Президиум Совета при президенте РФ по противодействию коррупции одобрил проект типового кодекса служебного поведения госслужащих, окончательно проект может быть утвержден в октябре.
На заседании рассматривался проект типового кодекса служебного поведения государственных служащих. Необходимость рассмотрения этого вопроса и вообще разработки такого документа обусловлена тем, что необходимо создавать единую нормативную основу служебного поведения государственных служащих, для этого необходимо разработать общий свод норм и правил служебного поведения.
Прежде всего, этот типовой кодекс должен быть окончательно одобрен, это, скорее всего, состоится в октябре, после доработки, с учетом сегодняшнего обсуждения.
Этот кодекс должен стать инструментом профилактики коррупции среди госслужащих и повысить эффективность их работы, а также задать для них стандарты антикоррупционного поведения.
Глава администрации президента РФ отметил, что разработка такого документа соответствует международным обязательствам России, в частности, конвенциям, к которыми присоединилась страна.
Предполагается, что этот кодекс будет принят как типовой, сегодня его проект был одобрен, и на основании типового, модельного проекта каждый орган государственной власти может и должен разработать, и принять свой собственный кодекс служебного поведения, который бы учитывал некоторые специфические особенности того или иного органа государственной власти.
Как предполагается, принятый в конкретном государственном органе кодекс служебного поведения войдет в трудовой договор, который работодатель заключает с государственным служащим, нарушение норм служебного поведения станет поводом для рассмотрения работодателем вопроса об административных взысканиях, вплоть до увольнения с работы.
Этот типовой кодекс будет распространяться и на муниципальных служащих.
На вопрос о том, какие антикоррупционные законы могут быть приняты в ближайшее время, руководитель администрации президента сказал, что сейчас находится в разработке документ, который касается открытости работы государственных органов власти, подчиненных президенту - прежде всего, силовых структур. По его словам, этот документ регулирует, как именно информация о деятельности этих структур должна быть доступна обществу.
Под обязанностями государственных служащих имеются в виду обусловленные Конституцией РФ и определенные ФЗ, другими правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции, составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению выполнения полномочий государственных органов.
В ФЗ «Об Основах государственной службы РФ» нормативно определен:
состав главных обязанностей государственного служащего, но законодательство возлагает на государственных служащих большее число обязанностей;
определенные обязанности государственного служащего по соответствующим государственным должностям определяются соответственными должностными инструкциями и положениями.
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или другое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства для получения выгоды в виде денег, ценностей, другого имущества либо услуг имущественного характера, других имущественных прав для себя либо для третьих лиц или незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу иными физическими лицами;
б) совершение деяний, данных в подпункте «а» пункта, от имени либо в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов государственного общества, организаций и физических лиц в границах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации либо ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, настоящий ФЗ и иные ФЗ, нормативные правовые акты Президента РФ, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.
Противодействие коррупции в нашей стране основывается на следующих главных принципах:
1) признание, обеспечение и защита главных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и других мер;
6) приоритетное использование мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами государственного общества, международными организациями и физическими лицами.
Главными направлениями деятельности государственных органов по повышению результативности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в сфере противодействия коррупции;
2) формирование механизма взаимодействия правоохранительных и других государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами государственного общества;
3) принятие законодательных, административных и других мер, направленных на привлечение государственного служащего, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на создание в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, формирование механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть определение для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав государственного служащего, лиц, замещающих государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, должности глав муниципальных образований, муниципальную должность, а также устанавливаемых для указанного служащего и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
7) обеспечение доступа граждан к данных о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
8) обеспечение независимости СМИ;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных либо муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственного служащего;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие результативных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с отделами финансовой разведки и иными компетентными органами иностранных государств, и международными организациями в сфере противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также другим негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственного служащего с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их сотрудников, которые должны быть отображены в административных и должностных регламентах.
Данные о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):
1) граждане, которые претендуют на замещение должности государственной службы;
1.1) граждане, которые претендуют на замещение должности членов Совета директоров Центрального банка РФ, должностей в Центральном банке РФ, включенных в список, утвержденный Советом директоров Центрального банка РФ;
1.2) граждане, которые претендуют на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, определенные нормативными правовыми актами РФ;
2) граждане, которые претендуют на замещение должностей, включенных в перечни, определенные нормативными правовыми актами РФ, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, других организациях, создаваемых РФ на основании ФЗ;
3) граждане, которые претендуют на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, определенные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами:
- граждане, которые претендуют на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) организаций;
- лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, определенные нормативными правовыми актами РФ;
4) лица, замещающие должности, данные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.
Порядок представления данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, данных в части 1 настоящей статьи, устанавливается ФЗ, другими нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами Центрального банка РФ.[1]
Лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, определенные нормативными правовыми актами РФ либо нормативными актами Центрального банка РФ, обязаны представлять данные о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые определены ФЗ «О контроле за соответствием затрат лиц, замещающих государственную должность, и других лиц их доходам», другими нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами Центрального банка РФ.
Контроль за соответствием затрат лиц, данных в части 1 настоящей статьи, а также затрат их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, данных в части 1 настоящей статьи, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, реализуется в порядке, предусмотренном ФЗ «О контроле за соответствием затрат лиц, замещающих государственную должность, и других лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента РФ, другими нормативными правовыми актами РФ, нормативными актами Центрального банка РФ.
Непредставление лицами, данными в части 1 настоящей статьи, либо представление ими неполных либо ложных данных о своих расходах или непредставление либо представление заведомо неполных либо ложных данных о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких данных обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, данных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в определенном порядке с государственной службы, из Центрального банка РФ, с работы в государственной корпорации, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, другой организации, формированной РФ на основании ФЗ, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Данные об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, иного объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), представленные соответственно с ФЗ «О контроле за соответствием затрат лиц, замещающих государственную должность, и других лиц их доходам», размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, Центрального банка РФ, государственных корпораций, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, других организаций, формированных РФ на основании ФЗ, и предоставляются для опубликования СМИ в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Президента РФ, другими нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами Центрального банка РФ, с соблюдением определенных законодательством РФ требований о защите персональных данных.[2]
Государственный либо муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры либо иные государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц для склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о факте обращения для склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена либо проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного либо муниципальных служащих.
Невыполнение государственными либо муниципальными служащими должностной (служебной) обязанности, является правонарушением, влекущим их увольнение с государственной службы или привлечение их к другим видам ответственности соответственно с законодательством РФ.
Государственный либо муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры либо иные государственные органы о факте обращения для склонения их к совершению коррупционных правонарушений, о факте совершения иным государственным служащим коррупционных правонарушений, непредставления данных или представления заведомо ложных либо неполных данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства соответственно с законодательством РФ.
Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о факте обращения для склонения государственного либо муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений, список данных, содержащихся в уведомлениях, организация проверки данных и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
[1] Федеральный закон от 03.12.2012 N 231-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
[2] ФЗ от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 05.10.2015 № 285-ФЗ
|