В различных государственных органах реализуются разные направления деятельности и специальности по направлению деятельности.
Для качественного выполнения должностных обязанностей государственные служащие должны обладать специальностью профессионального образования, опытом работы по специальности, профессиональными знаниями и опыту, соответственному направлению деятельности и специализации.
Профессиональные знания и навыки приобретаются в рамках получения профессионального образования с помощью получения профессионального образования по определенной специальности, а также в процессе трудовой либо профессиональной служебной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования и высшего образования содержат область и вид профессиональной деятельности, по которым реализуется подготовка, а также компетенции, которыми должны обладать выпускники. Исходя из содержания данных федеральных государственных образовательных стандартов, компетенции, под которыми понимаются профессиональные навыки и умения, предполагающие профессиональные знания, различаются в зависимости от специальности, направленности (профиля) профессионального образования.
Следовательно, для отбора на государственную службу претендентов, обладающих компетенциями, нужными для выполнения должностных обязанностей соответственно с направлениями деятельности, осуществляемыми в государственных органах, и специализациями по направлениям деятельности, а также для обеспечения востребованности выпускников с определенным образованием государственным органам нужно руководствоваться изложенным гибким подходом, который предусматривает определение специальности профессионального образования в зависимости от направлений деятельности, осуществляемых в государственных органах, и специализации по направлению деятельности.
Определение государственным органом направлений (специальностей) профессионального образования не противоречит ФЗ № 79.
Соответственно ФЗ № 79 в квалификационные требования к должности государственной службы категорий «руководитель», «помощник (советник)», «специалист» всех групп должностей государственной службы, а также категории «обеспечивающий специалист» главных и ведущих групп должностей государственной службы входит наличие высшего образования.
В соответствии с ФЗ № 79 в должностном регламенте содержатся требования к квалификации к образованию, что предполагает возможность определения специальности профессионального образования.
Соответственно ФЗ № 79 требования к квалификации к квалификационным знаниям и опыту, нужным для выполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственных органов с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент государственных служащих.
В отношении к должностям государственной службы категорий «руководитель», «помощник (советник)», «специалист» всех групп должностей государственной службы, а также категории «обеспечивающий специалист» главных и ведущих групп должностей государственной службы, квалификационным требованием которым является наличие высшего образования, основным образом данные профессиональные знания и навыки устанавливаются специальностью образования.
Поэтому указание специальностей высшего образования в должностных регламентах замещающих должности государственной службы категорий «руководитель», «помощник (советник)», «специалист» всех групп должностей государственной службы, а также категории «обеспечивающий специалист» главных и ведущих групп должностей государственной службы, а также предъявление соответственных требований к кандидату на замещение вакантной должности государственной службы является законным.
В квалификационные требования к должности категории «обеспечивающий специалист» старших и младших групп должностей государственной службы входит наличие среднего профессионального образования, определенного направлению деятельности. Следовательно, относительно нужности определения направлению подготовки среднего профессионального образования ФЗ № 79 прямо предусматривает в числе квалификационных требований к должности категории «обеспечивающий специалист» старших и младших групп должностей государственной службы требование наличия среднего профессионального образования, соответственного направлению деятельности.
Нужно учитывать, что, несмотря на возможности определения специализации профессионального образования, определять его не всегда разумно.
При решении данного вопроса нужно учитывать характер выполняемой профессиональной служебной деятельности.
Если выполнение должностных обязанностей по должности определенного направления деятельности и направлению подготовки по данному направлению деятельности возможно при наличии профессионального образования любой специализации, разумно определить только уровень профессионального образования. К такой должности могут относить должность, выполнение должностных обязанностей по которой реализуется соответственно с направлением деятельности «Организационное обеспечение деятельности государственных органов» и специализациями «Организация документационного обеспечения», «Организационное обеспечение подготовки и проведения мероприятий» и другими специализациями.
Кроме того, нужность определения специализации профессионального образования может определяться исходя из категории должностей государственной службы, к которой относят должность.
Определение специализации профессионального образования приобретает особенную существенность для должности категории «специалист», должностные обязанности по которой касаются трудовой деятельности, связанной с оценкой положений законов РФ, что определяет требования углубленных профессиональных знаний положений, определенных нормативных правовых актов и документов, и соответственных квалификационных навыков.
Наименее существенным является определение определенной специализации профессионального образования для должности категории «руководитель», а также, как правило, категории «помощник (советник)» в связи с тем, что выполнение должностных обязанностей по должностям данных категорий связано с реализациям руководства, организации, включая постановку задач перед работниками, в том числе работников в линейном и функциональном подчинении, а также стратегического планирования государственных органов в общем либо структурного отдела.
К должностям определенной категории и группы должностей по отдельному направлению деятельности и направлению подготовки по направлению деятельности может определяться требование к наличию одной специализации профессионального образования либо нескольких специальностей профессионального образования как альтернатив.
Представителем нанимателя может быть также определено в должностном регламенте квалификационные требования к профессиональному образованию.
Нужность данного подхода также обуславливается положениями постановления Правительства РФ № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных служащих РФ», которым определены права государственных служащих, имеющих диплом о дополнительном (к высшему) образовании, претендовать на замещение должностей государственной службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего образования определенного профиля.
Повышение либо присвоение квалификации по итогам дополнительного профессионального образования подтверждает удостоверение о повышении квалификации, либо диплом о профессиональной переподготовке;
Нужно выделить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ для получения дополнительной квалификации по итогам проведения обязательной государственной аттестации выдаются дипломы о дополнительном образовании только лицам, которые прошли обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам объемом больше1000 часов.
К примеру, к кандидату, претендующему на замещение должностей категорий «руководитель» и «специалист» высших, главных и ведущих групп в рамках направления деятельности «Государственная служба и кадры», могут предъявляться требования о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета либо магистратуры по специальности «Менеджмент», «Управление персоналом» и «Государственное и муниципальное управление» либо высшего образования указанного уровня любой специализации при условии наличия диплома о профессиональной переподготовке, который подтверждает освоение программы профессиональной переподготовки в соответствующей сфере объемом больше 1000 часов.
Существенность определения специализации также обуславливается нужностью определения опыта работы по специальности.
В соответствии с ФЗ № 79 дополнительное профессиональное образование государственных служащих содержит в себе профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Требования к дополнительному профессиональному образованию предъявляются к области знаний, на которую направленна программа дополнительного профессионального образования, освоение которой подтверждается документом о повышении квалификации либо о профессиональной переподготовке.
Требование к наличию дополнительного профессионального образования в определенной области устанавливается, когда к кандидатам, претендующим на замещение должности определенной категории и группы должностей по определенному направлению деятельности и направлению подготовки по направлению деятельности недостаточно предъявления требования только к специальности высшего образования либо среднего профессионального образования.
При определении направлений подготовки либо специальностей высшего образования, а также специальностей среднего профессионального образования необходимо следовать:
Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061;
Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 г. № 337;
Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 сентября 2009 г. № 355;
Перечень специальностей высшего профессионального образования, по которым определены другие нормативные сроки освоения главных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавра, специалиста либо магистратуры), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136;
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30 сентября 2003 года № 276-ст.
Кроме указания в профиле должности и должностном регламенте определенных специальностей профессионального образования соответственно с данными нормативными правовыми актами нужно делать запись также о том, что соответственными требованиями являются другие специализации, для которых законодательством РФ определены соответствия. Сегодня данные соответствия утверждены приказом Минобрнауки РФ от 17 февраля 2011 г. № 201 «Об определении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций «бакалавр» и «магистр», списки которых утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 г. № 337, специальностей высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», список которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136, специальностям высшего профессионального образования, данным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-ст».
|