Согласно положениям ст. 41 Федерального закона № 3-ФЗ,
противодействие незаконному обороту наркотиков осуществляют: Г енеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел (МВД России), федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам (ФТС России), федеральная служба безопасности (ФСБ России), федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, наделенный функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздрав России), а также другие федеральные органы исполнительной власти, в пределах полномочий, предоставленных им Правительством Российской Федерации.
Следовательно, данный вид можно классифицировать на различные подвиды исходя из субъектов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков, надзор за исполнением законов которыми осуществляет прокурор.
Исходя из характера законодательства, регулирующего противодействие незаконному обороту наркотиков, следует выделить следующие подвиды прокурорского надзора на исследуемом направлении надзорной деятельности:
а) надзор за исполнением законов при реализации федеральных и региональных целевых программ противодействия незаконному обороту наркотиков.
К примеру, Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»[1], учреждена и регламентирована государственная программа и подпрограммы противодействия незаконному обороту наркотиков.
К данному подвиду следует отнести и обеспечение законности при финансировании целевых программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, осуществляемому за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также других источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
б) надзор за исполнением законов при проведении медицинского освидетельствования лиц, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что они больны наркоманией, находятся в состоянии наркотического опьянения, либо потребили наркотики без назначения врача.
К указанному подвиду надзора следует отнести обеспечение законности не только при принятии решений о направлении лиц на освидетельствование и расходовании средств соответствующих бюджетов на его проведение, но и соблюдение определенного порядка проведения медицинского освидетельствования, установленного Минздравом России, по согласованию с МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Минюстом России.
в) надзор за исполнением законов, устанавливающих запрет на пропаганду наркотиков, то есть деятельности, направленной на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотиков, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях.
При осуществлении данного надзора прокурорам следует иметь в виду, что общий запрет на распространение информации о наркотиках закреплен в ст. 4 Федерального закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»[2], нормой ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[3]. В целях противодействия пропаганде наркотиков в социальных сетях учрежден Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие запрещенную информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотиков, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений.
надзор за исполнением законов, регламентирующих административный надзор за лицами, совершившими преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным законом.
Данный перечень подвидов прокурорского надзора также не является исчерпывающим, так как к отдельным подвидам надзора за исполнением законов, регулирующих противодействие незаконному обороту наркотиков, можно отнести надзор за исполнением законов, регулирующих:
- конфискацию наркотиков, изъятых правоохранительными органами из незаконного оборота, а также имущества, полученного в результате деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.
- ликвидацию юридических лиц, в связи с незаконным оборотом наркотиков, а также юридических лиц, осуществляющих финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков.
- осуществление контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотиков в местах произрастания и культивирования наркосодержащих растений, а также в местах возможного осуществления незаконных перевозок наркотиков.
По данному виду надзора можно выделить и другие подвиды по другим основаниям (критериям классификации).
[1] "Российская газета", № 278, 05.12.2014.
[2] "Российская газета", № 32, 08.02.1992.
[3] "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
|