Успешная работа по расследованию и раскрытию ДТП во многом зависит от качества и своевременности производства первоначальных следственных действий и ОРМ. Особое значение здесь приобретает квалифицированное и качественное проведение осмотра места ДТП, дающего возможность обнаружить, изъять и в дальнейшем исследовать следы и вещественные доказательства, создав тем самым надежную базу для раскрытия и расследования преступления. Квинтэссенция, особенности проведения осмотра места ДТП, его значение для расследования преступлений данной категории раскрываются во многих работах ученых - криминалистов[1].
На наш взгляд, в наиболее обобщенном и упрощенном виде организационные, тактические и методические проблемы работы участников СОГ с материальной обстановкой места ДТП в процессуальной и непроцессуальной формах сводятся к следующим основным моментам:
- упущения в профессиональной подготовке субъектов осмотров мест ДТП;
- слабая разработанность вопросов организации должного взаимодействия участников СОГ и специалиста на месте ДТП при работе с материальной обстановкой;
- недостаточная разработанность вопросов тактики использования специальных знаний в ходе осмотров мест ДТП и современных методических рекомендаций по работе с материальными следами на них;
- отсутствие соответствующей методической и информационноаналитической базы проведения предварительных исследований материальных следов на месте ДТП и единой формы оформления их результатов.
В свете изложенного, рассмотрим каждую из данных проблем и кратко обозначим предлагаемые пути их решения.
Упущения в профессиональной подготовке субъектов осмотров мест ДТП. Анализ изученных материалов уголовных дел по ст. 264 УК РФ показывает, что осмотры мест происшествий по фактам совершения преступлений данной категории нередко проводятся не на должном профессиональном уровне, что, безусловно, затрудняет их расследование и раскрытие. Причин этому несколько, но одной из существенных является неприменение вообще или неквалифицированное применение, в частности технико-криминалистических средств при обнаружении, фиксации, изъятии и предварительном исследовании материальных следов субъектами осмотра места ДТП: следователями (дознавателями), инспекторами ГИБДД, оперативными уполномоченными, участковыми уполномоченными.
Так, опросы следователей (дознавателей), инспекторов ГИБДД, оперативных уполномоченных, участковых уполномоченных отделов (отделений) УМВД России по Приморскому краю показали, что, по их мнению, использование технико-криминалистических средств при поиске, фиксации, изъятии разнообразных материальных следов на месте ДТП является исключительно прерогативой специалистов-криминалистов, таким образом, они полностью снимают с себя «бремя» применения технико-криминалистических средств. А поскольку большая часть осмотров мест ДТП производится при отсутствии специалистов-криминалистов, на них обнаруживается и изымается неоправданно малое количество следов транспортных средств и сопутствующих
им следов.
На вопрос: «Кого вы относите к субъектам проведения предварительного исследования материальных следов на месте ДТП?» - опрошенные практические работники ОВД однозначно отвечают: «специалиста-криминалиста». Мы с такой позицией в корне не согласны.
По нашему убеждению, к субъектам предварительного исследования следов на месте ДТП следует относить не только сотрудников судебно-экспертных учреждений, но и следователей, оперативных сотрудников, участковых уполномоченных, инспекторов ОБ ГИБДД, которых следует обучить не только технологии собирания материальных следов, но и не сложным мобильным алгоритмизированным методикам их предварительного исследования. Эта позиция имеет два основания. Во-первых, надеяться на существенное увеличение в обозримом будущем штатной численности судебно-экспертных учреждений с тем, чтобы с их участием проводилось 100% осмотров мест происшествий, не приходится. И, во-вторых, недооценивать возможности следователей, оперативных сотрудников, участковых уполномоченных и инспекторов ОБ ГИБДД не следует; они вполне способны освоить простейшие технологии работы с материальными следами, таких примеров предостаточно.
Необходимо, чтобы все без исключения субъекты осмотра места ДТП для квалифицированного и результативного обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных следов не только знали соответствующие методики, но и были готовы к применению для этих целей технико-криминалистических средств, которыми укомплектованы современные унифицированные чемоданы (следователя, участкового уполномоченного, инспектора ГИБДД), специализированные чемоданы для осмотра места ДТП (например, «Пульсар», «Инспектор»), чемоданы для проведения предварительных исследований разнообразных материальных следов, передвижные криминалистические лаборатории[2].
Для решения данной проблемы необходимо:
- в образовательных учреждениях, ведущих подготовку специалистов по специальности «Судебная экспертиза», наряду с экспертной, и к техникокриминалистической деятельности, связанной со способностью выпускников применять при осмотре места происшествия технико-криминалистические методы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов - вещественных доказательств, усилить практическую направленность обучения и преподавать обучаемым самые совершенные методики предварительных исследований материальных следов. Целесообразно также привлечь эти образовательные учреждения к повышению квалификации действующих сотрудников ЭКП ОВД в части собирания и предварительного исследования материальных следов преступлений, организовав на их базе курсы повышения квалификации по примеру СЮИ МВД РФ, в котором, начиная с 2006 г. и до ликвидации вуза, регулярно проводились подобные месячные сборы по программе, разработанной в институте по заданию ЭКЦ МВД России[3];
- преподавателям криминалистики образовательных учреждений, в том числе специализированных вузов МВД России, совместно с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений МВД России, в рамках служебной подготовки проводить занятия со следователями (дознавателями), инспекторами ГИБДД, оперативными уполномоченными, участковыми уполномоченными по отработке практических навыков и приемов работы с техникокриминалистическими средствами по обнаружению, фиксации, изъятию и предварительному исследованию материальных следов на месте ДТП. Занятия должны носить не только теоретический характер, но обязательно включать практическую составляющую (например, можно практиковать проведение «деловых игр», основанных на методе активного имитационного обучения), что приведет и к появлению у обучаемых соответствующих умений, и психологически подготовит их к этой работе. Такая методика проведения занятий по теме «Обнаружение, фиксация, изъятие и предварительное исследование материальных следов на месте ДТП» по отработке практических навыков и приемов работы с технико-криминалистическими средствами была нами впервые разработана и апробирована по заявке СУ УМВД России по Приморскому краю.
Недостаточная разработанность вопросов организации должного взаимодействия участников СОГ и специалиста на месте ДТП при работе с материальной обстановкой.
Одним из факторов, влияющих на тактически грамотное построение проведения осмотра места ДТП с использованием специальных знаний, является организация должного взаимодействия участников СОГ и специалиста на месте ДТП при работе с материальной обстановкой места происшествия.
Так, Байэт Р. и Уоттс Р. - сотрудник дорожной полиции Норфолка и преподаватель колледжа в Великобритании, обоснованно утверждают: «при надлежащей организации работы можно сравнительно небольшими силами и простыми средствами установить причины и условия возникновения практически любого ДТП, а также выявить степень виновности его участников»[4]. Но о какой должной организации работы может идти речь, если анализ практики расследования и раскрытия дорожно-транспортных преступлений, сложившейся в Приморском крае, показывает, что на места происшествий следственнооперативная группа часто выезжает в «усеченном» составе, функции оперуполномоченного выполняет инспектор по розыску ОБ ДПС ГИБДД, участковые уполномоченные, на территории которых произошло ДТП, отсутствуют, не часто на таких осмотрах бывают и специалисты-криминалисты.
В отдаленных районах Приморского края судебно-медицинский эксперт в осмотре места ДТП участвует в единичных случаях. Врачи районных медицинских учреждений (поликлиник и больниц) наотрез отказываются от участия в качестве специалистов при осмотре трупов на местах ДТП. В большинстве случаев на месте
ДТП оказывается только следователь (дознаватель) и инспектор по розыску ОБ ДПС ГИБДД, которые лишь фиксируют обстановку места происшествия, даже не задумываясь о проведении предварительных исследований материальных следов. При осмотре места ДТП субъекты осмотра действуют разрозненно, если и включаются в анализ ситуации, то лишь эпизодически.
Как справедливо отмечает A.B. Зеликов, объединяющей фигурой взаимодействия является следователь. Он определяет формы, направления и пределы взаимодействия1. Полагаем, что он должен быть и руководителем группового анализа ситуации, уметь организовывать СОГ, тактически грамотно вести и направлять как проведение осмотра места происшествия в целом, так и проведение предварительного исследования разнообразных материальных следов на месте ДТП, в частности. Вместе с тем, всем субъектам осмотра места ДТП необходимо развивать свои способности к использованию специальных знаний при работе с материальной обстановкой места происшествия и проведению предварительного исследования материальных следов. Только тогда взаимодействие между специалистом-криминалистом, следователем, сотрудником ГИБДД и другими участниками СОГ будет действительно полноценным.
Для решения данной проблемы необходимо:
- в обязательном порядке в необходимых случаях обеспечивать выезд на осмотр места ДТП следственно-оперативной группы в «полном составе». Подобного мнения придерживается и Т.В. Демидова: «необходимо на законодательном уровне обеспечить обязательное привлечение для осмотра места происшествия по делам о ДТП специалиста-криминалиста (специалиста- трасолога) и специалиста-автотехника во всех случаях, когда причинены тяжкий вред здоровью, либо смерть потерпевшего[5] [6];
- между участниками следственно-оперативной группы на месте ДТП необходимо постоянно поддерживать обмен вновь получаемыми данными1;
- обучать следователей при помощи психолого-педогогических приемов методикам организации работы СОГ при осмотре мест ДТП, использованию техник «мозгового штурма», созданию условий для группового анализа криминалистически значимой информации, полученной в процессе работы с материальной обстановкой;
- всем субъектам осмотра места ДТП необходимо совершенствовать свои способности к использованию специальных знаний при работе с материальной обстановкой места происшествия посредством:
- развития криминалистической наблюдательности[7] [8] [9], применяя психологопедагогические методы, такие как задания на описание, отыскание, узнавание, задания на понимание и объяснение, задания на сравнение и многие другие;
- развития индивидуализированной ответственности каждого субъекта осмотра места ДТП за групповой результат. Должна быть установка на итоговое заключение совместной согласованной работы следственно-оперативной группы на месте ДТП, где каждый должен внести свой вклад в осмотр места происшествия и проведение предварительного исследования следов, а не дублировать работу друг друга или вообще уклоняться от нее .
Недостаточная разработанность вопросов тактики использования специальных знаний в ходе осмотра мест ДТП и современных методических рекомендаций по работе с материальными следами на них.
Одной из главных составляющих эффективного осмотра места ДТП является тактически грамотное использование специальных знаний участниками СОГ в ходе осмотра мест ДТП при работе с материальной обстановкой.
Необходимо подчеркнуть, что лицо, выезжающее на место дорожнотранспортного происшествия, должно хорошо знать типичные следы ДТП, их особенности и уметь разбираться в механизме их образования. Только тогда можно обеспечить качественное исследование места происшествия. В противном случае любые, даже самые совершенные тактические рекомендации теряют практический смысл[10].
Так, в процессе изучения материалов уголовных дел по ст. 264 УПК РФ установлено, что одной из основных причин несвоевременного раскрытия и некачественного расследования дел данной категории является низкое качество осмотра места ДТП, составления фототаблиц, схем:
- в протоколах осмотров мест ДТП не уделяется должного внимания описанию материальных следов, оставленных на месте происшествия (например, не указывается вид следов протекторов шин, какова длина следа торможения правых и левых колес; в протоколе не содержатся описания рисунков протектора, не указаны особенности протекторов шин, степень изношенности протектора шины, не описывется форма и количество дорожек шипов, отобразившихся в следах, эксплутационные дефекты и другие); не фиксируются границы зон осыпей фрагментов стекла (пластика), ЛКП, почвы; не осуществляется поиск и фиксация микрообъектов на одежде потерпевшего;
- часто измерения следов и предметов на месте ДТП проводятся без применения соответствующих поверенных приборов, в итоге результаты измерений, указанные в протоколе осмотра ДТП, расходятся с измерениями данных объектов, указанными в соответствующих заключениях экспертов;
- несоответствия данных о следах и объектах в протоколах осмотров ДТП, фототаблицах и прилагаемых к ним схемах;
- фототаблицы зачастую выполнены не надлежащим образом. Фотографические приемы и методы запечатлевающей фотографии не всегда соблюдаются в полном объеме. Панорамная фотосъемка места ДТП осуществляется в единичных случаях. В большинстве случаев к протоколу приобщаются фотографии, на которых запечатлены отдельные следы и объекты, подлежащие осмотру, без привязки к месту ДТП (приемы обзорной и узловой фотосъемки не применяются). Многие материальные следы и предметы сфотографированы без соблюдения правил измерительной фотосъемки, что в последующем не позволяет установить истинные размеры следов и объектов, изъятых с места ДТП. Видеозапись места ДТП не производится;
- предметы - носители микрообъектов, упаковываются без соблюдения криминалистических требований к упаковке;
- поверхностные и объемные следы протекторов шин в 99% лишь фотографируются (с объемных следов слепки не изготавливаются, поверхностные следы на ошкуренную резину не изымаются);
- во многих изученных протоколах имеется запись «с места происшествия ничего не изъято», что свидетельствует о некачественном и неквалифицированном осмотре места происшествия. И.С. Чижиков справедливо отмечает, что «... учением о материальных следах в криминалистике установлено, что следы преступления всегда возникают и остаются и вполне могут быть обнаружены. В этом следователь должен быть абсолютно уверен.»[11].
Таким образом, данные примеры наглядно демонстрируют, что работа с материальной обстановкой на месте ДТП проходит поверхностно (формально) с нарушениями основных криминалистических правил по собиранию (обнаружению, фиксации, изъятию) материальных следов.
Для решения данной проблемы необходимо:
- всем субъектам осмотра места ДТП тактически грамотно строить свою работу. Осмотр места конкретного ДТП индивидуален, имеет свои особенности, но для обеспечения высокой результативности осмотра работа каждого его субъекта практически всегда должна ложиться в рамки заранее разработанного алгоритма действий. Проведению качественного осмотра места ДТП будут способствовать разработанные нами алгоритмизированные программы действий по тактике использования специальных знаний при работе с материальной обстановкой в процессуальной форме при осмотре места происшествия (в следственной ситуации, когда водитель скрылся с места происшествия на транспортном средстве, оставив пешехода).
- использовать на месте ДТП информационно-методические базы данных на электронных портативных носителях (диск, флешка), которые содержат разработанные нами алгоритмизированные программы действий участников СОГ по работе с материальной обстановкой места происшествия. Аналогичной точки зрения придерживается и В.Ю. Ткач, утверждая, что на базе ноутбука необходимо создать портативный приборный комплекс под условным названием «Искусственная память криминалиста» (ИПК), и включить в него, как одну из составляющих, алгоритмы работы с различными видами следов. Он мог бы стать надежным помощником для следователей и других участников СОГ, обеспечивая незамедлительный доступ к информации о свойствах и признаках объектов, чаще всего отражающихся в следах преступлений, о методах, средствах и способах их фиксации и исследования при осмотре места происшествия[12].
Для тактически и методически грамотного проведения осмотра места ДТП, его необходимо подразделить на три алгоритмизированных этапа (стадии): подготовительный, рабочий (общий и детальный) и заключительный. В силу ограниченности материала диссертационного исследования более подробно остановимся на алгоритме действий специалиста-криминалиста или другого участника СОГ (в отсутствии специалиста) на рабочем этапе осмотра и алгоритмах действий по обнаружению, фиксации и изъятию следов на месте ДТП.
Алгоритм действий специалиста-криминалиста или иного участника СОГ (в отсутствии специалиста) с материальной обстановкой на рабочем этапе (общая и детальная стадии) на месте ДТП:
По внешним признакам и обстоятельствам происшествия, уточненным у следователя, оперуполномоченного, сотрудника ГИБДД необходимо определить зону осмотра ДТП, установить, какие изменения могли быть внесены в обстановку после ее обнаружения и определить реальные возможности отыскания материальных следов и иных объектов.
Произвести предварительное изучение места ДТП и наметить план осмотра, в котором определить:
- границы осмотра, начальную точку осмотра, пути передвижения участников СОГ;
- тактический способ осмотра в зависимости от сложившейся следственной ситуации: концентрический, эксцентрический, фронтальный[13], по узлам, по квадратам (например, на дороге целесообразно применять фронтальный метод, на перекрестке дорог - концентрический[14] [15] [16] и другие);
- очередность работы со следами на месте ДТП необходимо определять, исходя из сложившейся следственной ситуации.
Не нарушая окружающую обстановку, произвести ориентирующую, обзорную и узловую фотосъемки места ДТП, используя различные методы фотографирования. Кроме того, важно, чтобы фотографии места ДТП позволяли ориентировать следы на дороге относительно места наезда, если оно на момент осмотра было определено. Желательно провести и видеосъемку, особенно когда проведение осмотра места ДТП проходит на проезжей части оживленной автомагистрали (обстановка места происшествия может быть сохранена лишь в течение короткого времени). Для проведения фиксации обстановки места ДТП возможно использование и фотограмметрических (монофотограмметрических) комплексов (например, ФОМП-К , «Ракурс» и других).
Провести анализ видимых и слабо видимых следов в обстановке места ДТП и составить мысленную модель происшествия с целью определения предполагаемых мест расположения невидимых следов.
С учетом проведенного анализа мест расположения разнообраных следов в обстановке места ДТП разъяснить участникам осмотра возможный порядок передвижения по исследуемому участку места ДТП, указав на недопустимость совершения любых действий, способных привести к изменению или уничтожению следов преступления.
Выбрать нужные научно-технические средства, необходимые для обнаружения, изъятия и фиксации материальных следов на месте ДТП и, согласовав со следователем план своих действий по собиранию следов на месте происшествия, после его одобрения, приступить к реализации.
Алгоритм действий специалиста-криминалиста или иного участника СОГ (в отсутствии специалиста) с материальной обстановкой на рабочем этапе (детальная стадия) на месте ДТП:
Последовательно и всесторонне изучить детали обстановки места ДТП (предварительно разбив его на «узлы»), а также каждый из обнаруженных следов в отдельности.
Определить, не оставлены ли обнаруженные следы транспортных средств и сопутствующие следы в момент совершения ДТП (например, по их специфическому расположению, с учетом метеоусловий, и по другим особенностям).
Осмотреть предметы на месте ДТП таким образом, чтобы не уничтожить имеющиеся на них следы и не оставить свои, уделить должное внимание обнаружению на них микрообъектов. Необходимо подчеркнуть, что перед экспертом вопрос о наличии микрообъекта на представленном предмете-носителе [17] 1 может быть поставлен лишь тогда, когда его обнаружение целесообразно именно в рамках экспертного исследования и не может быть осуществлено в ходе производства следственного действия1.
Выделить материальные следы, которые должны быть изъяты с учетом криминалистических требований.
Измерить следы и объекты (их длину, ширину, глубину, высоту), которые осматривались на месте ДТП.
Определить приемы и выбрать научно-технические средства, с помощью которых могут быть закреплены и изъяты найденные на месте ДТП следы.
Произвести детальную фотосъемку обнаруженных следов на месте ДТП измерительным методом с масштабной линейкой.
Алгоритм работы специалиста - криминалиста или иного участника СОГ (в отсутствии специалиста) по обнаружению следов транспортных средств и сопутствующих следов на месте ДТП:
Обнаружение совокупности следов ДТП. В первою очередь, необходимо выявлять нестойкие следы на месте ДТП - микрообъекты, вещества, жидкости (например, микрочастицы ЛКП, стекла, полимерных материалов, резины, металла, перевозимого груза, следы ГСМ, крови, и другие) с использованием современных методов оптимизации освещения, оптического увеличения, цветоразличения, ультрафиолетовых и инфракрасных источников излучения и других средств и методов.
Микрочастицы ЛКП, стекла, полимерных материалов и другие микрообъекты необходимо искать на поверхности предметов, с которыми транспортное средство при наезде (столкновении) могло контактировать (одежде и теле пострадавшего, строительных конструкциях, на деревьях и других объектах окружающей обстановки), а также на дорожном покрытии. При поиске необходимо учитывать, что осыпи стекла, ЛКП, пластмасса и другие микрочастицы заинтересованными лицами могут быть сметены с дорожного [18] полотна на обочину (в кусты), в целях сокрытия следов преступления, поэтому особое внимание необходимо обращать на чистые места на дороге и прилегающую к ней территорию1. Поиск микрочастиц производится визуально и при помощи лупы до 10х (например, «Regula» модель 1002, 1003), с помощью «Crime-lite 42S» - портативного комплекта высокоинтенсивных светодиодных двухцветных источников света (Великобритания) и других научно-технических средств. При необходимости обработки значительных площадей целесообразно использовать вакуумный пылесос для сбора микрочастиц (например, «618RE»).
Следы биологического происхождения (кровь, волос, мозговое вещество
и другие) можно обнаружить на дороге, одежде потерпевшего, предметах окружающей обстановки места ДТП. Поиск биологических следов производится визуально, при помощи оптических приборов и современных УФ осветителей (например, «Корунд- Уф», «Шаг-4», прибора «DNA Crime-lite XL»
(Великобритания) для выявления скрытых следов биологического происхождения на большой площади), или портативных лазерных систем (например, Laser Light Solutions Bright Beam ULTRA (США). Следует учитывать, что кровь, поглощая ультрафиолетовые лучи, становится заметной, проявляясь в виде темных (темнокоричневого цвета) пятен на всяком люминесцирующем фоне. Если же гемоглобин крови под воздействием внешней среды превратился в гематопорфирин, то пятна приобретают яркую оранжево-красную (или яркокрасную - в зависимости от pH среды) окраску . Для обнаружения крови могут быть использованы такие реагенты, как, HemDirect SERATEC (Германия) - иммунохроматогра-фический экспресс-тест для обнаружения гемоглобина человека, проба Воскобойникова, 3%-ная перекись водорода и другие.
Следы НП и ГСМ (трансмиссионные масла, пластичные смазки, тормозная жидкость, бензин, дизельное топливо и другие) чаще всего можно обнаружить на дорожном полотне и на предметах одежды пострадавшего, на [19] [20] преградах, с которыми столкнулось транспортное средство. Следы НП и ГСМ можно обнаружить визуально при естественном и искусственном освещении, органолептически по запаху (следы ГСМ имеют характерный запах), с помощью УФ осветителей (например, бензины люминесцируют светло-голубым, дизельное топливо - ярко-голубым цветом и другие)1. Необходимо учитывать, что интенсивность люминесценции следов ГСМ зависит: от сорбционных свойств материала предмета-носителя, толщины слоя ГСМ, типа и количества примесей в ГСМ. Гашение люминесценции наблюдается при попадании ГСМ на некоторые виды тканей и резины[21] [22] [23].
Микрочастицы резины черного цвета от протекторов шин можно обнаружить в следах на одежде и теле пострадавшего, дорожном покрытии с помощью оптических средств наблюдения и ИК-осветителей. Необходимо учитывать, что большинство современных шин изготавливают с использованием углерода технического (марки: №339, №220, №330 и других) который хорошо поглощает инфракрасные лучи, поэтому в поле зрения электронно-оптического преобразователя (например, «Эдельвейс», «Ориол» и других) микрочастицы резины выглядят темными.
Следы протекторов шин на месте ДТП являются одними из самых распространенных и относительно устойчивых. Следы торможения «укорачиваются» за 1-3 часа на 20, 30, 40 см и более, а при наличии следов на влажных поверхностях (обледеневшей, заснеженной дороге) могут совсем исчезнуть . Необходимо учитывать, что все реже на месте происшествия можно обнаружить следы торможения в виде широких черных полос, которые, как правило, оставляли отечественные автомобили. Это связано с тем, что большинство компаний-производителей иномарок стали выпускать автомобили, оборудованные противоблокировочными системами (системой АБС), которые не позволяют заторможенным колесам «юзить» по дорожному покрытию, и образуют следы проскальзывания в виде прерывистых черных полос в среднем длиной от 10 до 20 см, которые могут располагаться за несколько десятков метров до места наезда1.
Следы от выступающих деталей транспортного средства визуально и при помощи средств увеличения необходимо искать на элементах окружающей обстановки, одежде (теле) пострадавшего. Они могут быть как поверхностными, в виде трасс от контактной кромки или поверхности частей и деталей транспортного средства, так и объемными.
Одежду и обувь с целью обнаружения следов повреждений осматривают визуально и при помощи оптических средств увеличения. При осмотре подошвы обуви следует обращать внимание на характерные следы скольжения, образуемые при наезде автомобиля на человека в виде параллельных прямолинейных или дугообразных трасс. Вследствие давления, оказанного колесом транспортного средства на одежду потерпевшего, узор ткани может отпечататься на коже трупа[24] [25]. Тело трупа с целью обнаружения телесных повреждений необходимо осматривать с помощью судебного медика.
Следы-предметы в виде частей и деталей транспортного средства и отдельные предметы, принадлежащие потерпевшему (заколки, сумочка и т.д.) необходимо искать как в зоне ДТП, так и за ее пределами, как на участках, прилегающих к дороге, так и на значительном расстоянии от нее.
Алгоритм работы специалиста-криминалиста или иного участника СОГ (в отсутствии специалиста) по фиксации и изъятию следов транспортных средств и сопутствующих следов на месте ДТП:
Все следы, обнаруженные на месте ДТП необходимо зафиксировать с помощью фотосъемки и видеосъемки, используя приемы и методы судебной фотографии.
При фиксации следов в протоколе осмотра места ДТП материальные следы необходимо описывать таким образом, чтобы по указанным признакам всегда можно было отличить одни следы от других.
3. Основное и обязательное требование при составлении схемы места ДТП - соблюдение пропорций размеров объектов, отображаемых на схеме, и взаиморасположения следов. При выполнении схемы рекомендуется использовать вертикальную и горизонтальную опорные (базовые) линии, к которым «привязываются» следы, объекты и место наезда на пешехода, и от которых производятся необходимые измерения1. Перспективным методом составления схемы на месте ДТП является лазерное 3D сканирование (например, с помощью программно-аппаратного комплекса «Farofocus», позволяющего без ошибок создать схему ДТП с точностью до 2мм)[26] [27].
4. Изъятие следов, обнаруженных на месте ДТП (с использованием механического, пневматического, адгезионного, электростатического и других методов). Изымать следы рекомендуется вместе с предметом-носителем или частью предмета-носителя. Если изъять таким образом следы невозможно, то необходимо изготовить их копии, предварительно сфотографировав по правилам измерительной фотосъемки с масштабной линейкой.
5. При обнаружении наслоений ЛКП на различных предметах окружающей обстановки на месте ДТП не следует отделять их от следовоспринимающей поверхности: изымаются сами предметы или их фрагменты, которые
упаковываются в бумагу или полиэтилен. Если частицы ЛКП слабо закреплены на подложке и могут быть утрачены при транспортировке, то следует зафиксировать расположение таких частиц на поверхности объекта фотографированием и в протоколе, после чего отделить их при помощи препаровальных инструментов и соответствующим образом упаковать1. Для изъятия и упаковки частиц ЛКП нельзя использовать пленки для сбора и транспортировки микрочастиц или дактилоскопические пленки.
Поверхностные следы протекторов шин лучше всего изымаются на ошкуренную наждачной бумагой листовую резину, объемные следы протекторов шин следует изымать путем изготовления слепков из гипса или силиконовых паст. Микрочастицы резины в следах от протекторов шин отделяют от асфальта при помощи щетки, сметая их на лист белой бумаги.
Объекты биологического происхождения (кровь, выделения и др.), обнаруженные на месте ДТП, при помощи пинцета промакиваются марлевым тампоном, затем высушиваются естественным путем на воздухе и упаковываются в бумагу. С предметов с невпитывающей поверхностью биологические следы изымаются скальпелем или бритвой, делая соскобы наслоений; наряду с этим контрольный соскоб делается с участка, свободного от следов[28] [29].
Фрагменты стекла собирают и помещают в бумажные пакеты. Микрочастицы стекла лучше всего изымать, используя специальные пленки для сбора и транспортировки микрочастиц.
Следы почвенного происхождения с поверхности дорожного полотна изымают с помощью совка и щетки (сметанием) и при условии, что почва сухая, упаковывают в полиэтиленовый пакет. Если имеется вероятность осыпания почвы с предмета-носителя, то после предварительного фотографирования ее изымают и упаковывают отдельно. В остальных случаях загрязненное место на предмете- носителе необходимо обшить фрагменом белой ткани и упаковать в бумажный пакет. Если на полотне дороги остается почва, которая, предположительно, осыпалась с транспортного средства в момент ДТП, то контрольными для этих образцов будут пробы, изъятые с обочины дороги[30].
10. Вопрос о целесообразности изъятия одежды пострадавшего на месте происшествия решается в зависимости от обстоятельств ДТП. При упаковке одежды ее следует без встряхиваний помещать в расправленном виде между листами плотной бумаги (картона) наружной стороной внутрь.
Отсутствие соответствующей методической и информационноаналитической базы проведения предварительных исследований материальных следов на месте ДТП.
Обращает на себя внимание тот факт, что во многих методических рекомендациях по осмотру мест ДТП о предварительных исследованиях вообще не упоминается, не говоря уже о тактике и методике их применения. Так, 100% респондентов в процессе анкетирования отметили, что предварительные исследования на месте ДТП не проводятся.
Существующие на сегодняшний день методики предварительного исследования следов транспортных средств на месте ДТП разрозненны, ориентированы на продукцию отечественного автопрома и явно устарели.
На протяжении длительного времени в России автомобильная промышленность выпускала для определенных марок и моделей отечественного автотранспортного средства соответствующие шины с определенными размерными характеристиками и рисунком, фарные рассеиватели с ярко выраженными морфологическими особенностями поверхности (структурированным рисунком) и соответствующей маркировкой, на автомашины конкретных марок наносились строго определенные лакокрасочные покрытия. Все эти данные заносились в альбомы, атласы, справочники, которые и можно было эффективно использовать при проведении предварительных исследований. В настоящее же время доля иномарок легковых автомобилей в России составляет практически 50%. Самым «богатым» на иномарки регионом является Приморский край, где этот показатель находится на отметке 87%\ В этой связи явно назрела необходимость актуализации уже имеющихся методик и создания нового комплексного подхода к проведению предварительного исследования совокупности материальных следов на месте ДТП.
Для решения данной проблемы необходимо:
- рекомендовать использование на месте ДТП разрабатываемой нами комплексной методики предварительного исследования совокупности разнообразных материальных следов. В основе ее лежат алгоритмизированные методики предварительного исследования разнообразных материальных следов различных, в том числе импортных, транспортных средств (следов протекторов шин, ЛКП, следов от выступающих деталей транспортного средства и других), построенные на применении современных научно-технических средств и технико-криминалистических методов. Комплексная методика предварительного исследования совокупности разнообразных материальных следов позволяет установить модель, марку или групповую принадлежность автомобиля, скрывшегося с места ДТП;
- облегчить и ускорить процесс проведения предварительного исследования и оценку его результатов посредством применения соответственного информационного обеспечения. Нами подготовлена комплексная база данных следов транспортных средств на электронных портативных носителях (флешкарта, диск), на основе которой планируется создание общей информационно-поисковой системы;
предварительное исследование следов на месте ДТП необходимо оформлять справкой специалиста «по результатам проведения предварительного исследования материальных следов на месте ДТП».
[1] См., напр.: Севастьянова Е.Н. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия: учеб. пособие. Домодедово: Изд-во ВИПК МВД России, 1999; Крикунов Ю.И. Проблемы осмотра места происшествия и назначения судебных экспертиз по уголовным делам о дорожнотранспортных происшествиях: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2006; Колосов Н.Ф., Колосов Д.П., Сафонов А.Ю. Тактические особенности осмотра места происшествия по делам о ДТП, совершенных в условиях неочевидности // Проблемы борьбы с преступностью: российский и международный опыт: Сборник научных трудов. Волгоград: ВА МВД России, 2013. Вып. 3. С. 95-101; Кравцова С.В. Производство предварительной проверки по информации о дорожно-транспортных происшествиях: учебное пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2010. С. 12-23; Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие. М.: «Щит-М», 2010; Демидова Т.В. Качественный осмотр места происшествия по делам о ДТП как одно из условий предупреждения экспертных ошибок // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 45-47.
[2] Сыромля Л.Б. Об оптимизации процесса проведения предварительного исследования материальных следов на месте дорожно-транспортного преступления (по материалам Дальневосточного региона) // Евразийский юридический Журнал. 2015. № 2 (81). С. 189-192.
[3] См.: Хрусталев В.Н. Академическая подготовка судебных экспертов в России: воспоминание о будущем // Актуальные проблемы судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и делам об административных правонарушениях: материалы междунар. науч.- практ. конф. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 34.
[4] См.: Байэт. Р., Уотсс Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий: Пер. с англ. М.: Транспорт, 1983. С. 6.
[5] См.: Зеликов A.B. Об актуализации взаимодействия органов предварительного расследования с органами дознания в российском судопроизводстве // Закон и право. 2009. №10. С. 86.
[6] См.: Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертнокриминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 70.
[7] Владимиров С.В. Владимирова О.А. Расследование наезда транспортного средства на пешехода. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 90.
[8] См.: Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология / под общей редакцией АН. Ерыгина. М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 158.
[9] См.: Бурцева Е.В., Ситникова Л.Б. О способности сотрудников ОВД к использованию специальных познаний в процессе предварительного исследования следов на месте ДТП // Теория и практика общественного развития. 2011. Выпуск № 7. С. 261.
[10] См.: Зуев П.М. Методика расследования дорожно-транспортных происшествии: учебное пособие. М.: МССШМ МВД СССР, 1990. С. 14.
[11] Чижиков. И.С. Проблемы полевой криминалистики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2004. С. 18.
[12] См.: Ткач В.Ю. Место происшествия как объект криминалистического исследования (проблемы научно-технического и организационного обеспечения): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2014. С. 62-63.
[13] См.: Булыжкин А.В. О возможностях использования фотограмметрической системы «ракурс» в осмотре места дорожно-транспортного происшествия // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью, Всероссийская научно-практическая конференция: сборник материалов. Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2014. С. 35-38.
[14] См.: Астапкина С.М., Дубровицкая Л.П., Плесовских Ю.Г. Участие специалиста- криминалиста в расследовании преступлений: учебное пособие. М.: УМЦ при ГУК МВД РФ,
1992. С. 46.
[15]
См.: Евтюков С.А., Васильев Я.В. Дорожно-транспортные происшествия: расследование, реконструкция, экспертиза. СПб.: Издательство ДНК, 2008. С. 44.
[16]
См.: Матвеев С.С., Абрамочкин В.В. К вопросу о проблемах применения фотограмметрического комплекса на месте ДТП // Система отправления правосудия по
уголовным делам в современной России как социальное взаимодействие личности и государства: сборник научных статей: в 2 ч. Ч. 1. Курск: Курс. гос. техн. ун-т, 2009. С. 271-276.
[18] См.: Вдовина О.П. Теория и практика использования микрообъектов в расследовании дорожно-транспортных преступлений: дис. ... канд. юрид наук. Калининград, 2016. С. 80.
[19] См.: Иванов Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. С. 96.
[20] См.: Шамонова Т.Н. Следы человека на месте преступления, их роль в доказывании (биологический аспект). М.: МосУ МВД России, «Щит и М», 2009. С. 51.
[21] См.: Ищенко П.П. Получение розыскной и доказательственной информации в ходе предварительного исследования следов преступления. М., 1994. С. 89.
См.: Кайргалиев Д.В. Особенности поиска, обнаружения, фиксации, изъятия, предварительного исследования и упаковки следов нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов на месте происшествия // Фундаментальные исследования. 2014. №6 (часть 2). С. 431-432.
[23]
Селиванов Н.А., Дворкин А.И., Завидов Б.Д. [и др.]. Указ. соч. С. 60.
[24] См.: Мешков В.М., Маханёк А.Б., Тарасова В.И. Дорожно-транспортные преступления:
монография / под общ. ред. В.М. Мешкова. М.: Юрлитинформ, 2014. С. 56.
[25]
См.: Расследование дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2003. С. 61.
[26] См.: Городокин, В.А., Вязовский А.Е. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий, осмотр места ДТП, схема места ДТП: учебное пособие. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. С. 15.
[27] См., напр.: Сретенцев А.Н., Бадиков Д.А. Некоторые аспекты использования современных технических средств фиксации при осмотре места дорожно-транспортного происшествия // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. Выпуск № 4 (34). С. 81; Зубенко Е.В., Степанюгин К.В. Организация деятельности органов внутренних дел на первоначальном этапе раскрытия и расследования оставления в опасности при дорожнотранспортном происшествии: учебно-практическое пособие; Дальневосточный юрид.институт МВД России. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2015. С. 107.
[28] См.: Хрусталев В.Н., Трубицын Р.Ю. Указ. соч. С. 143.
[29] См.: Вершицкая Г.В., Стальмахов А.В., Трубицын Р.Ю., Фролов А.Н. Собирание материальных следов и их предварительное исследование в ходе процессуальных действий: учебное пособие. Саратов: СЮИ МВД России, 2010. С. 55-57.
[30] См.: Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Указ. соч. С. 417-424.
|