Правовое регулирование отношений по проведению аттестации гражданских служащих осуществляется в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и принятыми в ее развитие подзаконными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней. Их анализ позволяет нам выделить в содержании административной процедуры аттестации гражданских служащих три ключевых этапа: 1) подготовительный; 2) непосредственного проведения аттестации; 3) принятия решений по результатам аттестации.
Учитывая, что «отдельные государственные органы до сих пор не видят разницы между аттестацией и квалификационным экзаменом как близкими, но не тождественными формами оценки государственных гражданских служащих»[1], представляется наиболее правильным при рассмотрении этапов административной процедуры аттестации гражданских служащих выделить не только существующие проблемы правового и организационного обеспечения аттестации гражданских служащих, но и присущие только данной административной процедуре особенности, позволяющие произвести ее отграничение от административной процедуры присвоения классных чинов на основании сдачи квалификационного экзамена.
Подготовительный этап аттестации включает в себя следующие элементы.
1. Разработка проекта правового акта государственного органа о проведении аттестации (далее – проект правового акта о проведении аттестации), содержащего положения:
1) о формировании аттестационной комиссии. Включение данного положения в проект правового акта о проведении аттестации, как полагаем, обусловлено тем, что на момент подготовки рассматриваемого проекта и его принятия представителем нанимателя аттестационная комиссия может быть не сформирована. В связи с этим в проекте правового акта о проведении аттестации целесообразно отразить поручение подразделению по вопросам государственной службы и кадров государственного органа по подготовке проекта правового акта государственного органа, предусматривающего утверждение состава данной комиссии, срока и порядка ее работы;
2) об утверждении графика проведения аттестации. Учитывая, что согласно п. 10 Положения о проведении аттестации график проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя, можно предположить, что рассматриваемый нами проект правового акта о проведении аттестации также подлежит ежегодной подготовке.
Следует также отметить, что в соответствии с пп. «б» п. 11 Положения о проведении аттестации график проведения аттестации включает в себя список гражданских служащих, подлежащих аттестации. В связи с этим представляется излишним включение в проект правового акта о проведении аттестации и соответственно указание в самом правовом акте о проведении аттестации положения о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации.
Таким образом, пп. «в» п. 7 Положения о проведении аттестации, обладающий признаками избыточного правового регулирования, по нашему мнению, подлежит исключению.
Помимо списка гражданских служащих, подлежащих аттестации, в графике проведения аттестации указывается: а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация; б) дата, время и место проведения аттестации; в) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа (п. 11 Положения о проведении аттестации). При определении даты проведения аттестации необходимо учесть, что согласно п. 5 Положения о проведении аттестации данная административная процедура может быть проведена и во внеочередном порядке, а также потребность в ее проведении может возникнуть в связи с неявкой гражданских служащих на заседание аттестационной комиссии в срок, установленный графиком проведения аттестации (п. 16 Положения о проведении аттестации). Это, на наш взгляд, обусловливает необходимость отражения в графике проведения аттестации резервного срока для проведения рассматриваемой административной процедуры.
Дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов, как полагаем, должна быть определена с учетом числа документов, подлежащих представлению в аттестационную комиссию для ее работы, а также времени, необходимого для их подготовки. При этом должно быть принято во внимание, что аттестационный отзыв, а также сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за аттестуемый период должны быть представлены в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации (п. 12 Положения о проведении аттестации).
С реализацией данного условия графика проведения аттестации непосредственно связано и отражаемое в проекте правового акта о проведении аттестации положение о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
К числу таких документов помимо аттестационного отзыва и сведений о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за аттестуемый период, на наш взгляд, следует отнести: должностной регламент; положение о подразделении государственного органа, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы; годовые отчеты о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; экзаменационный лист гражданского служащего; аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации и т.д.
2. Издание представителем нанимателя правового акта о проведении аттестации. Учитывая, что данным правовым актом утверждается график проведения аттестации, наиболее целесообразным, на наш взгляд, является ознакомление именно с ним (с правовым актом о проведении аттестации) гражданского служащего, подлежащего аттестации, а не с отдельным графиком реализации данной административной процедуры (п. 10 Положения о проведении аттестации). Это позволит исключить возможные проявления недоверия и сомнения гражданских служащих в легитимности графика проведения аттестации, обусловленные их ознакомлением не с собственно правовым актом о проведении аттестации, а с отдельной его частью, являющейся, как правило, приложением к нему.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанную законодательную неопределенность относительно срока издания правового акта о проведении аттестации, необходимо в Положение о проведении аттестации внести изменение, предусматривающее ежегодное издание правового акта о проведении аттестации не позднее чем за две недели до наступления календарного года. В связи с этим п. 10 Положения о проведении аттестации предлагаем изложить в следующей редакции:
«10. Правовой акт государственного органа о проведении аттестации издается ежегодно, не позднее чем за две недели до наступления календарного года и доводится до сведения каждого гражданского служащего, подлежащего аттестации, не менее чем за месяц до начала аттестации.».
В целях исключения возможного обжалования результатов аттестации считаем целесообразным при ознакомлении гражданских служащих с правовым актом о проведении аттестации зафиксировать данный факт, например, в листе ознакомления с правовым актом о проведении аттестации с отражением фамилии, имени, отчества гражданского служащего, подлежащего аттестации, замещаемой им должности гражданской службы, проставлением даты и подписи.
3. Издание правового акта государственного органа об утверждении состава аттестационной комиссии (нескольких составов аттестационных комиссий в зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих), срока и порядка ее работы.
4. Подготовка и представление ответственными руководителями соответствующих подразделений государственного органа в соответствии с правовым актом о проведении аттестации в аттестационную комиссию документов, необходимых для ее работы.
При подготовке непосредственным руководителем гражданского служащего аттестационного отзыва, до его утверждения вышестоящим руководителем (п. 12 Положения о проведении аттестации), целесообразно, на наш взгляд, предварительно обсудить с гражданским служащим результаты его профессиональной служебной деятельности, отраженные в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период и выступающие основой при их мотивированной оценке (пп. «г» п. 13 Положения о проведении аттестации). Это позволит уточнить отдельные положения подготовленного аттестационного отзыва, определить перспективы дальнейшей профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в том числе его карьерного продвижения, исключить возможные конфликты и т.д.
Учитывая необходимость введения предложенной нами процедуры вступительной аттестации, считаем целесообразным дополнить п. 14 Положения о проведении аттестации правилом, предусматривающим, что сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за аттестационный период, прилагаемые к аттестационному отзыву, формируются не только на основе годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, но и отчета за аттестационный период при проведении вступительной аттестации. Это обусловливает и нормативное закрепление порядка, формы и сроков подготовки и представления указанных отчетов.
Таким образом, предлагаем п. 14 Положения о проведении аттестации после слов «в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего» дополнить словами «, отчете за аттестационный период при проведении вступительной аттестации. Порядок, форма и сроки представления отчетов, предусмотренных настоящим пунктом Положения, устанавливаются правовым актом государственного органа.».
5. Проведение аттестационной комиссией с участием специалистов подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, руководителей структурных подразделений государственного органа необходимой разъяснительной работы, которая, как и при проведении квалификационного экзамена, на наш взгляд, должна предусматривать ознакомление гражданских служащих, подлежащих аттестации, с нормативными правовыми актами, определяющими цель, порядок проведения аттестации, объект аттестации, варианты решений, принимаемых по результатам данной административной процедуры. Ознакомление с указанной информацией должно быть направлено на формирование у гражданского служащего, во-первых, положительного отношения к аттестации, во-вторых, ожидание определенных последствий от ее проведения.
6. Ознакомление аттестуемых гражданских служащих с представленными аттестационными отзывами. Согласно п. 15 Положения о проведении аттестации данное ознакомление должно быть проведено кадровой службой государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации. При этом, с точки зрения юридической техники, Положение о проведении аттестации не отвечает требованию единства правовой терминологии, допуская для обозначения одного и того же структурного подразделения государственного органа использование различных понятий – «подразделение по вопросам государственной службы и кадров» и «кадровая служба». Также необходимо отметить, что, на наш взгляд, не совсем правильным является закрепление за кадровой службой функций по ознакомлению аттестуемых гражданских служащих с представленными аттестационными отзывами. Данные полномочия, как полагаем, должны быть закреплены за аттестационной комиссией, а именно в рамках порядка работы аттестационной комиссии – за секретарем этой комиссии, так как именно в аттестационную комиссию представляется указанный отзыв (п. 12 Положения о проведении аттестации).
Таким образом, предлагаем в п. 15 Положения о проведении аттестации слова «Кадровая служба государственного органа» заменить словами «Аттестационная комиссия».
7. Представление при необходимости аттестуемым гражданским служащим в аттестационную комиссию:
1) дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период;
2) заявления о своем несогласии с представленным аттестационным отзывом;
3) пояснительной записки на аттестационный отзыв непосредственного руководителя (п. 15 Положения о проведении аттестации). Представление данного документа в аттестационную комиссию, на наш взгляд, должно осуществляться не аттестуемым гражданским служащим, а его непосредственным руководителем, например, по запросу аттестационной комиссии для пояснения отраженных в аттестационном отзыве сведений.
Определив перечень документов, которые могут быть представлены аттестуемым гражданским служащим в аттестационную комиссию, Положение о проведении аттестации не предусматривает сроков, в течение которых они могут быть представлены в данную комиссию. Как полагаем, рассматриваемые документы могут быть представлены в аттестационную комиссию в любое время как до дня проведения заседания этой комиссии, так и непосредственно в день его проведения или на заседании аттестационной комиссии. Вместе с этим подобный подход к представлению вышеуказанных документов в аттестационную комиссию дестабилизирует ее работу, приводит, как это будет показано далее, к переносу аттестации гражданского служащего, подавшего их, на следующее заседание аттестационной комиссии. Возможны и ситуации несоблюдения аттестуемым гражданским служащим общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, когда приведенные выше документы представляются им в аттестационную комиссию для избежания прохождения административной процедуры аттестации, ее переноса на следующее заседание аттестационной комиссии.
В целях упорядочивания работы аттестационной комиссии полагаем возможным, закрепление в п. 15 Положения о проведении аттестации правила, предусматривающего представление предусмотренных данным пунктом Положения о проведении аттестации документов в аттестационную комиссию не позднее чем за один рабочий день до проведения ее заседания.
Таким образом, предложение второе п. 15 Положения о проведении аттестации предлагаем после слов «гражданский служащий вправе» дополнить словами «не менее чем за один рабочий день до проведения заседания аттестационной комиссии».
Этап непосредственного проведения аттестации включает в себя следующие элементы.
1. До объявления заседания комиссии открытым председателем аттестационной комиссии определяется кворум (правомочность) комиссии с обязательным соблюдением доли участия независимых экспертов и представителей от общественного совета (при его наличии при государственном органе) от общего числа членов комиссии.
При отсутствии кворума председателем комиссии принимается решение о переносе заседания комиссии на предусмотренный графиком аттестации резервный срок или направляется представителю нанимателя предложение об утверждении даты, времени и места проведения следующего заседания комиссии (вне сроков, предусмотренных графиком проведения аттестации).
2. На заседание аттестационной комиссии приглашается аттестуемый гражданский служащий. В случае его неявки на заседание аттестационной комиссии по уважительным причинам к протоколу заседания комиссии, как полагаем, должна быть приобщена справка подразделения по вопросам государственной службы и кадров государственного органа о причинах неявки гражданского служащего. Учитывая, что п. 16 Положения о проведении аттестации не раскрывает содержание понятия «уважительные причины» они, на наш взгляд, должны быть связаны с личностью аттестуемого гражданского служащего. Заслуживают внимания предложения отдельных ученых[2] о необходимости легального определения рассматриваемого термина. Считаем возможным в нормативном правовом порядке закрепление перечня уважительных причин, как это, например, предусмотрено ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации[3], которой к данным причинам отнесены тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п. Перечисленные обстоятельства хотя и не будут носить исчерпывающий характер, однако послужат необходимым ориентиром для принятия аттестационной комиссией решения о переносе аттестации гражданского служащего на другой срок.
В случае отсутствия сведений об уважительности причин неявки гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии (признания их аттестационной комиссией неуважительными) или отказа гражданского служащего от аттестации, данный факт подлежит отражению в протоколе заседания комиссии. Выписка из протокола заседания аттестационной комиссии по данному факту, как полагаем, должна быть направлена представителю нанимателя для принятия решения о проведении в отношении гражданского служащего служебной проверки и привлечения его к дисциплинарной ответственности.
3. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (абз. 2 п. 16 Положения о проведении аттестации). При этом ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и Положение о проведении аттестации не предусматривают применение при проведении аттестации гражданских служащих каких-либо методов оценки их профессиональной служебной деятельности. Таким образом, непосредственное участие аттестуемого гражданского служащего при проведении аттестации фактически сводится к представлению им достигнутых результатов профессиональной служебной деятельности за аттестационный период. Задаваемые аттестуемому гражданскому служащему членами аттестационной комиссии вопросы, как представляется, должны быть направлены не на определение его профессионального уровня (являющегося объектом квалификационного экзамена), а на оценку результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. При учете данного объекта оценки при аттестации, результат реализации рассматриваемой административной процедуры будет во многом зависеть от слаженной работы аттестационной комиссии по систематизации и анализу представленных ей документов. Это выступает ключевым фактором отграничения данной процедуры от квалификационного экзамена. Не учитывая это, как отмечается профессорско-преподавательским составом Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, участвующим в работе аттестационных, конкурсных комиссий органов государственной власти Сибирского федерального округа в качестве независимых экспертов, при проведении аттестации сохраняется смещение данной процедуры в сторону квалификационного экзамена[4]. Из 50 опрошенных нами работников подразделений по вопросам государственной службы и кадров государственных органов 37 (74 %) респондентов отметили, что проводимая в государственных органах, где они замещают должности гражданской службы, аттестация сводится к получению от аттестуемого гражданского служащего ответов на задаваемые ему членами аттестационной комиссии вопросы. 45 (90 %) из участвовавших в экспертном опросе работников вышеуказанных подразделений также отметили, что большое внимание аттестационной комиссией уделяется мотивированной оценке, отраженной в аттестационном отзыве, а не реальному анализу документов, представленных в аттестационную комиссию.
Как справедливо отмечает Ю.Н. Полетаев, «одним из основных участков в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другой информацией об аттестуемых гражданских служащих»[5]. Именно аналитическая работа аттестационной комиссии по сопоставлению закрепленных в должностном регламенте должностных обязанностей и иных положений с результатами их реализации, отраженными в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности сведениях о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов, а также в аттестационном отзыве, при внимательном изучении иных документов, представленных в аттестационную комиссию, позволит достичь цели аттестации как административной процедуры, необходимой в большей степени государственному органу, а не гражданскому служащему. Достигнутые результаты позволят не только выявить проблемные моменты, связанные с осуществлением гражданскими служащими профессиональной служебной деятельности и исполнением ими должностных обязанностей, но и вскрыть недостатки в организации работы структурных подразделений, их руководителей, поставить вопросы, например, о распределении должностных обязанностей между специалистами структурных подразделений, исключении дублирующих функций, оптимизации работы гражданских служащих и деятельности структурных подразделений, определить пути по дальнейшему развитию государственного органа.
4. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.
5. Обсуждение членами аттестационной комиссии профессиональных и личностных качеств гражданского служащего, оценка его профессиональной служебной деятельности.
Этап принятия решений по результатам аттестации включает в себя следующие элементы.
1. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии принимает одно из следующих решений:
1) о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы;
2) о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы и рекомендации к включению его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
3) о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
4) о несоответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы.
При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.
Аттестационная комиссия также вправе выразить замечания и предложения, отражаемые ею в аттестационном листе гражданского служащего. Как полагаем, они (замечания и предложения) могут быть сформулированы в отношении каждого из аттестуемых гражданских служащих, в том числе признанных соответствующими замещаемым ими должностям гражданской службы, и направлены на улучшение их профессиональной служебной деятельности, «совершенствование профессионального мастерства или профессиональное развитие …, с использованием индивидуальных программ обучения и самоподготовки служащих»[6]. По юридической силе эти замечания и предложения, даваемые в отношении гражданских служащих, признанных соответствующими замещаемым должностям гражданской службы, не должны влечь правовых последствий.
Как выше отмечалось, аттестационная комиссия вправе принять решение о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы и рекомендации к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Это решение с учетом правила, предусмотренного пп. «а» п. 23 Положения о проведении аттестации, должно иметь определенное правовое значение, выступать «основой для служебного продвижения гражданского служащего»[7]. Однако оно, на наш взгляд, требует своего уточнения. Как ранее нами отмечалось, при оценке профессиональной служебной деятельности гражданского служащего определяется его соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, в том числе соответствие квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Учитывая, что при проведении аттестации не применяются экзаменационные процедуры, установление соответствия указанным квалификационным требованиям должно, на наш взгляд, осуществляться именно исходя из результатов квалификационного экзамена, отраженных в экзаменационном листе гражданского служащего. Это обусловливает также то, что рекомендация аттестационной комиссии к включению гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста не должна иметь абстрактный характер. В аттестационном листе гражданского служащего, как полагаем, должно быть прямо указано, на какую именно из должностей гражданской службы с учетом определения соответствия гражданского служащего квалификационным требованиям по вышестоящей должности гражданской службы он подлежит включению в кадровый резерв. В целях формирования единообразной правоприменительной практики по реализации рассматриваемого решения аттестационной комиссии, предлагаем п. 20 Положения о проведении аттестации дополнить абзацем следующего содержания:
«В решении аттестационной комиссии, предусмотренном подпунктом «б» настоящего пункта, указывается должность гражданской службы, на замещение которой гражданский служащий подлежит включению в кадровый резерв.».
По результатам аттестации предусмотрено и принятие решения о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования. При этом Положением о проведении аттестации не определены сроки выполнения указанного условия. В связи с этим считаем необходимым в Положении о проведении аттестации закрепить правило, в соответствии с которым рассматриваемое условие подлежит исполнению в течение определенного срока, например одного года с момента проведения аттестации или срока, устанавливаемого самой аттестационной комиссией[8].
В связи с тем, что решения аттестационной комиссии, в том числе решение о несоответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, носят рекомендательный характер, представитель нанимателя может оставить в прежней должности гражданского служащего, в отношении которого данное решение было вынесено, приняв меры по повышению его квалификации.
2. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования и заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
3. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и аттестационный отзыв приобщаются к личному делу гражданского служащего.
4. Секретарь аттестационной комиссии оформляет протокол заседания аттестационной комиссии.
5. Материалы аттестации гражданских служащих в течение семи дней после ее проведения направляются представителю нанимателя (п. 22 Положения о проведении аттестации).
В целях повышения эффективности реализации административной процедуры аттестации гражданских служащих полагаем необходимым внести в Положение о проведении аттестации изменения, предусматривающие направление представителю нанимателя в составе материалов аттестации заключения, содержащего предложения, например: 1) по внесению необходимых изменений в положения о структурных подразделениях государственного органа и в должностные регламенты гражданских служащих; 2) по изменению структуры государственного органа и усилению отдельных направлений деятельности государственного органа; 3) совершенствованию профессиональной служебной деятельности гражданских служащих; 4) направлению гражданских служащих для получения дополнительного профессионального образования; 5) поощрению гражданских служащих; 6) распространению положительного опыта работы; 7) усилению служебной дисциплины в государственном органе и др. Данное заключение позволит не только принять конкретные управленческие решения в отношении гражданских служащих, прошедших аттестацию, но и определить направления по дальнейшему совершенствованию деятельности государственного органа в интересах граждан.
6. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимаются представителем нанимателя решения, предусмотренные ч. 16 ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, п. 23 Положения о проведении аттестации.
Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым внести изменения в Положении о проведении аттестации:
1) исключить необходимость отражения в правовом акте государственного органа о проведении аттестации положения о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, так как указанные списки гражданских служащих являются составной частью графика проведения аттестации, утверждаемого вышеуказанным правовым актом государственного органа;
2) предусмотреть ежегодное издание правового акта о проведении аттестации не позднее чем за две недели до наступления календарного года и доведение его до сведения каждого гражданского служащего, подлежащего аттестации не менее чем за месяц до начала аттестации;
3) дополнить правилом, предусматривающим, что сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за аттестационный период, прилагаемые к аттестационному отзыву, формируются не только на основе годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, но и отчета за аттестационный период при проведении вступительной аттестации;
4) предусмотреть, что порядок, форма и сроки представления вышеуказанных отчетов устанавливаются правовым актом государственного органа;
5) установить, что ознакомление аттестуемых гражданских служащих с представленными аттестационными отзывами осуществляется аттестационной комиссией;
6) установить, что представление аттестуемым гражданским служащим в аттестационную комиссию дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период, заявления о своем несогласии с представленным аттестационным отзывом или пояснительной записки на аттестационный отзыв непосредственного руководителя осуществляется не позднее чем за один рабочий день до проведения заседания аттестационной комиссии;
7) предусмотреть, что в решении аттестационной комиссии, предусматривающем установление соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы и рекомендации к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста, указывается должность гражданской службы, на замещение которой гражданский служащий подлежит включению в кадровый резерв;
8) закрепить правило, в соответствии с которым условие об успешном получении дополнительного профессионального образования подлежит исполнению в течение определенного срока, например одного года с момента проведения аттестации или срока, устанавливаемого самой аттестационной комиссией;
9) предусмотреть подготовку и направление представителю нанимателя в составе материалов аттестации заключения аттестационной комиссии, направленного на совершенствование деятельности государственного органа.
[1] Меньшова В.Н. Оценка профессионального уровня гражданских служащих: первые уроки // Научные записки Сибирской академии государственной службы. 2006. № 3. С. 98.
[2] Хайретдинов Р.А. Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы в Российской Федерации: административно-правовой аспект // Вестник БИСТ. 2012. № 3 (15). С. 109.
[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.
[4] Аналитическая записка к письму заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, председателя Координационного совета по вопросам кадровой политики С. Черданцева от 29 апреля 2009 г. № А55-2902 СЧ (Документ опубликован не был).
Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. С. 115.
Антошина Н.М. Формирование кадрового состава государственной гражданской службы // Власть. 2009. № 4. С. 9.
[7] Соломатин Е.Ю. Административно-правовое регулирование формирования кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 19.
[8] В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ результаты аттестации являются основанием для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование.
|