Европейское общество развивалось несколько по иному сценарию, нежели российское, хотя и в истории экономических отношений так же найдутся случаи общинной поруки и государственного обеспечения населения. Но все же капиталистические идеи распространялись в Европе примерно с XVII века, а все предыдущие годы развития страны Запада, хоть и следовали учению церкви, а так же жили по установленным правилам без частной собственности, все же высоко ценили деньги, а потому значимость денежных потоков всегда была на первом месте у среднестатистического европейца.
Из этого истекает следующее – в Европе было абсолютно другое отношение к деньгам, чем в России, даже на ранних этапах развития европейского общества.
С другой стороны, так же, примерно с XVII века шел процесс развития правовой системы европейских стран, в результате чего каждый человек прочувствовал на собственном опыте что значит сила закона, права и традиций. Не прошло и столетия, как все европейцы пришли к законопослушному образу жизни. Нет, это не исключило правонарушений, преступлений и проч. общественно опасных явлений, но все знали о работе судебной системы, о возможностях отыскать в законодательстве различные прецеденты, по которым дело может быть решено в ту или иную сторону. И это воспитывало уважение к закону, восприятие юридических основ жизни как само-собой разумеющийся факт.
И конечно, же никто не претендовал на право государства выпускать деньги или издавать новые законы по налогообложению, повышать свою значимость и реализовывать другие управленческие функции.
И все же, говорить о том, что в Европе сложилась несколько иная денежная система, чем в России, не имеет смысла, так как оборот денежных масс так же будет основываться на наличных, пенсионных и заработных выплат, а так же счетах.
Но в то же время, есть и несколько различий, которые основываются на зависимости европейской финансовой системе на положениях доллара США.
Совсем недавно – буквально 100 лет тому назад, все страны мира знали только одну значимую ценовую категорию – золото. Золотой запас страны определял стабильность этого государства и делал ее равноправным участником международных отношений. Он же был той основой, на которую опиралась вся денежная система мира. Вопрос был только в весовой категории – т.е. проблема заключалась не в том, чье это золото – американское, французское или русское, а именно в чистоте метала, так как чеканка золотых монет имела свои особенности, и в разных странах было разное количество примесей. И то, к таким мелочам относились снисходительно, когда речь заходила о миллионах или тысячах золотых монет.
Так было до Великой депрессии – кризиса 30-х годов ХХ века, когда вся мировая финансовая система рухнула, и весь мир перестраивал свою политику, экономику, социальную и культурную сферы. Америка была первым государством, которая собрав у населения все имеющееся у людей золото, собрала его в одном месте, и объявило о том, что с этого момента золотой запас – это больше не гарант стабильности и не основа денежного курса. Теперь деньги становятся не просто ценной бумагой, а получают характеристику договора о купли продажи.
Но Европа, спустя более полувековой истории развития и противостояния влиянию США, создала свой противовес данному государству – Европейский Союз, в составе которого, на сегодняшний день, 29 государств. ЕС дали миру совершенно другую валюту, которая в ходу не только среди стран-участниц организации, но и в других странах.
В 1999 г. единая европейская валюта была введена для безналичных расчетов, а с 2002 г. – в наличный оборот более десятка стран. Она стала эквивалентной (1:1) заменой ЭКЮ (European Currency Unit) – европейской валютной единицы, которая использовалась в валютной системе объединенной Европы с 1979 по 1998 г., но являлась именно валютной единицей, т.е. использовалась только в безналичных платежах и не устраняла национальные деньги. Для управления и администрирования новой валюты был создан по образцу Бундесбанка Европейский центральный банк (ЕЦБ). Так стала формироваться зона евро, которую первоначально составляли 11 из 15 стран – участниц ЕС. Великобритания, Дания и Швеция воспользовались своим правом не участвовать в ЭВС с 1999 г., образовав группу членов ЭВС так называемой "второй волны". В дальнейшем население этих стран высказалось за сохранение национальной валюты. Греция не попала в начальный список из-за несоблюдения критериев конвергенции и вошла в зону евро 1 января 2001 г. С 2007 г. к зоне евро присоединилась Словения – первая из 10 стран, ставших членами ЕС в 2004 г. Позднее в зону евро вошли Кипр и Мальта − с 1 января 2008 г., а затем Словакия и Эстония − с 1 января 2009 и 2011 гг. соответственно. Таким образом, членами ЭВС являются сегодня 17 из 27 стран Евросоюза. В 2015 г. это число может увеличиться до 19 за счет включения в состав зоны евро Чехии и Польши.[1]
Переход на единую валюту обеспечил странам зоны евро следующие преимущества:
• евро привел к устранению валютного риска, связанного с обменными операциями и снижению трансакционных издержек, обусловленных внутризональной торговлей;
• евро способствовал ценовой стабильности: за последние пять лет уровень инфляции в зоне евро не превышал 2-4% в год, что является главной целью ЕЦБ, одновременно с этим стабилизировались и инфляционные ожидания;
• четко сформулированный приоритет в деятельности ЕЦБ – стабильность цен позволил значительно уменьшить размер премии за риск, который отражается на уровне процентных ставок; в результате плодами стабильности в полной мере пользуются европейские предприятия и домохозяйства: низкие значения долгосрочных процентных ставок создают весьма благоприятные условия для инвестиций и экономического роста в целом;
• евро способствует ускорению финансовой интеграции Евросоюза: сегодня многие сегменты финансового рынка характеризуются достаточной глубиной и ликвидностью, что гарантирует лучшее распределение ресурсов и рисков;
• евро играет роль второй в мире (после доллара США) валюты, обслуживающей международный торговый и финансовый оборот.[2]
Прямое воздействие евро на рынок капиталов проявилось в снижении валютных рисков и устранении организационно-технических, правовых и регулирующих препятствий на территории зоны евро, которые в прошлом приводили к сегментации и разобщенности национальных рынков. Европейский финансовый рынок стал более крупным и однородным.
Совпав по времени с ускорением процесса финансовых инноваций, введение евро расширило возможности банковского кредитования, а также способствовало тому, что банки стали брать на себя более высокие риски. Однако усиление финансовой нестабильности показало, что ситуация может радикально измениться, когда возможности рыночного финансирования сужаются (а иногда и вовсе исчезают) и накопленные в предшествующий период риски материализуются.
Сегодня зона евро сталкивается главным образом с двумя вызовами: ускорением процессов глобализации и демографическими проблемами, связанными прежде всего со старением населения Европы. В этих условиях основная цель монетарных органов должна заключаться в усилении сопротивляемости европейской экономики различным шокам. Для этого следует продолжать структурные реформы, направленные в первую очередь на повышение гибкости рынков труда, бороться с монополизацией рынков товаров и услуг и стимулировать НИОКР. Одним из факторов успешности реформ является эффективное государственное финансирование. В этих условиях монетарная политика может создать благоприятную основу для проведения реформ, гарантируя стабильность цен и тем самым уменьшая неопределенность.
Но возвращаясь к вопросу денежного оборота и поддержания этого процесса правовыми актами, важно отметить, что деньги в европейском праве так же имеют довольно размытую формулировку. Понятие денег является, таким образом, концепцией, имеющей для гражданского материального и процессуального права всех капиталистических стран значение, которое едва ли возможно переоценить. В действующем праве капиталистических стран хотя и встречаются отдельные конкретные указания на то, что тот или иной предмет следует рассматривать как деньги, но ни в одном законодательстве нельзя найти определения общего понятия денег. В юридической литературе неоднократно ставился вопрос о том, что вообще следует понимать под деньгами, когда закон с "денежным" свойством того или иного предмета связывает известные юридические последствия. На этот вопрос пытались иногда ответить путем построения специального понятия денег для целей гражданского права – вне связи с экономическими понятием денег – попытки, которые всегда были неудачными и не могли быть иными. Учение о деньгах относится к сфере политической экономии. Наука гражданского права может основываться лишь на понятии денег, которое раскрывается в результате анализа их функции в экономических отношениях. Задача же науки гражданского права заключается в ответе на вопрос о том, какие из сторон того сложного явления, которое носит наименование "деньги", должны быть приняты во внимание при рассмотрении денег как объекта гражданских правоотношений[3].
Говоря о правовом обеспечении денежных потоков в странах Европы, исследователи так же не имеют одной точки зрения. Часть исследователей считают, что правовое регулирование денежными массами берет свое начало в послевоенные годы, когда в странах ЕС принимаются законы о банках, банковских системах и регламентации финансовой деятельности (Закон от 2 декабря 1945 г. № 45-015 "О национализации Банка Франции и крупных банков", Закон о национализации и проч.).
А с другой стороны, настоящий законотворческий процесс в вопросе регулирования денежных масс относится к периоду объединения Европы и появления таких актов, как Денежно-финансовый кодекс, принятый в 2000 году. Унификация платежного оборота является существенной предпосылкой завершения формирования единого внутреннего рынка. Наряду со свободой передвижения лиц, свободой перемещения товаров и свободой предоставления услуг свобода движения капитала и платежа представляет собой основу ЕС. В соответствии со ст. 63 и 64 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty of the Functioning of the European Union, который вступил в силу 1 декабря 2009 г.) свобода капитала является одной из основных свобод в ЕС (ст. 56 EG в старой редакции), а также его опорой. На политическом уровне говорят о "видении SEPA", или "SEPA vision". SEPA означает "Single Euro Payments Area" (Единая зона платежей в евро) и включает в себя помимо государств – членов ЕС также Швейцарию и страны Европейского экономического пространства (Исландию, Норвегию и Лихтенштейн). В ЕС уже приняли ряд различных актов, предназначенных для гармонизации расчетного оборота. Среди таких актов можно назвать Директиву о безналичных переводах в ЕС, принятую в 1997 г. Позже, в связи с введением новой валюты "евро", вступило в силу важное Постановление о переводах и ценах в евро.
На европейском уровне право надзора и гражданско-правовая часть отношений между банками и клиентами урегулированы в единой директиве ЕС – Директиве ЕС "О платежных услугах". В отличие от других стран имплементация Директивы ЕС "О платежных услугах" в Германии была осуществлена в двух разных законах, при этом право надзора было нормировано отдельно от гражданско-правовой части. Причиной раздельного регулирования является то, что немецкий законодатель старается избегать специальных законов в гражданском праве. Таким образом, важные гражданско-правовые нормы всегда должны регулироваться ГГК[4].
Таким образом, можно заключить, что законодательное оформление денежного оборота в ЕС основывается на законах и директивах, которые вносили поправки в национальные законодательства стран-участниц, но в то же время и позволяли объединять денежный оборот по всей территории Евросоюза. По сути, можно отметить, что гражданско-правовые акты, регулирующие денежный оборот повысили требования вопросам международной торговли, что в свою очередь оказалось залогом успешного взаимодействия стран ЕС и участников ВТО, которые так же стремятся к единому правовому регулированию. Повышение значимости торговых отношений и глобализация будут залогом и дальнейшего правового развития в области регулирования денежных потоков.
[1] Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2010
[2] Мировая экономика: Учебник под ред. Булатова А.С. – М.: Экономист, 2010
[3] Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве// http://knigi.link/grajdanskoe-pravo-uchebniki/dengi-kak-obyekt-grajdanskih-36772.html
[4] Лауэ К. Новое правовое регулирование безналичного расчетного оборота в ЕС на примере Германии// http://www.justicemaker.ru/view-article.php?art=1741&id=23
|