В Генеральной прокуратуре РФ встревожены большим количеством нарушений законодательства должностными лицами при государственных закупках: в прошедшем году прокурорскими проверками вскрыто больше 80 тыс. таких нарушений почти во всех сегментах рынка.
Как говорится в докладе Генеральной прокурора, ведомство приняло меры по устранению грубых нарушений законов в области закупок для государственных нужд, допущенных должностными лицами МВД РФ, МЧС РФ, Росреестра, а также Минздрава РФ, Минкультуры РФ и Минобрнауки РФ.
В частности, прокуратура пресекала хищения и нецелевое применение средств федерального и региональных бюджетов, первоначально предназначенных для решения социально-экономических государственных задач. При данном устойчиво большим остается количество нарушений при закупках продукции для государственных и муниципальных нужд, связанных с проведением торгов, заключением и выполнением контрактов, осуществлением контрольных полномочий.
Особенную обеспокоенность прокуратуры вызывают подобные нарушения законодательства в таких областях, как здравоохранение и ЖКХ. По данным надзорного ведомства, наибольше криминализированной остается стадия приемки продукции, работ и услуг, в ходе которой способом уплаты реально не исполненных работ совершаются хищения государственных средств.[1]
Можно привести ряд примеров, по нарушениям законодательства в данной области. Наиболее значимые и часто выявляемые нарушения касаются следующих направлений деятельности:
Описание объекта закупки
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ при описании объекта закупки необходимо указывать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики данного объекта. Однако некоторыми заказчиками при описании объекта закупки допускаются следующие ошибки:
- при использовании товарного знака в описание объекта закупки заказчиками не включаются слова «или эквивалент»;
- устанавливаются противоречащие друг другу требования к товарам (пример: при указании размера окна заказчиком были указаны требования к ширине: «не более 210 см и не менее 240 см»);
- неверно указываются коды ОКПД товаров (пример: наименование аукциона)
- «Молоко питьевое обогащенное», а в документации указывают код ОКПД «Услуги по производству молочных продуктов»;
- указываются коды ОКПД не всех товаров, содержащихся в техническом задании (пример: требуется закупить «стол, стул с металлическим каркасом, шкаф деревянный», однако при подготовке заявки в АИС «Web-Торги-КС», а также в документации о закупке, заказчик указывается только один код ОКПД, относящийся к столу);
- указывается неверная детализация продукции по коду ОКПД в документации (пример: в документации заказчик указывает код ОКПД «30.02.15.211-Компьютеры», однако в соответствии с Общероссийским классификатором по данному коду объектом классификации является продукт «Компьютеры персональные настольные»;
- при описании объектов закупок указываются характеристики товаров в соответствии с утратившими свою силу ГОСТами.
2. Установление требований к участникам закупки
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона № 44 - ФЗ заказчиками устанавливаются единые требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, при установлении требований допускается ряд ошибок:
- не устанавливаются требования к наличию действующей лицензии.
Пример: заказчику необходимо заключить договор на выполнение работ по монтажу охранно-пожарной сигнализации, проведению пусконаладочных испытаний, сдаче системы в эксплуатацию.
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включена в перечень лицензируемых видов деятельности (п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), при подготовке документации заказчику необходимо установить требование: наличие лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- не устанавливаются условия допуска, запреты в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
Пример: По объекту закупки указан код ОКПД «24.41.52.141», который в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» входит в перечень товаров, работ и услуг, в отношении которых предоставляются преференции участникам таких закупок. В данном случае заказчику необходимо указать условия допуска: «Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами – установлено в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 № 155.».
3.Формирование проекта контракта (договора)
В соответствии с Законом № 44 – ФЗ заказчиками формируется проект контракта, в который включаются обязательные условия, закрепленные ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Однако, при формировании контракта не всеми заказчиками выполняются данные требования, а именно:
- не указывается конкретный размер неустойки (штрафа, пени) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом;
- указываются сведения, противоречащие техническому заданию (специальной части) документации (пример: срок поставки товаров в техническом задании указан «10 рабочих дней», а в проекте контракта – «в течение месяца»);
- не верно указываются условия об оплате при осуществлении закупки с установленным ограничением в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона № 44 –ФЗ (в соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона № 44 - ФЗ, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке)[2].
[1] ТАСС: http://tass.ru/proisshestviya/1153558
[2] Обзор нарушений законодательства при формировании документации о закупке// http://goszakaz.gov-murman.ru/files/pdf
|