Вопрос определения правовой системы США, необходимо начать с вопроса исторического оформления данного государства. По сути, история США берет начало с момента, когда Английский король запретил американским колонистам использовать для оборота свои внутренние деньги. И в результате появилась необходимость для определения собственных интересов. Последующая борьба за независимость привела к появлению самого государства, которое постепенно начало приобретать себе союзников, которые признали бы молодое государство.
Но этого было недостаточно, так как для развития государства необходимо было не только признание, но и равноправное партнерство, которого можно было добиться, только если все остальные страны признают доллар.
И только Первая Мировая война помогла США закрепить свои позиции на международной финансовой системе. В то время пока страны Западной Европы были "обескровлены" военными действиями, США способствовали их победе – предлагая не только финансы, но так же и вооружение и провиант. Результат – после войны все страны, учувствовавшие в войне оказались в определенной зависимости от США и потому ощущали на своих экономиках влияние инфляции и потрясений, которые происходили в Америке.
Но в самих США к вопросам денежного обеспечения относились еще важнее, чем все их союзники.
Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков – мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. По закону 1873 года денежной единицей США был признан золотой доллар, и свободная чеканка серебра была отменена; но сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем – покупки его казначейством. Все же, в конечном счете, победили сторонники монометаллизма, представлявшие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: в 1900 году был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращений.
Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 1960-х гг. правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. По закону 1863 года это право было предоставлено так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; тем не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 года до 1914 года, являлось обязательное обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями государственных займов. По закону 1863 года каждый национальный банк мог выпускать банкноты в пределах купленной им и внесенной в казначейство суммы облигаций государственных займов США. Такой порядок эмиссии создавал благоприятные условия для размещения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского обращения были поставлены в зависимость от величины портфеля государственных ценных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах.
В декабре 1913 года был издан закон, по которому была создана новая система эмиссионных банков – Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты федеральных резервных банков – федеральные резервные билеты – подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% – векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от "банков-членов". Все национальные банки были обязаны вступить в члены Федеральной резервной системы; другие банки могли стать ее членами с разрешения руководства ФРС. Во главе ФРС был поставлен Федеральный резервный совет под председательством министра финансов, в его состав входили контролер денежного обращения и 6 членов, назначаемых президентом США.
Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны:
он централизировал банкнотную эмиссию;
существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.
В период мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется прежде всего тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую воину лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению ею прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.
Однако и в США золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929 – 1933 гг. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно "акту о золотом резерве", вступившему в силу 31 января 1934 года, новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50 до 60%. Фактически новое золотое содержание золота было установлено на уровне 59% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долл. за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 г до 0,888671 г.
Согласно тому же акту о золотом резерве" было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене (20,67 долл. за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством от переоценки золота по более высокой цене (35 долл.), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд. долл. для регулирования курсов доллара, иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Фактически стабилизационный фонд был использован правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понизительное воздействие на курс доллара.
Закон о серебре 1934 года обязал казначейство закупать серебро и выпускать взамен его серебряные сертификат, ставшие одним из составных элементов денежной массы. Закупки серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнет 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 года был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934 – 1942 гг. казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены.
После Второй мировой войны увеличилось промышленное потребление серебра, и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955 – 1972 гг. сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долл.
Основную функцию по регулированию денежной системы выполняет центральный банк США (ФРС) совместно с министерством финансов. Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежная эмиссия, масштаб цен. Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно-налоговой политикой министерства финансов. С конца 1970-х гг. основной заботой ФРС является поддержание низкой инфляции, стабильности и денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резервной валюты. С конца 1960-х гг. в связи с усилением инфляционных процессов ФРС установил более жесткий контроль за динамикой денежной массы. С 1972 года центральный банк определяет почти ежемесячно допустимые границы изменения величины денежной массы и банковских резервов. Однако даже с помощью этих методов банку не всегда удается нейтрализовать влияние конъюнктурных факторов и обеспечить предусмотренные темпы увеличения денежной массы.
Резкие колебания рыночных процентных ставок вынуждали ФРС не только прибегать к контролю над рынком ссудных капиталов, но ослаблять влияние на различные агрегаты, которые использовались как основные инструмент" денежно-кредитной политики. С середины 1970-х до начала 1980-х гг. ФРС неоднократно признавала невозможность обеспечить плавное увеличение денежной массы при низкой эффективности денежно-кредитных мер в условиях сочетания инфляции, кризиса и хронического дефицита государственного бюджета.
С 1975 года ФРС по требованию Конгресса США ежегодно обязан определять допустимые пределы роста денежных агрегатов и ряда процентных ставок.
С 1981 года начинает проводиться более жесткое регулирование денежного обращения путем ограничения денежной массы и повышения процентных ставок. В последующем это способствовало снижению темпов инфляции и укреплению престижа доллара путем повышения его курса по отношению к валютам других западных стран. Все эти мероприятия США нанесли определенный финансово-экономический ущерб странам Западной Европы и Японии из-за бегства оттуда горячих денег и падения курса их валют[1].
Таким образом, в процессе исторического развития в Америке сложилась своя специфическая система регулирования денежных потоков, как в международной финансовой системе, так и во внутреннем обороте. Специфика заключается в том, что в основе денежной системе лежат интересы Центрального Банка, который, хоть и не является государственным учреждением, все же диктует свою денежную политику, в соответствие с которой и существует вся денежная политика этого государства. Потому не удивляет и тот факт, что законодательные акты, на основе которых развивается денежная система США, определяют деятельность как раз банковской системы. Они включают следующие акты:
Закон о Банковской Деятельности (1935 год),
Закон о Занятости (1946 год),
Закон о Банковских Холдингах (1956 год),
Закон о Международной Банковской Деятельности и Закон о Полной Занятости и Сбалансированном Росте (1978 год),
Закон о Дерегуляции Депозитарных Учреждений и Денежного Контроля (1980 год),
Закон о Реформе Финансовых Учреждений и о Восстановлении их Деятельности \ (1989 год) и т.д.
Таким образом, можно подчеркнуть, что деятельность правовой системы США происходила в соответствует с интересами банковской системы, которая по сути и контролирует данную систему. И не смотря на то что в процессе развития самого государства денежной системе необходимо было не только развиваться, но так же и распространять свое влияние на другие участки мировой финансовой системы. И вне зависимости от того, что постоянная инфляция и нестабильность ХХ века приводили к периодическим кризисам и проблемам, все равно по сравнению с Европейской системой, правовая система собиралась за период всего существования государства. И на сегодняшний день все эти законы регулируют финансовую систему и жизнь в обществе по принципу прецедента.
[1] Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Печников А.В. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. 2-е изд. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010
|