В рамках данного вида надзора можно выделить подвиды в зависимости от состава административных правонарушений. Так, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ предусмотрена ответственность за незаконное приобретение, хранение, перевозку наркотиков (ст. 6.8), их потребление без назначения врача (ст. 6.9), пропаганду либо рекламу наркотиков (ст. 6.13), нарушение правил их оборота (ст. 6.16), нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотиков (ст. 6.15), непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотики (ст. 10.5) и обеспечению режима охраны посевов (ст. 10.4), незаконное культивирование растений, содержащих наркотики (ст. 10.5.1), потребление наркотиков в общественных местах (ст. 20.20), нахождение несовершеннолетних в состоянии наркотического опьянения (ст. 20.22) и др.
следует выделить надзор за исполнением законов при возложении обязанности прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации наркозависимых (ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ), а также
предусматривающих административную ответственность за уклонение от исполнения дынных обязанностей (ст. 6.9.1 КоАП РФ).
Требования п. 7.4 Приказа Генерального прокурора РФ № 195[1], обязывают прокуроров решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности, а также активнее использовать право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Возможно выделение подвидов надзора и по указанным критериям.
Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, надзор осуществляется не только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но и за соответствием законам издаваемых перечисленными в статье субъектами правовых актов. Следовательно, необходимо выделить также надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых поднадзорными субъектами по вопросам оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту.
Вместе с тем, устанавливая право и обязанность прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов, Закон о прокуратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым должны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. При этом, следует учитывать, что проверке подлежат только правовые акты, порождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения, которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постановления, уставы и т.п.[2], регулирующие правоотношения в сфере оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту.
К примеру, прокуратурой Белгородской области выявлен приказ регионального департамента здравоохранения и социальной защиты населения от 02.06.2010 № 786, установивший для аптечных организаций рецептурный порядок отпуска лекарственных препаратов с незначительным количеством кодеиносодержащих веществ. В соответствии с действующим на тот момент законодательством, указанные вещества подлежали реализации без рецепта врача. Исполнение требований данного приказа субъектами фармацевтической деятельности могло повлечь ограничение прав граждан на приобретение указанных лекарственных средств. По результатам рассмотрения протеста прокурора, из указанного приказа исключены незаконные требования к аптекам о рецептурном отпуске препаратов с незначительным содержанием кодеина[3].
Дальнейшую классификацию данного вида надзора на подвиды можно осуществить по видам актов, сфере правоотношений, которые они регулируют, а также по видам поднадзорных субъектов, издающих соответствующий правовой акт, регулирующий правоотношения в исследуемой сфере.
Б - Следующей по порядку, но не по значению, в научной литературе, исходя из структуры Закона о прокуратуре, выделяют такую отрасль, как «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
С учетом межотраслевого характера правозащитной функции органов прокуратуры, не целесообразно вести речь о наличии относительно самостоятельных видов надзора за исполнением законов об обороте наркотиков по видам прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
В рамках данной отрасли, наименование обособленного вида надзора за исполнением законов об обороте наркотиков, исходя из его целей и задач, следует сформулировать, как надзор за соблюдением прав и свобод лиц, являющихся субъектами правоотношений в сфере оборота наркотиков (т.е. лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, потребляющих наркотики в немедицинских целях, больных наркоманией, нуждающихся в лечении и реабилитации, граждан, входящих в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков, членов семьи лиц, страдающих наркотической зависимостью и т.д.).
В - Особое место по объему и характеру правоотношений, специфике деятельности и комплексу законов, ее регулирующих, занимает «надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, дознание и предварительное следствие».
В рамках классификации видов деятельности, относящихся к отрасли прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, отметим, что в научной литературе все чаще высказываются мнения о самостоятельности и существенных различиях двух направлений правоохранительной деятельности (уголовно-процессуальное и оперативнорозыскное), которые реализуются в различных правовых сферах и
регулируются автономными отраслями права[4].
Целесообразность выделения надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора, высказана и обоснована
~?17
целым рядом исследователей[5].
Исходя из изложенного, в рамках данной отрасли необходимо выделить два, относительно самостоятельных подвида надзора за исполнением законов об обороте наркотиков
[1] Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 (в редакции от 04.10.2013).
[2] Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. - С. 29.
[3] Боголюбова Т.А. Некоторые вопросы прокурорского надзора за лицензированием деятельности, связанной с легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 1 (21) 2011. - С. 26.
[4] Мануков М.М. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов субъектами оперативно-розыскной деятельности // Административное и муниципальное право. 2014. № 8. - С. 838 - 842.
[5] Подробнее см.: Авдеев В.Н., Шелег Д.И. Прокурорский надзор: Курс лекций / Под
В.Л. Попова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. - С. 126; Чувилев А.А. Прокурорский надзор. Вопросы и ответы М.: 1999. С. 53; С.И. Герасимова. Настольная книга прокурора М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка; Экс-лит, 2002. - С. 287;
Прокурорский надзор: Учебник / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин, В.Н. Калинин. М.: Эксмо, 2006. - С. 240 - 241. и др.
|