Вторник, 26.11.2024, 15:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии прест

Об объеме и характере данного вида надзора свидетельствует тот факт, что значительное количество дел оперативного учета (далее - ДОУ), заведенных с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, находятся в производстве органов МВД, ФСБ, ФСИН.

Кроме того, подавляющее большинство уголовных дел по фактам незаконного оборота наркотиков возбуждаются по результатам оперативнорозыскных мероприятий (обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, наблюдение, проверочная закупка и др.).

Объективная необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий вызвана рядом обстоятельств[1], существенно затрудняющих выявление, пресечение и расследование преступлений данной категории:

1) существенный уровень латентности преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (выявляется не более 10-15 % от общего числа совершенных[2]) в результате отсутствия важнейшего источника информации о преступлении, поскольку лица, приобретающие и потребляющие наркотики, как правило, в правоохранительные органы не обращаются;

2) конспирация действий преступников, каналов поступления и сбыта наркотиков;

разграничение ролей, использование тайников - «закладок», паролей, наем охраны, наличие преступной «контрразведки». Так, не встречаясь лично с покупателями, наркосбытчики используют тайники и закладки, как способ передачи наркотика, оплата заказов производится путем безналичного расчета с использованием систем электронных платежей. Также «Интернеттехнологии» являются основным способом рекламы «товара» и пропаганды потребления наркотиков;

относительная доступность и многообразие источников сырья для изготовления наркотиков, в том числе синтетических веществ, которые легально производятся в Китае и других странах в промышленных масштабах, следовательно, обладают значительно меньшей себестоимостью производства относительно традиционных наркотиков;

необходимость в осуществлении работы по выявлению всех хорошо законспирированных звеньев преступной цепи, имеющей организованный характер.

Массовое использование в преступных целях бесконтактных способов передачи запрещенных веществ, затрудняющих идентификацию сбытчика (службы мгновенного обмена сообщениями (ICQ), Интернет-сайты с высокой степенью защиты технических каналов, использование тайников, электронные системы расчетов и т.д.), а также фактическое общение субъектов теневой купли-продажи исключительно в виртуальном пространстве, снижает эффективность и целесообразность ранее существовавших приемов и методов противодействия наркопреступности. В этой связи современное состояние оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов в условиях динамично развивающейся информационно-технической инфраструктуры, беспрецедентной активизации криминальных групп на рынке реализации новых видов наркотиков требует существенного совершенствования правоохранительной деятельности и прокурорского надзора.

В таких условиях, разрозненные усилия и имеющиеся технические возможности оперативных подразделений правоохранительных органов не эффективны, как при установлении подозреваемых лиц, так и при надлежащем юридическом закреплении следов преступления.

При этом, констатируемые в настоящее время шаблонность при организации и непосредственном осуществлении оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту - ОРД), отсутствие творческого подхода к решению ее задач в совокупности с юридической неграмотностью ряда оперативных сотрудников, приводят к снижению «наступательности» в ликвидации наркоугрозы. Таким образом, только четкое понимание оперативным составом оснований и условий правомерной реализации своих полномочий, нацеленность на решение конкретных задач ОРД путем эффективного и комплексного использования имеющихся сил и средств, может способствовать укреплению законности в указанной сфере.

В связи с изложенным, данный вид прокурорского надзора является необходимым условием неукоснительного соблюдения требований российского законодательства и общепризнанных норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, становится гарантом обеспечения фундаментального принципа эффективного противодействия наркоугрозе, способствующим неотвратимости наказания за совершение

преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

С учетом важности для реализации государственной антинаркотической политики отдельных видов оперативно-розыскной деятельности, следует особо выделить следующие подвиды надзора:

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств и имущества, полученных в результате незаконного оборота наркотиков;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в организованных формах (противодействие организованной преступности).

Также указанный вид надзора за исполнением законов об обороте наркотиков можно дополнительно классифицировать на подвиды, как по органам, осуществляющим ОРД в исследуемой сфере (в связи со спецификой нормативно-правового регулирования указанной деятельности в МВД, ФСБ и ФСИН), так и по конкретным составам преступлений или группам преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

 

[1] Подробнее об этом см.: Душкин С.В. Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 4 (42) 2014.

[2] Роганов С.А. Синтетические наркотики: вопросы расследования преступлений. — СПб: Питер, 2001. - С. 4.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (19.06.2017)
Просмотров: 218 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%