Реформирование российского нотариата последнее время представляет большой интерес, как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков. Следует отметить, что успешное проведение реформирования нотариата возможно только с учетом общих закономерностей развития рассматриваемого правового института. Нами уже неоднократно упоминался проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности», однако это единственный документ, затрагивающий реформирование нотариата в России. Министерством юстиции РФ был опубликован проект Государственной программы РФ «Юстиция», в которой развитию нотариата уделяется достаточно большое внимание.
В качестве основных направлений реформирования нотариата данный проект выделяет:
введение на всей территории Российской Федерации единой небюджетной модели нотариата;
оптимизация процедуры допуска к профессии нотариуса;
подробная регламентация организации нотариальной деятельности;
обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций:
детальная регламентация процедуры (правил) совершения всех нотариальных действий;
совершенствование контроля в сфере нотариата.
4 апреля 2013 года данная программа была утверждена.
Теперь попытаемся проанализировать действующее законодательство в сравнении с проектом, учитывая положения данной государственной программы.
Основы законодательства о нотариате постоянно подвергаются изменениям в той или иной части, однако представляется, что только комплексный подход к решению вставших перед нотариатом проблем, позволит добиться положительного результата.
Начать сравнительный анализ положений действующих Основ и проекта Федерального закона о нотариате следует сразу с определения понятия «нотариат».
В отличие от действующих Основ проектом нотариат определяется как
«профессиональное сообщество нотариусов, действующих на единой организационной основе».
Это означает полное упразднение действующих государственных нотариальных контор. Нами уже затрагивался этот вопрос, добавим лишь то, что по сведениям Министерстве юстиции Российской Федерации на финансирование госнотконтор было затрачено 64 млн. рублей, а государственная пошлина, взысканная нотариусами, работающими в госнотконторах, составила 45 млн. рублей1.
Здесь можно также добавить, что государство несет ответственность в
случае совершения нотариусом, работающим в госнотконторе, нотариального действия, противоречащего законодательству Российской
1 Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2013 N 517-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»» // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. - N 14. - Ст. 1743.
Это негативным образом отразится на восстановлении нарушенных прав граждан.
Далее, на чем бы хотелось заострить внимание это ст.4 проекта, закрепляющая задачи нотариата. Первой задачей, которая указывается в проекте, является оказание квалифицированной юридической помощи, предусмотренной ст.48 Конституции РФ.
Это представляется не вполне логичным в силу того, что согласно ст.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»1 оказание квалифицированной юридической помощи является первостепенной задачей именно адвокатуры. При этом нельзя не отметить, что нотариальная деятельность является важной формой оказания квалифицированной юридической помощи.
Здесь интересно обратить внимание еще вот на какую деталь. Как отмечает М.И. Сазонова, «за год нотариусы совершают порядка 100 миллионов нотариальных действий, из них около 70 процентов приходится на простейшие виды нотариальных действий. То есть работа нотариуса перестала быть интересной по содержанию»2. Суть состоит в том, что при постановке новых задач нельзя забывать о прежних, так и не решенных.
Следующим моментом, подлежащим рассмотрению, является вопрос этики нотариуса.
Этические принципы являются очень важным элементом латинской система нотариата. В 1995 году был в 1995 г. был утвержден Европейский кодекс нотариальной этики. Собранием представителей нотариальных палат
1 Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.06.2002. - N 23. - Ст. 2102.
2 Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования (Материалы Круглого стола 4 февраля 2010 г.) // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - 2010. - С. 9.
субъектов Российской Федерации был утвержден Профессиональный кодекс нотариусов РФ1.
Как справедливо отмечает А.А. Малиновский: «Этический кодекс является важнейшим нормативным актом, регламентирующим профессиональную деятельность наравне с действующим законодательством. Его знание и соблюдение - это не только условие профессионального успеха и быстрого карьерного роста для каждого специалиста, но и настойчивое требование общества ко всем представителям социально значимых профессий»2.
Одновременно с подготовкой нового закона о нотариате ведется работа
o пересмотре Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации с целью приведения его в соответствие с положениями будущего закона3.
Проектом на нотариуса возлагается обязанность соблюдения этических норм и во внеслужебных отношениях. Это повышает требования к нотариусам в рамках общественной жизни и представляется вполне целесообразным.
Еще одной новеллой проекта является то, нотариальному акту придается доказательственная сила, что предполагает освобождение от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе. Нормативно устанавливая доказательственную силу нотариальных документов, предложенная норма
1 Романовская О.В. Кодекс профессиональной этики нотариусов в системе российского законодательства // Нотариус. - 2011. - N 5. - С. 2 - 5.
2 Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. - 2008. - N 4. - С.3.
Черемных Г.Г. Дисциплинарным или все-таки Этическим должен быть кодекс нотариуса? // Юридический мир. - 2012. - N 4. - С. 41 - 44.
фактически фиксирует презумпцию законности и достоверности нотариального акта1.
Следует отметить, что опыт придания нотариальным актам доказательственной силы давно имеется в европейских странах.
Однако, следует отметить, что введение данной нормы должно повлечь изменения и в нормах иных отраслей права. Это обусловлено тем, что процессуальное законодательство исходит из системы свободной оценки доказательств. То есть ни одно доказательство не имеет заранее установленной юридической силы.
Таким образом, положения ст.61 ГПК РФ и ст.69 АПК РФ необходимо будет дополнить формулировкой «Факты, установленные нотариальным актом, обязательны для суда и освобождаются от дальнейшего доказывания».
Здесь необходимо обратить внимание на то, что принятие судом нотариального акта без дальнейшей проверки возможно в том случае, если нотариус проверяет как правовые стороны, так и фактическую достоверность сведений, представленных на утверждение2.
К тому же нужно отметить, что заинтересованное лицо получит право
обратиться в суд с заявлением о подложности нотариального акта.
Вышесказанное только подтверждает целесообразность параллельного реформирования гражданского законодательства и законодательства о нотариате.
Одним из внесудебных способов изъятия имущества путем обращения взыскания по обязательствам является совершение нотариусом исполнительной надписи, которая определятся как распоряжение нотариуса о
1 Корсик К.А. Доказательственное значение нотариально оформленных документов в российском гражданском судопроизводстве // Нотариус. - 2011. - N 1. - С. 5 - 8.
2 Интервью с председателем Правления Фонда «Институт развития нотариата», членом Правления Ассоциации юристов России, нотариусом г. Москвы доктором юридических наук К.А. Корсиком // Юридический мир. - 2011. - N 4. - С. 4 - 9.
принудительном взыскании с должника денежных сумм или какого-либо имущества1.
Проект придает исполнительную силу практически всем нотариальным актам без обращения к суду, за исключениями, установленными ГК РФ.
Перечень нотариальных актов, указанных в проекте, в полной мере соответствует видам сделок, наиболее востребованных в гражданском обороте.
Следует отметить, что в ныне действующих Основах исполнительная сила нотариальных актах закреплена в ограниченном масштабе.
Придавая исполнительную силу нотариальным актам, законодатель облегчит процедуру взыскания задолженности по обязательствам, основанным на нотариальном договоре.
Безусловным плюсом проекта являются положения ст.17. Они возлагают на нотариуса обязанность сбора необходимых для совершения нотариальных действий сведений. В действующих Основах на нотариуса возложена обязанность лишь разъяснить права и обязанности, а также последствия совершения нотариального действия.
Новое положение направлено на построение активной модели нотариата и основано на принципе одного окна. Это безусловно упростит процедуру получения тех или иных документов для граждан, что особо актуально для лиц преклонного возраста.
Еще одной новеллой проекта является рассмотрение вопроса материальной поддержки нотариусов, осуществляющих деятельность в малонаселенных и труднодоступных районах.
1 Вайнштейн Г. Исполнительная надпись нотариуса - документ для принудительного исполнения // Российская юстиция. - 2006. - N 5. - С. 27.
Планируется создание фонда поддержки нотариусов, работающих в труднодоступных и малонаселенных населенных пунктах. Это направлено на то, чтобы обеспечить нотариальными услугами всю территорию России.
Этот же вопрос не остался без внимания разработчиков государственной программы «Юстиция». Данная программа предусматривает ряд мероприятий, направленных на решения данной проблемы. Среди них можно выделить:
установления обязанности нотариальных палат в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты по оказанию помощи в обеспечении нотариальной деятельности нотариусов, работающих в указанных районах (приобретение, аренда помещений для размещения нотариальной конторы, предоставление нотариусу оргтехники, реестров, журналов, средств связи, финансовое дотирование);
установления преимущественного права нотариусов, отработавших не менее трех лет в указанных районах, на замещение вакантной должности нотариуса в экономически развитых районах этого субъекта Российской Федерации;
расширения территории деятельности нотариусов;
установления в законе обязанности нотариусов в субъекте Российской Федерации выезжать периодически в отдаленные районы их нотариального округа;
сохранения права совершения отдельных нотариальных действий за должностными лицами местного самоуправления.
Проект нового закона не оставил без внимания также вопрос повышения квалификации нотариусов. На них согласно ст.28 Проекта возлагается такая обязанность. Это вполне разумная норма. Например, ФЗ
«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в ст. 7 предусматривается такая же обязанность для адвокатов.
Закрепление такой обязанности должно повысить качество предоставляемых нотариусом услуг, что бесспорно следует отнести к плюсам Проекта.
Статья 11 Основ закрепляет возможность нотариуса иметь личные бланки. Проектом же предусматривается обязанность использования для совершения нотариального действия единого бланка, обладающего определенными степенями защиты. Практика применения таких бланков уже существует с 2010 года. В частности наибольший опыт по данному вопросу принадлежит нотариусам г.Москвы.
Применение бланка единого образца вполне обоснованно и целесообразно и приводит к унификации нотариального делопроизводства. К тому же он обладает определенными степенями защиты, что затрудняет его подделку. Примечательно, что защита бланка начинается еще на стадии разработки дизайна документа с создания уникальной гильоширной сетки- тончайших пересекающихся линий, образующих ритмичный фоновый рисунок.
Также среди защитных технологий можно выделить:
ирисовые раскаты;
-специальные дефекты;
скрытые изображения.
Данное нововведение позволит повысить уровень правовой безопасности, а также осуществления контроля за оборотом нотариальных актов.
В отличие от действующих Основ Проект содержит требования, предъявляемые к нотариальной конторе.
Итак, нотариальная контора должна обеспечивать свободный доступ гражданам, соблюдение нотариальной тайны, сохранность архивного фонда.
Примечательно, что требования к нотариальным конторам, отсутствующие в Основах, мы можем найти в региональном законодательстве. Например, в Законе Еврейской автономной области от 19 июля 2000 г. «Об организации нотариальной деятельности в Еврейской автономной области» указывается: «Для совершения нотариальных действий нотариус обязан иметь помещение (контору, бюро, нотариальный офис...) на территории нотариального округа, в котором он назначен на должность. Помещение должно быть пригодно для приема посетителей, а также соответствовать требованиям соблюдения тайны совершения нотариальных
действий и сохранности нотариальных документов»1. В соответствии со ст. 4
нотариус обязан обеспечить наличие вывески на здании, где располагается контора. Вывеска должна содержать сведения о статусе конторы (государственная нотариальная контора или нотариус, занимающийся частной практикой), а также сведения о режиме работы. Информация о предоставляемых услугах, размере и порядке их оплаты должна быть в доступной форме доведена до посетителей конторы.
Среди предлагаемых нововведений можно отметить также значительное повышение требований к лицам, претендующим на статус нотариуса.
Основы такими требованиями называют:
гражданство Российской Федерации;
высшее юридическое образование;
стажировка сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой;
сдача квалификационного экзамена;
1 Романовская О.В. Нотариальное право: региональный аспект // Нотариус. - 2010. - N 1. - С. 27 - 31.
наличие лицензии на право нотариальной деятельности. Проект, в свою очередь, называет следующие требования:
гражданство Российской Федерации и постоянное проживание на территории российской Федерации;
высшее юридическое образование с квалификацией «специалист»,
«магистр», стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет;
возраст не менее 25 и не более 60 лет;
прохождение профессиональной стажировки;
наличие квалификационного свидетельства;
стаж работы помощником нотариуса не менее 2 лет;
прохождение конкурсного отбора.
Отметим, что проект затронул и рассмотренный нами ранее вопрос состава квалификационной комиссии при сдаче экзамена и предлагает наряду с представителями нотариата и органа юстиции включать в состав комиссий представителей судейского сообщества и научной юридической ответственности. К тому же проект детально регламентирует порядок допуска к квалификационному экзамену и порядок сдачи экзамена, которые ранее регламентировались ведомственными актами. В частности установлена как бы двухстадийная сдача экзамена: письменные ответы на вопросы и устный опрос.
Невозможность выполнения своих обязанностей нотариусом достаточно долгий период времени по тем или иным объективным причинам породило необходимость закрепления в Проекте института приостановления полномочий нотариуса. Этот институт существует и за рубежом. В частности в Китае случае нарушения нотариусом закона или дисциплины Комиссия по дисциплине Судебного Юаня может наложить на нотариуса взыскание в виде
выговора, штрафа, приостановления полномочий или освобождения от должности1.
Можно выделить следующие случаи приостановления полномочий нотариуса:
избрание нотариуса в законодательный орган государственной власти;
избрание меры пресечения в виде заключения под стражу;
отсутствие у нотариуса нотариальной конторы и т.д.
Здесь же следует сразу отметить, что проект расширил также основания для прекращения полномочий нотариуса. Среди отсутствующих ныне в Основах
оснований выделим:
наделение полномочиями нотариуса в другом нотариальном округе;
достижение 70 летнего возраста и т.д.
Проектом также расширены основания для лишения полномочий нотариуса. Отметим, что случаи лишения права заниматься нотариальной деятельностью в практике имеются. Так, Московский городской суд в своем Определении от 14.08.2012 N 4г/5-7221/12 указал, что «Нотариус правомерно лишена права нотариальной деятельности с изъятием приказа о назначении на должность нотариуса, удостоверения нотариуса, лицензии на право нотариальной деятельности, гербовой печати, нотариального архива и нарядов согласно номенклатуре дел, поскольку она неоднократно допускала нарушения и однократные грубые нарушения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, а по смыслу ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, при наличии достаточных оснований,
1 Мизинцев Е.Н. Латинский нотариат в странах Восточной и Юго-Восточной Азии // Нотариус. - 2012. - N 1. - С. 38 - 47
как-то: неоднократные нарушения законодательства либо однократное грубое нарушение законодательства, свидетельствующие о недопустимости сохранения за нотариусом права осуществлять нотариальную деятельность, освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности по ходатайству нотариальной палаты»1.
Существуют примеры лишения полномочий и по другим основаниям.
Так, Пресненский районный суд Москвы 18 мая 2012 года признал столичного нотариуса Карнаухову виновной в совершении преступления по ч. 1 ст. 318 УК РФ - применение насилия, не опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Ей было назначено наказание в виде штрафа в
150 тыс. руб. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Мосгорсуда от 10 октября 2012 года приговор Пресненского райсуда был оставлен без изменения и вступил в силу. В связи с этим 1 ноября Московская городская нотариальная палата приняла решение об обращении в Королевский городской суд о лишении Карнауховой права нотариальной деятельности. МГНП просила суд изъять у нее гербовую печать нотариуса, удостоверение нотариуса, лицензию на право нотариальной деятельности, нотариальный архив согласно номенклатуре дел и передать их в нотариальную палату, по основаниям ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате. 12 апреля 2013 г. суд в заочном порядке рассмотрел заявление
Московской городской нотариальной палаты и удовлетворил его2.
Итак, Проектом предусмотрены следующие новые основания для лишения полномочий нотариуса:
1 Кабанов О.М. Статья 12 «Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий» Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Подборка судебных решений за 2012 год) // Нотариус. – 2012. - №11. – С.31.
2 Определение Судебной коллегии по уголовным делам Мосгорсуда от 10 октября 2012 // http://regforum.ru/showthread.php?t=121193
нарушение закона при наделении полномочиями нотариуса;
состояние здоровья, препятствующее осуществлением нотариусом профессиональной деятельности;
совершение проступка, порочащего честь и достоинство нотариуса, нарушающего требования Кодекса профессиональной этики нотариусов и т.д.
Все это направлено на недопущение использования нотариальной профессии в преступной деятельности.
Следующей новеллой может стать создание гарантийной кассы нотариата, что также предусмотрено в Проекте. Создание данной кассы направлено на возмещение вреда, причиненного нотариальной деятельностью имуществу граждан и организаций. В данном случае обеспечивается несколько уровней имущественных гарантий в случае совершения нотариальной ошибки:
личное страхование нотариуса;
коллективное страхование нотариальных палат;
гарантийная касса ФНП;
личная имущественная ответственность нотариуса.
Именно из этой кассы в случае недостаточности средств у самого нотариуса, будут осуществляться выплаты пострадавшей стороне.
Таким образом, нотариат обеспечивает гарантии сторонам и чистоту правоотношений1.
Если в настоящее время порядок совершения нотариальных действий, совершаемых разными субъектами, регулируется разными нормативными актами: для нотариусов – Основы; должностными лицами консульских учреждений – законодательные акты РФ; для глав местных администраций –
1 Интервью с президентом Федеральной нотариальной палаты России Марией Ивановной Сазоновой // Юридический мир. - 2012. - N 1. - С. 4 - 7.
Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции РФ1, то проект устанавливает единый порядок нотариального производства.
Положительной стороной данного изменения может стать равный уровень правовой обеспеченности граждан и организаций вне зависимости от того какой субъект совершает нотариальное действие. Волне логичным представляется применение единых стандартов, независимость при совершении нотариальных действий, обязательное соблюдение определенной процедуры.
К тому же необходимо заметить, что Проектом более детально регулируется вся нотариальная деятельность в целом, появляются новые виды нотариальных действий.
Все это бесспорно является положительным направлением для развития нотариата в России.
|