В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона №3-ФЗ профилактика незаконного потребления наркотиков, наркомании, определяется как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурноспортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании (то есть заболевания, обусловленного зависимостью от наркотиков).
Исходя из того, что профилактику незаконного потребления наркотиков осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления[1], возможно выделение подвидов надзора за исполнением законов, регулирующих профилактику незаконного потребления наркотиков, наркомании, в зависимости от поднадзорных субъектов (либо объектов надзора).
Также возможно выделить подвиды исходя из полномочий субъектов профилактики, к числу которых относятся следующие. Ведение пропаганды здорового образа жизни и нетерпимого отношения к незаконному потреблению наркотиков, выявление причин и условий наркомании и принятие мер по их устранению, реализация государственной политики в сфере профилактики, установление единой государственной статистической отчетности в области функционирования системы профилактики, разработка и реализация долгосрочных (федеральных, региональных, местных) целевых программ и ведомственных программ, направленных на осуществление мероприятий по профилактике наркомании и т.д.
Кроме того, по мнению авторского коллектива Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, негативные последствия потребления наркотиков, в том числе высокий уровень смертности молодых людей от передозировки наркотиками и значительное число преступлений, совершаемых такими лицами в состоянии наркотического опьянения, обусловливают необходимость выделения профилактики их потребления несовершеннолетними в самостоятельное социально-значимое направление надзорной деятельности органов прокуратуры[2], что также можно рассматривать в качестве подвида рассматриваемого вида надзора.
Вывод о выделение прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике потребления наркотиков несовершеннолетними обоснован, прежде всего, обязательствами России, закрепленными в международных правовых актах, в числе которых Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (г. Нью-Йорк, 30.03.1961), Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21.02.1971), Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), а также положениями Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», обязывающими органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, употребляющих наркотики (ст. 5), и в целом определяющими механизм осуществления профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними и функции органов и учреждений, ее осуществляющих.
[1] Статья 53.1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
[2] Прокурорский надзор за исполнением законодательства о профилактике потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов несовершеннолетними: Пособие /А.В.Гришин и др. Акад. Ген. Прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2013. - С. 5 - 6.
|