Классификация вообще и видов прокурорского надзора за исполнением законов на исследуемом направлении в частности нужна не сама по себе и не только для теории вопроса. Она помогает раскрыть и уяснить сущность и диалектическую связь единства и многообразия видов и подвидов прокурорского надзора за исполнением законов об обороте наркотиков.
Слово классификация (классифицирование) образовано от лат. Classis — разряд и лат. Facere — делать — означает особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.)[1].
Как научный метод, классификация заключается в разъединении всего множества изучаемых объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступают критерием отнесения объекта к той или иной группе[2].
Таким образом, основой для любой классификации, как осмысленного порядка вещей, всегда выступает какой-либо признак (критерий классификации).
По справедливому утверждению А.Ю. Винокурова «.. .по своей сущности прокурорский надзор, как специфический вид государственной деятельности, един. Это единство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. Однако, в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор, различием субъектов, исполняющих это законодательство, и, вследствие этого, различием в полномочиях прокуроров»[3].
Кроме того, как отмечает автор, необходимость выделения отдельных видов надзора и некоторого правового, организационного и методического обособления в едином прокурорском надзоре порождена также потребностью в специализации прокурорских кадров, так как осуществление надзора требует от прокуроров глубокого знания огромного числа законов и подзаконных актов, исполнение требований которых проверяется прокурором[4]. Следовательно, максимально глубокое знание всех требований законов, а также всех без исключения методов выявления и устранения их нарушений, одним прокурором практически невозможно.
Исходя из межотраслевого характера исследуемого направления прокурорского надзора, прежде всего, необходимо исходить из различий отраслей надзора, в него входящих, а также из особенностей объекта и предмета надзора, статуса поднадзорных субъектов и других критериев.
А - Самой многочисленной по объему норм права, регулирующих правоотношения в исследуемой сфере, следовательно, и по объему предмета прокурорского надзора и количеству поднадзорных субъектов, безусловно, является такая отрасль, как «надзор за исполнением законов».
В рамках данной отрасли необходимо выделить пять, относительно самостоятельных видов надзора за исполнением законов об обороте наркотиков, в зависимости от характера сферы правоотношений и особенностей законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор:
[1] Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. -
С.445.
[2] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - 3-е изд., М. 2009.
[3] Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. - С. 27.
[4] Подробнее всю значительную совокупность норм права, регулирующих правоотношения в сфере оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту, мы рассмотрели при исследовании предмета прокурорского надзора (§2 главы 1).
|