Специальное предупреждение экстремистских правонарушений подразумевает целенаправленное реагирование на их специфические причинные комплексы.
К числу специальных мер профилактики экстремизма, применяемых МВД России, ФСИН России, ФСБ России, Следственным Комитетом Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в частности, относятся меры, направленные на противодействие незаконной миграции.
Не случайно в постановлении Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 06.08.2014 № 2 «Об эффективности деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по выявлению, пресечению, расследованию и профилактике правонарушений и преступлений, связанных с незаконной миграцией, в том числе при использовании миграционного ресурса в экономической деятельности, а также преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства» содержится ряд решений, непосредственно касающихся вопросов противодействия экстремистской деятельности.
Так, участниками совещания указано о необходимости принятия мер к исключению фактов придания правового статуса украинских беженцев радикально настроенным лицам;
к повышению результативности оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия совершаемых мигрантами преступлений коррупционной и экстремистской направленности, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
по противодействию распространению радикальных религиозных идей и экстремистских течений в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, а также совершаемых в составе организованных групп и преступных сообществ;
к разработке эффективного механизма профилактического воздействия на криминогенные процессы в этнических диаспорах и предупреждения проникновения в их среду криминальных элементов.
Напомним, что участниками координационного совещания правоохранительных органов являются Г енеральная прокуратура Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации,
Следственный комитет Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов.
В совместном распоряжении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 270/27р от 16.12.2008 «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» прямо указано, что высокий уровень нелегальной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства существенно влияет на рост числа экстремистских проявлений. При этом государственный контроль за порядком пребывания иностранцев на территории России зачастую не соответствует предъявляемым требованиям.
Среди субъектов профилактики экстремистской деятельности особое место занимают органы прокуратуры Российской Федерации.
В последние годы стала очевидной связь между прокурорским надзором за исполнением миграционного законодательства и предупреждением экстремистской преступности.
Анализируя особенности работы органов прокуратуры по противодействию незаконной миграции, Д. В. Григорьев отмечает, что неразрешенные проблемы в сфере миграции способствуют обострению межнациональных отношений и создают предпосылки для формирования в рамках отдельных территорий замкнутых этнических групп. В местах, где наблюдается рост безработицы и преступности, обостряются внутренние проблемы и чаще всего происходят межнациональные столкновения. Актуальным направлением борьбы с нелегальной миграцией является выявление и пресечение нарушений правил привлечения и использования иностранной рабочей силы[1].
Сотрудники Генеральной прокуратуры Российской Федерации также высказываются о том, что незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации и создает риски дестабилизации социально-экономической обстановки и общественного порядка, а также нарастания экстремистских проявлений и межнациональных конфликтов[2].
Приказом Г енерального прокурора Российской Федерации
от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» прокурорам предписано уделять особое внимание обеспечению надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации
от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» надзор за исполнением законов о противодействии преступности, в том числе о ее предупреждении указан в качестве приоритетного направления в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. В этом контексте прокурорам предписано обращать особое внимание на исполнение законов, направленных на борьбу с терроризмом, неформальными молодежными объединениями экстремистской направленности, незаконной миграцией и
Результаты прокурорских проверок исполнения миграционного законодательства уполномоченными органами наиболее полно отражают проблемы правоприменения.
На протяжении длительного времени в Российской Федерации использовался порядок квотирования иностранной рабочей силы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2002 № 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» устанавливалась фиксированная квота на выдачу 530 000 приглашений на въезд иностранных граждан. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» был введен порядок формирования квот на основании предложений работодателей и заказчиков работ.
Во время реализации порядка квотирования Г енеральной прокуратурой Российской Федерации выявлялись многочисленные нарушения, связанные с формированием предложений о потребности в иностранных работниках со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Нарушения выражались в несоблюдении сроков предоставления заявок на формирование квот. Отмечались факты непредоставления территориальными подразделениями ФМС России заключений о результатах рассмотрения заявок работодателей.
В ходе проверок было установлено, что органами исполнительной власти при определении потребности в привлечении иностранных [3] работников и формировании квот зачастую не учитывалась необходимость поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом приоритетного содействия трудоустройству граждан Российской Федерации.
Например, работа по формированию предложений о потребности в иностранных работниках и объемам квот в Амурской области привела к коррупции в органах государственной власти. В отношении и. о. первого вице-губернатора Амурской области, организовавшего торговлю квотами, было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ.
В ходе проверок прокуратурой констатировалось, что несоблюдение федерального законодательства при привлечении и использовании иностранной рабочей силы, формальный подход органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к определению потребности в иностранных работниках и допускаемые ими нарушения законодательства способствуют созданию условий для межнациональных конфликтов, экстремистских проявлений.
Надлежащие меры, направленные на защиту национального рынка труда и приоритетное использование собственных трудовых ресурсов, не принимались, что создавало условия для межнациональной розни и вражды. Создаваемые условия для работы иностранным гражданам в Российской Федерации не только способствуют совершению ими правонарушений, но и позволяют работодателям устанавливать для российских граждан невыгодные условия работы, тем самым, вытесняя их с рынка труда, что ведет к безусловному нарушению их прав[4].
С 1 января 2015 г. порядок квотирования рабочих мест применяется только к иностранным работникам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы. Постановлением Правительства Российской Федерации
от 12.12.2015 № 1359 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2016 год» квота определена в количестве 213 929 человек.
Прокурорами выявлялись случаи несоблюдения правил миграционного учета в подразделениях ФМС России (с апреля 2016 г. - Главное управление по вопросам миграции МВД России), недостаточного контроля за соблюдением режима пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, правил въезда и выезда из Российской Федерации, необоснованного освобождения нарушителей от административной ответственности.
Имели место факты превышения должностных полномочий со стороны сотрудников ФМС. Так, в 2014 г. возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ в отношении бывшего начальника отдела УФМС России по Тверской области. Установлено, что в период времени с 10.10.2013 по 29.10.2013 сотрудник УФМС без согласия собственника жилого дома в г. Твери поставил по указанному адресу на временный учет 19 иностранных граждан.
Результаты прокурорских проверок показывают, что сотрудниками полиции зачастую не принимаются необходимые меры по контролю за миграционными потоками. Не налажен в должной степени контроль за законностью нахождения на территории иностранных граждан и лиц без гражданства, а также лиц, прибывших из регионов Северного Кавказа.
В работе участковых уполномоченных выявляются факты: ненадлежащей организации работы по ведению паспортов административных участков, списочного учета постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства;
осуществлению проверок их фактического проживания по месту регистрации;
подтверждению трудовой деятельности лиц, обратившихся по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации.
Так, в 2014 г. прокурором г. Мичуринска Тамбовской области выявлено, что вопреки требованиям федерального законодательства у участковых уполномоченных полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Мичуринску отсутствовали сведения о проживании на административном участке иностранных граждан, имеющих разрешение на временное пребывание[5].
Анализ практики правоприменения свидетельствует о проблемах, связанных как с выявлением преступлений экстремистской направленности, так и с постановкой их на учет.
Примером такого рода недостатков служит совершение иностранным гражданином преступления экстремистской направленности в 2013 г. на территории Астраханской области.
Отделом по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Астраханской области возбуждено уголовное дело в отношении А. по ч. 1 ст. 139 (2 эпизода), п. «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ, и Д. по ч. 1 ст. 139 (2 эпизода), ч. 1 ст. 282 УК РФ.
В ходе расследования уголовного дела установлено, что еще 28.04.2013 в общежитии высшего учебного заведения гражданин Республики Азербайджан А. и гражданин Российской Федерации Д. незаконно, из хулиганских побуждений, против воли студенток И. и М., не реагируя на их возражения, проникли через незапертую дверь в жилище последних, где А. на почве национальной розни к представителям русской национальности, высказывая угрозы и оскорбления в адрес И., нанес ей удар головой в область лица. В это же время Д., находясь в коридоре общежития, в присутствии других студентов, публично, с использованием ненормативной лексики, унизил человеческое достоинство представителей русской национальности.
По результатам расследования данное уголовное дело направлено в суд. А. осужден по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 139 (2 эпизода), п. «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ к 480 часам обязательных работ, Д. - по ч. 1 ст. 139 (2 эпизода), ч. 1 ст. 282 УК РФ к 480 часам обязательных работ.
Возбуждению указанного уголовного дела предшествовали факты укрытия данных преступлений от учета.
Так, 28.04.2013 в отдел полиции УМВД России по г. Астрахани поступило сообщение о конфликте, произошедшем между студентами.
Участковым уполномоченным Д. по результатам проведенной проверки сделан вывод о наличии административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), в связи с чем составлен административный протокол, 01.05.2013 материал списан в наряд.
По повторному заявлению И. проведена процессуальная проверка, по результатам которой 24.05.2013 тем же участковым уполномоченным принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по п. «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ. Данное решение отменено прокуратурой области как незаконное и необоснованное.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой области внесено представление об их устранении, по результатам рассмотрения которого участковый уполномоченный полиции привлечен к дисциплинарной ответственности.
Индивидуальное предупреждение включает в себя действия по недопущению конкретных конфликтов или перерастания их в преступления. Имеются в виду случаи, когда при возникновении угрозы конфликта представители местных администраций и правоохранительных органов выезжают на место возникшей социальной напряженности между этническими группами, участвуют во встречах со сторонами конфликта и сходах граждан, проводят повторные поездки в целях ликвидации последствий конфликта. Такие действия предпринимались, например, при урегулировании конфликта в с. Сасыколи Харабалинского района Астраханской области в 2012 году.
Активные меры принимались и в г. Невинномысске Ставропольского края в декабре 2012 г., когда был убит житель Кочубеевского района. Действия, направленные на недопущение трансформации бытового конфликта в этнический, предпринимались прокуратурой г. Невинномысска, а также администрацией г. Невинномысска, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Невинномысского МСО СУ СК России по Ставропольскому краю, отдела УФСБ России по Ставропольскому краю в г. Невинномысске, органами местного самоуправления г. Невинномысска при взаимодействии с общественными организациями края.
По информации УМВД России по Астраханской области, в марте 2013 г. была получена информация о готовящейся массовой драке между студентами таджикской и туркменской национальностей. В результате своевременного проведения комплекса профилактических мер, в том числе индивидуальных бесед со студентами, конфликт был предотвращен. Восемь инициаторов конфликта отчислены из учебного заведения в связи с нарушением его Устава, в отношении одного возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 112 УК РФ. В дальнейшем, в целях закрепления результатов, проведены официальные встречи со студентами Астраханского государственного университета и круглый стол с представителями студенчества и педагогическим составом[6].
В ходе опроса прокурорских работников по диссертационному исследованию предлагалось оценить работу правоохранительных органов в области контроля миграции. Прокуроры из Москвы оценили работу правоохранительных органов «как слишком мягкую» в 45,7 % мнений, «как необдуманную» - в 29,6 %, «как вполне корректную и справедливую» - в 12,3 %, «как слишком жесткую» лишь 1,2 %. Эксперты из ПФО оценили работу правоохранительных органов несколько иначе. «Как слишком мягкую» работу оценили 59,4 % экспертов, «как необдуманную» и «вполне корректную и справедливую» - по 16,8 %, «как слишком жесткую» лишь - 0,7 %.
Особый интерес представляют ответы специалистов, выраженные в свободной форме. Так, часто встречается ссылка на коррупционную составляющую в работе правоохранительных органов, на неэффективность работы органов внутренних дел, на необходимость ужесточения законодательства.
Правоохранительными органами осуществляется взаимодействие в сфере профилактики экстремистских проявлений в аспекте противодействия незаконной миграции. Однако на практике такое взаимодействие не лишено проблем.
Возникают трудности с обеспечением оперативного доступа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к Центральному банку данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, который введен Приказом МВД РФ, МИД РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства информационных технологий и связи РФ от 10 марта 2006 г. № 148/2562/98/62/25 «О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации». Это является насущной практической проблемой. Необходимо изыскать возможность создания межведомственного информационно-справочного учета лиц, в отношении которых принято решение об их выдворении или нежелательности пребывания на территории Российской Федерации.
Неконтролируемая, в том числе незаконная, миграция, не только несет угрозы экономической и общественной безопасности, но и стимулирует распространение среди населения идей национальной нетерпимости и ксенофобии. В этой связи особую роль приобретает деятельности прокуроров по пресечению распространения информационных материалов экстремистского характера.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрен внесудебный порядок ограничения доступа граждан к противоправной информации.
При реализации полномочий по внесудебному реагированию на противоправную информацию органы прокуратуры столкнулись с большим объемом работы. Уже по результатам первого полугодия 2014 года Генеральной прокуратурой было направлено более 50 требований о блокировании 450 информационных ресурсов. Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе правоприменительной практики было выявлено несовершенство механизма блокирования информационных ресурсов, вследствие чего усилия по противодействию экстремистской деятельности в сети Интернет оказываются недостаточно эффективными.
Нами предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», упрощающий порядок ограничения доступа к информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам,
осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Так, полномочия по внесению требований в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим запрещенную информацию, целесообразно возложить не только на Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, но и на подчиненных ему прокуроров.
Кроме того, предлагается ввести порядок ограничения доступа к экстремистским материалам аналогичного ограничительному порядку, предусмотренному в отношении материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет».
В настоящее время в федеральный список экстремистских материалов включено около 3 000 материалов, среди которых интернет-страницы с вебресурсов «ВКонтакте», «ЮТьюб», «Живой журнал» и других, содержащие информацию с явными признаками экстремизма. Судебный порядок признания подобных материалов экстремистскими не позволяет оперативно пресекать их распространение.
Необходимо наделить прокурора полномочиями по принятию решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», в отношении экстремистских материалов, распространяемых посредством сети «Интернет».
В связи со сказанным, часть 5 ст. 15.1 ««Об информации, информационных технологиях и о защите информации» необходимо дополнить пунктом 3 следующего содержания: «решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации, направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды». В части 1, пунктах 1, 2, 3 части 2, частях 3, 4 и 5 статьи 15.3 слова «содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка» заменить словами «содержащей призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, или направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды» (Приложение 6).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений и умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Нами предлагается дополнить перечень лиц, в отношении которых необходимо установить административный надзор, лицами, освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступлений экстремистской направленности.
Ежегодно количество лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности небольшой и средней тяжести к лишению свободы, незначительно. Так, в 2013 г. по ч. 1 ст. 282 УК РФ лишение свободы назначено 4 лицам.
Однако административный надзор за такими лицами обусловлен потенциальной возможностью осуществления ими экстремистской деятельности после освобождения из мест лишения свободы, учитывая, что преступления экстремистской направленности зачастую совершаются по идеологическим убеждениям и проблема их идеологического «перевоспитания» трудноразрешима.
В настоящее время обозначилась проблема законодательного регулирования пребывания ранее судимых на территории Российской Федерации иностранных граждан, требующая законодательного регулирования. Необходимо ввести нормы, предусматривающие безусловное выдворение из России иностранных граждан после отбытия ими уголовного наказания. Статьей 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на Правительство Российской Федерации возложена обязанность установления порядка взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии.
В связи с этим Правительством Российской Федерации могла бы быть установлена обязанность территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, на территории осуществления полномочий которых отбывает наказание иностранный гражданин или лицо без гражданства, направлять сообщение об истечении срока отбывания наказания в соответствующий территориальный орган МВД России.
Среди мер профилактики особое место занимает мониторинг в сфере профилактики правонарушений, предусмотренный п. 10 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
В конце 2015 года на заседании Межведомственной комиссии по стратегическому планированию Совета Безопасности Российской Федерации обсуждался проект Положения Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации[7]. Под государственным мониторингом состояния национальной безопасности стала пониматься система непрерывного наблюдения за развитием ситуации в сфере обеспечения национальной безопасности с использованием перечня показателей. Г осударственный мониторинг осуществляется Советом Безопасности, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, Правительством Российской Федерации, аппаратом Совета Безопасности, федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями.
Показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации включают помимо прочего и количественные показатели различных видов преступности, в числе которых количество
зарегистрированных преступлений экстремистской направленности по Российской Федерации и отдельно по субъектам Российской Федерации.
В целях определения предельно допустимого или критического значения этого показателя предлагается использовать абсолютные значения из статистической формы отчетности № 4-ЕГС (494) «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» ГИАЦ МВД.
Среднее значение количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности по Российской Федерации за период 20062015 гг. составило 682,9. Стандартное отклонение количества
зарегистрированных преступлений экстремистской направленности по Российской Федерации за период 2006-2015 гг. составило 317,7. Критическое значение количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности по Российской Федерации за период 20062015 гг. составило 1 635,9. Авторская методика расчета критических показателей приведена в Приложении 5.
Для определения текущих значений количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности по субъектам Российской Федерации за период 2006-2015 гг. применялась та же методика, предполагающая соответствующие вычисления с использованием показателей каждого субъекта.
С учетом общественной опасности преступности иностранных граждан нами предлагается в перечень показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации включить долю тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общем количестве преступлений (по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, в процентах).
На наш взгляд, анализ информации о состоянии преступности иностранных граждан необходим в целях прогнозирования и выявления угроз национальной безопасности, проработки вариантов возможных управленческих решений по преодолению негативных криминологических тенденций.
По результатам анализа применения мер специального предупреждения экстремизма предлагается:
внести в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменения, предусматривающие безусловное выдворение из России иностранных граждан после отбытия ими уголовного наказания;
наделить прокурора полномочиями по принятию решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в отношении экстремистских материалов, распространяемых посредством сети «Интернет»;
дополнить перечень лиц, в отношении которых необходимо установить административный надзор, лицами, освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступлений экстремистской направленности;
в перечень показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации включить долю тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общем количестве преступлений (по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, в процентах);
при осуществлении прокурорского надзора за исполнением
миграционного законодательства в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации особое внимание необходимо уделять реализации ими полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, в том числе связанных с
использованием труда иностранных работников без разрешения. Реагировать на случаи неисполнения участковыми уполномоченными органов МВД России обязанностей по ведению учетных документов на жилые дома и административные участки, сбору информации о проживающих
иностранных гражданах, включая проверку на предмет законности нахождения на территории Российской Федерации, возможной причастности к совершению преступлений и правонарушений.
[1] Паламарчук А. В. и др. Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства: актуальные вопросы: пособие. М.: Ген. прокуратура Рос. Федерации; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2014. С. 85-86.
[2] Там же. С. 4.
[3] Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. 2012. № 3.
[4] Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29.08.2009 № 27-23-2009 «О совершенствовании надзора за исполнением
законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в миграционной сфере».
[5] Докладная записка о состоянии исполнения законодательства в сфере противодействия экстремизму в 2014 г.
[6] Справка УМВД России по Астраханской области 2014 г.
[7] См. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации подготовил проект Положения «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации»ЦКЪ: http://www.scrf.gov.ru/news/970.html (дата обращения: 26.02.2016).
|