Вторник, 26.11.2024, 18:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Классные чины государственной гражданской службы РФ: понятие, правовое значение, элементный состав системы их присвоения

Прохождение гражданской службы включает в себя не только назначение на должность гражданской службы, но и присвоение гражданскому служащему классного чина, который, как отмечает В.Б. Гайдов, в отличие от должности гражданской службы, не является элементом структуры государственного органа, а присваивается по должности персонально[1]. Именно классные чины и связанные с ними материальные и духовные блага являются тем стержнем, на котором основывается карьера гражданского служащего. В связи с этим рассмотрение вопроса о понятии и правовом значении классного чина, элементах системы их присвоения необходимо начать с определения таких правовых категорий, как «чин», «классный чин».

В словарях и энциклопедиях термин «чин» трактуется как ранг, специальное звание, служебный разряд, присваиваемый государственному служащему, чиновнику, с которым связаны определенные права и обязанности[2].

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона чин определяется как «звание, в постепенной последовательности присваиваемое лицам, проходящим государственную службу, и сообщающее им определенные права и обязанности»[3].

В.И. Даль определял чин как степень жалованного служебного значения, достоинства, класс[4].

Большая советская энциклопедия трактует чин как «служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные должностные права и обязанности»[5].

По мнению А.А. Гришковца, чин отражает квалификацию лица, которое его имеет, точно указывает место служащего в служебной иерархии[6].

С.С. Студеникин, рассматривая значение классного чина, отмечал, что он необходим не только для укрепления служебной дисциплины, повышения служебного авторитета государственных служащих, но и отражает специальную квалификацию государственного служащего, его должность, положение и служебный стаж, его авторитет как служащего того или иного государственного органа. Автором особо отмечается необходимость точной регламентации порядка прохождения государственной службы, соответствия между классным чином государственного служащего и занимаемой должностью[7].

По мнению А.И. Турчинова, чин «выражает собой не только знак гражданского достоинства, установленный законом, но и считается заслуженной наградой, даруемой от верховной власти в государстве исполнителям ее воли за добросовестные их труды на действительной службе, - наградой, которая сверх того имеет целью возбудить в прочих таких же деятелях благородное соревнование и чувство чести»[8].

Как отмечает Ю.П. Рябинин, классный чин гражданской службы «в известной мере позволяет судить о соответствующей степени и уровне профессиональной подготовленности гражданского служащего к данному виду службы, сложности, ответственности и условиях выполняемой работы, соответствии квалификационным требованиям»[9].

А.Ф. Ноздрачев определяет понятие «классный чин государственного служащего» как «персонально присваиваемый на основании аттестации или по результатам государственного квалификационного экзамена чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (замещаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному ведомству и заслугам»[10]. Несмотря на то что в дефиниции рассматриваемое понятие раскрывается через аналогичный термин, классный чин определяется автором как элемент должностного (статутного) положения государственного служащего, отражающий его профессиональную компетентность и присваиваемый в установленном законодательством порядке.

Классный чин, по мнению В.А. Козбаненко, «в известной мере позволяет судить о соответствующих степени и уровне профессиональной подготовленности гражданского служащего к данному виду службы, сложности, ответственности и условиях выполняемой работы, соответствии квалификационным требованиям. Поэтому присвоенные классные чины гражданской службы являются показателем служебного (карьерного) роста гражданских служащих»[11].

Федеральное законодательство о гражданской службе, в первую очередь Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113[12] (далее – Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов), не содержат четкого определения классного чина. Однако, законодательством субъектов Российской Федерации, в частности ч. 2 ст. 2 Закона Нижегородской области от 10 мая 2006 г. №-41-З «О классных чинах государственной гражданской службы Нижегородской области», предусмотрена дефиниция рассматриваемого понятия, в соответствии с которой «классный чин – это персонально присваиваемый чин, соответствующий замещаемой должности гражданского служащего, его профессиональному уровню, выслуге лет, имеющимся отличиям и заслугам»[13]. Согласно п. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30 декабря 2005 г. № 84-РЗ «О присвоении классных чинов государственным гражданским служащим Удмуртской Республики» классный чин «указывает на соответствие профессиональных знаний, навыков и умений гражданского служащего, а также уровня его профессионального образования, стажа государственной гражданской службы или стажа (опыта) работы по специальности требованиям должностного регламента гражданского служащего»[14].

Обращаясь к положениям иностранного законодательства, также следует отметить, что в соответствии со ст. 12 Закона Франции от 11 января 1984 г. № 84-16 чин – это звание, которое дает его обладателю право на занятие одной из должностей, соответствующих чину[15].

В немногочисленных судебных решениях классный чин рассматривается как показатель профессионального уровня государственного служащего, его карьерного роста, отображающего оценку уровня квалификации, развития и профессиональной пригодности для выполнения соответствующих государственных функций, выступающего критерием для определения размера оплаты труда гражданского служащего[16].

Таким образом, рассмотренные определения позволяют нам выделить основные и дополнительные признаки классного чина (вытекающие из основных признаков, конкретизирующие их содержание), отражающие в совокупности значение данной правовой категории.

В качестве основных признаков следует выделить то, что классный чин:

1) является званием, персонально присваиваемым гражданскому служащему;

2) присваивается гражданскому служащему в установленном законодательством порядке, предусматривающем последовательное их присвоение с учетом сроков прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине;

3) присваивается по замещаемой должности гражданской службы (в пределах группы должностей гражданской службы) и отражает должностное положение гражданского служащего;

4) соответствует профессиональному уровню гражданского служащего.

Дополнительными признаками классного чина являются:

1) установление оклада за классный чин и его выплата в составе денежного содержания гражданского служащего;

2) его сохранение за гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь;

3) лишение присвоенного классного чина только по решению суда;

4) его учет при переводе гражданского служащего с гражданской службы на государственную службу другого вида, а также учет периода пребывания в классном чине при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ). На данном признаке хотелось бы остановиться особо. Согласно решениям Верховного Суда Российской Федерации законодательно предусмотренная возможность учета имеющегося у гражданина воинского звания в случае поступления на гражданскую службу при присвоении ему классного чина отнюдь не означает, что гражданину должен быть присвоен классный чин, соответствующий имеющемуся у него воинскому званию[17]. Пункт 3 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ предписывает учитывать при переводе на гражданскую службу ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание при присвоении не «классных чинов», а классного чина данного вида государственной службы и имеющийся классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание учитываются при присвоении только первого классного чина[18].

Опираясь на основные признаки классного чина, полагаем возможным дать следующее определение понятия «классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации», которое предлагаем закрепить в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, дополнив ее первым предложением следующего содержания:

«Классный чин гражданской службы – звание, персонально присваиваемое гражданскому служащему в соответствии с настоящим Федеральным законом, отражающее его должностное положение и профессиональный уровень.».

Однако, как вполне объективно отмечает В.Е. Зубов, «использование системы чинов в гражданской службе возможно только при строгом контроле и централизации процесса чинопроизводства»[19], т.е. соблюдении административной процедуры присвоения классных чинов. Это обусловливает необходимость выделения следующих элементов (основ) построения и функционирования системы присвоения классных чинов[20].

1. Нормативная правовая основа определения наименований классных чинов, административной процедуры их присвоения, рассматриваемая в следующих аспектах.

Первый аспект – единый подход к определению наименований классных чинов, присваиваемых федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации

Разнообразие законодательных моделей регулирования отношений, связанных с определением наименований классных чинов на уровне субъектов Российской Федерации[21], обусловило необходимость принятия Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 322-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[22], которым внесены изменения в ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, предусматривающие присвоение федеральным государственным гражданским служащим классных чинов с указанием на их принадлежность «Российской Федерации», государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации – на соответствующий «субъект Российской Федерации».

Такое установление наименований классных чинов, с учетом двухуровневого построения гражданской службы, на наш взгляд, является достаточно оправданным. Однако, как полагаем, данный подход к определению наименований классных чинов должен предусматривать не только соотношение классных чинов федеральной государственной гражданской службы с воинскими и специальными званиями, классными чинами юстиции и классными чинами прокурорских работников, установленное ч. 12 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим», но и их соотношение с классными чинами государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Отсутствие данного соотношения, как полагаем, не только не способствует формированию единых правовых и организационных основ прохождения гражданской службы, но и фактически нивелирует данный важнейший принцип гражданской службы. К тому же вышеуказанные нормативные правовые акты, на наш взгляд, не учитывают того, что согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ именно Президент Российской Федерации устанавливает соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. Данное правило, как полагаем, обусловлено единством системы государственной службы, элементы которой должны находиться в тесной взаимосвязи, в том числе в рамках отдельного вида государственной службы – гражданской службы.

Хотелось бы также отметить, что ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ не предусматривает возможности установления и каких-либо альтернативных наименований классным чинам. Несмотря на это, отдельными указами Президента Российской Федерации[23] предусмотрено присвоение дипломатических рангов и классных чинов юстиции лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, а также установлены самостоятельные оклады за дипломатический ранг и соответственно классный чин юстиции.

Второй аспект – единые требования, устанавливаемые к административной процедуре присвоения классных чинов.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Таким образом, присвоение классных чинов гражданским служащим, замещающим на определенный срок полномочий должности категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы, и должности категории «помощники (советники)», за исключением должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, возможно только по результатам квалификационного экзамена[24], проводимого по инициативе гражданского служащего (ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

публично-правовой характер регулирования отношений, связанных с прохождением гражданской службы, основывающихся на принципе «разрешено только то, что разрешено законом»[25], не урегулированными в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ являются отношения по присвоению классных чинов гражданским служащим, не указанным в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Можно предположить, что присвоение им классных чинов должно осуществляться без сдачи квалификационного экзамена[26]. В противном случае, рассматриваемые гражданские служащие были бы лишены возможности присвоения им классных чинов и установления оклада за классный чин. Имеющийся пробел в федеральном законодательстве о гражданской службе, как полагаем, в порядке опережающего нормотворчества урегулирован на уровне отдельных субъектов Российской Федерации посредством принятия ими региональных нормативных правовых актов. Так, п. 6 ст. 31.1 Закона Омской области от 22 декабря 2004 г. № 601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области»[27] предусмотрено, что государственным гражданским служащим Омской области, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, классные чины государственной гражданской службы Омской области присваиваются без сдачи квалификационного экзамена. Аналогичные по содержанию правила установлены и законодательными актами других субъектов Российской Федерации, таких как: Санкт-Петербург, Архангельская область, Приморский край, Тюменская область, Калининградская область, Ставропольский край, Вологодская область, Карачаево-Черкесская Республика, Курганская область, Камчатский край, Республика Бурятия, Иркутская область, Чеченская Республика, город Севастополь[28].

Однако сложно согласиться с тем, что подобный подход к присвоению классных чинов гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, позволил «оптимизировать условия прохождения гражданской службы, а также устранить дублирование процедур оценки результатов их профессиональной служебной деятельности»[29]. Он в связи с отменой квалификационного экзамена в отношении рассматриваемых гражданских служащих, на наш взгляд, породил еще более серьезную проблему, связанную с определением профессионального уровня гражданских служащих, с учетом которого подлежит присвоению классный чин[30]. Формирование профессионального корпуса гражданской службы, должно основываться на периодической оценке профессионального уровня гражданских служащих посредством сдачи ими квалификационного экзамена. Данная административная процедура, как это будет показано далее, имеет собственную цель и механизм реализации, отличные от процедуры аттестации гражданских служащих. При этом присвоение очередного классного чина (квалификационного разряда, класса, ранга) в большинстве европейских стран, как отмечает М.Г. Киржиманов, не происходит автоматически с истечением сроков прохождения в чине. Для этого необходимо осуществлять, проводить определенные мероприятия, по результатам которых и принимается решение о присвоении государственному служащему очередного звания. Например, во Франции, которая по праву считается страной классического чиновничества, повышение ранга происходит по результатам успешной сдачи экзамена либо прохождении конкурса. Кроме того, одним из оснований для присвоения очередного ранга во Франции является поощрение за особые заслуги[31]. Поэтому подход к присвоению первого и очередного классного чина, исходя только из сроков прохождения гражданской службы в замещаемой должности, без оценки профессионального уровня гражданского служащего, его потенциала, вряд ли может быть признан обоснованным и целесообразным.

Проводимый в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего квалификационный экзамен (ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) является и результатом реализации предусмотренного п. 4. ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ принципа профессионализма и компетентности гражданских служащих, отражением исполнения ими должностных обязанностей добросовестно, на высоком профессиональном уровне (п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Факультативный порядок сдачи квалификационного экзамена, предусматривающий его проведение только по инициативе гражданского служащего, указанного в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, и тем самым допускающий возможность прохождения гражданской службы без классного чина, на наш взгляд, не направлен на усиление профессиональной составляющей гражданской службы и соответственно служебной деятельности гражданского служащего. Такое оптимизирование условий прохождения гражданской службы, при которых осуществление профессиональной служебной деятельности позволено гражданским служащим, замещающим «нерядовые» должности гражданской службы, без определения (при отсутствии их волеизъявления) их профессионального уровня, а также исключение необходимости сдачи квалификационного экзамена в отношении остальных гражданских служащих фактически привели к «единичности» реализации данной «важнейшей демократической процедуры»[32], установлению различных условий для прохождения гражданской службы и, как следствие, несоблюдению принципа равных условий ее прохождения независимо от должностного положения (п. 3. ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). К тому же, ввиду двойственности подходов к присвоению классных чинов, нивелировано значение классного чина как правовой категории. Он «не может служить показателем ни статуса, ни успешности служебной карьеры…, не является показателем личных заслуг чиновника»[33]. Для большинства гражданских служащих классный чин стал отражением их выслуги лет (срока прохождения в соответствующем классном чине или стажа гражданской службы), а установление и начисление оклада за классный чин приобрело характер выплаты, тождественной ежемесячной надбавке к должностному окладу за выслугу лет.

Следует отметить, что согласно данным, представленным в таблице, до 2011 г. доля гражданских служащих соответствующего субъекта Российской Федерации, которым классные чины были присвоены без проведения квалификационного экзамена, от числа гражданских служащих, которым в отчетном периоде присвоены классные чины, составляла по отдельным субъектам Российской Федерации не более 31%.

Таблица. Сведения о практике присвоения классных чинов в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Наименование субъекта Российской Федерации

Период

(год)

Присвоено классных чинов в отчетном периоде (чел.)

всего

без проведения квалификацион-ного экзамена

%

в порядке поощрения

Республика Алтай

2007 - 2008

2393

376

15,7

12

Республика Бурятия

3131

966

30,9

-

Иркутская область

165

17

10,3

12

Омская область

2005

739

10

1,4

4

2006

1164

37

3,2

12

2007

979

76

7,8

7

2008

1177

273

23,2

6

2012

1084

951

87,7

31

Кемеровская область

2007 - 2009

1777

291

16,4

18

Республика Хакасия

772

139

18,0

4

Забайкальский край

2390

227

9,5

10

Республика Тыва

2008

302

22

7,3

1

Алтайский край

2008 - 2010

1303

39

3,0

20

Томская область

2009

1165

286

24,5

-

С принятием Федерального закона от 11 июля 2011 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[34], которым ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ была изложена в рассматриваемой нами редакции доля гражданских служащих, которым классные чины присвоены без сдачи квалификационного экзамена, например, в Омской области за 2012 г. увеличилась в 3,5 раза по сравнению с аналогичным показателем за 2008 г. и составила 87,7%. Представленные данные доказывают снижение роли квалификационного экзамена, направленного на установление профессионального уровня гражданских служащих и принятие решения о присвоении классных чинов.

Проведенный экспертный опрос работников подразделений по вопросам государственной службы и кадров государственных органов показал, что 47 (94 %) из 50 респондентов отметили значительное снижение нагрузки на данные подразделения в связи с уменьшением числа проводимых квалификационных экзаменов. В то же время 41 (82 %) респондент из числа опрошенных отметил, что сдача квалификационного экзамена позволяет дисциплинировать гражданских служащих. Подготовка к его сдаче выступает для них необходимым стимулом, для повторения и изучения не только законодательства о гражданской службе и противодействии коррупции, но и вопросов отраслевой направленности и в целом позволяет гражданским служащим показать свой интеллектуальный потенциал, порождая в них чувство первенства.

Таким образом, квалификационный экзамен, призванный «выполнять функцию стимулирования гражданских служащих к достижению позитивной оценки посредством успешного прохождения экзаменационной процедуры и профессионального признания в форме присвоенного классного чина»[35], должны сдавать, по нашему мнению, все гражданские служащие независимо от того, какие должности гражданской службы и при каких условиях они их замещают. Это позволит не только обеспечить осуществление гражданскими служащими профессиональной служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, их мотивацию к карьерному продвижению, но и оценивать уровень профессионального исполнения их должностных обязанностей. Полученные нами по результатам опроса гражданских служащих данные позволяют отметить, что большинство гражданских служащих – 193 (63,1 %) опрошенных – согласны с тем, что профессиональный уровень гражданского служащего (его знания, навыки и умения) должен периодически оцениваться по результатам сдачи квалификационного экзамена, и только 113 (36,9 %) не согласились с этим, как полагаем, по субъективным причинам, связанным с нежеланием прохождения данной административной процедуры.

Исключением из оговоренного правила могут стать случаи поощрения гражданских служащих за особые отличия в гражданской службе (п. 21 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов).

Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ следующего содержания:

1) в ст. 11:

- ч. 1 после слов «гражданским служащим» дополнить словами «по результатам квалификационного экзамена, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи,»;

- ч. 2 изложить в следующей редакции:

«2. Без сдачи квалификационного экзамена классные чины присваиваются гражданским служащим при поощрении за особые отличия в гражданской службе:

1) до истечения срока, установленного для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы – не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;

2) по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине - на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность.»;

2) в ст. 49:

- ч.ч. 1, 2 изложить в следующей редакции:

«1. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

2. Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина гражданской службы:

1) через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы;

2) не позднее, чем за один месяц до окончания срока, установленного для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине.».

2. Обязательность и последовательность присвоения классных чинов в зависимости от сроков, установленных для прохождения в соответствующем классном чине.

Обязательность присвоения классного чина означает невозможность прохождения гражданской службы без присвоения гражданскому служащему классного чина.

Продвижение гражданского служащего по иерархии классных чинов, предусматривающее его пребывание в том или ином классном чине в течение определенного нормативно установленного срока, является, на наш взгляд, одним из условий его профессионального развития[36], соответствующего и мировой практике[37]. Иерархичность системы классных чинов, как объективно отмечает И.Н. Сурманидзе, предполагает «временное прохождение всех ее элементов, в противном случае, вся система классных чинов … теряет смысл, более того, резко снижаются стимулирующие мотивы добросовестного исполнения должностных обязанностей, а также мотивы долгосрочного построения служебной карьеры»[38]. Нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней в сфере гражданской службы установлены сроки прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине[39]. В большинстве случаев они (сроки) не носят строгий характер, допуская тем самым задержки в присвоении очередного классного чина. Однако обобщение законодательной практики субъектов Российской Федерации позволяет отметить, что, например, в соответствии со ст. 6 Закона Псковской области от 21 июля 2006 г. № 574-оз «О присвоении и сохранении классных чинов государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Псковской области»[40] сроки прохождения в соответствующем классном чине государственной гражданской службы Псковской области 3 и 2 класса установлены фиксированно – один и два года соответственно. При этом данный нормативный правовой акт, к сожалению, как, впрочем, и Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации не предусматривают ответственности представителя нанимателя (уполномоченного субъекта), необоснованно задерживающего присвоение (или направление представления) первого и очередного классного чина[41]. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена не содержит и нормы, определяющей сроки, в течение которых представитель нанимателя должен совершить вышеуказанные действия.

Проведенный нами анкетный опрос гражданских служащих свидетельствует, что 235 (76,8 %) респондентов согласны с необходимостью установления фиксированных сроков прохождения гражданской службы в классном чине.

Учитывая вышеизложенное, полагаем необходимым в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, а также в законодательных актах субъектов Российской Федерации, определяющих порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации, закрепить:

1) фиксированно сроки прохождения гражданской службы в присвоенном классном чине – 1 и 2 года для присвоения очередного классного чина с возможностью продления данных сроков в исключительных случаях, связанных с неявкой гражданского служащего на квалификационный экзамен или признанием его не сдавшим квалификационный экзамен, привлечением гражданского служащего к дисциплинарной ответственности;

2) сроки, в течение которых представитель нанимателя должен принять решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направить представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданской службе.

3. Соответствие классного чина должности гражданской службы.

Данный элемент системы присвоения классных чинов призван следить за соответствием классного чина замещаемой должности гражданской службы в целях сохранения гражданской службы как целостной иерархической структуры.

Определение соответствия классного чина замещаемой должности гражданской службы направлено на регулирование «отношения подчиненного и начальника, порождая в первом соединенное с повиновением чувство самоуважения, а второго побуждая относиться к подчиненному не как к приглашенному по собственному начальническому усмотрению, а как поставленному верховною властью, одинаково священною и для начальствующего и для подчиненного»[42].

ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ система классных чинов, порядок их присвоения и сохранения, по нашему мнению, не позволяют определить должностное положение гражданского служащего в иерархии должностей гражданской службы.

согласно ч. 1 вышеуказанной статьи Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ классные чины присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Учитывая, что, например, должности гражданской службы высшей группы предусмотрены по трем категориям – «руководители», «помощники (советники)», «специалисты», гражданские служащие, замещающие должности рассматриваемой группы независимо от их отнесения к определенным категориям, имеют право на одинаковый классный чин – действительный государственный советник Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) 1, 2 или 3-го класса. Аналогичная ситуация, в силу положений предусмотренных ч.ч. 3 – 7 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, складывается с присвоением классных чинов по главной, ведущей и старшей группам должностей гражданской службы как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Таким образом, установление одноименных классных чинов в рамках группы должностей без их соотнесения с соответствующей категорией должностей гражданской службы, по нашему мнению, снижает значимость этой административно-правовой категории, порождает неопределенность в установлении должностного положения (статуса) гражданского служащего и несправедливость со стороны государства, выражающуюся в определении равных размеров должностных окладов за классный чин при различном характере осуществляемой ими профессиональной служебной деятельности (в рамках каждой из категорий), а также различных квалификационных требований, например, по уровню профессионального образования, к должностям гражданской службы категории «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» по старшей группе должностей (ч.ч. 3 и 4 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Не может быть признан обоснованным и подход к присвоению классного чина строго в соответствии с замещаемой гражданским служащим должностью гражданской службы[43], так как он не позволяет реализовать право гражданского служащего на очередной классный чин по истечении срока прохождения в предыдущем классном чине. Не согласуется данный подход и с общими правилами, установленными для присвоения воинских[44] и специальных званий[45], а также дипломатических рангов[46].

В этой связи предлагаем внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, предусматривающие присвоение гражданскому служащему классного чина в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах категории и группы должностей гражданской службы. Также, учитывая, что продвижение по классным чинам осуществляется с учетом сроков прохождения гражданской службы, составляющих для 3 и 2 класса, как правило, не менее 1 - 2 лет, для 1 класса – бессрочно, в целях непрерывной мотивации карьерного продвижения гражданского служащего по лестнице классных чинов (обеспечения постоянного карьерного роста по горизонтали), предлагаем увеличить количество классов до 5. При этом следует рассмотреть вопрос и об увеличении размера оклада за классный чин, величина которого в настоящее время составляет не более 5% от денежного содержания, что не позволяет рассматривать его в качестве действенного материального стимула профессионального и карьерного продвижения гражданского служащего.

Реализация данных предложений потребует расширения перечня наименований классных чинов и их классов с установлением соответствующих окладов за классный чин. Перечень наименований классных чинов, присваиваемых гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, может быть представлен следующим образом:

1) должности гражданкой службы категории «Руководители»:

- высшей группы – действительный государственный советник Российской Федерации 1 – 5 класса;

- главной группы – статский государственный советник Российской Федерации 1 – 5 класса;

- ведущей группы – государственный советник Российской Федерации 1 – 5 класса;

2) должности гражданкой службы категории «Помощники (советники)»:

- высшей группы – действительный советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 – 5 класса;

- главной группы – статский советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 – 5 класса;

- ведущей группы – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 – 5 класса;

3) должности гражданкой службы категории «Специалисты»:

- высшей группы – вице-референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 – 5 класса;

- главной группы – статский референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 – 5 класса;

- ведущей группы – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 – 5 класса;

- старшей группы – асессор государственной гражданской службы Российской Федерации 1 – 5 класса;

4) должности гражданкой службы категории «Обеспечивающие специалисты»:

- главной группы – вице-секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 – 5 класса;

- ведущей группы – статский секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 – 5 класса;

- старшей группы – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 – 5 класса;

- младшей группы – регистратор государственной гражданской службы Российской Федерации 1 – 5 класса.

Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ закрепить:

1) определение понятия «классный чин – звание, персонально присваиваемое гражданскому служащему, в соответствии с настоящим Федеральным законом, отражающее его должностное положение и профессиональный уровень»;

2) полномочие за Президентом Российской Федерации по установлению соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы и классных чинов государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) обязательность проведения квалификационного экзамена при решении вопроса о присвоении классного чина гражданским служащим, за исключением поощрения гражданских служащих за особые отличия в гражданской службе;

4) сроки прохождения гражданской службы в присвоенном классном чине – 1 и 2 года для присвоения очередного классного чина с возможностью продления данных сроков в исключительных случаях, связанных с неявкой гражданского служащего на квалификационный экзамен или признанием его несдавшим квалификационный экзамен, привлечением гражданского служащего к дисциплинарной ответственности;

5) сроки, в течение которых представитель нанимателя должен принять решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направить представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданской службе;

6) правило о присвоении классных чинов в пределах категории и группы должностей гражданской службы с делением их (классных чинов) на 5 классов.

Реализация предлагаемых изменений в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, на наш взгляд, позволит не только мотивировать гражданских служащих к карьерному росту без их повышения в должности, посредством присвоения им классных чинов, но и возродить значение данной правовой категории как звания, даруемого государством и признаваемого обществом, истинно заслуженного гражданским служащим, который сдал квалификационный экзамен.

 

Гайдов В.Б. Административно-правовой статус должности государственной службы. Вестник ЮУрГУ. № 8. 2005. С. 82.

[2] Государственное и муниципальное управление: справочник. М.: Магистр, 1997. С. 458.

[3] Малый энциклопедический словарь: в 4 т. Т.4. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. М.: ТЕРРА, 1997. С. 2031.

[4] Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. С. 335.

[5] Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 29. С. 603.

[6] Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе: дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. С. 152.

[7] Советское административное право / Власов В.А., Евтихиев И.И., Студеникин С.С. М.: Госюриздат, 1950. С. 127.

Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. С. 135.

[9] Рябинин Ю.П. в соавторстве с Камзеевой Н.П. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / под ред. В.А. Козбаненко (Председатель редакционного совета Д.А. Медведев). СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. С. 63.

[10] Ноздрачев А.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А.Ф. Ноздрачева, 2005 г. [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

[11] Козбаненко В.А. Правовой статус государственного гражданского служащего: структура и содержание: Монография. М.: ИПК госслужбы, 2003. С. 23–24.

[12] Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 6, ст. 440.

[13] Закон Нижегородской области от 10 мая 2006 г. №-41-З «О классных чинах государственной гражданской службы Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2006. 13 мая.

[14] Закон Удмуртской Республики от 30 декабря 2005 г. № 84-РЗ «О присвоении классных чинов государственным гражданским служащим Удмуртской Республики» // Известия Удмуртской Республики. 2006. 21 февраля.

Государственная служба в странах основных правовых систем мира. Том 2 / Под ред. А.А. Демина. М.: Книгодел, 2010. С. 14.

[16] Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 24 сентября 2014 г. № 33-5676/2014. Требование: Об обязании присвоить классный чин, выплатить оклад классного чина, взыскании компенсации морального вреда. Обстоятельства: Истица направила на имя руководителя заявление о присвоении ей первого классного чина, но ей было отказано, поскольку в период реорганизационных мероприятий присвоение классных чинов приостановлено. Решение: Требование удовлетворено в части, так как ответчик, не организовав проведение квалифицированного экзамена в установленный законом срок, нарушил права истицы в период исполнения ею обязанностей государственного гражданского служащего, поскольку правовых оснований, предусмотренных законом, для отказа у ответчика не имелось [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

См., напр.: Решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2006 г. № ГКПИ06-1212. Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев первого и второго пункта 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2007 г. № КАС07-133. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2006 г. № ГКПИ06-1212, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими абзацев первого и второго пункта 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № ГКПИ11-1773. Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 13 и 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

[18] Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № КАС12-15. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № ГКПИ11-1773, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 13 и 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

[19] Зубов В.Е. Чины в системе государственной службы России // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5. Вып. 1. С. 86.

Рассматриваемая в данном параграфе проблематика частично анализировалась в ряде научных исследований, посвященных отдельным вопросам прохождения государственной службы. В.А. Винокуровым, например, в рамках организационно-правовых вопросов чинопроизводства при прохождении государственной службы были выделены общие (конституционные) принципы данной процедуры (Винокуров В.А. Организационно-правовые вопросы чинопроизодства при прохождении государственной службы: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1999. С. 35–45). И.Н. Сурманидзе представлен основной элементный состав системы классных чинов и квалификационных разрядов государственных гражданских и муниципальных служащих применительно к обоим видам служебной деятельности – государственной гражданской и муниципальной службы (Сурманидзе И.Н. Проблемы правового регулирования прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Киров, 2005. С. 92–104). В данном параграфе работы мы проанализируем элементный состав системы присвоения классных чинов.

Башуров В.Б. Правовые коллизии чинопроизводства государственных гражданских служащих Российской Федерации // Современное право. № 5 (1). 2008. С. 51–56; Сборник информационных материалов по вопросам формирования государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. М.: РИЧ МАГМУ, 2006. С. 25–34.

[22] Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. № 322-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 51, ст. 6159.

[23] См., напр.: Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1371 «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42, ст. 5012; Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 48 (2 ч.), ст. 5952.

[25] Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2004. С. 413; Туманов Д.А. Некоторые вопросы о процессуальной аналогии в гражданском процессе // Государство и право. 2006. № 7. С. 100.

[26] На это указывается и в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 сентября 2011 г. № 17-3/1877 «О государственных гражданских служащих Российской Федерации» [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

Закон Санкт-Петербурга от 1 июля 2005 г. № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. № 10; Закон Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 87-5-ОЗ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Архангельской области государственным гражданским служащим Архангельской области» // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва. 2005. № 5; Закон Приморского края от 7 июня 2012 г. № 51-КЗ «О государственной гражданской службе Приморского края» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2012. № 15; Закон Тюменской области от 6 июня 2006 г. № 468 «О порядке присвоения классных чинов государственным гражданским служащим Тюменской области» // Вестник Тюменской областной Думы. 2006. № 5. Том 3; Закон Калининградской области от 4 октября 2005 г. № 657 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Калининградской области» // Рос. газета («Запад России»). 2005. 1 ноября; Закон Ставропольского края от 1 августа 2005 г. № 45-кз «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Ставропольского края» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2005. № 19, ст. 4841; Закон Вологодской области от 6 июня 2005 г. № 1295-ОЗ «О классных чинах государственной гражданской службы Вологодской области» // Законодательство Вологодской области. 2005. № 3, с. 68; Закон Карачаево-Черкесской Республики от 11 мая 2010 г. № 29-РЗ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики» // День Республики. 2010. 20 мая; Закон Курганской области от 30 сентября 2010 г. № 51 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Курганской области» // Новый мир – Документы. 2010. № 72; Закон Камчатского края от 4 декабря 2008 г. № 169 «О классных чинах государственной гражданской службы Камчатского края» // Официальные Ведомости. 2008. № 201-204; Закон Республики Бурятия от 6 июля 2005 г. № 1225-III «О государственной гражданской службе Республики Бурятия» // Собрание законодательства Республики Бурятия. 2005. № 6-7 (75-76); Закон Иркутской области от 4 апреля 2008 г. № 2-оз «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области» // Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. 2008. № 41; Закон Чеченской Республики от 8 декабря 2006 г. № 46-РЗ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Чеченской Республики» // Вести Республики. 2006. 23 декабря; Закон города Севастополя от 3 июня 2014 г. № 23-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя» // Севастопольские известия. 2014. 11 июня.

[29] Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 492392-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; Решение Комитета по делам Федерации и региональной политике от 10 марта 2011 г. № 85/1 «О проекте Федерального закона № 492392-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

[30] См., напр.: п. 4 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов. Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, например: Законе Московской области от 12 мая 2005 г. № 120/2005-ОЗ «О классных чинах государственной гражданской службы Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 2005. № 11; Областном законе Ленинградской области от 25 февраля 2005 г. № 11-оз «О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области» // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 2005. Вып. 2/1; Законе Владимирской области от 29 сентября 2005 г. № 136-ОЗ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Владимирской области государственным гражданским служащим области» // Вестник Законодательного Собрания Владимирской области. 2005. № 7 (56). 1 часть, стр. 73 и др.

[31] Киржиманов М.Г. Правовые основы подбора кадров государственных служащих, их аттестации и повышения квалификации в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 163.

[33] Бушуева И.П., Богдан Н.Н., Зубов В.Е. Карьера в государственной гражданской службе: прошлое, настоящее, будущее // Управленческое консультирование. 2014. № 7 (67). С. 11.

[34] Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 29, ст. 4295.

[36] Содержание одного из главных организационных принципов государственной службы, по мнению Л.Е. Шепелева, составляло то, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. (Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1991. С. 15).

Например, ст. 56 Закона Франции от 11 января 1984 г. № 84-16, содержащей статутные положения, касающиеся государственной публичной службы предусмотрено, что продвижение по службе государственных служащих включает повышение разряда и повышение ранга. Повышение по службе, подчиненное интересам службы, предусмотрено и ст. 12 Федерального закона Швейцарии о статусе государственных служащих от 30 июня 1927 г., в соответствии с которой переход из одного класса должностных окладов в более высокий класс по результатам экзамена считается повышением по службе (Государственная служба в странах основных правовых систем мира. Том 2 / Под ред. А.А. Демина. М.: Книгодел, 2010. С. 40, 140).

[38] Сурманидзе И.Н. Проблемы правового регулирования прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Киров, 2005. С. 96.

[39] Например, в соответствии с п.п. 9 – 11 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов, федеральным государственным гражданским служащим устанавливаются следующие сроки прохождения гражданской службы в классном чине: секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса – не менее одного года; советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса – не менее двух лет. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не установлены. При этом срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня его присвоения.

[41] Следует отметить, что, например, ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» предусмотрена дисциплинарная ответственность начальника таможенного органа, необоснованно задержавшего представление сотрудника таможенного органа к присвоению очередного специального звания. Данной статьей вышеуказанного Федерального закона также определено, что при необоснованной задержке представления к присвоению очередного специального звания сотрудник таможенного органа имеет право на компенсацию положенных видов довольствия, которые он получил бы при своевременном присвоении указанного специального звания.

[42] Зубов В.Е. Реформа гражданской службы в России (конец XIX - начало XX века): монография. Новосибирск: СибАГС, 2005. С. 95.

Данный подход принят Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. № 2690-17 «О соответствии классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы» [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»). Примерные таблицы для определения соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти, разработанные данным ведомством, приняты к исполнению, например, в Федеральной службе государственной статистики и Федеральной таможенной службе (Приказ Росстата от 17 сентября 2008 г. № 229 «О примерных таблицах соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти» [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; Письмо ФТС РФ от 12 сентября 2008 г. № 10-99/37613 «О порядке присвоения классных чинов» [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»).

Обобщение нормативной правовой практики субъектов Российской Федерации, позволяет отметить наличие аналогичных актов, например в Ярославской области, Удмуртской Республике (Постановление губернатора Ярославской области от 20 января 2006 г. № 46 «О классных чинах государственной гражданской службы Ярославской области» // Губернские вести. 2006. № 5; Постановление правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2007 г. № 151 «Об утверждении Схемы соответствия классных чинов должностям государственной гражданской службы Удмуртской Республики в органах государственной власти Удмуртской Республики» // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 2007. № 14).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (17.06.2017)
Просмотров: 514 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%