд авторов предлагал сузить круг сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению1. Другие, напротив, выступали
за расширение круга сделок, подлежащих нотариальному удостоверению2.
Есть ученые, высказывавшиеся за необходимость нотариального удостоверения сделок, «представляющих имущественный интерес длительного характера или затрагивающих иные значимые для субъекта интересы»3.
Итак, противники возвращения отечественного нотариата в систему
институтов, опосредующих оборот недвижимости, выдвигают следующие доводы:
1 Кулик А. Нотариальное удостоверение сделок // Эж-Юрист. - 2003. - № 37. – С.9.
2 Щенникова Л.В., Староверов А.В. Теория формы сделки и практическое гражданское законодательство // Законодательство. - 2006. - № 11. – С.25.
3 Егоров Ю.П. Конститутивная форма сделок // Закон и право. - 2004. - № 9. - С. 73.
повышение материальных издержек сторон;
повышение организационных издержек. Это связано с тем, сто установление обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью лишь усложняет процедуру перехода права, но никак не облегчает ее.
коррумпированность и некомпетентность многих представителей нотариального сообщества.
И следует заметить, что эти доводы в целом оправданы. Однако, в данном случае, как совершенно справедливо отмечает Бевзенко Р.С., следуя данной логике можно дойти до абсурда. Ведь к глубочайшему сожалению некомпетентность и коррумпированность мы можем встретить и у представителей судейского корпуса и у законодателей. Получается споры не должны рассматриваться в суде1.
Поэтому обоснованность нотариальной формы сделок с
недвижимостью от приведенных выше доводов не пропадает.
Опять-таки, вопрос стоимости нотариальных услуг может быть решен на законодательном уровне.
Среди плюсов нотариального удостоверения сделок с недвижимостью можно выделить:
-проведение правовой экспертизы документов и проверки чистоты сделки. Отметим здесь то, что те же самые агентства недвижимости, составляющие договоры купли-продажи, которые в дальнейшем благополучно проходят государственную регистрацию, совершенно безразлично относятся к возможным нарушениям и преследуют лишь цель извлечения прибыли. На практике очень часто происходит следующая ситуация. Стороны заключают договор купли-продажи квартиры, которая
1 Бевзенко Р.С. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество: проблемы и пути решения // Вестник гражданского права. - 2012. - N 1. - С. 4 - 34.
ранее была приватизирована на несколько собственников, а кто-то из членов семьи отказался от приватизации в пользу одного из собственников. Никто не разъяснит покупателю, что отказавшийся от приватизации член семьи сохранит право пользования данной квартирой вне зависимости от смены собственника. И начинаются бесконечные судебные тяжбы. Все это в конечном итоге приводит к дестабилизации рынка недвижимости.
- ответственность нотариуса;
обеспечение равных условий для всех участников рынка недвижимости вне зависимости от их материального положения и/или правовой осведомленности1;
снижение количества споров в суде.
Отмечается также, что отсутствие обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью может также негативно повлиять и на международный авторитет Российской Федерации, так как ни одна страна, входящая в континентально-европейскую систему права, не имеет норм о заключении сделок с недвижимым имуществом в простой письменной форме.
Представляется, что основной задачей законодателя является отыскание компромиссного решения, основанное не на противопоставлении систем нотариата и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а на их взаимодействии.
Здесь следует отметить, что нотариальному сообществу также необходимо выработать единую позицию по данной проблеме, так как без наличия таковой российскому нотариату не стоит рассчитывать не только на
Герасимова Г.К. Основные задачи нотариата в сфере оборота недвижимости // Нотариальный вестник. - 2013. - № 1. - С. 16.
поддержку Правительства и депутатского корпуса, но и на позитивные сдвиги в других вопросах, напрямую затрагивающих деятельность нотариальных контор1.
Отметим, что вопрос реформирования нотариата обсуждается уже давно и необходимость в этом назрела тоже давно. Первые шаги реформирования гражданского законодательства начались для нотариального сообщества еще в 2009 году.
Так, в частности, был принят Федеральный закон № 312-ФЗ от 30.12.2008 года «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данный Федеральный закон закрепил нотариальное удостоверение сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества. Ранее в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» подобная сделка могла быть заключена в простой письменной форме2. Также нововведением является то, что на нотариуса данным ФЗ была возложена ответственность за проверку юридической чистоты сделки.
В течение всего 2012 года шли дискуссии о проекте изменений Гражданского кодекса, который рассматривался как исторический переход к модели активного нотариата. Законопроект был принят пока только в первом чтении. Как отмечает Константин Катанян, «торможение рассмотрения данного законопроекта связано с активными лоббистскими действиями
1 Бегичев А.В. Создание единой информационной системы нотариата России // Нотариальный вестник. - 2013. - № 2. - С. 20.
2 Бегаева А.А. Корпоративные слияния и поглощения: проблемы и перспективы правового регулирования / отв. ред. Н.И. Михайлов. - М. - 2010. - С. 256.
представителей крупного бизнеса, агентств недвижимости, а также компаний, оказывающих юридические услуги»1.
По поводу дальнейших направлений развития нотариата высказываются порой диаметрально противоположных подходы. Как отмечают в своей статье В.В. Ярков и И.Г. Медведев «в зависимости от
«победителя» в этом, практически мировоззренческом, споре определяются будущее профессии как таковой, ее сущностные и формально-юридические параметры на долгие годы вперед»2.
Обеспечение юридической безопасности в сфере оборота недвижимости представляется сегодня одной из наиболее важных задач, которые необходимо решить в свете реформы гражданского законодательства. И здесь нотариат должен будет играть одну из ведущих ролей.
В научной литературе отмечается, что дальнейшее развитие нотариата должно идти по пути расширения полномочий нотариусов, перехода к активной модели нотариата3. Данная позиция нашла свое отражение в проекте федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Там наряду с совершением нотариальных действий вводится такие самостоятельные направления нотариальной деятельности, как участие в урегулировании конфликтных ситуаций посредством процедуры медиации, консультирование по вопросам осуществления прав,
1 Катанян К. Вступительное слово // Нотариальный вестник. - 2013. - № 2. - С. 4.
2 И.Г.Медведев, В.В.Ярков. ……..// Нотариальный вестник. - 2012. - № 10. - С.1.
3Ярков В.В. От бюрократическому к активному нотариату (актуальные проблемы нотариального права) / Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15–16 февраля 2007 г., Москва). - С. 109–111.
организация переговоров между лицами, совершающими нотариальные действия, использование примирительных процедур1.
Президент Московской городской нотариальной палаты В.В. Ралько отмечает, что «...развитие медиации в нашей стране окажет плодотворное влияние на всю правовую систему. Внедрение медиации позволит разгрузить нашу судебную систему от большого количества споров, которые потенциально могут быть разрешены мирным путем»2.
Медиация можно охарактеризовать как самостоятельное разрешение
конфликта его сторонами при поддержке нейтрального третьего лица, которое не обладает полномочиями по разрешению спора. В этом состоит отличие медиатора от судей и посредников. Отличительной чертой деятельности медиатора в отличие от деятельности посредника является оказание помощи при поиске сторонами решения, которое было бы ориентировано не столько на их требования, сколько на интересы, лежащие в основе их позиций3.
ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации)» определяет медиатора как «независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора»4.
Иногда понятия посредник и медиатор определяют как синонимы, однако, это не совсем так и понятие посредник более широкое. Об этом, в
1Погосян Е.В. Модернизация современного нотариата: приоритеты и стратегия // Нотариальный вестник. - 2012. - № 10. - С. 14.
2 Ралько В.В. Медиация. Сущность и технология // Нотариальный Вестник. - 2009. - N 1. - С. 25.
3 Ригер Г., Мим К. Нотариус в качестве медиатора // Бюллетень нотариальной практики. - 2005. - N 6. - С. 34.
4Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. - N 168. 30.07.2010.
качестве свидетелей посредники, оказывающие содействие сторонам в урегулировании спора, в том числе медиаторы, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением соответствующих обязанностей»1.
Анализ нотариальной деятельности позволяет выделить все присущие медиации черты в работе нотариуса Латинского типа, к которому мы относим и российский. В первую очередь речь идет о беспристрастности нотариуса. Необходимо упомянуть и обязанность соблюдать нотариальную тайну, т.е. конфиденциальность медиации заложена в самой сути профессии нотариуса, для которого сохранение тайны является юридической обязанностью2.
В литературе отмечается возможность участия нотариусов в качестве
медиаторов при разрешении споров, вытекающих, в частности, из брачно- семейных, жилищных, наследственных правоотношений3. То есть имеется неиспользованный потенциал по обеспечению социально-экономических прав граждан и юридических лиц.
Примечательно, что еще в далеком 2001 году XXIII Конгресс Международного союза латинского нотариата среди главных проблем латинского нотариата на рубеже веков выделял вопросы о превентивной функции нотариуса и ее инструментах (совет, медиация, арбитраж)4. То есть о роли медиативных процедур в работе нотариата говорится на международном уровне, и вполне обоснованным представляется выполнение этих функций российскими нотариусами. К тому же национальным
1 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Российская газета. - N 137. 27.07.2002.
2 Яркова В.В., Медведева И.Г. Нотариат и медиация // Нотариальный вестник. - 2008. - № 9. - С. 13-21.
3 Алферов И.А. Нотариальная форма защиты и охраны права и законного интереса: автореф. дис. ...к. ю. н. - М. - 2007. - С. 16 - 17.
Медведев И.Г. Современный латинский нотариат: обзор последних решений // http://www.notiss.ru/usrimg/discours.htm.
нотариатам было рекомендовано учредить на постоянной основе институциональные арбитражи, компетентные по спорам как между клиентами, так и между нотариусами1.
Далее рассмотрим вопрос оказания квалифицированной юридической помощи нотариусами.
Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь входит в правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина, который лежит в основе правового статуса личности. Под конституционным правом каждого на получение квалифицированной юридической помощи следует понимать право каждого на обращение к лицу, оказание которым квалифицированной юридической помощи признано законодательно, в частности к нотариусу.
Юридическая помощь как общетеоретическое правовое понятие может быть определена как осуществляемое средствами юридического характера адресное невластное профессиональное и организованное содействие реализации правовых возможностей субъекта права в целях преобразования проблемной правовой ситуации и максимально благоприятного удовлетворения его индивидуальных интересов2.
Законом предусматривается также предоставление гражданам
бесплатной юридической помощи.
В действующем законодательстве появление нотариата как структуры, участвующей в оказании бесплатной юридической помощи, впервые стало возможным только в рамках Закона о БЮП. В соответствии со ст. 19 Закона3
1 Ситникова О.В. Совершенствование правоприменительной деятельности на основе формирования комплексных медиационных институтов нотариата, адвокатуры и суда // Налоги (газета). - 2009. - N 9. - С. 6.
2 Панченко В.Ю. Юридическая помощь личности (общетеоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск. - 2004. – С.126.
3 Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. - N 48. - Ст. 6725.
нотариусы действуют в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывают ее гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий1.
Законодательством установлена обязанность нотариуса осуществлять консультирование граждан по вопросам совершения нотариальных действий.
Отсюда следует, что деятельность нотариуса в рамках оказания бесплатной юридической помощи вероятнее всего ограничится вопросами, которые входят в непосредственную компетенцию нотариата. В литературе четко определяется сфера консультационной деятельности нотариата. В нее попадают проблемные вопросы наследства, семейно-брачных отношений, сделок с недвижимостью, раздела совместно нажитого имущества2.
Следует отметить, что нотариусы на практике бесплатно разъясняют
лишь сам процесс совершения того или иного нотариального действия, а все иные консультации осуществляются платно, в том числе и касаемо наследственных правоотношений.
Также необходимо отметить, что нотариус содействует осуществлению прав предпринимателей, которые также относятся к категории социально- экономических прав.
Одной из форм внесудебной защиты прав предпринимателей в литературе называют нотариальную форму3. Особенностями ее реализации являются:
предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;
не используются принципы публичности, состязательности;
нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;
1 Кирилловых А.А. Участники системы бесплатной юридической помощи: правовые аспекты организации деятельности // Право и экономика. - 2012. - N 7. - С. 10 - 18.
2 Богатырев В.Н., Барзилова Ю.В. Право граждан на юридическую помощь в условиях реформирования российского нотариата // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - N 9. - С. 69 - 73.
3 Смагина И.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. - М. - 2007. - С. 288.
юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств и др.
Нотариальная защита социально-экономических прав предпринимателей может осуществляться нотариусом посредством свидетельствования документов, при выдаче исполнительной надписи, при предъявлении чека к платежу и удостоверении неоплаты чека.
В настоящее время очень распространенным явлением стало злоупотребление статусом юридического лица. Сюда можно отнести создание фиктивных юридических лиц, рейдерские захваты, злонамеренный уход от ответственности перед кредиторами. Концепция развития законодательства о юридических лицах (проект) одной из мер, направленных на упорядочение корпоративных отношений, является обязательное участие нотариуса при совершении ряда значимых юридических действий участниками и органами юридического лица.
Нотариат представляют реальную угрозу рейдерским механизмам. Следует согласиться с мнением А.А. Шахбазяна, что «меры законодателя по включению нотариата в процесс защиты корпоративных прав не должны быть половинчатыми и ограничиваться установлением требования об обязательном свидетельствовании верности подписи в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, а также нотариальном удостоверении договора об отчуждении доли участника общества третьему лицу и отказа от права
преимущественной покупки доли»1.
Говоря о направлениях развития нотариата нельзя не остановиться на внедрении современных технологий в деятельность нотариата.
1 Шахбазян А.А. Нотариальная защита корпоративных прав // Нотариус. - 2010. - N 1. - С. 21 - 25.
В настоящее время отмечается так называемый «переход к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению»1. Нотариат не является исключением. Это является еще одним направлением развития нотариата в России сегодня, о чем мы упомянули в первой главе нашей работы. В первую очередь это касается ускоренного получения нотариусом документов из необходимых источников.
Еще в 2006 году состоялся всероссийский семинар «Внедрение и использование информационных систем и систем автоматизации делопроизводства в нотариальных палатах субъектов РФ». Это был первый семинар такого рода в России2.
В настоящее время очень актуальным стало внедрение электронного документооборота в нотариальную деятельность. Об этом в частности упоминается в проекте ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Например, ст.162 данного проекта предусматривает возможность электронной подписи нотариального акта, составляемого в электронной форме. Следует отметить, что, например, во Франции нотариат уже перешел полностью на электронный документооборот. Предполагается, что нотариусы получат право истребовать документы в электронном виде у государственных органов, физических и юридических лиц.
Изменениями в Основы законодательства о нотариате от 21.12.2013 г. нотариусу предоставлено право удостоверять равнозначность электронных и бумажных документов. В настоящее время, средствами электронной подписи обеспечены более 4500 нотариусов.
1 Яковлев В.Ф. «Давайте объединим усилия….» / Нотариат, государственная власть и гражданское общество. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15–16 февраля 2007 г., Москва). - М. - 2007. - С. 11.
2 Александров В.В. Информационные технологии на службе нотариата // Нотариальный вестник. - 2006. - № 7. - С. 8.
Интересно то, что возникновение терминов, связанных с электронными документами, относится еще к середине 70-х годов XX в. Получили использование такие термины, как «документ на машинном носителе»,
«документ на магнитном носителе». Документ на машинном носителе определялся как «документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информации электронно - вычислительной машиной»1.
В настоящее время электронный документ согласно законодательству представляет собой «документированную информацию, представленную в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах»2.
В литературе отмечается необходимость доработки данного
определения. Во-первых, понятие «электронная вычислительная машина» является устаревшим и не отражающим всей совокупности информационных технологий, используемых для создания и распространения информации в электронном виде3.
К тому же в определении указывается лишь на возможность передачи и
обработки информации в электронной форме, оставляя без внимания создание, хранение, копирование, архивирование, а также распространение такой информации.
1 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 N 28) // ИПК Издательство стандартов. - М.- 1998. – С.213.
2 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - N 165. 29.07.2006.
3 Полякова Т.А., Зимин И.В. Юридическая значимость электронных документов: проблемы правового обеспечения // Юридический мир. - 2012. - N 3. - С. 44 - 47.
Отметим, что с июня 2006 года была введена в эксплуатацию Единая Информационная Система нотариата, с которой работают все нотариусы.
В 2010 году Фондом «Центр инноваций и информационных технологий» создан Удостоверяющий центр нотариата России.
К тому же в январе 2011 начала функционировать Международная нотариальная сеть (МНС) (http://www.uinl.org), где можно узнать о действующих нормах права, доктрине и судебной практике по поставленным вопросам, о процедуре совершения нотариальных действий, содержании нотариальных актов и их реквизитах, а также о компетенции органов (и/или должностных лиц) того или иного государства1.
Примечательно, что с развитием информационных технологий уже
давно назрела необходимость эффективной защиты прав и законных интересов участников электронного документооборота, а также лиц, чьи авторские права либо честь, достоинство и деловая репутация пострадали в результате правонарушений в интернет-пространстве2. Здесь необходимо подчеркнуть, что защита авторских прав в сети Интернет ставит не только юридические, но и технические вопросы. Это связано с тем, что контролировать использование произведений в Интернете очень сложно, в связи с чем самые удачные нормы авторского права не смогут работать в полную силу без применения дополнительных, нерегулируемых методов защиты3.
Поэтому очень важным становится нотариальное обеспечение
доказательств на досудебной стадии по спорам, связанным с правонарушениями в мировой сети, хотя нотариусы малоактивно
1 Наумкин Е.О. Нотариат против мошенников // Административное право. - 2011. - N 1. - С. 83 - 94.
Сергеева К.А. Обеспечение доказательств в законодательстве о нотариате // Арбитражный и гражданский процесс. - 2012. - N 3. - С. 26 – 31.
3 Данилина И.В. Информационные отношения в сети Интернет по поводу объектов авторских прав // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - N 4. - С. 51 - 56.
содействуют сторонам в этом вопросе. Основной причиной этого является
«незнание того, как правильно зафиксировать увиденное или услышанное в Интернете»1. Причем наметилась тенденция к увеличению обращений к нотариусам для фиксации информации, находящейся в Интернете2. Обеспечение доказательств в Интернете в течение последнего времени становится все более востребованным нотариальным действием. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что достаточно часто по делам о защите авторских прав, прав на товарные знаки, прав на доменные имена,
прав акционеров, защите чести, достоинства и деловой репутации, признании права собственности, в связи с неисполнением обязательств по договорам, нарушением коммерческой тайны в качестве доказательства встречаются нотариальные протоколы осмотра интернет-сайтов. Способы обеспечения доказательств из сети Интернет имеют ряд практических особенностей. Согласно положений Основ законодательства о нотариате, нотариус не обеспечивает доказательств по делу, которое в момент обращения заинтересованных лиц к нотариусу находится в производстве суда или административного органа. Отметим, что нотариальное действие по обеспечению доказательств может быть совершено нотариусом не только в день обращения лица за его совершением, но в любой другой день после такого обращения. При этом лицо, обратившееся к нотариусу за обеспечением доказательств, в этот же день вправе в целях защиты своих
прав подать в суд иск или заявление3. Здесь следует отметить также, что
установить наличие соответствующего судебного или административного
1 Погуляев В.В. Обеспечение доказательств нарушений авторских прав в Интернете нотариусами // http:// notary-krsk.ru/ content.php?article.95
2 Бегичев А.В. Обзор судебной практики по вопросам обеспечения доказательств нотариусами // Нотариальный вестник. - 2011. - N 5. - С. 41.
3 Письмо ФНП от 13.01.2012 N 12/06-12 «Об обеспечении нотариусом доказательств» // Нотариальный вестник. - 2012. - № 4. - С.24.
производства на определенную дату не может быть достоверно установлено на основании каких-либо официальных документов.
О необходимости создания общероссийского единого реестра завещаний говорилось уже давно. 02.10.2012 года был принят ФЗ-166, который затронул вопрос создания реестра, однако до настоящего момента в силу данный закон не вступил.
Присоединение к Базельской конвенции о регистрации завещаний от 16 мая 1972 года в настоящее время представляется вполне обоснованным и логичным. Это позволило бы регламентировать порядок получения сведений из аналогичных национальных реестров других государств, присоединившихся к Конвенции1. Это является актуальным при ведении международных наследственных дел. Конвенция позволяет избежать ситуации, когда о завещании не будет известно в другом государстве.
Национальные правовые реестры, среди которых реестры недвижимого имущества, завещаний, юридических лиц служат одной из основ нормального функционирования юридической системы государства. Независимо от места и времени совершения завещания реестр позволяет обеспечить наступление правовых последствий, в нем предусмотренных.
Еще в 1961 году была создана первая система регистрации завещаний. Это имело место в канадской провинции Квебек. В настоящее время участниками Конвенции является уже более 10 стран.
Несомненно, что грамотное использование современных технологий окажет положительное воздействие на обеспечение социально- экономических прав.
1 Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. 2-е изд. - М.
- 2005. - С. 272.
Говоря о дальнейших перспективах развития нотариата в России нельзя не сказать о том, что необходимо окончательно отказаться от бюджетной модели нотариата. Это наконец-то позволит решить проблему двойственности статуса нотариуса, а к тому же позволит приблизиться к стандартам Международного союза латинского нотариата.
Безусловно, актуальным для защиты социально-экономических прав является вопрос международного сотрудничества в сфере нотариата. Международное правовое сотрудничество основано на Конституции РФ, международных договорах Российской Федерации, договоренностях, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах Министерства юстиции Российской Федерации1.
Специфика данных отношений заключается в том, что в данной сфере
необходимо обеспечение прав и законных интересов одновременно и российских и иностранных граждан при строгом следовании положениям соответствующих соглашений. Здесь также необходимо отметить, что ряд документов, применяемых за границей, по форме, содержанию, названию существенно отличается от документов, принятых в правовом обороте России.
Стремительное развитие международных отношений вызывает необходимость оказания межнациональной квалифицированной правовой, в том числе нотариальной, помощи. Следует отметить, что на развитие института международной нотариальной помощи существенное влияние оказывает политическая обстановка. В литературе отмечается также, что в
1 Османов Т.С. Практические вопросы применения судами Российской Федерации международных соглашений: справочно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М. - 2011. - С. 384.
настоящее время отмечается тенденций умаления значения ряда основополагающих международных договоров, что негативным образом отражается на институтах обеспечения прав и законных интересов населения многих стран1.
Среди международных нормативных актов, затрагивающих
международное взаимодействие нотариата можно выделить такие как: Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, Минская конвенция - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и т.д.
Следует также отметить, что в ряде международных конвенций по вопросам, связанным с нотариатом, Россия участия не принимает.
Пожалуй, самым ярким примером международного сотрудничества в области нотариата является деятельность Международного союза Латинского нотариата. В настоящее время он объединяет более 75 членов. Деятельность союза направлена на содействие сближению нотариального законодательства стран, входящих в сообщество, а его целью является распространение латинского нотариата.
Для российского нотариата международное сотрудничество является очень актуальным. С распадом СССР складывалось множество ситуаций, когда родственники оказывались проживающими в разных государствах. Соответственно в случае смерти одного из родственников возникали вопросы наследования. В дальнейшем российские граждане стали приобретать
Дударев А.В. Об актуальности научных исследований межнационального взаимодействия нотариата // Нотариус. - 2009. - N 4. - С. 9 - 11.
недвижимость в дальнем зарубежье и это тоже требовало международного сотрудничества в сфере нотариата.
Следует отметить, что у РФ уже имеется положительный опыт международного сотрудничества в сфере нотариата с Королевством Испании и Францией. С 2003 года регулярно проводятся различные семинары, обсуждаются существующие проблемы, перспективы дальнейшего развития, происходит обмен накопленным опытом. Здесь следует, все - таки отметить, что ряд этих международных соглашений носит лишь декларативный характер и состоит лишь из абстрактных формулировок. Поэтому необходимо наполнять их более конкретным содержанием с целью определения конкретных форм сотрудничества.
Таким образом, можно сделать вывод, что тот или иной вектор развития нотариата непосредственно отражается на степени обеспечения социально-экономических прав.
Во-первых, одним из ключевых вопросов в настоящее время является вопрос об участии нотариата в совершении сделок с имуществом, подлежащих государственной регистрации. Анализ позиций сторонников и противников возврата к обязательной нотариальной форме таких сделок позволяет сделать вывод, что возврат к обязательной нотариальной форме позволит наиболее полно обеспечивать социально-экономические права, уменьшит количество судебных разбирательств, защитит граждан от недобросовестных представителей рынка оказания юридических услуг.
Очень актуальным в настоящее время является вопрос обеспечения прав при осуществлении предпринимательской деятельности, относящихся к категории социально-экономических. Представляется, что возможности нотариата в данной сфере использованы далеко не в полном объеме.
Наиболее обоснованным в настоящее время является переход к активной модели нотариата. Актуальным и целесообразным является участие
нотариуса в урегулировании конфликтных ситуаций посредством процедуры медиации, консультирование по вопросам осуществления прав, организация переговоров между лицами, совершающими нотариальные действия, использование примирительных процедур.
Использование современных технологий в нотариате является также одним из перспективных направлений развития и напрямую также отражается на качестве предоставления нотариальных услуг, а соответственно и на обеспечении социально-экономических прав. Здесь следует упомянуть, что необходима соответствующая законодательная база для применения современных технологий, которая на настоящее время отсутствует.
Одним из новшеств современной деятельности нотариата является включение его в систему органов, осуществляющих оказание бесплатной юридической помощи. Это стало возможным в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Хотя, как нами уже отмечалось, оказание бесплатной юридической помощи нотариусами, скорее всего, ограничится вопросами наследства, семейно-брачных отношений, сделок с недвижимостью, раздела совместно нажитого имущества.
Несомненно, что одним из перспективных направлением развития нотариата является международное сотрудничество в сфере нотариата. Однако необходимо свести сотрудничество не только к подписанию формальных документов, а к конкретному взаимодействию по конкретным вопросам и проблемам.
По какому пути пойдет законодатель, по пути сужения полномочий нотариата и дальнейшему его вытеснению из гражданского оборота, либо расширит полномочия, приведет законодательство в соответствие с
современным уровнем развития общественных отношений предположить трудно. Но следует подчеркнуть, что наиболее полно нотариат может обеспечивать социально-экономические права, только обладая реальными полномочиями в сфере гражданского оборота.
|