Об объеме правоотношений в рамках данного вида надзора за исполнением законов об обороте наркотиков и противодействии их незаконному обороту свидетельствует неуклонно возрастающий уровень преступности, следовательно, и количества уголовных дел данной категории, находящихся в производстве органов расследования.
Так, несмотря на существенный уровень латентности преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (выявляется не более 10-15 % от общего числа совершенных), с момента распада Союза ССР, количество наркопреступлений в Российской Федерации увеличилось более чем в 15 раз и продолжает возрастать ежегодно[1].
Как мы уже отмечали, Г лавой 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» предусмотрены санкции за целый ряд преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (ст. ст. 228-234.1).
В частности, уголовная ответственность предусмотрена за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотиков (ст. 228), их производство, сбыт или пересылку (ст. 228.1), нарушение правил оборота (ст. 228.2), хищение либо вымогательство (ст. 229), контрабанду (ст. 229.1), незаконное культивирование растений, их содержащих (ст. 231), а также за склонение к потреблению (ст. 230), организацию либо содержание притонов (ст. 232), незаконную выдачу либо подделку рецептов, дающих право на получение наркотиков (ст. 233) и другие.
Кроме того, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за ряд преступлений, которые тесно связаны с незаконным оборотом наркотиков (ст. ст. 210, 325, 327). К примеру, составы ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ являются дополнительной квалификацией к основному (предикатному) преступлению, большинство из которых связанны с извлечением доходов от незаконного оборота наркотиков[2].
Данный вид надзора за исполнением законов об обороте наркотиков можно дополнительно классифицировать на подвиды, как по органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие, так и по категориям преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по формам расследования (следствие, дознание) и другим критериям классификации.
Особо отметим следующие разновидности:
- прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Г - Завершим классификацию в рамках отрасли - «надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера».
В данном контексте важно отметить, что Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность применения обязательного лечения к лицам, больным наркоманией (ст. 18 УИК РФ).
Прокурорским надзором должны быть охвачены нормы закона, согласно которым появление на работе в состоянии наркотического опьянения является нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ (ст. 46 УИК РФ), употребление наркотиков также являются злостными нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ (ст. 60.15 УИК РФ). Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осужденных, не прошедших полного курса лечения наркомании (ст. 96 УИК РФ), запрещен их выезд за пределы исправительных учреждений (ст. 97 УИК РФ). Для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных наркоманией, в уголовноисполнительной системе создаются лечебные исправительные учреждения (ст. 101 УИК РФ).
Исходя из изложенного, в рамках данного вида надзора, выделим следующие подвиды надзора за исполнением законов об обороте наркотиков:
- надзор за исполнением законов, регламентирующих исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, лицами, признанными больными наркоманией;
- надзор за исполнением законов, регламентирующих нахождение лиц, признанных больными наркоманией, в исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом.
В завершении исследования в рамках параграфа следует отметить, что приведенная классификация видов и подвидов прокурорского надзора за исполнением законов об обороте наркотиков не является исчерпывающей, однако помогает лучше понять структуру данного межотраслевого направления надзорной деятельности прокуратуры, раскрыть сущность и диалектическую связь единства и многообразия видов прокурорского надзора за исполнением законов об обороте наркотиков и уяснить особенности их осуществления.
Также отметим, что только комплексное и системное осуществление всех указанных видов надзора за исполнением законов об обороте наркотиков способно обеспечить достижение его целей. Об особенностях осуществления отдельных видах надзора за исполнением законов об обороте наркотиков мы поговорим далее, в параграфе 2.
[1] По данным ГИАЦ МВД России (официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru), за период с 2003 по 2014 гг. количество зарегистрированных преступлений в данной сфере увеличилось более чем в 10 раз с 32 845 до 253 517. Рост в 2015 году составил 2,6 %.
[2] Информационное письмо ГП РФ от 10.04.2015 № 12-12-2015 «Об участии прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел о легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем».
|