На месте ДТП возможно обнаружить разнообразные виды материальных следов: следы-отображения (следы протекторов шин, следы от выступающих деталей транспортного средства и другие), следы-предметы (части и детали транспортного средства, обувь, фрагменты одежды и другие), следы-вещества (ГСМ, следы охлаждающих и тормозных жидкостей, масло, антифриз, ЛКП, кровь, мозговое вещество, волосы, волокна и другие).
Материальные следы являются источником как розыскной, так и доказательственной информации о совершенном ДТП. Изучение следовой картины как самостоятельного целостного источника криминалистической и доказательственной информации позволяет получить данные о пространственновременных, функционально-динамических, причинных и иных интегративных связях расследуемого события, относящихся к предмету процессуального доказывания[1]. Так, следы, обнаруженные на месте ДТП, позволяют установить причастность конкретного транспортного средства к ДТП, лицо, управлявшее транспортным средством, и механизм совершенного ДТП. Как справедливо отмечает Ю.В. Чуфаровский, следы транспортных средств могут указывать на форму вины водителя при скрывшемся транспортном средстве; индивидуальное преступное поведение выражается в определенных действиях внутренних (вина, мотив, цели) и внешних (факторы внешней среды), и все это, как это ни странно, можно в какой-то степени увидеть в следах транспортного средства на месте ДТП1.
Анализ криминалистической литературы показал, что следы на месте ДТП предлагается классифицировать по различным основаниям . Считаем, что для осуществления в оптимально короткие сроки поиска, фиксации, изъятия следов транспортных средств и получения ориентирующей информации для розыска транспортного средства и преступника и установления обстоятельств происшедшего события, данные следы целесообразно классифицировать сразу по двум основаниям: по источникам происхождения и по месту нахождения (локализации).
Следы на месте ДТП по источникам происхождения следует подразделять:
- на следы, возникшие при взаимодействии транспортного средства с любыми объектами окружающей обстановки (при этом следовой контакт может носить как активный, так и пассивный характер);
- следы человека (подошв обуви, одежды, аксессуары, сопутствующие предметы, следы биологического происхождения и другие);
- следы перевозимого груза (автомобили (их части и детали), бревна, цветной и черный металл, песок, кирпич и другие);
- следы, неимеющие отношения к ДТП. [2] [3]
Следы на месте ДТП по месту нахождения (локализации) следует подразделять на оставленные:
- на дороге (магистрали);
- за пределами дороги (на обочине или в радиусе нескольких метров от нее);
- на любых объектах окружающей обстановки;
- на теле и одежде пострадавших.
В результате изучения 185 протоколов осмотра мест ДТП было установлено, что лишь в 15% протоколов на дорожном покрытии (обочинах дороги) были обнаружены и изъяты следы от ходовой части транспортных средств. Данные следы являются самыми информативными с точки зрения установления механизма дорожно-транспортного происшествия. Так, следы от ходовой части транспортного средства, в зависимости от положения колес в момент следообразования, принято подразделять на следы качения, скольжения и проскальзывания[4]. Особую актуальность данные следы приобретают, когда виновник ДТП при наезде на пешехода скрылся с места происшествия на транспортном средстве.
Следы качения на месте ДТП образуются в результате поступательновращательного движения колеса. В следах качения наиболее часто отображается рисунок протектора шины, по которому можно установить модель шины транспортного средства, вид и степень износа. Следы торможения образуются в результате скольжения колеса в продольном направлении и считаются одними из наиболее важных объектов анализа дорожно-транспортного происшествия. По следам торможения можно установить ряд обстоятельств произошедшего ДТП, а именно: направление движения транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, скорость транспортного средства, остановочный путь автомобиля (с помощью специальных расчетных формул и таблиц)[5], взаимное удаление автомобиля и человека при наезде, и другие обстоятельства. Комплексный анализ следов торможения и качения может помочь в установлении технических данных автомобиля (его возможных неисправностях), а также действий водителя при ДТП.
По следам протекторов шин в процессе предварительного исследования, проводимого на месте ДТП, можно произвести дифференциацию автомобилей по типу: на грузовые, легковые, кроссоверы, джипы; ориентировочно установить модель шины и степень ее износа; определить марку, модель или групповую принадлежность транспортного средства, на которые они монтируются. По виду износа протектора шины, отобразившемуся в следах, можно произвести диагностику неисправностей транспортного средства. Если в следе протектора шины отобразились индивидуализирующие признаки, то после обнаружения транспортного средства можно произвести его отождествление по этому следу посредством проведения трасологической экспертизы.
При осмотре места ДТП, когда преступник скрылся на транспортном средстве, необходимо особо тщательно осмотреть одежду и тело потерпевшего, так как на них могут оказаться следы от ходовой части автомобиля, выступающих деталей, наличие ЛКП, ГСМ и другие следы, по которым можно получить информацию об особенностях следообразующего объекта, механизме травмы, факте контактного взаимодействия с потерпевшим, а также иную информацию, необходимую для розыска транспортного средства и последующей его идентификации. Продемонстрируем это следующим примером из практики.
Так, в г. Владивостоке водитель К, управляя автомобилем «Toyota Sprinter» при движении со стороны ул. Лермонтова в направлении федеральной автомобильной трассы М-60 «Хабаровск-Владивосток», совершил наезд на пешехода гр. М, переходившего проезжую часть в неустановленном месте слева направо по ходу движения автомобиля, и скрылся с места происшествия. В результате ДТП пешеход гр. М от полученных травм скончался на месте происшествия. В ходе осмотра места происшествия на куртке (поясничная область) пешехода гр. М был обнаружен след протектора шины, в котором достаточно четко отобразился рисунок протектора. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий был задержан водитель гр. К, управлявший автомобилем «Toyota Sprinter», который отрицал свою причастность к данному ДТП. В ходе проведения трасологической идентификационной экспертизы по следу протектора шины на одежде потерпевшего гр. М было установлено, что след оставлен правой передней шиной, смонтированной на автомобиль «Toyota Sprinter», принадлежащий гр. К1.
Следы протектора на одежде могут указывать и на режим движения автомобиля. Так, единичный след протектора с неискаженным рисунком может свидетельствовать о линейном переезде потерпевшего, наличие же на одежде двух и более участков со следами протектора с искаженным рисунком, или наложившихся друг на друга следов протектора, а также разрывы линейной формы на ткани могут указывать на переезд автомобиля с поворотом колеса. Такой механизм следообразования на одежде возможен при попытке водителя объехать человека[6] [7].
На одежде и теле пострадавших, а также на иных предметах окружающей обстановки могут быть обнаружены следы от удара о выступающие элементы транспортного средства (чаще всего это выпирающие ребра переднего и заднего бампера, фары, решетка радиатора, боковые наружные зеркала заднего вида, защитные дуги на бампере, запасное колесо на задней части кузова автомобиля и другие). По данным следам можно ориентировочно установить тип, марку, модель транспортного средства, определить механизм и обстоятельства события (направление движения автомобиля, направление образования следов), взаимное расположение пешехода и транспортного средства при наезде, какими частями транспортного средства нанесены повреждения, а также, при обнаружении автомобиля, провести его идентификацию по следам. На практике, к сожалению, эти возможности используются крайне редко. Так, в результате изучения протоколов осмотров мест ДТП было установлено, что лишь в 4% ОМП изымались данные следы.
Особое внимание на месте ДТП необходимо уделять следам ЛКП, которые могут быть обнаружены как на предметах окружающей обстановки (дорожное полотно, столбы, деревья и другие), так и на теле, одежде потерпевшего. По следам ЛКП в процессе предварительного исследования можно установить: тип ЛКП (эффектное, неэффектное), первоначальный цвет ЛКП, технологию окраски транспортного средства (заводская или ремонтная), подвергалось ли транспортное средство подкраске, перекраске, и определить модель, марку или групповую принадлежность транспортного средства, а также в совокупности с другими следами установить место наезда ТС.
Так, в результате анализа протоколов осмотров мест ДТП лишь в 5% на месте ДТП были обнаружены и изъяты следы ЛКП, причем это были не микрообъекты, а макрообъекты, обнаруженные на дороге. По следам ЛКП при обнаружении скрывшегося ТС можно провести и идентификационные исследования в рамках экспертизы лакокрасочных материалов, покрытий и окрашенных предметов. Показателен в этом отношении следующий пример. Так, в г. Владивостоке Приморского края, водитель гр. У, управляя автомобилем «Mitsubishi Lancer Cedia», совершил наезд на пешехода - гр-ку О, переходившую проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, справа налево относительно движения автомобиля, и скрылся с места происшествия. В результате ДТП гр. О были приченены телесные повреждения, которые были расценены как тяжкий вред здоровью. Гр. О была доставлена в больницу ГКБ №2 в бессознательном состоянии. Куртка и платье гр. О были изъяты и направлены на экспертизу ЛКМ-ЛКП-ОП с целью установления на них следов ЛКП и пригодности их для идентификации транспортного средства. В последующем оперативным путем был установлен гр. У, управлявший автомобилем «Mitsubishi Lancer Cedia», который в ходе предварительного следствия отрицал свою причастность к ДТП. С автомобиля были изъяты образцы ЛКП для сравнительного исследования. Путем проведения идентификационной экспертизы ЛКМ-ЛКП-ОП было установлено, что на одежде гр. О имеются наслоения микрочастиц ЛКП, являвшихся частью ЛКП автомобиля гр. У. Так было доказано участие данного транспортного средства в этом ДТП1.
При ДТП достаточно часто имеет место повреждение светотехнического стекла внешней осветительной арматуры, лобового, боковых, заднего стекол. Расположение осыпей стекла в совокупности с другими признаками может указывать на место наезда[8] [9]. По фрагментам фарных рассеивателей на месте ДТП можно ориентировочно установить модель, марку автомобиля или его групповую принадлежность, но только при наличии фрагментов пластика (стекла) больших размеров, позволяющих определить форму, общие размеры и конструктивные особенности осветительной арматуры и имеющих соответствующую маркировку. Изучением протоколов осмотра мест ДТП установлено, что в 11% протоколов на месте происшествия изымались фрагменты стекла. В дальнейшем, при обнаружении транспортного средства в процессе экспертного исследования возможно решение вопросов и идентификационного характера.
При осмотре места ДТП на дорожном покрытии, обочинах дороги можно обнаружить следы-предметы, являющиеся частями и деталями транспортного средства (бампер или его части, боковые наружные зеркала заднего вида, ручки дверей, решетки радиатора, обвесы, спойлер, антенна, и другие). Так, при изучении проколов осмотров мест ДТП в 20% на местах происшествий такие следы были обнаружены и изъяты. Предварительным исследованием отделившихся деталей транспортных средств можно ориентировочно установить тип, марку, модель транспортного средства. После установления скрывшегося транспортного средства проводят его идентификацию посредством назначения и производства трасологической экспертизы целого по частям.
Следы биологического происхождения также играют немаловажную роль для установления обстоятельств ДТП. Анализ взаиморасположения биологических следов (кровь, мозговое вещество, волосы и других), трупа, одежды на месте ДТП позволяет воспроизвести механизм случившегося, установить направление движения скрывшегося транспортного средства. Так следы биологического происхождения при наезде на пешехода располагаются не хаотично, а позади трупа, в то время как одежда и сопутствующие предметы трупа (головной убор, обувь и другие) располагаются перед телом трупа, если смотреть по ходу движения. В случае же волочения тела, когда его положение изменялось, данные закономерности не наблюдаются[10]. Однако при изучении материалов уголовных дел, связанных с расследованием дорожно-транспортных преступлений (по ст. 264 УК РФ), только в 6 % протоколов осмотров мест ДТП специалистами-криминалистами были изъяты следы биологического происхождения (в основном кровь).
При осмотре места ДТП могут быть обнаружены и сопутствующие следы: ГСМ, фрагменты почвы, отделившиеся при ударе от деталей нижней части кузова, частицы перевозимого груза, которые могут способствовать установлению механизма наезда, направления движения транспортного средства. Процент изъятия данных следов при ОМП в среднем составляет лишь 1-2%. За последние пять лет в ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю не проведено ни одной почвоведческой экспертизы и экспертизы нефтепродуктов (далее - НП) и ГСМ по данной категории дел.
Наибольший процент изъятий при осмотре места ДТП (наезд на пешехода) составляет одежда (обувь) пострадавшего (трупа) - 35%. На направление движения скрывшегося транспортного средства могут указывать следы волочения на одежде и обуви потерпевшего, следы наслоения в виде чередующихся параллельных полос. Так, высота расположения горизонтальных следов на одежде в виде наслоений грязи, пыли свдетельствует о наезде, возможно грузового или легкового автомобиля[11]. Согласно изученным протоколам осмотров мест ДТП данным следам на одежде (обуви) также не уделяется должного внимания.
Таким образом, на месте ДТП субъектам осмотра необходимо обеспечить комплексность при обнаружении, фиксации, изъятии и исследовании следов, а затем оценить их информативность с целью получения максимально возможного объема криминалистически значимой информации, носителями которой данные материальные следы являются. Следовая обстановка, как правило, является источником информации о месте, времени, механизме ДТП, ее участниках, указывает на закономерную связь материальных следов с обстановкой места происшествия в целом. Материальные следы на месте совершения дорожнотранспортного происшествия - основной источник криминалистически значимой информации как розыскного характера (получаемой в процессе предварительного исследования следов на месте происшествия), так и доказательственного (формирование доказательственной базы по уголовному делу, достаточной для раскрытия и расследования преступления).
[1] Колдин А.В., Крестовников О.А. Источники криминалистической информации / под. ред. В.Я. Колдина. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2007. С. 69.
[2] См.: Юридическая психология: учебное пособие / под ред. Ю.В. Чуфаровского. М.:
Право и закон, 1997. С. 105.
[3]
См., напр.: Гайнельзянова В.Р. Использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. С. 20; Ищенко Е.П., Корма В.Д., Чучаев А.И., Эминов В.Е. Расследование и предупреждение дорожнотранспортных происшествий, крушений железнодорожного транспорта и авиационных катастроф: научно-практическое пособие. М.: Юрлитинформ, 2014. С. 161-162; Использование специальных знаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. А.М. Кривицкого, Ю.И. Шапорова. Мн.: Харвест, 2004. С. 7-17; Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищенко. М.: Проспект, 2014. С. 421; Корма В.Д. Транспортное средство как объект криминалистического исследования / под общ. ред. Е.П. Ищенко. М.: Юрлитинформ, 2006. С. 78-79; Новиков С.И. Исследование места дорожно-транспортного происшествия: учебное пособие. Киев: КВШ МВД СССР, 1977. С. 36-38; Салтевский М.В. Собирание криминалистической информации техническими средствами на предварительном следствии: учебное пособие. Киев: НИ и РИО КВШ МВД СССР. 1980. С. 82-83.
[4] См., напр.: Селиванов Н.А., Дворкин А.И., Завидов Б.Д [и др.]. Расследование дорожнотранспортных происшествий: справ. метод. пособие. М.: Лига Разум, 1998. С. 70-72; Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2005. С. 52-54; Использование специальных знаний в расследовании дорожнотранспортных происшествий. Указ. соч. С. 9-10.
[5] См., например: Селиванов Н.А., Теребилов В.И. Первоначальные следственные действия. Краткий справочник следователя. М., 1956. С. 172; Маландин И.Г. Расследование автотранспортных происшествий. Саратов. Саратовский государственный юридический институт имени Д.И. Курского. 1960. С. 37-39; Справочник следователя. Осмотр места происшествия / руков. авт. кол. И.А. Попов. М.: ЦОКР МВД России, 2010. С. 222-223; Справочник для следователей по осмотру места происшествия: учебно-практическое пособие / под ред. И.А. Попова, Г.В. Костылевой, Н.Е. Муженской. М.: Проспект, 2014. С. 158-159.
[6] Архив Следственного управления УМВД России по Приморскому краю за 2013 год.
[7] См.: Городкин В.А., Тишин Д.В., Усманов Р.А. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия: методические рекомендации. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2007. С. 25-26.
[8] Архив Следственного управления УМВД России по Приморскому краю за 2012 год.
[9]
См.: Судебная транспортно-трасологическая экспертиза: методическое пособие для экспертов / отв. ред. Ю.Г. Корухов. М.: Изд-во ВНИИСЭ, 1977. С. 67-74.
[10] См.: Селиванов Н.А., Дворкин А.И., Завидов Б.Д. [и др.]. Указ. соч. С. 70-72.
[11] См.: Там же. С. 105.
|