Президент РФ Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупционных нарушений на 2016–2017 годы. Согласно указу, руководство федеральных органов государственной власти должны были до 15 мая 2016 года внести в ведомственные планы противодействия коррупционных нарушений изменения, направленные на достижение конкретных итогов в части предотвращения коррупционных нарушений. В документации нашли отображение многие предложения, высказанные ранее Экспертным советом при Правительстве РФ.
Большая часть предложений Экспертов при Правительстве, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями, нашли отображение в утверждённом Национальном плане противодействия коррупционных нарушений на следующие два года. Они направлены, в том числе, на развитие антикоррупционного просвещения среди чиновников, расширение мер по предотвращению конфликтов интересов, контроль за расходованием государственных средств, выделяемых на осуществление крупных инфраструктурных проектов с участием государства, проведение исследовательской работы в части антикоррупционной деятельности. В прошедшие годы часто качество осуществлении мероприятий Национального антикоррупционного плана оставляло желать лучшего, также много было замечаний и к ведомственным планам противодействия коррупционных нарушений. Во избежание повтора подобной практики значительно повысить личное участие и персональную ответственность самого руководства министерств и ведомств в исполнении всех пунктов этого основополагающего документа.
Одно из предложений экспертов содержало принятие мер, направленных на предотвращение конфликтов интересов. В Национальном плане противодействия коррупционных действий данному вопросу уделяется значительное внимание. Правительству РФ, помимо прочего, поручено принять необходимые меры по совершенствованию механизмов урегулирования конфликтов интересов. При данном вопросы, касающиеся предотвращения либо урегулирования конфликтов интересов, должны рассматриваться коллегиями министерств и ведомств и иными совещательными органами.
Главными направлениями деятельности госорганов по повышению результативности противодействия коррупционных действий являются:
проведение единой государственной политики в сфере противодействия коррупционных действий;
формирование механизма взаимодействия правоохранительных и других госорганов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупционных действий, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
принятие законодательных, административных и других мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к больше активному участию в противодействии коррупционных действий, на создание в обществе негативного отношения к коррупции;
совершенствование системы и структуры госорганов, формирование механизмов общественного контроля за их деятельностью;
введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупционных действий в данной области;
унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
обеспечение независимости средств массовой информации;
неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупционных действий;
совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок продукции, работ, услуг для обеспечения государственных либо муниципальных нужд;
устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности;
совершенствование порядка применения государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на применение такого имущества и его отчуждения;
повышение уровня уплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
укрепление международного сотрудничества и развитие результативных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и иными компетентными органами иностранных государств, и международными организациями в сфере противодействия коррупционных действий и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным способом и находящегося за рубежом;
усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
передача части функций госорганов саморегулируемым организациям, а также другим негосударственным организациям;
сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупционных действий;
оптимизация и конкретизация полномочий госорганов и их работников, которые должны быть отображены в административных и должностных регламентах.
Обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах, расходах) отдельных категорий государственных гражданских служащих, работников и других граждан предусмотрена Федеральным законодательством для противодействия коррупционных действий.
Гражданин при поступлении на государственную гражданскую службу, а также госслужащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о доходах.
Государственный служащий ежегодно представляет:
а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая финансовое содержание, пенсии, пособия, другие выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, другие выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Но по факту, можно предложить ряд мер борьбы со взяточничеством. Как выяснилось, более 60% населения считают взяточничество негативным явлением, но в то же время можно сказать, что каждый 3 человек хотя бы раз в жизни, но давал взятку. Конфеты - врачу, коньяк – научному руководителю, деньги – инспектору ГИБДД и прч.
Но одно дело, когда этот факт единовременен и имеет под собой лишь вид благодарности, и совсем другое дело, когда человек считает, что все в этом мире покупается и все продается. Именно для того, что бы не распространялось такое мнение и нужны методы борьбы со взяточничеством.
Естественно первый и самый основной метод – это распространение информации. В общих чертах – это профилактика взяточничества. Т.е. в школах, СПО и в ВУЗах необходимо регулярно проводить психологические опросы, тесты и политико-правовые беседы на тему подрывного влияния взятки на всю государственную систему, на систему образования в частности и на жизнь конкретного взяткодателя.
При этом комплексный подход будет оптимальным, так как только сообща преподаватели, психологи и специалисты по профилактике смогут добиться результата. Систематичность и комплексность позволят выявить взяточников в коллективах, взяткодателей и посредников. Такая работа выведет из системы образования лишние элементы, а значит оставит задел для дальнейшего развитие методов борьбы со взяточничеством.
Следующий метод связан с существующей системой информационной активности населения. Социальные сети, сама по себе глобальная сеть и СМИ по сути своей существуют для того, что бы распространять информацию. Так вот рекламные ролики, различные группы в соц.сетях и сайты на которых можно не только узнать о том, что такое взятка, но так же получить квалифицированную помощь специалиста, который подскажет, что делать если вас принуждают дать взятку или как поступить, если попал в ситуацию, когда необходимо ее дать.
В общем, людям не хватает информации, а если ее растиражировать, пристыдить тех кто пользуется своим должностным положением для ее получения и создать систему, когда любая форма взяточничества будет обсуждаться открыто, то результат не заставит себя долго ждать – со взяточниками разберутся соответствующие органы, а институт взяточничества начнет терять своих представителей.
Кроме того, в советское время была такая система высмеивания пороков, как карикатура, сегодня ее используют только в экстремистких целях (изображение пророка Мухаммеда или сцен из Корана, что вызывает негодования со стороны верующих). А что если использовать этот метод для обличения коррумпированных чиновников, полицейских, взяточников врачей и преподавателей, посредников, нагревающих на этом деле себе руки и т.д. Карикатура – это очень действенный метод, так как заставляет человека взглянуть на себя с другой – неприятной ему – стороны, а значит он задумается и возможно пойдет искать другие пути заработка.
Ну и конечно же приобщение общества к решению этой проблемы. Современные люди крайне пассивны в политическом плане и конечно же они не бросаются на «амбразуры» пытаясь отстаивать свои права (за редким исключением). Но, есть и те, кто жаждет вникнуть во все процессы организации общественной деятельности, такие люди могут вести за собой остальных в борьбе за звание «Лучшее учебное заведение», «Город без взяток», «Нарушителю – наказание, инспектору - зарплата» и прч. Но такая инициатива может поспособствовать возрастанию доверия к государству и снижению взяточничества.
Таким образом, перечисленные меры затрагивают только низшие слои взяточничества, но рубить дерево нужно начинать с корня, а значит и решение проблемы взяточничества нужно искать в самом обществе, а не во властных структурах. Что же касается властных структур, то на данном этапе развития, конечно же наиболее действенным решением будет реформирование органов исполнительной власти – усиление гласности, создание системы выбора чиновников по принципу – кто больше хорошего сделал за срок службы для населения, введение персональной ответственности должностных лиц за реализацию указов, вплоть до материальных взысканий.
Так же можно провести ряд преобразований в государственной службе, к примеру брать на службу не престарелых, повидавших виды, людей, а молодых ученых-исследователей, которые будут стремиться улучшить жизнь общества, а не набить карманы. Создать систему оплаты труда должностных лиц в соответствие с коэффициентом полезности, т.е. установить оплату труда по минимальному окладу и все остальные надбавки будут приходить только в том случае, если в течении месяца должностное лицо или чиновник осуществлял общественно полезную деятельность – это запротоколировано, зафиксировано и имеет все подтверждающие положительный результат документы.
Так гос.служащие будут стремиться сделать важные для общества и полезные для государства вещи, а не просто получить выгоду и уйти в тень.
Многие аналитики считают важным изменение законодательства, отводят на изменения в обществе десятилетия. А по факту всего лишь необходимо воздействовать на взяточников психологическими методами и все измениться за минимальный срок, как только общество осознает свою силу.
|