Вторник, 26.11.2024, 18:26
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие и виды саморегулируемых организаций

В настоящее время саморегулирование в Российской Федерации осуществляется на условиях объединения субъектов профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о СРО «саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности[1] исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида».

Прежде всего, саморегулируемая организация - это юридическое лицо. Анализ ст. 48 ГК РФ и юридической литературы[2] позволяет выделить следующие общие признаки, характерные для юридических лиц в целом и для СРО в частности:

Организационное единство. Сущность данного признака состоит в том, что саморегулируемая организация самостоятельна, обособлена от своих членов, имеет органы управления, высшим из которых является общее собрание. Однако, несмотря на сложную внутреннюю структуру, СРО является единым целым.

Имущественная обособленность. Этот признак юридического лица означает, что имущество СРО обособлено от имущества других субъектов права. Саморегулируемая организация является собственником своего имущества.

Самостоятельная имущественная ответственность. Указанный признак

выражается в том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам только своим имуществом. Учредители (участники) юридического лица не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по их обязательствам. Исключение из указанных правил возможно только в случаях, предусмотренных законом и учредительными документами

юридического лица.

Так, согласно ст. 13 Закона СРО саморегулируемая организация обеспечивает дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Выступление в гражданском обороте от собственного имени. Данный признак означает, что саморегулируемая организация от своего имени может приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Регистрация в едином государственном реестре юридических лиц в одной

из организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским

законодательством. Порядок государственной регистрации юридических лиц предусмотрен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей»[3].

В настоящее время в науке дискуссионным продолжает оставаться вопрос о том, является ли саморегулируемая организация особой организационно-правовой формой или же это организация, которая осуществляет свою деятельность в одной из форм, предусмотренных законодательством.

Так, по мнению И.В. Митякиной, саморегулируемые организации являются «оригинальной организационно-правовой формой некоммерческой организации, отличительным признаком которых является осуществление публично-правовых функций, ранее осуществлявшихся государством»[4].

Анализ гражданского законодательства свидетельствует о том, что саморегулируемая организация не является специальной организационноправовой формой.

Учитывая, что саморегулируемая организация основана на членстве, на практике СРО создавались в форме ассоциаций (союзов) и некоммерческих партнерств.

Ст. 50 ГК РФ в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ[5] закрепила закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. В результате указанных изменений некоммерческое партнерство было исключено из числа возможных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. В связи с этим в настоящее время саморегулируемые организации могут создаваться исключительно в форме союза (ассоциации). Учредительные документы созданных в форме некоммерческих партнерств СРО и их наименования подлежат приведению в соответствие с нормами ГК РФ при первом изменении учредительных документов.

Согласно п.1 ст. 123.8 ГК РФ «ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей».

К числу основных признаков ассоциации (союза) относятся[6]:

Корпоративная природа. Учредители (участники) корпоративных юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Ассоциация (союз) может быть основана на добровольном волеизъявлении участников, а в предусмотренных законом случаях может устанавливаться обязательное членство в ассоциации (союзе).

Особый субъектный состав. Членами ассоциации (союза) могут быть юридические лица, физические лица, юридические и физические лица одновременно.

Наличие цели объединения. Цель создания ассоциации (союза) состоит в представлении и защите общих интересов и достижении общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Особый порядок регистрации. Регистрация некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 № г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[7]. Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции РФ в лице территориальных органов.

Сравнение саморегулируемой организации как видового понятия с ассоциацией (союзом) как понятием родовым позволяет выделить следующие специфические признаки СРО:

Усложненный порядок приобретения статуса. Ст. 3 Закона о СРО предусмотрена необходимость дополнительной регистрации некоммерческой организации, претендующей на статус саморегулируемой, в специальном реестре. Статус саморегулируемой организация приобретает с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Таким образом, законодательством предусмотрена необходимость включения СРО в два государственных реестра: Единый государственный реестр юридических лиц и государственный реестр саморегулируемых организаций.

Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 3 Закона о СРО для приобретения статуса саморегулируемой организация должна соответствовать следующим требованиям:

- Требование к минимальному количеству членов саморегулируемой организации. По общему правилу, закрепленному в Законе о СРО, саморегулируемая организация должна объединять не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Законами об отдельных видах деятельности могут быть установлены иные требования к количественному составу саморегулируемых организаций. Так, п. 1 ч. 3 ст.17 Закона об аудиторской деятельности предусмотрено включение некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии объединения в ее составе в качестве членов не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций, соответствующих установленным законом требованиям к членству в такой организации.

- Наличие стандартов и правил профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Так, согласно п. 2 ч. 3 ст. 17 Закона об аудиторской деятельности в саморегулируемых организациях аудиторов должны быть утверждены правила осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, приняты правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов.

- Обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в установленном Законом о СРО порядке.

Для саморегулируемых организаций с обязательным членством требование о формировании компенсационного фонда имеет императивный характер[8].

- Наличие специализированных органов, контролирующих соблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил профессиональной деятельности и рассматривающих дела о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Особые цели деятельности. Согласно ст. 3 Закона о СРО указанные организации создаются в целях, предусмотренных законодательством. При этом в Законе о СРО цели, для достижения которых создаются саморегулируемые организации, прямо не названы. Содержащаяся в ст. 3 Закона о СРО попытка указать на цели создания СРО в литературе признается неудачной[9].

В законах об отдельных видах профессиональной деятельности цели создания саморегулируемых организаций, напротив, нашли свое отражение. Так, ст. 2 Закона о несостоятельности (банкротстве) предусмотрено, что целями деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона об аудиторской деятельности саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Из ст. 11 Закона об актуарной деятельности следует, что саморегулируемые организации актуариев создаются в целях развития и регулирования актуарной деятельности.

Согласно ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ основными целями саморегулируемых организаций являются:

«1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».

Анализ законов об отдельных видах профессиональной деятельности позволяет прийти к выводу, что основными целями создания и функционирования СРО является обеспечение условий осуществления членами СРО профессиональной деятельности, ее регулирование и контроль, а также защита прав и интересов потребителей товаров (работ, услуг), произведенных членами СРО.

Специфический набор функций. Ю.Г. Лескова справедливо отмечает, что именно функциональное значение предопределяет особенности СРО как некоммерческой организации[10].

В закрепленном в ст. 3 Закона о СРО определении отсутствует упоминание о функциях саморегулируемых организаций.

В иных статьях закона функции саморегулируемых организаций также

147

выделены нечетко[11].

В философском и общественно-социологическом плане под функцией понимается «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе служебной деятельности»[12].

Функции федерального органа исполнительной власти в литературе определяются как нормативно установленные и постоянно осуществляемые основные направления властной деятельности данного органа, обусловленные поставленными перед ним задачами и конкретизирующиеся в его полномочиях[13].

Полномочия представляют собой совокупность субъективных прав и обязанностей по осуществлению конкретных управленческих действий[14].

При рассмотрении вопроса о функциях саморегулируемых организаций в литературе зачастую допускают смешение собственно функций СРО с их правами и обязанностями[15], что может объясняться используемой в ст. 6 Закона о СРО конструкцией. В ч. 1 данной статьи законодатель закрепляет перечень основных функций СРО, а затем в ч. 5 указывает, что осуществление ряда функций является обязанностью СРО.

Отождествление функций с правами либо обязанностями недопустимо. Полагаем, что закрепленный в ч. 1 ст. 6 перечень фактически представляет собой перечисление не функций, а именно полномочий (совокупности прав и

обязанностей) саморегулируемых организаций.

Совокупность закрепленных в Законе о СРО полномочий саморегулируемых организаций считаем возможным объединить и обобщить в качестве их функций - направлений деятельности СРО.

В числе основных функций СРО как особых субъектов права могут быть выделены следующие:

- регулирующая, которая проявляется в разработке стандартов и правил, условий членства в саморегулируемой организации и иных внутренних документов СРО;

- контрольная: саморегулируемые организации осуществляют контроль за профессиональной деятельностью своих членов;

- организационно-обеспечительная. Примерами проявления данной функции является ведение реестра членов СРО, обеспечение имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, формирование органов управления саморегулируемой организации, размещение предусмотренных законом документов и сведений на официальном сайте СРО;

- юрисдикционная: СРО рассматривают жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, применяют меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов.

Некоторые авторы дополняют перечень функций саморегулируемых организаций информационной функцией, представительской, функцией организации повышения профессионального уровня[16]. Однако, на наш взгляд, указанные функции охватываются упомянутыми в предыдущем абзаце

функциями и являются вспомогательными по своему значению.

С учетом выявленных существенных признаков саморегулируемой организации как организационной основы саморегулирования необходимо признать, что легальное определение понятия «саморегулируемая организация» не отражает всех сущностных характеристик указанного понятия.

По нашему мнению, под саморегулируемой организацией необходимо понимать наделенную в установленном законом порядке статусом саморегулируемой ассоциацию (союз) субъектов профессиональной деятельности, осуществляющую регулирующую, контрольную, организационнообеспечительную и юрисдикционную функции.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона о СРО членство субъектов профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным по общему правилу.

Однако в предусмотренных федеральными законами случаях членство субъектов профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях может иметь обязательный характер.

Для изучения особенностей статуса саморегулируемых организаций наиболее значимой является классификация СРО в зависимости от наличия либо отсутствия обязанности субъекта профессиональной деятельности быть членом СРО.

М.А. Егорова отмечает, что основное отличие в правовом статусе указанных разновидностей СРО состоит в цели их деятельности: «Добровольные объединения действуют в целях удовлетворения только совместных интересов их членов, а целью деятельности при обязательном саморегулировании является в первую очередь реализация публичного интереса»[17].

Ю.Г. Лескова считает, что особенностью СРО с обязательным членством является более широкий перечень осуществляемых ими функций в сравнении с перечнем функций СРО, основанных на добровольном членстве. В частности, СРО с обязательным членством наряду с иными выполняют функцию, связанную «с допуском к профессии»[18].

Наличие указанных признаков позволяет ряду ученых придерживаться точки зрения о публично-правовом статусе саморегулируемых организаций с обязательным членством[19].

По нашему мнению, отличия между двумя разновидностями саморегулируемых организаций, помимо наличия либо отсутствия обязанности вступать в них, заключается в следующем. Отличительным признаком СРО, основанных на принципе обязательного членства, является наделение их публично-властными полномочиями: полномочием по установлению стандартов и правил профессиональной деятельности, соблюдение которых является императивным условием осуществления соответствующей деятельности; полномочием по контролю за соблюдением их членами не только стандартов и правил саморегулирования, но и положений федеральных законов об отдельных видах профессиональной деятельности[20]; полномочием по рассмотрению жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ими требований не только стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, но и требований законов об отдельных видах профессиональной деятельности[21], а также по применению к своим членам мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из членов саморегулируемой организации, влекущего запрет на осуществление соответствующего вида деятельности.

В связи с тем что СРО с обязательным членством реализуют публичновластные полномочия, осуществляемые ими функции приобретают публичноправовой характер. Выполнение СРО с обязательным членством своих функций затрагивает права и законные интересы не только их членов, но неопределенного круга лиц, с которыми вступают в частноправовые отношения члены СРО, на которых распространяется соответствующее регулирование[22].

В связи с этим трудно согласиться с позицией Д.А. Петрова, считающего безосновательным противопоставление двух разновидностей СРО, а также деление СРО на публично-правовые и частноправовые[23].

А.В. Басова подразделяет функции СРО на частноправовые и публичноправовые. По мнению автора, реализация публично-правовых функций (к ним автор относит нормотворческую, контрольную, пресекательную, обеспечительную, информационную) «затрагивает не только членов СРО, но и других лиц, заинтересованных в эффективной деятельности на рынке потребителей товаров (работ, услуг), иных участников рынка, а также государство и общество в целом»; первоочередной задачей частноправовых функций СРО (представительской, функции по урегулированию конфликтов и разрешению споров, образовательно-просветительской[24]) является удовлетворение интересов членов данного объединения[25]. Полагаем, что такое делений функций уместно лишь в отношении функций СРО с обязательным членством. В противном случае можно прийти к необоснованному выводу о том, что публично-правовыми функциями обладает любое юридическое лицо: как правило, любое юридическое лицо принимает локальные акты, контролирует их соблюдение, в предусмотренных законом случаях раскрывает информацию о своей деятельности.

Наделение основанных на принципе обязательного членства СРО, являющихся некоммерческими организациями, публично-властными полномочиями породило дискуссию относительно их правовой природы.

В литературе предпринимаются попытки отнести саморегулируемые организации к числу организаций, которые претендуют на статус юридических лиц публичного права[26].

Однако ряд авторов подвергает идею о рассмотрении СРО в качестве публично-правовых образований особого рода острой критике[27].

По нашему мнению, к числу юридических лиц публичного права могут быть отнесены не все саморегулируемые организации, а исключительно СРО с обязательным членством в силу их вышеперечисленных особенностей.

Идея о юридических лицах публичного права не является новой для отечественной науки. С.Н. Братусь еще в 1947 г. отмечал, что буржуазные юридические лица в зависимости от особенностей характера и значения своей деятельности подразделяются на публичные (государство, административно - территориальные образования, некоторые государственные учреждения и так называемые публично-правовые корпорации) и частные (все иные общественные образования)[28]. Ц.А. Ямпольская оценивала привлечение некоммерческих организаций в сферу государственного управления как одно из «многих проявлений происходящего при социализме объективного процесса дальнейшего развития демократии»[29].

Анализ выделяемых В.Е. Чиркиным признаков юридического лица публичного права[30] позволяет обнаружить ряд таких признаков у саморегулируемых организаций с обязательным членством[31].

Особая правовая природа. Ранее уже отмечалось, что создаваемые как некоммерческие организации СРО с обязательным членством в результате внесения сведений в государственный реестр приобретает особую публично - правовую природу.

Особое социальное качество. Назначение юридических лиц публичного права, а равно и СРО, основанных на принципе обязательного членства, состоит не в участии в гражданском обороте, а в решении задач общественного характера. Осуществление саморегулируемыми организациями управленческих функций влечет запрет их совмещения с функциями хозяйствования[32].

Как указывает В.Е. Чиркин, различны не только цели и природа юридических лиц частного и публичного права, но также их интересы и воля. В отличие от юридического лица частного права, реализующего общие интересы группы частных лиц, юридическое лицо публичного права действует в общественных интересах. Несмотря на то что саморегулируемые организации - это объединения субъектов профессиональной деятельности, они действуют не только в интересах своих членов, но и в интересах потребителей товаров, работ, услуг, а также в интересах государства, когда речь идет о саморегулируемых организациях с обязательным членством.

Связь с публичной властью. Саморегулируемые организации с обязательным членством осуществляют переданные им на основе закона публично-властные полномочия, то есть имеют особую связь с государственной властью.

Особый способ создания юридических лиц публичного права. Применительно к саморегулируемым организациям государством предусмотрен специальный порядок приобретения и утраты правоспособности.

Ответственность юридического лица публичного права в своей основе имеет не частноправовой, а публично-правовой характер. Так, ст. 14.52 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность саморегулируемой организации, членство в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, за неисполнение обязанностей по раскрытию информации.

В.Е. Чиркин выделяет пять родов юридических лиц публичного права: 1) государство и государственные (государствоподобные) образования (субъекты федераций и территориальные автономии); 2) территориальные публичные коллективы разного уровня; 3) органы публичной власти (государства, субъектов федераций и муниципальных образований); 4) учреждения публичной власти (государственные, субъектов федераций и муниципальных образований); 5) некоммерческие организации общественного характера[33].

Представляется, что с учетом сформулированной в Постановлении № 12-П от 19 декабря 2005 г. позиции Конституционного Суда РФ последнюю группу юридических лиц публичного права необходимо переименовать в «организации, осуществляющие публично значимые функции», тем более что данный термин с недавнего времени закреплен в российском законодательстве[34]. Однако содержание данного термина представляется не вполне очевидным в связи с отсутствием легального определения и единого научного подхода к пониманию публично значимых функций. В литературе в качестве основного признака публично значимых функций названа их направленность на реализацию либо содействие реализации прав и законных интересов неопределенного круга лиц[35].

Саморегулируемые организации с обязательным членством могут быть отнесены к организациям, осуществляющим публично значимые функции, а значит, и к юридическим лицам публичного права, поскольку осуществляемые ими полномочия (такие как разработка стандартов и правил деятельности, соблюдение которых является условием сохранения членства в СРО и, соответственно, права заниматься соответствующей деятельностью, контроль за соблюдением их членами требований законодательства и внутренних документов СРО и другие), а также осуществляемые ими функции направлены на защиту интересов неограниченного круга лиц.

Говоря о понятии «саморегулируемая организация», необходимо отметить, что данный термин зачастую используется в достаточно широком значении и к их числу относят организации, не являющиеся саморегулируемыми с точки зрения законодательства: нотариальные палаты, адвокатские палаты, объединения туроператоров в сфере выездного туризма и иные[36].

Необходимо констатировать, что в Российской Федерации существуют сферы профессиональной деятельности, обязательным условием осуществления которых является членство в специализированных некоммерческих организациях. Однако указанные организации ни юридически, ни фактически не являются саморегулируемыми организациями в силу присутствия в их статусе лишь отдельных признаков СРО[37], а не всей их совокупности. К числу подобных специализированных некоммерческих организаций относятся нотариальные палаты, адвокатские палаты, объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

Наличие организаций, обладающих отдельными признаками саморегулируемых организаций, свидетельствует о необходимости унифицировать их статус. Наделение специализированных некоммерческих организаций, основанных на принципе обязательного членства субъектов профессиональной деятельности, статусом саморегулируемых, заслуживает положительной оценки. Данная тенденция будет способствовать не только однозначному определению их правовой сущности и статуса, но и формированию единой концепции саморегулирования, направленной на повышение качества выполняемых работ и оказываемых услуг и устранение излишних административных барьеров.

Помимо деления СРО в зависимости от обязательности членства в них, могут быть предложены и иные основания классификации саморегулируемых организаций.

В зависимости от особенностей нормативно-правовой основы деятельности считаем возможным выделить следующие группы саморегулируемых организаций[38]:

1. Саморегулируемые организации, действующие на основании Закона о СРО, а также норм законов об отдельных видах профессиональной деятельности.

В эту группу входят саморегулируемые организации, основанные на принципе добровольного и обязательного членства.

В рамках саморегулируемых организаций, основанных на принципе добровольного членства, в зависимости от особенностей законодательного закрепления можно выделить две разновидности СРО:

- саморегулируемые организации с добровольным членством, возможность создания которых прямо предусмотрена федеральным законодательством. К данной группе относятся, например, саморегулируемые организации медиаторов, саморегулируемые организации в сфере рекламы;

- саморегулируемые организации с добровольным членством, возможность

создания которых федеральным законодательством прямо не предусмотрена, но и не запрещена. В числе этой разновидности можно выделить действующие СРО: Некоммерческое партнерство «Межрегиональная Гильдия Риэлторов» (статус СРО получен 12.08.2013 г.), Ассоциация делового сотрудничества

«Саморегулируемая организация «Лифтсервис» (статус СРО получен 02.10.2009 г.).

2. Саморегулируемые организации, на которые действие Закона о СРО не распространяется.

В ч. 3 ст. 1 Закона о СРО содержится императивная норма, по смыслу которой ряд саморегулируемых организаций полностью исключен из сферы действия данного закона. К ним относятся саморегулируемые организации брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов, акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, страховых брокеров, обществ взаимного страхования, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, форекс-дилеров, кредитных организаций, бюро кредитных историй.

«Отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса указанных саморегулируемых организаций, их деятельностью, осуществлением надзора за саморегулируемыми организациями, а также в связи с осуществлением взаимодействия между саморегулируемыми организациями и их членами, клиентами членов саморегулируемых организаций, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации (Банком России), регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности» (ч. 3 ст. 1 Закона о СРО).

Кроме того, возможна классификация СРО в зависимости от их отраслевой (видовой) принадлежности: СРО кадастровых инженеров, актуариев, арбитражных управляющих, аудиторов, строителей, оценщиков и т.д.

В литературе саморегулируемые организации также подразделяются в зависимости от уровня объединения членов: группу СРО первого уровня образуют региональные и межрегиональные саморегулируемые организации; в группу СРО второго уровня (федерального) входят союзы СРО, которые состоят из СРО первого уровня[39]. В качестве примера организаций федерального уровня СРО в литературе упоминаются национальные объединения саморегулируемых организаций в сфере строительства. Необходимо отметить, что статус такого рода объединений законодателем до конца не урегулирован.

Ст. 24 Закона о СРО предусмотрено право саморегулируемых организаций создавать ассоциации (союзы). В ч. 4 ст. 24 закреплен перечень полномочий, которые могут быть переданы ассоциации (союзу) саморегулируемых организаций. К ним отнесены права на разработку единых стандартов и правил саморегулируемых организаций, условий членства субъектов профессиональной деятельности в СРО - членах ассоциации (союза), на профессиональное обучение и аттестацию работников членов саморегулируемых организаций, на сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг), на раскрытие информации, а также иные права саморегулируемых организаций.

Членство в национальных объединениях в сфере строительства, проектирования, проведения инженерно-изыскательских работ согласно ст. 55.20 Градостроительного кодекса РФ является обязательным.

Национальные объединения саморегулируемых организаций в сфере строительства создаются в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Полномочия по разработке стандартов и правил для саморегулируемых организаций у национальных объединений СРО в сфере строительства отсутствуют.

Как отмечает Ю.Г. Лескова, «формулировка основных целей национального объединения СРО в сфере строительства вряд ли позволяет сделать вывод о наделении ее статусом саморегулируемой. Кроме того, согласно п. 9 ст. 55.20 Градостроительного кодекса РФ национальные объединения СРО не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций и каким-либо образом ограничивать ее»[40].

Создание национальных объединений саморегулируемых организаций предусмотрено также Законом о несостоятельности (банкротстве) и Законом об оценочной деятельности. В данных сферах профессиональной деятельности национальные объединения саморегулируемых организаций обладают полномочиями по разработке федеральных стандартов деятельности[41]. Утверждение же федеральных стандартов деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти[42] [43].

Обязательное утверждение уполномоченными органами власти актов, разработанных представителями соответствующего вида профессиональной деятельности, является признаком сорегулирования, а не саморегулирования. По нашему мнению, национальные объединения СРО в настоящее время статусом саморегулируемых организаций не наделены. В связи с этим классификация СРО в зависимости от уровня объединения не представляет значительной научной ценности.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что

предусмотренное в ст. 3 Закона о СРО определение не отражает всех специфических черт, присущих саморегулируемыми организациям.

По нашему мнению, саморегулируемая организация может быть определена как наделенная в установленном законом порядке статусом саморегулируемой ассоциация (союз) субъектов профессиональной деятельности, осуществляющая регулирующую, контрольную, организационно-обеспечительную и

юрисдикционную функции в отношении своих членов.

Сравнение саморегулируемых организаций, основанных на принципе добровольного членства, и СРО с обязательным членством между собой позволило выявить специфические черты последних.

 

[1] Относительно необходимости использования общего термина «профессиональная деятельность», включающего предпринимательскую деятельность, определяемую в соответствии с ГК РФ, а также иную, направленную на систематическое получение дохода деятельность физических лиц, см. главу 1 настоящего исследования.

[2] Гражданское право: учебник. Том 1 / под ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006. С. 75-99 ; Долинская В.В. Основные положения о юридических лицах: новеллы гражданского законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 6. С. 3-11 ; Смирнов Н.Н. Предпосылки ответственности юридического лица в праве: постановка проблемы // Юрист. 2014. № 13. С. 10-13.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации .2001. № 33 (часть I), ст. 3431.

[4] Митякина И.В. Административно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 3. С.77-79.

[5] Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 19, ст. 2304.

[6] См. подробнее: Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1 - 5 / под ред. Л.В. Санниковой. М.: Статут, 2015. 662 с. ; Ершов О.Г. К вопросу об организационно-правовой форме саморегулируемых организаций в сфере строительства после реформирования законодательства о юридических лицах // Вестник арбитражной практики. 2015. № 2. С. 7-12.

[7] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3, ст. 145.

[8] См., напр.: п. 3 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

[9] Кванина В.В. Системные недостатки института саморегулирования // Закон. 2014. № 8. С. 141-149.

[10] Лескова Ю.Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 176.

[11] Сунгатуллина Л.А. Функции саморегулируемых организаций // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. Том 156. Номер 4. С. 121.

[12] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Маркет ДС, 2007. С. 97.

[13] Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории: монография / под ред. Ю.Н. Старилова. М.: NOTA BENE, 2010. С. 170.

[14] Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1914. С. 90 ; Елистратова В.В. О разграничении понятий «компетенция», «предметы ведения» и «полномочия» // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 2. С. 212 ; Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 540 ; Клименко А.В., Минченко О.А. Полномочия, функции и услуги исполнительной власти: соотношение, классификация и основные характеристики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 1. С. 5.

[15] Ростовцева Н.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 41.

[16]Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности (лекция в рамках учебного курса «Предпринимательское право») // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2014. № 3. С. 2-15.

[17] Егорова М.А. Частно-публичные начала приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческой корпорацией // Предпринимательское право. 2013. № 1. С. 25-32.

[18] Лескова Ю.Г. Роль и значение видового многообразия саморегулируемых организаций в модернизации экономических и правовых отношений // Гражданское право. 2011. № 2. С. 13-17.

[19] См., напр.: Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 49 - 50.

[20] См., напр.: ст. 22 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ; ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

[21] См., напр.: ст. 22 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ; ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

[22] Макаров О.В. Совершенствование организационно-правовых основ публично-правовых институтов гражданского общества // Юрист. 2015. № 16. С. 37-41.

[23] Петров Д.А. Обеспечение общественного интереса как проявление частноправовой природы саморегулируемых организаций // Юридический мир. 2015. № 9. С. 55-59.

[24] Проблема наименования и количества функций рассмотрена в начале настоящего параграфа.

[25] Басова А.В. А.В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 22.

[26] См. напр.: Давыдов К.В. Указ. соч. С. 335 ; Ершова И.В. Общие и специальные нормы в правовом обеспечении саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4. С. 3-9 ; Журина И.Г. Можно ли признать саморегулируемую организацию юридическим лицом публичного права? // Адвокат. 2009. № 6. С. 104-108 ; Кудашкин А.В. К вопросу о саморегулировании в деятельности по оказанию частных услуг военного назначения: проблемы выбора правовой модели // ЭНИ «Военное право». 2015. Вып. 2. С. 4-11; Ситдикова Л.Б. Частноправовые и публично-правовые начала саморегулируемых организаций в сфере консультационной деятельности // Юридический мир. 2015. № 11. С. 28-32.

[27] См., напр.: Романихин А.В. Саморегулирование по-российски // Законодательство и экономика. 2004. № 3. С. 35; Хохлов Е.С. К вопросу о юридической личности саморегулируемых организаций // Законодательство. 2008. № 4. С. 25.

[28] Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 62-63.

[29] Ямпольская Ц.А. Общественные организации и развитие советской социалистической государственности. М.: Юридическая литература, 1965. С. 4.

[30] Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007. С. 100-105.

[31] Алгазина А.Ф. О некоторых проблемах классификации саморегулируемых организаций // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 1. С. 79-84.

[32] Баженова О.И. К проблеме юридического лица публичного права, или Соотношение частного и публичного в категории юридического лица // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 13-23.

[33] Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007. С. 98.

[34] Ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19, ст. 2060 ; ст. 5.59 КоАП РФ.

[35]Синюгин В.Ю. Указ. соч. С. 83.

[36] См., напр.: Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения. Статут, 2007. С. 115 ; Худзинская И.А. Законодательные основы саморегулирования в России: становление и развитие нормативно-правовой базы // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2012. № 2(12). С. 58 ; Салин П.Б. Становление и развитие института саморегулируемой организации в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 95.

[37] Так, нотариальные палаты осуществляют регулятивную функцию, осуществляют контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой. Но принимаемый Собранием представителей нотариальных палат кодекс профессиональной этики нотариусов подлежит обязательному утверждению федеральным органом юстиции, что позволяет говорить о наличии признаков урегулирования, а не саморегулирования в сфере деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой. Юрисдикционная функция у нотариальных палат отсутствует.

Адвокатские палаты осуществляют регулирующую функцию. Однако функция предварительного контроля при приеме квалификационного экзамена, а также юрисдикционная функция осуществляются адвокатскими палатами при участии уполномоченных органов юстиции.

Объединения туроператоров разрабатывают правила профессиональной деятельности. Однако указанные правила профессиональной деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, у объединений туроператоров в сфере выездного туризма отсутствует контрольная и юрисдикционная функция.

[38] Алгазина А.Ф. О некоторых проблемах классификации саморегулируемых организаций // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 1. С. 79-84.

’ Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. № 1. С. 36-41.

[40] Лескова Ю.Г. Роль и значение видового многообразия саморегулируемых организаций в модернизации экономических и правовых отношений // Гражданское право. 2011. № 2. С. 17.

[41] См., напр.: ст. 26.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ; ст. 24.10 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

[42] См., напр.: ст. 26 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ; ст. 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

[43] Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2008. С. 124.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (17.06.2017)
Просмотров: 238 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%